Как сшить русский сарафан


Русский косоклинный сарафан: выкройки, советы, книги, история

Совпало так, что в недавнее время мы получили несколько запросов от читателей, касающихся традиционной русской одежды. До этого в течение нескольких лет мы в фоновом режиме собирали электронные копии старых книг по истории русского костюма, традиций и обычаев, а также иллюстрации по теме. Мы терпеливо ждали удобного случая, чтобы поделиться с вами нашими находками, среди которых есть настоящие сокровища…

Наконец наша задумка материализовалась! Для получения последнего недостающего элемента качественной статьи редакция сайта «Старообрядческая мысль» обратилась за советом к нашей прихожанке Елене Соколовой – профессиональному дизайнеру народного костюма.

Мы попросили Елену поделиться своим опытом, рассказать о традиционной женской одежде, которую так приятно видеть на службах в нашей Церкви, а главное – дать практические советы начинающим швеям и заказчикам. Получился интересный рассказ, который продолжает тему, поднятую в нашем исследовании о старообрядческой лестовке.

Читайте, скачивайте и рассказывайте друзьям: мы дополнили заметку иллюстрациями из нашего архива, а с автором можно связаться через нашу редакцию по e-mail [email protected], напрямую по e-mail  [email protected], либо найти прямой контакт в проекте «Деловые предложения старообрядцев».

Подборка литературы в отличном качестве – см. ниже.

История сарафана на Руси

Косоклинный сарафан – это наплечная одежда комплекса русской женской одежды северных губерний России: Архангельской, Новгородской, Псковской, Тверской, Костромской, Северодвинской, а также некоторых центральных областей России (Нижегородской, Смоленской и др.).

Выступление старообрядческого хора знаменного пения в Рогожской слободе в Москве

Северорусский женский костюм состоял из домотканой прямой льняной рубахи, косоклинного сарафана, душегреи (коротёны), головного убора (девичьего – повязка и платок, женского – кичка, кокошник, повойник, платок), шали, кожаной обуви – сапожек (лапти были рабочей обувью).

Название одежды «сарафан» содержит в себе корень «сар» – «царь». Это одежда кафтанного типа, длинная, величественная, часто из дорогих богатых тканей – «царская», которую носили князья и бояре.

Впервые термин «сарафан» зафиксирован в Никоновской летописи (1376г.) Значительно позже, с 16 века, сарафаном стали называть женский вид одежды, похожий на платье трапециевидной формы без рукавов или с рукавами, а также расклешенную юбку или юбку-солнце на сборках с лямками.

В разных областях России сарафаны имели различное название в зависимости от их типа, кроя, вида ткани или способа ее окрашивания:

1) По способу кроя: лямошник, косоклинный, клинник и т.п.; 2) По способу окрашивания ткани: набивник, маренник, кубовый и т.п.; 3) По виду ткани: сукман, штофник, кумашник, атласник, кашемирник, ситцевик, пестрядинник и др.

Наиболее древними считаются косоклинные туникообразные сарафаны, представляющие собой узкую (в ширину ткацкого станка 35-40 см) ткань, перегнутую по плечам с вырезом для горловины, в боковые швы которой вставлены клинья (см. схемы 1,2).

Выкройка косоклинного туникообразного сарафана для домотканого отреза. Оригиналы схем ТУТ

Такой сарафан напоминает закрытое платье с рукавами или без рукавов, без плечевых швов, с круглым или квадратным вырезом горловины с небольшим разрезом впереди, окантованным бейкой или тесьмой с застежкой на петли и пуговицы.

Зимние сарафаны шили из шерстяного домотканого сукна, чаще синего или красного цвета. Для летних использовали набивные льняные полотна. Для будничных сарафанов годился и неотбеленный холст.

Непостановочная семейная сцена на Рогожском во время ежегодного праздника Недели св. Жен-Мироносиц в 2013 году

Богатые сословия использовали привозные и фабричные ткани: парчу, шелк, бархат. Сарафаны часто отделывали золотной фабричной тесьмой, вышивкой, лоскутной отделкой, шнуром, кантом по низу, проймам и горловине.

Косоклинные сарафаны шили распашные (с застежкой по центральной линии переда) и глухие (не имевшие разреза по центральной линии переда). Сквозная застежка оформлялась петлями из шнура, пуговицами, тесьмой, золотным кружевом, которые одновременно являлись отделкой переда сарафана. Сарафаны 16-17 веков всегда закрывали грудь.

Спереди по бокам, а сзади всю спинку закладывали частыми сборками под обшивку. Сарафаны, как правило, шили на подкладке из холста, ситца, низ подшивали другой тканью, т.к. он быстро изнашивался.

В низ сарафана часто вшивали монетки для утяжеления и придания ему скульптурной монументальности. Для этой же цели служила и металлическая бахрома.

Современным модницам не хватает не только бахромы с поясом, но и ремень бы иной раз оказался весьма кстати…

Перед распашного сарафана состоял из двух прямых полотен, переходящих в цельнокроенные бретели. Спинка – из одного полотнища, к которому присоединялись клинья; бретели также были цельнокроенные и стачивались с бретелями переда по плечевым швам.

Особенностью косоклинного распашного сарафана было то, что клинья его по бокам сходились ёлочкой. У глухого сарафана клинья продольные (см. схемы 1,4), т.е. кроятся не под углом 45 градусов. Сарафаны – клинники могли быть очень широкими внизу и раскладываться в полный круг. Продольные клинья получали очень просто: одно прямоугольное полотно делили по диагонали и получали сразу два одинаковых клина.

Выкройка русского косоклинного распашного сарафана: клинья по бокам сходятся ёлочкой

Глухой косоклинный сарафан (глухарь, сукман, костолан, шушун, шушка, насов) существовал в трех вариантах: с длинными узкими рукавами, которые имели прорехи для рук; с фальшивыми рукавами, очень узкими, пришитыми только со стороны спинки к проймам. Эти рукава при работе подтыкали за пояс или завязывали на спинке.

По типу кроя косоклинные сарафаны бывают с косыми продольными клиньями (см. схему 1), со скошенными под углом 45 градусов клиньями (см. схему 3,4). В целом, крой всех русских сарафанов очень функционален и экономичен, так как никаких кусочков от раскроя, как правило, не остается.

Косоклинный сарафан с косыми и скошенными продольными клиньями

Туникообразный косоклинный сарафан постепенно вытеснил понёву. Она осталась основным видом женской одежды южных губерний и некоторых центральных районов России. В этих областях (Воронежской, Курской, Тульской, Рязанской) глухие сарафаны туникообразного типа были девичьей одеждой, женщины же носили только понёвы.

НОСТАЛЬГИЯ: кадр с ежегодной Рогожской ярмарки по случаю дарования старообрядцам религиозных свобод. Праздник проходит спустя две недели после Пасхи

Шушуны (туникообразные сарафаны) наряду с более поздними видами сарафанов (лямошниками) просуществовали до 20 века, но носили их лишь пожилые. Для нашего времени глухой косоклинный сарафан сохранен в среде старообрядцев, которые с уважением и любовью относятся к русскому национальному костюму и не расстаются с ним в своей повседневной жизни.

Современный старообрядческий сарафан

«Хочешь уничтожить русский народ – разврати женщину» . Эти слова приписывают Генриху Гимлеру, одному из идеологов Третьего рейха. Так он говорил о русских женщинах, славившихся своей целомудренностью и высокой нравственностью.

Современный старообрядческий сарафан – великолепный образец настоящей русской женской одежды. Он удобен, функционален, красив. Сарафан своей колокольной формой сберегает энергию Земли, так необходимую для поддержания женского здоровья (женщины, носящие длинные платья и сарафаны трапециевидной формы, практически не имеют женских болезней).

Современные старообрядки в глухих косоклинных сарафанах

Сарафан преображает каждую женщину, носящую его, делает ее величественно красивой, стройной, статной и молодой. Традиционный женский наряд привлекает внимание не к фигуре, а к лицу, глазам, всему облику, подчеркивая высокую одухотворенность.

Рядом с женщиной в правильном благородном русском сарафане затихают споры, мужчины не позволяют себе сказать «резкое словцо»…

Когда, слегка приподняв полу сарафана давно забытым жестом, такая женщина выходит из автобуса или не спеша идет по ступенькам лестницы, лица людей светлеют, забывается суета жизни и становится ясно: Русь жива, и у нее великое и светлое будущее!

Репетиция выступления детского хора на паперти Покровского храма

Выкройка косоклинного сарафана

Предлагаем всем любителям русского стиля одежды и читателям сайта «Старообрядческая Мысль» выкройку-схему современного старообрядческого сарафана, который украсит любую женщину (см. схему 5).

Современная простая выкройка для одношовного косоклинного старообрядческого сарафана

Ингредиенты

В настоящее время ткани производятся шириной 80, 90, 150 см и даже 160 и 180 см. Поэтому, если вы хотите сшить современный сарафан по типу косоклинного, совсем не обязательно собирать его при помощи клиньев: ведь клинья были необходимы при шитье из узкой домотканой ткани шириной 35-40 см.

Есть простой способ шитья сарафана с одним только швом: с таким кроем справится даже начинающая портниха, а опытная сошьет его за два часа. Этот способ шитья сарафана подходит для женщины среднего роста (это 165 см).

Для более высокого роста длина сарафана будет укороченной (не до пола), или необходимо будет применить другой крой. Для такого сарафана подходят как легкие шелковые, так и тяжелые шерстяные ткани и парча, однако рисунок ткани не должен быть продольным (не иметь четкого направления по долевой нити).

Способ приготовления

Сарафан – неотъемлемый элемент старообрядческой свадьбы

Нужно взять 3 метра ткани при ширине 150 см, сложить ткань пополам так, чтобы получилась два квадрата со сгибом (одной общей стороной). Положить в угол, где находится сгиб ткани, заготовку выкройки верха сарафана, отмелить проймы и линию низа, плавно округлив по лекалу. Выкроить сарафан. На нем будет только один шов – по центру переда, который нужно застрочить и украсить тесьмой, галуном, кружевом, шнуром, пуговицами.

Для роста более 165 см надо брать ткань шириной 160-180 см или пришивать оборку к низу сарафана, на что дополнительно требуется еще 1 м ткани. Проймы сарафана обрабатываются косой бейкой в цвет сарафана или контрастной. Из оставшихся треугольных «косынок» выкраиваются две лямки переда и головной убор (косынка, повойник и т.д.).

Выступление старообрядческого хора в Московском международном Доме музыки в 2014 году

Этот простой в исполнении современный русских сарафан разработан старообрядцами на основе старинного нижегородского сарафана «сорочий хвост». Он красив, подходит для любой комплекции и одинаково применим как на природе, так и в городской жизни.

Автор статьи с удовольствием ответит на вопросы читателей и проконсультирует всех желающих в случае возникновения вопросов. Обращаться можно в редакцию проекта STAROVE.RU (e-mail [email protected]) или напрямую по e-mail  [email protected] Оригиналы схем-выкроек от Елены Соколовой, использованные в качестве иллюстраций-пояснений к тексту можно скачать по данной ссылке.

Координаты Елены Соколовой имеются также в справочнике «Деловые предложения старообрядцев».

Автор статьи: Елена Соколова, дизайнер русского костюма

При подготовке статьи использовались материалы В.А. Соколовой из книги “Русские традиции. Народный костюм.” СПБ.:СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ, 2012

Материал по теме: безценные книги!

Поделитесь статьёй со знакомыми: надо пользоваться хоть какими-то преимуществами цифровой эпохи…
Лучшая тематическая подборка для думающих и ищущих: предлагаем для скачивания коллекцию книг по целому спектру вопросов, связанных с культурой, традициями и обычаями наших предков. Многие из них будут интересны широкому кругу лиц, а иные удивят даже профессионала.

Видео-лекция по теме

Для простоты мы сохранили эскизы иллюстраций обложек. По ссылкам ниже скачивается тематический ZIP архив с Яндекс-диска:
СКАЧАТЬ: РУССКАЯ НАРОДНАЯ ОДЕЖДАКнига Русская народная одежда Пармон Ф.М..djvuКнига Костюм в России XV – Начало XX века 2000.pdfКнига Русская народная одежда Работнова И.П..pdfКнига Народная одежда в восточнославянских традиционн.Книга Русская народная одежда и современное платьеКнига Русский народный костюм – Ефимова Л.В..djvuКнига Традиционный костюм новгородского края Васильев.Книга Народный костюм Воронежской губернии Пономарев.Книга Поэзия народного костюма Мерцалова М.Н.1988.pdfhttp://vk.com/wall-56924145_3378

Подборка книг по русскому народному искусству и культуре http://vk.com/wall-56924145_3378

СКАЧАТЬ: РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМКнига Беловинский Л.В. Типология русского народного костюмаКнига Быков А.В. Народный костюм вологодской областиКнига Гринькова Н.П. Народный костюм Вологодской областиКнига Гринькова Н.П. Очерки по развитию русского костюмаКнига Губанова Е.Н., Ожерельева О.В. Женский костюмКнига Зеленин Д.К. Русский народные обряды со старой обувью (1913)Книга Иванова А. Северный русский народный костюмКнига Игры и развлечения – книга 1955 годаКнига Каршинова Л.В. Русский народный костюмКнига Кислуха Л.Ф. Народный костюм Русского севераКнига Маковцева Л.В. Руссский народный костюмКнига Пармон Ф.М. Русский народный костюмКнига Решетников Н.И. Народный костюм и обрядностьКнига Сабурова Л.М. Одежда русского населения СибириКнига Соснина Н., Шангина И. Русский традиционный костюм – энциклопедия

Подборка книг по русскому народному искусству и культуре http://vk.com/wall-56924145_3378

СКАЧАТЬ: ВЫШИВКАКнига Сборник великорусских и малороссийских узоровКнига Русская вышивка и кружево.Ефимова Л.В., БелогорКнига Строчка и вышивка.Гумилёвская М.Н.pdfКнига Изобразительные мотивы в русской народной вышив.Книга Народная вышивка Тверской земли Калмыкова Л.ЭКнига Тверская вышивка в собрании Загорского музеяКнига Маслова Г.С. – Орнамент русской народной вышивкиКнига Вышивка Емельянова Т.Д., Еременко Т.И., ЩетининКнига Шитье, ткани, кружева.djvu

Подборка книг по народной вышивке http://vk.com/wall-56924145_2409

 СУПЕР РЕДКОСТЬ!

СКАЧАТЬ:Материалы по истории русских одежд 1884 года в четырех томах отличного качества СКАЧАТЬ: КРУЖЕВОКнига Кружевные салфетки. М. Панаите 1960.pdfКнига Плетение кружев. Исакова К.В.1959.pdfКнига Народный орнамент в композиции художественныхКнига Русское кружево Третьякова Е.И. 1995.pdfКнига Русское кружево. Узоры и сколки. Давыдова С.А.pdfКнига Кружево своими руками Кршижановская И. 1993.pdfКнига Вяжем кружево фриволите вып.1 Курбатская Н.С.Книга Вяжем кружево фриволите вып.2 Курбатская Н.С.Книга Вяжем кружево фриволите вып.3 Курбатская Н.С.

Подборка книг по работе с кружевом http://vk.com/wall-56924145_3537

СКАЧАТЬ: КУЛЬТУРА, ИСКУССТВОКнига История культуры Древней Руси. Том 1.1951.djvuКнига История русской материальной культурыКнига Карельское народное искусство. Косменко А.П.Книга Крестьянское искусство Воронов В.С.1924.pdfКнига Народная роспись по дереву. Барадулин В.А.1987.pdfКнига Народное искусство Тверской земли. Калмыкова Л.Книга Народное искусство. Материалы и исследованияКнига Народные художественные промыслы и ремеслаКнига Русская народная живопись Жегалова С.К.1984.pdfКнига Русское народное искусство Круглова О.В.1996.pdf

Подборка книг по русскому народному искусству и культуре http://vk.com/wall-56924145_3346

СКАЧАТЬ: ДЕРЕВО, РЕЗЬБАКнига Русская народная резьба по дереву Соболев Н.Н.Книга Русская изба.Иллюстированная энциклопедия.pdfКнига Деревянная архитектура русского севера.pdfКнига Домовая резьба Буриков В.Г. Власов В.Н.1992.djvuКнига Русское деревянное зодчество Ащепков Е.А..pdfКнига Русь деревянная.Ополовников 1981.pdfКнига Деревянное зодчество. Толковый словарь.pdfКнига Плотничное искусство Дементьев А.А.1902.pdfКнига Крестьянин плотник и строитель А. Жирнов 1927 г.

Подборка книг по работе с деревом (резьба, плотничное искусство) http://vk.com/wall-56924145_3076

СКАЧАТЬ: КУЛЬТУРА, ЭТНОГРАФИЯКнига Древняя Русь. Город, замок, село.1985.djvuКнига Развитие этнического самосознания славянских народов.Книга Русская этнография. Зеленин Д. К.Книга Восточнославянский этнографический сборникКнига Русские. Историко-этнографический атлас 1970.djvuКнига Русские Александров В.А. Власова И.В.Тишков В.А.Книга Фольклор и народное искусство русскихКнига Древняя Русь. Быт и культура Колчин Б.А.Книга Фольклор и этнография Русского Севера Путилов Б.

Подборка книг по русскому фольклору, этнографии и археологии http://vk.com/wall-56924145_3285.

Ссылка на авторские иллюстрации к статье – выкройки Елены Соколовой
 Ссылка на папку с архивом материалов к данной статье

Молитвенная одежда: Кафтан, азям, сарафан, платок, пояс…

Кадр дня: Какой платок надеть в церкви?

Платок раздора: Путин как мерило дресс-кода и благочестия

О старообрядческом празднике Свв. Жен-Мироносиц

Путеводитель по Рогожской Слободе

Илюстрированная информация о Рогожской слободе и всех заведениях, что находятся на её территории.

Летопись реконструкции Рогожской Слободы

Подборка эксклюзивных фотографий о ходе реконструкции на Рогожском в 2007-2015 годах.

Раздел «Церковь и Miр»

Подборка материалов по теме взаимоотношения религиозного и светского восприятия мира, в том числе рубрики «Исследования», «Истории жизни», материалы «На злобу дня», информация о праздниках, а также стихи и проза читателей сайта «Старообрядческая мысль».

Раздел «Обычаи»

Посетите раздел «Обычаи» нашего сайта. Вы найдёте в нём много интересного из незаслуженно позабытого. Страница 1, страница 2, страница 3, страница 4

Что почитать о старообрядчестве?

Краткая подборка объективной литературы о древлеправославии и истории Русской Церкви.

Какой нательный крест является правильным?

Какой крест считается каноничным, почему недопустимо ношение нательного креста с изображением распятия и прочих образков?

Какое крещение истинное и правильное?

Живой и аргументированный рассказ о способах крещения, практикуемых в новообрядцами, и истинном крещении согласно канонам Церкви.

Интервью Митрополита Корнилия на “Радио Подмосковья”

Подробное и очень удачное интервью Предстоятеля РПСЦ по ключевым вопросам современной религиозной жизни в России.

Вл.Евмений: Новообрядцы должны прийти к тому, от чего ушли

Эксклюзивное интервью со старообрядческим епископом Евмением от проекта “Русская Планета”.

СНОБ: Старообрядцы. Невидимая Россия

Подробный исторический анализ причин и последствий раскола от независимого светского издания.

STAROVE.RU: Россия в цифрах XX-XXI век

Эксклюзивное исследование сайта о том, какие в стране национальности, вероисповедания, динамика социо-экономических показателей на множестве примеров и сопоставлений.

Приглашаем всех присоединиться к нашим сообществам на других ресурсах:

Пожалуйста, простая просьба: пригласите в группу двоих своих друзей!

В контакте: http://vk.com/staroveru и http://vk.com/StarPraz

Facebook: https://www.facebook.com/groups/staroveru

Twitter: https://twitter.com/staroveru

E-mail: [email protected]

starove.ru

Как сшить сарафан для девочки в народном стиле

Фотогалерея: Как сшить сарафан для девочки в народном стиле

У каждого при упоминании о русско-народном костюме возникает ассоциация с широким цветастым сарафаном, который декорирован лентами и вышивкой. Видов этого убранства есть великое множество, ведь каждая губерния имела свои особенности его кроя. Потому, если вы решили сшить народный сарафан для девочки, он может быть как очень раскошенным, так и глухим, с пуговицами или швом спереди или полностью прямым и с лямками.

Как сшить сарафан для девочки своими руками?

Необходимые материалы и инструменты

  1. Ткань (ситец, шерсть, бархат, сатин и пр.).
  2. Нитки по цвету материала.
  3. Ножницы.
  4. Швейная машинка.
  5. Сантиметровая лента.
  6. Ленты и оборки для декоративной отделки.

Пошаговая инструкция

  1. Если вы озадачены, как сшить сарафан для девочки в народном стиле, начните с выбора подходящего материала. Традиционным считается красный цвет, но возможны и другие. Качество и яркость ткани играет важную роль, ведь народный сарафан для девочки должен быть очень красочным. Лучше, если он будет одноцветным или в мелкий, неброский орнамент.
  2. Делаем выкройку. Для этого нужно измерить рост девочки от подмышек до пола. Для взрослых длина изделия может быть и в пол, но при пошиве сарафана на ребёнка лучше сделать его на несколько сантиметров не достигающим линии пола. Измеряйте обхват груди, после чего умножьте полученное число на 2 или 2,5. Так вы узнаете нужную ширину юбки сарафана. Можно также при желании расклешить его книзу, для чего необходимо сшить 2 либо 4 части, расширенные к подолу.
  3. Займитесь раскройкой остальных частей. Если хотите сделать кокетку, нужно начертить полосу, длина которой будет равна обхвату груди и еще по 6 см по каждому боку. Ширина ее составляет 9-12 см. Данный русский сарафан на девочку должен иметь ширину лямок 7-10 см, а длину – не менее 40-45 см. Если будет лишняя, отрежется при примерке.
  4. При изготовлении сарафана из нескольких частей нужно обметать края каждой швом «зигзаг» или при помощи оверлока, после чего прошить боковые швы. Задний не прошивайте полностью, оставьте незначительный выпуск для застежки. Края застежки следует подогнуть и прошить в виде перевёрнутой «П» по 1 см от края.
  5. По верху юбки проделайте крупноватыми стежками строчку, после чего стяните её, чтобы сделать её на 4 см короче длины кокетки. Складки должны быть равномерно распределены. После этого пришивайте кокетку, выравнивая по центру. Стык должен расположиться в зоне застежки. Края кокетки также нужно обметать.
  6. Полосу кокетки загибаем в два раза, чтобы торцы прошить с изнанки. Выворачивайте их, после чего подогните ту сторону, которая осталась свободной, и вручную приметайте. Только после этого нужно прошивать машинкой.
  7.  Теперь нужно обметать и подбить подол. После этого на кокетку пришиваем пуговицу и делаем на другой стороне петлю.
  8. Лямки нужно сшить с изнанки, а затем вывернуть. К сарафану их пришейте таким образом, чтобы край изнутри был спрятан. Наденьте на девочку изделие и отрежьте лишнюю длину у лямок. Пришейте их лучше ближе к застежке, иначе могут падать с плеч.
  9. Русские народные сарафаны для девочек и взрослых принято декорировать по верху, подолу, лямках, для чего использовали вышивку, оборки, ленты, кайму и пр.

Вы уже знаете, как сшить сарафан для девочки в народном стиле. Надеемся, наши советы и выкройки стали вам полезными.

strana-sovetov.com

Русский народный сарафан

Русский сарафан – это не только один из вариантов национального костюма, но и стильный предмет гардероба, который девушки могут носить в повседневной жизни. Этот наряд с богатой историей – отличный способ выделиться из толпы.

Впервые русские сарафаны появились в начале четырнадцатого столетия. Старинный сарафан изо льна доходил до пола. Вначале его носили мужчины, но к семнадцатому столетию сарафан перешел и в женский гардероб.

Женские модели стали более красочными и оригинальными. Их стали украшать узорами, пышными рукавами и яркими пуговицами. При этом к выбору узоров относились особенно тщательно, и каждому из них придавалось особое значение. Важную роль играл и цвет. Молодые девушки выбирали яркие насыщенные цвета, в то время как зрелые женщины предпочитали носить сарафаны темных оттенков.

Сарафаны носили не просто на голое тело, но дополняли другими предметами гардероба, делая наряд многослойным. Под сарафан одевалась льняная рубашка, сверху – цветастая рубаха и кокошник. В качестве верхней одежды использовали жилет или шубку.

На восемнадцатое и девятнадцатое столетие пришелся пик популярности сарафанов. Тогда этот предмет гардероба носили девушки по всей России, от Сибири и западной ее части. Сарафаны были одеждой как для замужних девушек, так и для свободных.

Их одевали, как в повседневной жизни, так и на торжественные мероприятия. При этом, для разных случаев выбирались разные модели: для повседневности – более простые, а для праздников – нарядные, выполненные из более дорогих материалов. Праздничные сарафаны шили из бархата, шелка и других дорогих тканей. Украшались такие наряды вышивкой золотыми нитями. Впрочем, дороговизна сарафана напрямую зависела от достатка семьи.

Во времена правления Петра Первого сарафан, вместе с другими элементами национальной одежды был официально запрещен. Царь хотел сделать гардероб своих подданных более европейским. За время действия запрета популярность сарафанов значительно понизилась, и на долгое время этот элемент гардероба был забыт.

Сарафаны в русском народном стиле создавались из тканей ярких, насыщенных оттенков. Украшались они вышивкой, которая рознилась, в зависимости от региона. Различались между собой и виды сарафанов.

Традиционный сарафан представлял собой народное платье с широкими лямками. Возник косоклинный сарафан в центральных областях, но позже вошел в моду во всех частях страны.

Закрытый сарафан, внешним видом напоминающий тунику девушки носили, в основном, в качестве повседневного одеяния. Простой сарафан такого типа шился из одного или двух отрезов полотна. Шов в центре являлся одновременно декоративным элементом.

Эффектно смотрится сарафан московского кроя. Прямая юбка в такой модели дополнялась эффектным прилегающим лифом. Лиф на кокетке делает наряд более эффектным.

В современном мире сарафаны пользуются популярностью среди поклонников национального стиля и народных танцоров. Модели для танцев внешне не отличаются от простых сарафанов. Расклешенные модели все так же дополняются широкими лямками и юбкой, пришитой непосредственно к лифу. Но декоративных элементов в таком наряде намного меньше, что делает наряд более легким.

Еще один современный вариант – сарафаны, которые только стилизуют внешний вид народных платьев. Может использоваться тот же крой, цвета или узоры. В таком платье вы точно привлечете к себе внимание и будете выглядеть эксклюзивно.

Многим девушкам нравится сарафан, представляющий собой расклешенную юбку на бретелях. Юбка может быть в пол, или чуть ниже колен. Лямки могут быть, как широкими, так и узкими – их ширину стоит подбирать в зависимости от особенностей своей фигуры. Подчеркнуть ваши достоинства поможет и правильно подобранный узор.

Русские сарафаны шьют из разнообразных тканей. Это может быть натуральный лен или хлопок. Такие ткани приятны на ощупь и очень легкие. Для пошива нарядных сарафанов используются такие материалы, как бархат, шелк, атлас.

Много внимания уделяется и украшению сарафанов. Для начала помните, что важную роль во внешнем виде наряда играет его цветовая гамма. Повседневные наряды могут быть светлыми, однотонными, в то время, как праздничные сарафаны все стараются сделать более яркими.

Еще один обязательный элемент декора – вышивка. Изначально русские красавицы старались сделать узоры на сарафане более объемными, соединяя несколько цветных нитей. Узоры отличались между собой в зависимости от территории, где создавался сарафан.

Так, к примеру, на западе сарафаны украшались четкими и ровными узорами, выполненными черными нитями. А вот на севере и в центре страны сарафаны расшивали яркими нитками, среди которых преобладали такие цвета, как зеленый, красный и синий. Классическое сочетание черных и красных цветов встречалось по территории всей страны.

Сейчас такое деление уже не особо актуально, но если вы хотите подчеркнуть свое происхождение, вполне можно украсить свой сарафан узором, который выбрали бы ваши предки. Кроме вышивки наряд можно декорировать лентами разных цветов.

Недостаточно просто выбрать подходящий по цвету и фасону сарафан. Для создания полноценного лука нужно, чтобы все детали образа хорошо сочетались между собой.

Простой, но интересный лук получится на основе сарафана с сине-белым узором. Его подчеркнет контрастный красный пояс и вышитая красными нитями рубаха, одетая под низ. Наряд смотрится аутентично и очень привлекательно.

Более нарядно смотрится лук, дополненный кокошником. Синее атласное платье с цветочным узором и широкими бретелями хорошо смотрится в сочетании с белой рубахой с широкими рукавами. Изысканный кокошник белого цвета и бижутерия, подходящая по стилю отлично дополнят такой лук.

Еще один вариант образа, который понравится современным девушкам – сочетание укороченного красного сарафана с простой белой рубашкой, вышитой алыми нитями. Украшение для волос завершает образ, делая его полноценным.

Русские сарафаны, как и многие вещи в национальном стиле, сейчас пользуются популярностью среди модниц. Более простые наряды подойдут и для повседневной носки, в то время, как изысканные сарафаны подойдут для соответствующих торжеств или выступлений.

wlooks.ru

Как сшить русский народный сарафан для девочки своими руками?

Русский национальный женский костюм у всех ассоциируется с широким цветастым сарафаном, декорированным лентами и вышивками. Существует огромное множество подобных нарядов без рукавов, потому что в каждом русской губернии платье имело свой особенный крой. Сарафаны бывают раскошенными и глухими, с откидными рукавами, на лямках либо иметь спереди пуговицы или шов. Расцветка и фасон также могут отличаться. Если вы хотите узнать, как сшить русский народный сарафан для девочки своими руками, то этот материал специально для вас. Изготовить прямой сарафан под силу даже начинающим рукодельницам.

к содержанию ↑

Шьем самостоятельно сарафан в народном стиле

Вашей маленькой принцессе предстоит посещение тематического утренника или празднования, и вы хотите порадовать ее красивым нарядом? Тогда воспользуйтесь данным мастер-классом, в котором описано, как сшить русский сарафан своими руками быстро и с минимальными затратами.

Необходимые инструменты и расходные материалы:

  1. Сатиновая, ситцевая, бархатная или шерстяная ткань.
  2. Нитки в тон основного материала.
  3. Швейная машинка.
  4. Ножницы.
  5. Портновская сантиметровая лента.
  6. Оборки и ленточки для декора.

Настало время узнать, как сшить русский народный сарафан своими руками быстро и без выкройки, поскольку в данной инструкции описано, как построить ее самостоятельно.

Пошагово она выглядит так:

Важно! По мнению экспертов лучше сделать его одноцветным или выбрать неброский, мелкий орнамент.

Важно! Следите, чтобы складки получились равномерными.

Вот вы и узнали, как русский сарафан для девочки сшить своими руками. Приведенные советы и инструкция обязательно окажутся для вас полезными.

к содержанию ↑

Изготовление русского сарафана своими руками

Вы впервые хотите повести свою дочь на праздник масленицы, но никак не можете подобрать подходящий наряд? Тогда попытайте счастье и рискните сделать его собственноручно. Для этого совсем не обязательно тратить баснословную сумму денег или идти на курсы кройки и шитья. Достаточно воспользоваться приведенной ниже схемой, тогда у вас получится замечательный сарафан на масленицу своими руками.

Вам потребуется следующее:

Изготовление наряда происходит по данной инструкции:

  1. Сначала следует измерить ширину спины и груди ребенка.
  2. Затем строится выкройка на бумаге согласно полученным размерам.
  3. Вырежьте по две одинаковых элемента из цветной ткани, которые пойдут на изготовление кокеток и лямок.
  4. Из остатков материала вырежьте ленточки для отделки шириной 10 см.
  5. Из однотонной ткани вырежьте две трапеции, определите их высоту с учетом необходимой длины изделия. Сверху трапеции могут быть разными, а снизу равными 110 см. Полотно спереди должно выйти размером 8 см, заднее же превышать ширину спины на 5 см.
  6. Сшейте боковые стороны кокетки, верхнюю ее часть обработайте тесьмой.
  7. Проложите тесьму вдоль шва, цветную ленту спереди по центру, вместе их пришейте.
  8. Сшейте боковые части обоих полотен.
  9. Цветной отделочной лентой обработайте подол вместе с тесьмой, которая была проложена вдоль шва. Отгладьте его.
  10. Крупным стежком прострочите верх полотнища, собирая нижние части кокетки по ширине в кулиску.
  11. Лямки сложите вдвое, прострочите на машинке, по краю проложите тесьму. Прогладьте их, наденьте на ребенка сарафан, отрегулируйте. Пристрочите лямки к кокетке.

Вот и готов наш очаровательный русский народный сарафан для девочки. Своими руками выкройки строить, как оказалось совсем несложно, поэтому бояться не стоит.

Важно! Зная, как сшить сарафан на Масленицу, и опробовав простые модели на практике, можно смело экспериментировать с тканями, декоративными украшениями, вариантами отделки.

Обладая такими знаниями, вы сможете шить подобные народные наряды даже для своего гардероба, ведь такая одежда не оставит равнодушным ни одного мужчину. Она всегда занимала в гардеробе женщины особое место и сейчас возвращается в моду.

serviceyard.net


Смотрите также