Какие эмоции вызывает зависть


Может ли зависть быть позитивным чувством?

Познать себяЧеловек среди людей

Вы со дня на день ждете повышения. Вы столько всего сделали, чтобы добиться цели: выполняли все рекомендации босса и улучшили в своей работе все, что можно было улучшить, задерживались в офисе допоздна и приезжали на работу в выходные. И вот открылась вакансия на руководящую должность. Вы уверены, что назначат именно вас — больше некого.

Но начальник вдруг объявляет о том, что решил назначить на эту должность Марка, вашего молодого коллегу. Ну конечно, этот Марк всегда выглядит словно голливудская звезда, да и язык у него подвешен. Такой, как он, кого угодно очарует. Но он пришел в компанию совсем недавно и работал далеко не так усердно, как вы. Вы заслуживаете повышения, а не он.

Вы не только разочарованы из-за того, что вас не назначили на руководящую должность, а испытываете сильную неприязнь к Марку, о которой раньше и не подозревали. Вы возмущены тем, что он получил то, о чем вы мечтали так долго. И начинаете рассказывать коллегам неприятные вещи о Марке и целыми днями мечтаете о том, как скинуть его с пьедестала, вместо того чтобы работать.

Откуда берется зависть?

Зависть — сложная социальная эмоция. Она начинается с осознания, что у кого-то есть что-то ценное, чего у вас нет. Это осознание сопровождается болезненным и неприятным чувством.

С эволюционной точки зрения она снабжает нас информацией о нашем социальном положении и стимулирует к улучшению этого положения. Даже некоторые животные способны испытывать первичную зависть к тем, кто больше преуспевает.

Но у зависти есть темная сторона. Вместо того чтобы сфокусироваться на достижении желаемого, мы размышляем над тем, чего нам не хватает, и обижаемся на тех, у кого это есть. Зависть вредна вдвойне, потому что она заставляет нас не только думать о себе плохо, но и испытывать недобрые чувства к людям, которые не сделали нам ничего плохого.

Вредоносная и полезная зависть

Традиционно зависть расценивалась религиозными лидерами, философами и психологами как безусловное зло, с которым надо бороться до полного избавления. Но в последние годы психологи стали говорить о ее светлой стороне. Она мощный мотиватор личностных изменений. Такая «полезная» зависть контрастирует с вредоносной, мотивирующей причинять вред тому, кто нас в чем-либо превзошел.

Когда Марк получил должность, о которой вы мечтали, вполне естественно, что сначала вас кольнула зависть. Но потом вы можете вести себя по-разному. Можно поддаться «вредоносной» зависти и размышлять, как бы поставить Марка на место. А можно пустить в ход полезную зависть и поработать над собой. Например, взять на вооружение методы и приемы, с помощью которых он добился цели.

Возможно, вам нужно стать менее серьезным и перенять у более успешного коллеги его жизнерадостную и дружелюбную манеру общения. Обратите внимание, как он расставляет приоритеты. Он знает, какие задачи можно выполнить быстро, а какие требуют полной отдачи. Такой подход позволяет ему успевать все, что необходимо, в рабочее время и оставаться в хорошем настроении.

Психологи много спорят об адекватности разделения зависти на вредоносную и полезную. Психологи Йочи Коэн-Черэш и Элиот Ларсон заявляют, что разделение зависти на два вида ничего не проясняет, а еще больше все запутывает. Они считают, что их коллеги, которые говорят о вредоносной и полезной зависти, путают эмоцию с поведением, которое провоцирует эта эмоция.

Для чего нужны эмоции?

Эмоции — особые переживания, чувства, которые возникают в определенных условиях. У них две функции:

Во-первых, они быстро снабжают нас информацией о нынешних обстоятельствах, например, о наличии угрозы или возможностей. Странный шум или неожиданное движение могут сигнализировать о присутствии хищника или какой-то другой опасности. Эти сигналы становятся триггерами страха. Точно так же мы испытываем волнение в присутствии привлекательного человека или когда рядом вкусная еда.

Во-вторых, эмоции руководят нашим поведением. Когда мы испытываем страх, мы предпринимаем определенные действия, чтобы себя защитить. Когда счастливы, мы ищем новые возможности и расширяем круг общения. Когда нам грустно, мы избегаем общения и уединяемся, чтобы достичь душевного равновесия.

Зависть одна — поведенческие реакции разные

Эмоции говорят нам о том, что с нами происходит в настоящий момент, и подсказывают, как реагировать на ту или иную ситуацию. Но важно различать эмоциональный опыт и поведение, к которому он приводит.

Если полезная и вредоносная зависть — две разные эмоции, то события, которые предшествуют этим эмоциям, тоже должны отличаться. Например, злость и страх — эмоциональный ответ на угрозы, но страх ведет к избеганию опасности, а злость — к атаке. Злость и страх проживаются по-разному и ведут к разным поведенческим проявлениям.

Но в случае с полезной и вредоносной завистью все иначе. Первичный болезненный опыт, который приводит к зависти, один и тот же, а вот ответные поведенческие реакции разные.

Когда мы говорим, что эмоции управляют нашим поведением, это звучит так, будто мы слабые беспомощные жертвы своих чувств. Это может быть справедливо для других животных, но люди способны анализировать свои эмоции и по-разному вести себя под их влиянием. Можно позволить страху сделать из себя труса, а можно превратить страх в отвагу и достойно отвечать на вызовы судьбы.

Завистью тоже можно управлять. Эта эмоция дает нам важную информацию о нашем социальном положении. И только нам решать, что с этим знанием делать. Мы можем позволить зависти разрушить нашу самооценку и навредить благополучию наших социальных отношений. Но мы способны направить зависть в позитивное русло и добиться с ее помощью личностных изменений.

Об авторе: Дэвид Лудден — профессор психологии в Колледже Гвинет в штате Джорджия, автор книги «Психология языка: интегрированный подход».

Текст:Александра ГалимоваИсточник фотографий:Getty Images

Новое на сайте

8 советов, которые помогут вам развить эмоциональную связь с партнером

Тест: Какой киногерой стал бы для вас идеальным партнером?

«Тайком от меня мужчина взял к себе на работу бывшую»

5 веских причин сказать «нет» и 5 шагов, чтобы сделать это корректно

«Отца убили на моих глазах»: историю о травме и терапии дружбой комментирует психолог

Почему мы чувствуем себя одиноко: 4 основные причины

«Как перестать переедать и „заедать скуку“?»

«Жена ищет мне замену»

Яд для сердца: зачем нам нужна зависть и как ее обезвредить : Блог Alter

Кому вы завидуете? Может быть, подруге с ее идеальными отношениями? Или знакомому, который переехал на Бали? Или, может, коллеге, который получает повышение за повышением, хотя на самом деле его заслуживаете вы? Испытывать зависть не очень приятно, а часто и стыдно. Но нет бесполезных эмоций — и способность завидовать тоже развилась у людей не просто так. Разбираемся, почему и зачем мы завидуем, и как с этим справляться.

Что такое зависть

Зависть и ее «родственник» злорадство — эмоции, которые часто сопровождаются чувствами стыда и вины. Психологи рассматривают ее как социальную эмоцию, которая сосредоточена на сравнении себя с другими. При этом сравнивающий ощущает, что «проигрывает» чужим успехам. 

Зависть встречается во множестве социальных контекстов — между коллегами, сиблингами, друзьями. В отличие от ревности, зависть сосредоточена на некой иерархии, важной для человека, и его статусе. Но часто эти чувства смешиваются. Можно завидовать сопернику, если считаешь, что у него больше достижений, и именно это привлекает в нем партнера. 

Зависть не входит в «базовую палитру» эмоций — она считается сложной. Это чувство может состоять из разных составляющих: стыда, вины, обиды, печали, тревоги и гнева. Конкретный набор зависит от человека. Некоторые люди злятся, что кто-то оказался успешнее них, и совсем не испытывают вины за это. Другие могут стыдить себя за завистливые чувства, поскольку считают, что это «некрасиво». 

Зависть — двигатель эволюции

Зачем желать плохого тому, кто нас в чем-то обошел? Ученые считают, что в зависти нет ничего криминального — мы завистливы, потому что мы люди. С точки зрения эволюционной психологии, эмоции у людей появились и закрепились в ходе естественного отбора как система оповещения. Они сигнализируют о том, что нужно обратить внимание на что-то во внутренней или внешней среде — и принять меры. 

Зависть — древняя часть этой встроенной «сигнализации». С помощью негативных переживаний она сигнализирует о том, что у кого-то есть конкурентное преимущество. Это движущая часть механизма самооценки, который позволяет сравнивать себя с другими. А он играет важную роль в том, чтобы успешно конкурировать за ресурсы и партнеров в ходе эволюции. Зависть побуждала либо отнять то ценное, что есть у другого, либо заполучить это собственными силами. Тех, кто не ощущал дискомфорта в ситуации чужого преимущества, неизменно обходили более завистливые соперники. По мнению эволюционных психологов, это помогло людям выжить как виду.

Люди скрывают зависть не только для того, чтобы «сохранить лицо», но и чтобы н терять возможность влиять на других.

Эволюционная теория возникновения этого чувства также объясняет, почему люди, как правило, скрывают его. И мужчины, и женщины настолько неохотно признаются в том, что бывают завистливыми, что ученые часто вынуждены изучать это через тесно связанные с ней явления — например, через чувство враждебности. Исследования показывают, что такая враждебность обычно проявляется косвенными путями — например, через распространение слухов об объекте зависти. Это эволюционная стратегия: для успешной конкуренции за ресурсы или партнера принципиально важно выставить себя в более выгодном свете на фоне соперников. В том числе за счет подрыва репутации конкурента. То есть завистливый человек стремится обратить социальное сравнение в свою пользу.

Люди скрывают зависть не только для того, чтобы «сохранить лицо», но также и для того, чтобы не терять возможность влиять на других. Например, если открыто признаться в зависти к коллеге, который получил повышение вместо тебя, можно испортить отношения и с ним, и с коллективом. А вот если умолчать об этом, вариантов действий для завистливого человека гораздо больше — пусть и явно не самых безупречных с точки зрения морали.

Эволюционными же причинами объясняется, почему зависть, как правило, вызывают люди, близкие нам по возрасту, доходу и социальному статусу. Ученые объясняют это на примере богатого соседа и миллиардера. Миллиардеру завидовать смысла нет: он настолько превосходит в способностях или удаче, что никакие усилия к этому уровню богатства не приблизят. Это напрасная трата времени и ресурсов — и зависти. Сосед, с другой стороны, вряд ли сильно умнее и удачливее, так что причина завидовать ему и смысл соперничать за место под солнцем есть. 

Две стороны зависти

Психолог Нильс ван де Вен вдохновился тем, что в голландском языке есть два слова для обозначения зависти. Он предположил, что на самом деле у этой эмоции два вида, и подтвердил это в ходе серии исследований. Участников из разных стран просили вспомнить случаи, когда они ощущали себя завистливыми, чтобы зафиксировать связанные с этим опытом чувства. А затем людям предлагалось пройти «тест на злорадство» — представить, что человек, которому они завидовали, попал в неприятности.

Легкая (мягкая) зависть — то, что в русском языке обычно обозначают как «белую зависть». Это «вдохновляющее» чувство: человек, который превосходит тебя в чем-то, вызывает симпатию, с ним хочется сблизиться. И это становится причиной улучшить собственные позиции, мотивирует к достижениям. В этом случае кажется, что человек заслуживает того, чего он добился, к нему не возникает неприязни. И само это чувство скорее направлено не на человека, а на то, чем он обладает. Как отмечают ученые, при этом все равно можно ощущать фрустрацию или переживать чувство собственной неполноценности. Но общий опыт психологического переживания такого чувства все равно в большей степени положительный. 

Второй вид — злокачественная, «черная зависть». В этом случае завистливый человек сфокусирован на том, кто его сильно раздражает. Хочется, чтобы он лишился своего преимущества — и неудачи в жизни этого человека вызывают злорадство. Это очевидно негативный опыт: люди, которые переживают такое чувство, воспринимают удачу другого как несправедливость для самих себя. В этом случае завистливые люди с большей вероятностью могут навредить сопернику. Ученые отмечают, что такой опыт объясняет, почему это чувство считается «грехом», однако сами люди внутри себя переживают его иначе. Завистливые если и стыдятся собственных чувств, то в небольшой степени, а в целом даже считают свои чувства морально оправданными. 

Завидовать больно. Буквально.

Греческий философ Аристотель определял зависть как боль, вызванную счастьем других. Оказывается, это чувство буквально ощущается как боль — совсем как в ситуации, когда нам разбивают сердце. Это подтверждает исследование 2009 года, посвященное переживаниям зависти и злорадства.

Исследование проводилось в МРТ-сканере. Каждого участника просили представить себя главным героем в социальной ситуации, где были персонажи выше и ниже его по статусу, с большим или меньшим количеством достижений. При столкновении с персонажами, к которому испытуемые чувствовали зависть, активизировались участки мозга, связанные с физической болью. Также, чем выше участники оценивали свою зависть, тем сильнее «воспламенялись» эти участки.

Также во второй части исследования испытуемым дали возможность представить себе неудачи, постигшие персонажей-объектов зависти в жизни. В этом случае активировалась система вознаграждения в мозге, и чем острее было это чувство, тем больше дофамина получали завистливые люди от злорадства. 

То есть нейронные механизмы зависти и злорадства оказались тесно связаны, в том числе по интенсивности переживания. Один из авторов исследования сравнивает это с действием голода: чем сильнее это чувство, тем интенсивнее удовлетворение, которое мы получаем, когда наконец удается поесть.

Кто самый завистливый

Согласно исследованию 2015 года, наиболее завистливыми являются молодые взрослые, и чаще всего они завидуют сверстникам своего пола.

Всего в исследовании приняли участие более 1700 человек в возрасте от 18 до 80. Почти три четверти опрошенных признались в том, что за последний год испытывали зависть. При этом завистливых женщин оказалось чуть больше, чем завистливых мужчин.

В возрастной группе до 30 лет около 80% признались, что за последний год испытывали сильную зависть, а среди людей за 50 таких стало меньше — около 69%. Есть вероятность, что с возрастом люди не становятся менее завистливыми, но реже склонны в этом признаваться.

Чаще всего участники исследования завидовали людям своего пола, причем по всевозможным причинам, включая финансовый успех и профессиональные достижения. Это несколько удивило ученых: они ожидали, что женщины будут более завистливы по отношению к мужчинам, которые, как правило, занимают более высокие должности и больше зарабатывают. Но оказалось, что это не так.

Согласно результатам исследования, мужчины чаще, чем женщины, завидуют профессиональному успеху. А женщины чаще, чем мужчины, завидуют чужой внешности.

Также выяснилось, что с возрастом меняются причины для зависти. Молодые участники более завистливы по отношению к чужим успехам в личной жизни, а те, кто постарше — к деньгам и социальным достижениям. Вероятно, это связано с тем, что приоритеты, как правило, с возрастом меняются. 

Мы больше завидуем тому, что ждет соперника, а не тому, чем он уже обладает.

Чужое будущее завиднее прошлого

Многие чувства интенсивнее в преддверии событий, чем после них. Например, накануне сложного экзамена гораздо тревожнее, чем после него. Психологи в ходе серии исследований выяснили, что это верно и для зависти. Мы более завистливы по отношению к тому, что ждет соперника, а не к тому, чем он уже обладает. И сама зависть со временем ранит все меньше. 

В первом исследовании каждый участник должен был представить, как на его близкого друга сваливается желанный успех всей жизни: повышение на работе, фантастический отпуск, покупка автомобиля мечты. Одна часть испытуемых описывала свои чувства за несколько дней и недель до этого, другая — после. Оказалось, что идентичный гипотетический сценарий вызывает меньше зависти, если событие-причина уже случилось. 

Результаты подтвердились в реальных условиях. В феврале 2017 года ученые каждый день измеряли уровень зависти испытуемых к ровеснику, который идет на свидание в День святого Валентина. Интенсивность этого чувства росла вплоть до «дня икс», но уже 15 февраля упала и до конца месяца оставалась на относительно низком уровне. В феврале 2018 года исследование повторили, и динамика осталась прежней.

Также ученые обнаружили, что время по-разному влияет на «белую» и «черную» зависть. Участники исследований после события-причины реже сообщали о «черной зависти» и связанных с ней негативных переживаниях (фрустрации, неприязни и враждебности). А «белая зависть» и положительные чувства (воодушевление, прилив мотивации, симпатия) после события оставались либо на прежнем уровне, либо усиливались.

Соцсети могут усиливать зависть

Исследования утверждают, что пользователи социальных сетей часто ощущают себя завистливыми. Это связано с социальным сравнением — мы неизбежно замечаем, что кто-то в жизни нас обошел (или хочет создать такое впечатление). Одни хвастаются достижениями на работе, вторые делятся подарками от поклонников, третьи выкладывают миллион фотографий из отпуска. 

По мнению ученых, это может сильно снижать настроение и даже приводить к депрессии. При этом опаснее всего режим скроллинга, «пассивное использование»: когда соцсети используются для того, чтобы наблюдать, что выложили другие люди, а не взаимодействовать с ними.

Согласно еще одному исследованию, сравнение в соцсетях с теми, кого мы считаем лучше себя, может приводить к разному набору чувств. Это может вызывать как негативные чувства — зависть, неприязнь, депрессию и стыд, так и положительные — вдохновение, оптимизм и восхищение. Ученые выяснили, что когда успеха достигают близкие друзья, чаще возникают чувства из положительного спектра, и в этом случае зависть и депрессия менее вероятны.

Как справляться с завистью

Ученые сходятся в том, что не завидовать совсем в жизни, скорее всего, никак не получится. От сравнения себя с другими никуда не деться. Неизбежно кто-то в чем-то окажется успешнее нас, и это не всегда будет нас радовать. Но можно научиться справляться с завистью и даже обратить ее себе на пользу.

Признайте, что вы завидуете

Не всегда сразу удается понять, что вы чувствуете к другому человеку именно зависть. Это связано с тем, что она может проявляться в сложной смеси других эмоций. Например, вы можете злиться на человека или сильно огорчаться, когда видите его пост с очередной счастливой фотографией. Кроме того, нам с детства говорят, что завидовать плохо, поэтому мы можем подавлять это чувство, не признаваться себе в нем и не осознавать его. Важно называть эмоции своими именами — только так мы можем снизить их интенсивность и понять, что с ними делать дальше.

Если вы огорчились, увидев в ленте фотографию знакомого из отпуска, попробуйте разобраться, что вас расстроило. 

Мысли, которые подсказывают, что вы испытываете именно зависть, могут выглядеть так:

Попробуйте понять, чего именно вам не хватает: может, пора взять отпуск на работе, а может, станет лучше, если почаще выбираться на прогулки. С помощью зависти можно прояснить для себя, какая психологическая потребность не закрыта — а значит, будет проще достичь цели.

Также постарайтесь проявить к себе сочувствие и понимание. Конечно, ощущать себя завистливым неприятно, но стоит постараться не «гнобить» себя за это чувство. Так не получится оказать себе помощь — скорее можно почувствовать себя еще хуже. Успехи других не делают нас неудачниками, а зависть не превращает в ужасных людей. Это просто часть жизни.

Успехи других не делают нас неудачниками, а зависть не превращает в ужасных людей.

Сопротивляйтесь негативному сравнению

В основе зависти часто лежит чувство, что успехи другого человека ставят крест на наших собственных способностях и достижениях. Чтобы выдержать удар по самолюбию и не дать самооценке рухнуть, нужно попытаться объективно оценить разницу между качествами соперника и своими.

Например, если вы завидуете коллеге, который получил повышение вместо вас, можно поразмышлять об этом с помощью вопросов: 

При тщательном рассмотрении может оказаться, что коллега классно организует работу команды, а вы лучше него справляетесь с управлением проектом. Или, например, коллеге нравится пилить отчеты и выступать с презентациями, а вы такое терпеть не можете. Смысл в том, чтобы попробовать увидеть, что это все равно что сравнивать апельсины и яблоки: они разные, и один фрукт не хуже другого. Так и команде одинаково нужны как проектные менеджеры, так и управленцы.

Обратите зависть в мотивацию 

Согласно исследованию, и восхищение, и «черная зависть» не сильно мотивируют человека к тому, чтобы работать над собой и добиваться для себя лучших условий. 

По мнению исследователей, восхищаться — все равно что сдаться и признать поражение, согласиться, что таких же высот тебе никогда не достичь. А человек, испытывающий «черную зависть», считает преимущества соперника незаслуженными и скорее мотивирован «утопить» его, чем работать над собой.

Зато в случае «белой зависти» мотивация возрастает, и человек начинает прикладывать больше усилий, чтобы стать лучше и достичь своих целей.

Обращайтесь за помощью

Если зависть захватывает целиком, и с этим чувством не удается справиться, может быть полезно исследовать ее на терапии. Психолог поможет выяснить, что именно стоит за завистью, и научиться с ней справляться. 

Психологический смысл зависти — подчеркнуть наши цели и желания в жизни. Ведь чаще всего мы завидуем тем, кому этого удалось добиться раньше нас. Также терапевт окажет помощь в том, чтобы переключить внимание с чужих достижений на собственные таланты, помочь их обнаружить и развить.

Оцените статью

[Всего: 13 Рейтинг: 4.6]

Поделиться постом

Ссылка скопирована в буфер обмена!

Чему может научить ревность?

Эмоция ревности настолько ужасна, что может показаться нелогичным, что из нее можно чему-то научиться. Страх, беспокойство и гнев по поводу потенциальной потери, которые вызывает ревность, могут восприниматься так же негативно, как и сама потеря, а иногда и хуже, учитывая мучительную природу неизвестного.

Джессика, например, всегда возмущалась, когда ее партнер говорил о том, что другая женщина проявляет к нему интерес, и ей не нравились его обеды с деловыми партнерами женского пола. Ей было трудно поверить, что он действительно предан ей, и время от времени она искала доказательства, подтверждающие ее опасения.

Прежде всего, женщина или мужчина в ситуации Джессики должны усвоить, что ревность не всегда связана с вами. Вполне возможно, что особенности характера партнера могут привести к тому, что он спровоцирует вас на ревность и тем самым закрепит с вами свою связь. Такое поведение характерно для людей с расстройствами личности. Нарциссические и пограничные личности настолько боятся быть покинутыми, что вызывают ревнивую реакцию у партнера, а затем обвиняют своего партнера в ревности. В этом случае Джессика была бы настолько озабочена собственной безопасностью, что не приняла бы во внимание собственные страхи своего партнера быть брошенным.

Есть и другие вариации на тему ревности не к вам, а к партнеру, который вызывает в вас ревность. Партнер может ревновать к своему предыдущему партнеру, но вместо этого вызывать эту ревность в своем нынешнем партнере. Ревность, как вы, возможно, уже испытали, имеет тенденцию вызывать у человека сильную негативность или гнев по отношению к объекту этой ревности. Как удобно, когда кто-то может вызвать у нынешнего партнера гнев по поводу поведения предыдущего партнера, оставаясь при этом нейтральным и даже сочувствующим по отношению к предыдущему партнеру.

Однако в случае Джессики ее ревность не ограничивалась партнером. Когда подруга рассказала об общем опыте с их общим другом, она тоже почувствовала зависть. Очень может быть, что выбор друзей Джессикой, к сожалению, напоминал расстройство личности ее романтического партнера, но давайте предположим, что это не так. Таким образом, мы предполагаем, что Джессика склонна к ревности, когда люди в ее жизни проявляют близость к кому-либо еще.

Ревность, если она принадлежит вам, представляет собой угрозу вашей связи с другим человеком, переживаемую как беспокойство и страх, что кто-то другой может и займет ваше место. С точки зрения эволюции, сохранение вашей связи с партнером имело бы огромные преимущества, и, таким образом, ревность и реакции, которые она вызывает, служат для защиты личных интересов в партнерстве. Соперника во времена пещерного человека могла постичь ужасная участь. Но в современном обществе, по большей части, ревность заставляет ревнивую сторону казаться и чувствовать себя слабой, незащищенной, неполноценной, нуждающейся и лишенной чувства собственного достоинства. Ревнивый человек часто страдает от неуверенности и тихо одинок. Однако иногда ревнивый партнер бывает агрессивным и оскорбительным. В любом случае тому, кто завидует, есть чему поучиться.

Ревность вызывает негативную самозащитную реакцию, но она также может информировать вас. Итак, если вы испытываете зависть, у вас есть возможность узнать о себе, задав себе несколько вопросов: Чувствуете ли вы, что вам не хватает какого-то качества, которое вы хотели бы развить в себе? Испытываете ли вы ревность, потому что на самом деле хотите от ваших отношений чего-то большего, чего вы не можете получить от этого человека, будь то страсть, интеллектуальная стимуляция или близость? Что вы думаете о себе и кем хотите быть? Какие переживания потери и покинутости в вашей жизни привели вас к страху, что это повторится снова? Близость к другим может вызвать эмоцию ревности, особенно если вы не цените себя или пережили потерю или отказ в детстве. Однако вы должны признать, что ваши чувства больше связаны с вашими отношениями с самим собой, чем с кем-то еще.

Подобно ревности, зависть — это социальная эмоция, которая возникает в отношениях. Там, где ревность вызывается в трехсторонних отношениях, переживание зависти связано с вашими отношениями с другим человеком. Зависть будет темой моего следующего блога.

Для получения дополнительной информации о моих книгах об эмоциях: http://www.marylamia.com

Этот блог никоим образом не предназначен для замены медицинских или психологических консультаций. Если требуется экспертная помощь или консультация, следует обратиться за услугами компетентного специалиста.

Эволюционная психология зависти и ревности

Старая догма всегда заключалась в том, что самые сложные аспекты человеческих эмоций определяются культурой; Считается, что немцы и англичане прямолинейны, а итальянцы и индийцы — эксцентричны. Тем не менее, в последние два десятилетия растет осознание того, что, хотя культура и играет важную роль в окончательном выражении человеческой природы, должны существовать базовые леса, определяемые генами. В то время как это признано верным для простых эмоций, таких как гнев, страх и радость, уместность эволюционных аргументов для более сложных нюансов эмоций изучена недостаточно. В этой статье мы рассматриваем в качестве примера зависть или ревность; чувство, которое возникает, когда кому-то лучше, чем тебе. Наш подход в целом согласуется с традиционными подходами эволюционной психологии (ЭП), но идет дальше, исследуя сложность и функциональную логику эмоций — и точные социальные триггеры, которые их вызывают — с помощью намеренно надуманных и надуманных «мысленных экспериментов», которые субъекту предлагается принять участие. Когда здравый смысл (например, мы должны завидовать Биллу Гейтсу, а не нашему немного более богатому соседу) противоречит наблюдаемому поведению (т. е. мы больше завидуем нашему соседу), парадокс часто может быть разрешается эволюционными соображениями, которые предсказывают последнее. Многие, но не все, подходы к ЭП терпят неудачу, потому что эволюция и здравый смысл не делают противоречащих друг другу предсказаний. Наконец, мы кратко упомянем возможность того, что более глубокое понимание эволюционного происхождения определенных нежелательных эмоций или поведения может помочь избавиться от них и, следовательно, иметь терапевтическую пользу. Такой подход скорее дополнит современные методы лечения (такие как когнитивно-поведенческая терапия, психоанализ, психофармакология и гипнотерапия), чем сведет на нет их.

Ключевые слова: эволюционная психология, зависть, ревность, эмоции, новая терапевтическая техника, мысленные эксперименты «Выражение эмоций у животных и людей» (Дарвин, 1872; об эмоциях см. также Экман и Фризен, 1971; Изард, 1977; Вежбичка, 1986; Рассел, 1994; Оатли и Дженкинс, 1996; Фредриксон, 1998; Льюис, 2000; Панксепп и Бивен, 2012). Это резко контрастирует с исследованиями таких загадочных тем, как, скажем, видимое восприятие движения, которые изучались с мучительными, а иногда и бессмысленными подробностями. По правде говоря, наше понимание эмоций «здравым смыслом», вероятно, ближе к истине, чем понимание, предлагаемое специалистами, работающими над этим вопросом (просто прочитайте хороший роман Джейн Остин).

Одна из проблем заключается в том, что физиологи и психологи, изучающие эмоции, недостаточно рассматривают их с эволюционной точки зрения (исключения см. Nesse, 1990; Ekman and Davidson, 1994; Johnston, 1999; Cosmides and Tooby, 2000; Tooby and Cosmides). , 2008). Это печально, потому что, как сказал Добржанский, «ничто в биологии не имеет смысла, кроме как в свете эволюции». Это может показаться очевидным, но даже несмотря на то, что люди часто признают это на словах, это отношение еще не проникло в господствующую неврологию и психологию [как красноречиво защищали Туби и Космидес (19).90)].

С точки зрения эволюции, эмоции — это адаптивная реакция на окружающую среду, которая увеличивает мои шансы на выживание. Но в отличие от простых адаптаций — скажем, ощущения боли, когда мою руку утыкают раскаленным стержнем, побуждающим меня отдернуть ее — эмоции гораздо сложнее. Они организуют более организованный ответ. Если я подозреваю, что поблизости находится тигр, реакция «борьба/бегство» (опосредованная лимбическими структурами) активирует несколько аспектов моей физиологии и познания, каждый из которых рекурсивно подпитывает другой, влияя на мое поведение (например, Nesse and Ellsworth, 2009). ).

Конечно, можно впасть в другую крайность и предположить, что у каждой маленькой особенности человеческого поведения должен быть специальный модуль, имеющий непосредственное значение для выживания и отточенный естественным отбором; точка зрения, поддерживаемая средствами массовой информации об эволюционной психологии (ЭП) (хотя основные сторонники этого подхода обычно стараются избегать таких ловушек, включая Дэвида Басса, Дональда Саймонса, Джона Туби, Леду Космидес, Мелвина Коннора, Кристин Харрис и Стивена Пинкера. ). При использовании этого подхода следует остерегаться четырех ловушек: (1) не все адаптивно; многие причуды ума могут быть случайными побочными продуктами или атавистическими остатками вещей, которые когда-то были полезными (психологический эквивалент червеобразного отростка). (2) Вторая ловушка заключается в том, что можно научиться многим так называемым универсальным психологическим чертам; люди могли «сойтись» в одном и том же решении сходных экологических проблем; например, готовка почти универсальна, но мы не постулируем кулинарный модуль в мозгу, зашитый посредством естественного отбора. Вероятно, это было основано на случайном обнаружении дичи, зажаренной в лесных пожарах. 3) как наблюдаемая черта, так и ее объяснение банальны; очевидно даже для вашей бабушки. Например, мужчинам нравятся молодые женщины с чистой кожей и большой грудью, потому что они более плодовиты; поэтому гены, предрасполагающие к такому предпочтению, будут размножаться. Есть ли кто-нибудь, кто этого не знает? (4) Когда объяснение не банально, то его часто очень трудно – почти невозможно – проверить экспериментально или опровергнуть. Он не удовлетворяет критерию фальсифицируемости Поппера. Хорошим примером является сатирическая теория, предложенная одним из нас для объяснения того, почему «джентльмены предпочитают блондинок» (Рамачандран, 1998), предполагая, что они делают это, потому что это позволяет им обнаруживать ранние признаки паразитарного заражения и старения, которые снижают фертильность. Кроме того, взаимность сексуального интереса более очевидна у блондинов из-за расширения темных зрачков на фоне бледной радужной оболочки; как и розовый румянец оргазма на светлой коже, который снижает вероятность рогоносца и увеличивает вероятность имплантации. (Кроме того, покраснение более заметно у блондинок, которые, по сути, посылают непроизвольный сигнал «правды в рекламе», сообщая, что она не может безнаказанно проститутки без того, чтобы румянец от смущения не выдал ее.) Этот рассказ был воспринят всерьез некоторыми членами сообщества EP; действительно, мы допускаем возможность того, что то, что началось как сатира, может иметь в себе больше, чем зерно правды! Еще более надуманную теорию в шутку предложил мой коллега Дж. А. Дойч (личное сообщение). Дойч предполагает, что причина, по которой женщины испытывают тошноту и рвоту на ранних сроках беременности, заключается в том, что «запах рвотных масс» отпугивает мужа от полового акта с ней. Это имеет эволюционный смысл, учитывая известный риск аборта в результате полового акта в таких случаях. В качестве последнего примера предположим, что причина, по которой мы стекаемся в аквариумы, заключается в том, что наших девонских предков-рыб привлекали другие рыбы, и в нашем мозгу сохранились остатки этой привязанности. Легко увидеть абсурдность этих трех примеров, но некоторые аргументы ЭП имеют одинаковую форму.

EP находится на твердой почве, когда он избегает как можно большего количества этих ловушек. Тогда становится интересно исследовать. Суть игры в том, чтобы делать наблюдения за человеческой психологией, которые сначала кажутся удивительными, противоречащими интуиции и, по-видимому, неадаптивными, а затем показывают, что может существовать скрытая эволюционная программа. Эта стратегия не обязательно подтверждает теорию, но делает ее более достоверной, чем если бы не удалось избежать ловушек. Мы хотели бы проиллюстрировать этот подход, рассмотрев очень простой пример ревности или зависти. Эти два слова взаимозаменяемы в Соединенных Штатах, но в Соединенном Королевстве первое чаще используется в сексуальном контексте, а второе - в других контекстах. В любом случае «целью» обычно является тот, кто считается в каком-то отношении более состоятельным, чем вы, или чей доступ к ресурсам лучше, чем у вас. Ревность также имеет собственнический компонент; Я хочу фактически лишить другого человека ресурса и объявить его своим. Это негативная эмоция. Зависть не столь негативна — она не имеет такой же острой грани и побуждает к подражанию, чтобы получить независимый доступ к аналогичным или даже лучшим ресурсам. Крайним в том же спектре было бы чистое восхищение кем-то, кто благодаря врожденному таланту и интенсивным усилиям оказался в лучшем положении, чем вы. Я завидую своему соседу, получившему награду от местного мэра, но восхищаюсь Фрэнсисом Криком.

Ревность — мотив огромной силы. Хотя вы часто сознательно осознаете, что ревнуете или завидуете кому-то, иногда настоящие причины зависти скрыты в вашем бессознательном и замаскированы рационализациями. По иронии судьбы, то, что вы действительно цените в жизни, чаще раскрывается, когда вы спрашиваете себя, кому вы завидуете, а не спрашиваете себя напрямую: «Что я ценю». Последнее часто затрагивает то, что общество ожидает от вас ценности; ваше «суперэго» берет верх — и вы осознаете только то, чего вам следует хотеть, а не то, чего вы действительно хотите. С другой стороны, зависть и ревность возникают как инстинктивная реакция в вашей эмоционально-оценочной системе задолго до того, как вы это осознаете.

Самоанализ не в моде в современной психологии, в основном из-за сохраняющихся последствий бихевиоризма. Вопреки этой точке зрения, мы будем утверждать (и продемонстрируем в этой статье), что самоанализ (если он сопровождается перекрестной проверкой по другим вдумчивым предметам) может быть ценным источником понимания внутренней логики и эволюционного обоснования некоторых сложных эмоций, таких как зависть. Очевидно, что против — чисто субъективного — осуществления интроспекции могут быть справедливо выдвинуты возражения, поэтому крайне важно в конечном итоге проверить эти предположения, сделав контринтуитивные предсказания, которые могут быть эмпирически фальсифицированы (используя строгий научный подход). А пока можно развлекаться, размышляя о возможностях.

Центральным аргументом в этой статье является то, что можно достичь более глубокого понимания эмоций с помощью интроспективных «мысленных экспериментов»; спрашивая себя — и других — какая социальная ситуация (А или Б) сделала бы вас более склонным к этой эмоции и каковы внешние триггеры. Затем можно построить осмысленные эволюционные сценарии того, почему конкретный триггер (А) мог эволюционировать, вызывая данную эмоцию, даже если здравый смысл подсказывал, что другой триггер (Б) должен быть более эффективным. Для более вопиющих эмоций (например, агрессии) триггеры и их эволюционное обоснование очевидны и, вероятно, опосредованы лимбическими структурами мозга. Но более сложные эмоции требуют более сложных триггеров (или их комбинаций), чтобы вызвать их. Эволюционная логика этих эмоциональных триггеров поначалу может быть неочевидной, но ее можно разобрать, представив себя в определенных ситуациях и просто спросив себя, как бы вы себя чувствовали. Большинство сложных эмоций могут сильно зависеть от социальных взаимодействий, контекста, самооценки и ощущения того, кем вы являетесь в глазах других. Примеры включают гордость, высокомерие, высокомерие, честолюбие, чувство вины, благодарность и ревность (тема этой статьи). В отличие от основных эмоций, таких как агрессия и страх, которые опосредованы в основном лимбической реакцией «бей/беги», эти более сложные эмоции, вероятно, требуют взаимодействия с орбитофронтальной корой. Такие эмоции, в том числе способность к самоанализу («Я ревную, потому что и т. д.»), вероятно, уникальны для людей или особенно хорошо развиты у нас. Они могут потребовать построения «метапредставления» — представления более ранних представлений в мозгу (знание того, что вы знаете, или знание того, что вы завидуете).

Возникает важный вопрос. Имеют ли более тонкие эмоции (например, гордость, честолюбие, зависть и чувство вины) особый вкус? Например, имеет ли ревность свои собственные уникальные субъективные качества, или это смутное, смутно-негативное чувство, которое либо приобретает оттенок своего уникального «привкуса ревности», либо просто выводится задним числом на основе социального контекста? В отличие (скажем) от качества красного, которое проявляется сразу же, независимо от социального контекста? Самоанализ предполагает первое; потому что мы часто ловим себя на том, что испытываем приступ ревности к другу — часто с удивлением и смущением — прежде чем сделать вывод о причинах, контексте и т. д.

Рискнем предположить, что лобный пациент все еще может быть способен на агрессию, страх и вожделение, но не на зависть или романтическую любовь (которые имеют сложные и тонкие социальные измерения). У такого пациента будут большие трудности с самоанализом собственных эмоций, а не только с их выражением. С точки зрения эволюции стоит отметить, что даже если эмоции переживаются в частном порядке, почти все они бессмысленны, кроме как по отношению к другим; т. е. в социальном контексте (например, зависть, гордость, ревность и доброта). Отчасти это верно даже в отношении более базовых эмоций, таких как страх, вожделение, гнев и боль; например, мы кричим «ой», чтобы привлечь внимание.

Что вызывает зависть, помимо очевидного, к тому, кто лучше обеспечен? И можно ли объяснить функциональную логику этих триггеров (или своеобразную комбинацию социальных сигналов) с точки зрения эволюции; т. е. какова может быть их ценность для выживания? Путем самоанализа и неформального опроса друзей, студентов, коллег и т. д. мы составили следующий список. Для каждого пункта в списке мы попытаемся придумать правдоподобный эволюционный сценарий. Особенно важен вопрос о том, почему вы делаете тот или иной выбор, даже если здравый смысл склоняется к другому выбору. Мы хотели бы подчеркнуть, что на данном этапе это всего лишь предварительные неофициальные опросы, цель которых состоит в том, чтобы стимулировать дальнейшие исследования с использованием строгой методологии для сбора формальных данных. (При изучении зрительного восприятия аналогичные зрительные иллюзии имеют давнюю и почтенную традицию делать важные выводы задолго до того, как были сделаны детальные измерения для подтверждения этих пунктов).

(1) Вы больше завидуете: (А) кому-то, кто похож на вас во многих отношениях, но немного богаче (скажем, на 50%) или (Б) больше завидует Биллу Гейтсу? Завидует ли нищий немного более успешному нищему или Биллу Гейтсу?

Ответ почти всегда первый (10 из 11 опрошенных выбрали А). Это не имеет значения. Обычно ожидается, что сила эмоции будет прямо пропорциональна искомому ресурсу; например, уровень глюкозы в крови определяет степень голода. Следуя этому аргументу, не следует ли вам больше завидовать Биллу Гейтсу? Здравый смысл может подсказать, что чем лучше кто-то живет, чем вы, тем больше вам следует завидовать. Но вопреки интуиции это не так. «Здравый смысл» (логическая или рассуждающая часть мозга), конечно, тоже возник в процессе эволюции, но, возможно, для других нужд; то есть абстрактные обобщения, такие как правила логического вывода, которые имеют лишь ограниченный доступ к «законам эмоций» (с учетом модульной архитектуры человеческого мозга). Логично, что вы должны больше завидовать Биллу Гейтсу, потому что у него больше ресурсов. Но «эмоциональный модуль» настроен на немедленные «интуитивные реакции», такие как ревность, иногда подавляющие логические выводы. В общем, интуитивные реакции и «способность к рациональному мышлению» дают последовательные ответы, но не всегда.

Традиционные теории ОзВ иногда терпят неудачу в том, что они не всегда противоречат интуиции. Например, они «объясняют», что мужчины предпочитают более молодых женщин, потому что они более плодовиты. Ни само явление (выбор более молодых женщин), ни стандартное объяснение («они фертильны») не противоречат интуиции. Они не проходят то, что мы называем «бабушкиным тестом» — то, что ваша бабушка могла бы вывести из простого применения здравого смысла. Проблема в том, что во многих сценариях, обычно рассматриваемых в EP, эти два (здравый смысл против скрытой эволюционной программы) делают одно и то же предсказание; единственный способ разъединить их — создать весьма надуманные сценарии; что мы и попытаемся сделать в этой статье.

Какова эволюционная логика, управляющая завистью; например, тот факт, что вы завидуете своему соседу больше, чем Биллу Гейтсу? Ответ заключается в том, что вся цель зависти состоит в том, чтобы побудить вас к действию либо путем самостоятельных усилий (зависть), либо путем желания и кражи того, что есть у другого (ревность). Поэтому ревность имеет агрессивную составляющую, а зависть более позитивна, иногда даже с оттенком восхищения.

Обращаясь к Биллу Гейтсу в сравнении с более преуспевающим нищим, мы считаем, что это может быть легко объяснено аксиомой о том, что зависть развилась, чтобы мотивировать доступ к ресурсам, которые востребованы другими в вашей группе. Если я бедный нищий, мой мозг быстро вычисляет, что, по всей вероятности, очень богатый Гейтс либо заслуженно намного богаче (т. е. он намного умнее), либо просто чрезвычайно удачлив. Эволюционно говоря, нет смысла завидовать ему, потому что он «зашкаливает» ни по способностям, ни по удаче, поэтому никакие мои усилия не могут привести к достижению его уровня процветания; зависть мотивировала бы неуместную и бесполезную трату ресурсов. Более богатый нищий, с другой стороны, может быть лишь немного умнее, удачливее или трудолюбивее меня, так что, по крайней мере, есть некоторый шанс, что зависть может побудить меня превысить его доступ к ресурсам (или зависть может заставить меня воровать). от него безнаказанно).

(2) Вы больше завидуете (А) кому-то, кто равен вам по таланту, усилиям и т. д., но его/ее незаслуженно продвигают по службе или (Б) кому-то, кто действительно лучше вас, кто вознаграждается ?

Ответ почти всегда «А» (11 из 11 опрошенных нами выбрали А). Опять же, обратите внимание, что это не имеет очевидного смысла; если ты хочешь быть таким же богатым, как твой ближний, какая разница, был ли он вознагражден незаслуженно или законно. Это можно разобрать дальше. Например, имеет ли значение, получил ли другой парень вознаграждение от начальника, (А) потому что он (от природы) генетически более интеллектуально одаренный, чем вы, (Б) более трудолюбивый или (С) произвольно без причины? EP предсказывает, что вы больше всего будете завидовать «Б», потому что зависть побудит вас что-то с этим сделать, тогда как соревноваться с «А» может быть бесполезно; вы не можете преодолеть генетические способности. (Вы можете злиться на начальника за его несправедливость, но не завидовать получателю.) «С» вызовет у вас зависть, если «что-то сделать с этим» включает в себя жалобу начальнику. Большая зависть к «Б» по сравнению с «А» должна быть особенно справедливой, если «А» гораздо лучше одарен, чем вы генетически; если он лишь немного лучше одарен, то немного зависти было бы полезно — мотивированная тяжелая работа может помочь вам преодолеть генетические ограничения. Это было бы аналогично описанному выше сценарию нищего против другого нищего. Третий сценарий (С) не вызовет зависти; это вызвало бы гнев по отношению к человеку, который несправедливо награждает вашего ближнего. Короче говоря, мы можем показать, что даже если поверхностный анализ человеческой психологической склонности делает ее неадекватной, часто существует скрытая эволюционная программа, которая движет этой склонностью и делает ее понятной. Мы не приводим здесь окончательный аргумент, но, надеюсь, даем пищу для размышлений.

(3) Допустим, я должен доказать с помощью сканирования мозга или какого-либо другого надежного измерения (например, инвентаризации настроения/аффекта), что (A) Далай-лама был значительно счастливее по какой-то абстрактной, но очень реальной шкале, чем (B ) кто-то (скажем, Хью Хеффнер), у которого есть неограниченный доступ к привлекательным женщинам. Кому вы больше завидуете?

Большинство мужчин больше завидуют последнему (9 из 9 опрошенных нами мужчин выбрали Б). Другими словами, вы больше завидуете тому, к чему имеет доступ другой человек (по отношению к тому, чего вы желаете), чем конечному общему состоянию радости и счастья. Это верно, даже если здравый смысл подсказывает обратное. Иными словами, эволюция запрограммировала в вас эмоцию (ревность), которая вызывается определенными очень специфическими «пусковыми механизмами» или социальными сигналами; он в значительной степени нечувствителен к тому, каково конечное состояние счастья другого человека. Конечное состояние счастья слишком абстрактно, чтобы эволюционировать как спусковой крючок зависти или ревности.

По тем же причинам, если вы голодны, имеет смысл больше ревновать (по крайней мере временно) к тому, кто наслаждается вкусной едой, чем к тому, кто занимается сексом с красивой женщиной или мужчиной. Однако, если вы лишь слегка голодны, вы можете выбрать секс. Это потому, что в вашем мозгу есть бессознательная метрика, которая вычисляет вероятность найти пищу в ближайшем будущем по сравнению с вероятностью найти зрелого, доступного партнера; и безотлагательность вашей потребности в еде над срочностью спаривания. Если вы умираете от голода и у вас есть последняя интрижка, у вас есть только эта единственная возможность для спаривания, тогда как если вы едите и живете, у вас будет много возможностей для спаривания в будущем.

(4) Представьте себе сценарий (А), в котором вы видите, как другой парень/девушка занимается любовью с женщиной/мужчиной, которая вам нравится и которую вы желаете. Вы завидуете. Но что, если (сценарий Б) вы видите, что тот же парень/девушка занимается еще более страстным сексом с женщиной/мужчиной, которые вас не привлекают.

Удивительно, но вы больше ревнуете его/ее в «А» (13 из 15), хотя можно было бы ожидать ответа «Б» – т. более приятное состояние (Б), чем то, что к нему ведет (А). И снова эволюция преобладает над здравым смыслом весьма специфическим образом. У вас в голове есть метрика (ваша оценка собственной привлекательности, построенная бессознательно путем наблюдения за частотой и «объективной красотой» других женщин, которых вы привлекали в прошлом) того, чего вы хотите и на что способны. Эти триггеры определяют, кому или чему вы завидуете, даже если это не имеет никакого смысла. Ситуация принципиально не отличается от того, что вы едите сладкую вату. Даже если вы рационально понимаете, что это вредно для вас, эти «углеводные переедания» были встроены в ваш мозг в доисторические времена, когда еды было мало, чтобы помочь пережить засушливые периоды голода. В случае предпочтений в еде эта идея может показаться очевидной (хотя она не была очевидна для нас, пока Стивен Пинкер не изложил ее). Но в случае более сложных эмоций, таких как ревность, эта идея не была исследована должным образом, как это делается в этой статье. Общая идея состоит в том, что таким образом можно анализировать даже сложные и тонкие нюансы определенной эмоции.

(5) Другой пример также иллюстрирует, как некоторые эмоции, несмотря на то, что они противоречат интуиции и кажутся нелогичными, изначально раскрывают скрытую эволюционную программу. (A) Вы видите, что ваш сосед (который похож на вас во многих отношениях) занимается умеренно приятным сексом с женщиной, которую вы умеренно жаждете; (B) вы видите двух уродливых бродяг, занимающихся чрезвычайно приятным сексом друг с другом. Кто вызовет больше зависти?

Опять же, по причинам, о которых уже упоминалось, большинство людей больше завидуют «А» (12 из 15 опрошенных нами выбрали А). Это еще один пример зависти, но не к последнему уровню сильного удовольствия (как можно было бы наивно ожидать), а к тому, кто имеет доступ — и лишь слегка наслаждается — чем-то, к чему вы имеете скромное желание и чем будете лишь скромно наслаждаться (но в доступе отказано). Таким образом, мы видим, что зависть вызывают определенные социальные сигналы; «счастье» слишком абстрактно, чтобы ему можно было завидовать. Все это кажется правдоподобным, но — еще раз — мы подчеркиваем необходимость осторожности в интерпретации таких данных. Вы можете избегать выбора бродяг не из-за упомянутых выше эволюционных причин, а потому, что любая ассоциация с бродягами вызывает избегание.

В целом, чем менее сложен или надуман мысленный эксперимент, тем проще результат и интерпретация. Простейшим примером жанра мысленных экспериментов, обсуждавшихся до сих пор, был бы; Вы бы больше завидовали (А) своей соседке, которая немного умнее вас, которая получает огромную прибавку к зарплате и награду за свою работу, или (Б) вы и она покупаете по лотерейному билету, и в итоге она выигрывает 500 000 долларов? Если вы задумаетесь, ваш ответ, как и у большинства людей, может заключаться в том, что вы будете менее ревнивы во втором сценарии (лотереи), потому что вы признаете, что никакая дополнительная мотивация с вашей стороны (движимая ревностью) не может повторить случайную аварию.

Теперь введем понятие «релевантный круг общения»:

(6) Представьте, что вы иммигрант из Индии в первом поколении в Соединенных Штатах; (A) ваш сосед также является иммигрантом из Индии с сопоставимым талантом; (B) иммигрант из Китая; (С) местный американец. Скажите, что у «А» есть что-то, чего вы жаждете, и вы ему завидуете; То же самое и с буквой «В», и с буквой «С». Кому бы вы больше всего завидовали (ревновали)? Скажем ради аргумента, что все вы жаждете женщину или мужчину.

Большинство позавидовало бы «А» больше, чем «В» или «С» (11 из 11 опрошенных выбрали А). Это снова бессознательная метрика. Ваш мозг говорит (фактически), что «А» имел те же привилегии, возможности, статус и т. д., что и я, поэтому есть какой-то смысл в том, чтобы я завидовал ему, чтобы мотивировать себя, поскольку у меня есть хоть какой-то шанс получения доступа к одним и тем же ресурсам; он предоставляет «доказательство существования» того, что кто-то, очень похожий на меня, может иметь доступ к тому же ресурсу. «В», с другой стороны, совершенно неизвестно. Наконец, «C» может быть одобрен по совершенно произвольным причинам, таким как расизм и ксенофобия, в отношении представителя более привилегированного большинства белой американской культуры. В отличие от «А», «С», скорее всего, имел больше привилегий и возможностей на протяжении всей своей жизни, поэтому у вас нет особой мотивации соревноваться, так как у вас нет шанса получить доступ к его ресурсам — таким образом, зависть привела бы к бесполезной трате ресурсов и времени. Вместо этого эволюционным последствием может быть гнев по отношению к «С», а не попытка конкурировать и уравновесить неравенство личными усилиями (вы бы не завидовали). Очевидно, что во многих ситуациях эти две эмоции накладываются друг на друга.

(7) Географическая близость; это частный случай эффекта «релевантного круга общения». Сравните два случая: (А) Джо живет в Тимбукту. Он очень похож на вас талантом, внешностью, работоспособностью и т. д., но вдвое богаче вас; (B) Джо ваш сосед и вдвое богаче.

Большинство людей завидовали бы варианту B больше, чем варианту A (11 из 11 опрошенных выбрали вариант B). Опять же, это имеет эволюционный смысл. Есть миллионы людей, похожих на «А», и хотя я логически уверил вас, что они идентичны «Б», ваш мозг требует более прямых триггеров. С другой стороны, вы видите и взаимодействуете с «Б», и это прямой триггер для зависти. «А» просто слишком абстрактен, чтобы относиться к нему, и, что более важно, он не конкурирует за те же ресурсы, что и вы. (и, во всяком случае, слишком далеко от вас, чтобы что-то с этим поделать). Не было бы мотивации работать усерднее, поскольку даже если бы вы это сделали, вы не получили бы доступа к ресурсам в Тимбукту. Вы можете восхищаться им — даже подражать ему — на расстоянии, но завидовать ему бесполезно.

(8) Есть очень привлекательная женщина (или мужчина), на которую вы положили глаз и у которой есть основания полагать, что вы находитесь в пределах ее приемлемости и вас привлекает. Но входит другой мужчина, и он сразу же привлекает ее, и она уходит с ним. Он один из трех человек: (A) он потрясающе красив и богат и уходит с ней; (Б) лишь немного лучше выглядит и красивее или даже во многом похож на вас; и (C) уродливый старый бедный бродяга. Кому бы вы больше всего завидовали?

Большинство людей завидуют «Б» (8 из 11 опрошенных выбрали Б). После «Б» мы предполагаем, что люди будут завидовать «А», а затем «В». Причина, по которой мы предполагаем это, заключается в том, что как мотиватор действия ревность, скорее всего, будет эффективна в ситуации «Б». Ревность может быть бесполезной для «А», и вы не можете винить его (или ее) в том, что ему удалось отвлечь ее. Наконец, поведение вашей потенциальной напарницы в «С» — ее выбор уродливого бродяги — предполагает, что ее выбор совершенно идиосинкразичен и непредсказуем. Так что нет особого смысла даже пытаться.

Ревность к братьям и сестрам — особый случай. Поскольку родной брат [независимо от того, был ли он правильно идентифицирован или ошибочно принят за брата или сестру в результате близости с раннего детства (т. быть совершенно незнакомым человеком. Но это осложняется тем фактом, что вы находитесь в прямой конкуренции за одни и те же пищевые ресурсы (например, во время отлучения от груди), доставляемые родителями, и предсказанным выше феноменом «соответствующего круга общения». Конечным результатом будет сложный гибрид эмоций, как это часто бывает с братьями и сестрами. По той же причине мы предсказываем, что ревность родителей должна быть редкостью.

Мы повторяем, что представленные здесь данные являются лишь предварительными опросами, а не полученными в результате официальных исследований. Хотя самоанализ может быть ценным источником понимания в качестве отправной точки, эти предположения в конечном итоге должны быть проверены с использованием эмпирически обоснованных методов. То, что мы представили, — это всего лишь набросок эволюционной логики, которая может вызывать зависть. Обязательно должны быть другие сложные контекстуальные и личностные переменные, которые влияют на выбор любого конкретного человека в каждом из этих надуманных сценариев. Тем не менее, эти рассуждения могут стать отправной точкой для более сложного понимания ревности, чем это было возможно до сих пор, выводя нас далеко за пределы нашего «здравого смысла» понимания этой сложной человеческой эмоции. Мы считаем, что аналогичная стратегия может быть применена для понимания других не менее сложных человеческих эмоций. Цель состоит в том, чтобы найти «скрытые мотивы» в строго эволюционных терминах форм поведения, которые на первый взгляд могут показаться необъяснимыми. И наоборот, указание на то, что мужчинам нравятся большие груди молодых женщин, просто не соответствует действительности; EP не говорит вам ничего такого, чего не знал бы здравый смысл [см. Konner (2015) в качестве элегантного исключения].

Мы рассмотрели только один пример, а именно, ревность – для иллюстрации нашей стратегии, но, очевидно, ее можно применить и к другим эмоциям. Возьмем, к примеру, смущение. Если вы мужчина, покупающий эротический DVD для взрослых, вы бы больше смутились, если бы продавец на кассе был: (A) красивым молодым человеком; (Б) красивая женщина; (С) старушка; и (D) уродливый старик? Ответ обычно «B» или «C» (11 из 13 мужчин выбрали либо «B», либо «C»), но почему? И не может ли ответ дать нам новое понимание эволюционного происхождения смущения?

Еще один интригующий вопрос заключается в том, какие триггеры (или комбинации) вызывают ревность (которая имеет острый край) в отличие от восхищения, кроме того факта, что последнее вызывает подражание без злого умысла, тогда как первое мотивирует лишить цель или ресурсы, которые вы желаю приобрести. Если в соревновательной игре на ловкость предлагаются два приза, один из которых получил целевое лицо, результатом может быть восхищение, мотивирующее параллельное получение оставшегося приза. С другой стороны, если есть только один ресурс, агрессивное приобретение требует мотивации через зависть.

В этом эссе постоянно повторяется тема контраста между «рациональным» или интуитивно «очевидным» взглядом, с одной стороны, и действительно переживаемой эмоцией, с другой; например, мы предполагаем, исходя из здравого смысла, что нищий «А» должен больше завидовать Биллу Гейтсу, чем нищему «Б». Сначала можно было бы ожидать, что, поскольку зависть мотивируется несоответствием ресурсов, чем больше несоответствие, тем больше зависть, но, как мы видели, это не так. Причина этого снова заключается в том, что с точки зрения эволюции было бы плохой стратегией для нищего серьезно распределять ресурсы времени и энергии, чтобы стать равным Биллу Гейтсу, когда те же самые ресурсы можно было бы с большей выгодой направить на более реалистичную цель конкуренции. успешно против соседнего нищего.

В качестве еще одной аналогии трудности распутывания различных нитей культуры, генов, эмоций, логики и т. д. рассмотрим случай, когда вы ревнуете свою девушку к интрижке с мужчиной по сравнению с женщиной (при условии, что она не является обычной лесбиянки). Большинство мужчин, по нашему опыту, были бы более расстроены первым. Это может быть по той очевидной причине, что мужчина не хочет, чтобы она была случайно осеменена и рогоносца, в то время как с лесбийской интрижкой такой опасности нет (опять же, здравый смысл должен предсказать, что вы должны только ревновать к интрижке). это доставляло больше удовольствия; пол партнера по интрижке не имеет значения). Альтернативой аргументу EP против рогоносца может быть то, что мужчина рассматривается как относящийся к «эквивалентному классу» и вызывает больший конкурентный толчок — следовательно, ревность — чем интрижка с женщиной.

Учитывая, насколько примитивны наши знания о тонких нюансах человеческих эмоций, неудивительно, что наше понимание причин психических заболеваний, которые в первую очередь связаны с нарушениями эмоций, столь же примитивно. Едва ли может быть правдой, что все разнообразные эмоциональные расстройства такого сложного органа, как человеческий мозг, подпадают под несколько категорий; расстройства настроения, психотические расстройства, диссоциативные расстройства и т. д. (не говоря уже о многих сотнях фиктивных расстройств, сфабрикованных для включения в DSM в страховых целях).

Мы считаем, что более глубокое понимание функциональной логики и эмоциональных расстройств, лежащих в основе психических заболеваний, может быть достигнуто путем принятия эволюционной точки зрения. Как мы более подробно обсуждали в другом месте (см. Джалал и Рамачандран, готовится), мы предполагаем, что более глубокое понимание эволюционного обоснования негативных эмоций и поведения (включая примитивные механизмы психологической защиты) может иметь терапевтическую пользу. Этот подход делает акцент на эволюционном происхождении психических причуд, в том числе патологически усиленных, что отличает его от традиционных терапевтических методов. Он объединяет элементы психоанализа (подчеркивая роль первичных влечений и защитных механизмов) и когнитивно-поведенческой терапии (КПТ; в том смысле, что он шаг за шагом ведет пациента через логические вопросы «что, если»), встроенные в всеобъемлющую эволюционную тему. Среди других стратегий он использует метод постановки абсурдно надуманных дилемм, чтобы добраться до аксиоматической системы ценностей (и их отклонений), которые управляют вашим поведением. Ярким примером является наблюдение, что замечание того, чему или кому вы завидуете, часто является более «честным» и точным показателем того, что вы действительно цените, чем просто задать тот же вопрос непосредственно самому себе. Как только такое более глубокое понимание будет достигнуто, вы сможете начать избавляться от эмоций и поведения, которые в целом неадекватны в текущем контексте. Этот терапевтический подход будет дополнять, а не отрицать существующие психотерапевтические и фармакологические подходы.

Исследование включало в себя неформальный опрос друзей и коллег, поэтому на него не распространяется этическое одобрение.


Learn more