Музей айвазовский феодосия
Галерея Айвазовского. Феодосия. Крым
Галерея Айвазовского
Город Феодосия славится не только великолепными пейзажами, морем и пляжами, но и картинной галереей имени Айвазовского. В данной галереи собрано наибольшее количество полотен, которые появились из-под кисти выдающегося мариниста Ивана Айвазовского. Каждый посетитель города сможет насладиться не только настоящим морем, но и посмотреть неимоверной красоты и глубины картины, в которых художник отображает всевозможные грани морских просторов. Полное название галереи "Национальная картинная галерея имени Айвазовского И.К. в г. Феодосия"
Географические координаты галереи Айвазовского на карте Крыма - N 45.0323, E 35.3827
Национальная картинная галерея имени Айвазовского И.К. была основана художником летом в 80-м году девятнадцатого века. Галерея пользовалась огромной популярностью, как при жизни Ивана Айвазовского, так и после его смерти. Галерея была единственной в Российской империи, в которой выставлялись картины только одного художника.
Галерея отличалась и постоянным разнообразием полотен. Это было связано с тем, что картины часто отправлялись на всевозможные выставки и не возвращались, а художник, в свою очередь, творил новые произведения, таким образом, пополняя пробелы на стенах галереи.
Айвазовский завещал свою галерею городу Феодосии, и в 1922 году она стала государственным музеем. Спустя восемь лет, городская всласть установила при входе в Национальную картинную галерею бронзовый памятник художника, показав свою благодарность и вечную память выдающемуся маринисту-романтику.
Галерея расположена на улице Галерейной, дом №2 и дом №4. В первом корпусе галереи, в доме №2, представлены картины Айвазовского исключительно на морскую тематику. Во втором корпусе галереи, в доме №4, представлены картины художника на библейские и мифологические темы, а также произведения других выдающихся художников. Данный корпус был домом сестры Ивана Айвазовского, в котором можно ознакомиться с вещами семьи.
Национальная картинная галерея имени Айвазовского является своеобразным центром искусства города Феодосия. Здесь собираются музыканты, актеры, художники. Данная традиция была основана еще при открытии галереи и действует по сей день.
Галерея является своеобразным магнитом для любителей и ценителей живописи, в частности морской тематики. В галерее собрано около 10 тысяч картин, из которых 417 работ принадлежат талантливому художнику Айвазовскому. Галерея Айвазовского одна из самых ярких достопримечательностей города Феодосия и пожалуй одна из самых посещаемых достопримечательностей восточного Крыма. В галерею обычно ходят по 2-3 раза, охватить и насладиться всей галереей с первого раза не возможно. Обычно после 30-40 минут, все картины начинают сливаться и насладиться всеми красками полотен становиться практически не возможно. По этому, если Вы решили в полной мере насладится красотой картин великого мариниста Айвазовского то планируйте первое посещение в начале отдыха и второе перед отъездом.
Галерея Айвазовского на карте Крыма
Галерея Айвазовского (Феодосия) — путеводитель по отдыху в Крыму
В галереи собрано наибольшее в мире количество работ живописи и графики знаменитого художника-мариниста И. К. Айвазовского.
История галереи
Иван Константинович Айвазовский — художник-маринист, почётный академик пяти европейских академий художеств, родился и всю жизнь прожил в Феодосии, став её первым почётным гражданином. Строительство дома в стиле итальянского ренессанса осуществлялось по проекту и под наблюдением самого художника. Через 35 лет Айвазовский пристроил к зданию большой зал специально для показа феодосийцам своих картин перед отправкой их на выставки в другие города России и за границу. После его смерти в 1900 году здание картинной галереи с хранящимися в ней 49 картинами перешло в собственность города. На мраморной доске начертано его завещание: «Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составили полную собственность города Феодосии…»
См. также
Интересные факты о галереи Айвазовского

В 20-е годы галерея была включена в сеть государственных музеев страны и в ней началось научное комплектование фондов и популяризаторская работа. В годы Великой Отечественной войны вся художественная коллекция, документация и архив были спасены директором галереи — Н. С. Барсамовым. В связи со 100-летием со дня основания, в 1980 году, галерея была награждена орденом Дружбы Народов, а в 2001 году указом президента Украины получила статус Национальной. В настоящее время собрание — это уникальный комплекс произведений живописи, графики, архивных документов и фотоматериалов, мемориальных вещей, декоративно-прикладного искусства, насчитывающее 9620 музейных предметов. Наибольшую ценность представляют коллекции произведений: И. К. Айвазовского — 417 работ, К. Ф. Богаевского — 504, М. П. Латри — 702, М. А. Волошина — 127. В фондах сохраняются мемориальные библиотеки М. П. Латри и К. Ф. Богаевского.
Экспозиция
Экспозиция располагается в двух зданиях — памятниках архитектуры второй половины XIX века — в вилле И. К. Айвазовского и особняке сестры художника.
В первых залах экспонируются картины великого мариниста, представляющие все периоды творчества художника. Наиболее сильное впечатление у посетителей вызывают его работы «Неаполитанский залив в лунную ночь» (1842), «Море» (1864), «Буря на Северном море» (1865), «Солнечный день» (1884), «Прибой у крымских берегов» (1892), «Среди волн» (1898). В ходе экскурсии посетители знакомятся с мастерской и кабинетом И. К. Айвазовского.
Галерея им. И. К. Айвазовского. Фото: Sergey ShramukПоследующие залы, в соседнем здании — доме сестры, представляют произведения русской и современной маринистической живописи и художников Юго-Восточного Крыма. Здесь демонстрируются картины учеников и последователей И. К. Айвазовского — Л. Ф. Лагорио, А. И. Фесслера, Э. Я. Магдесяна, М. П. Латри, А. В. Ганзена, К. Ф. Богаевского, М. А. Волошина, Н. С. Барсамова и других. В галерее помимо постоянной экспозиции, состоящей из эталонных произведений всемирно известного мариниста, регулярно открываются выставки, знакомящие с картинами западноевропейских живописцев XVIII–XIX веков, работами мастеров Серебряного века и современных художников из фондов галереи, других музеев, частных коллекций. И именно благодаря этим выставкам ощущается разница в классе мастеров и картины Айвазовского вызывают восхищение даже у тех, кто совершенно не знаком с живописью.
У главного фасада установлен бронзовый памятник художнику, выполненный по проекту скульптора М. Я. Гинзбурга. На пьедестале лаконичная надпись: «Феодосия — Айвазовскому».
Адрес музея: 298100, г. Феодосия, ул. Галерейная, 2. Тел.: (36562) 3-09-29, 3-02-79, 3-00-06.
Время работы: ежедневно с 10:00 до 17:00, июль-август — с 9:30 до 20:00, выходной — среда. В сырую погоду музей не работает. Доп. информация: цены.
Координаты: +45° 1' 56.20", +35° 22' 58.20"
Иван Константинович Айвазовский (Иван Айвазовский) | Корабль при лунном свете
Иван Константинович Айвазовский (Иван Айвазовский) | Корабль при лунном свете | Метрополитен-музей ×Обрежьте изображение:
Отсканируйте свой QR-код:
С благодарностью создан с помощью ACNLPatternTool
Детали обложки
Используйте клавиши со стрелками для перемещения по вкладкам ниже и клавишу табуляции для выбора элемента
Заголовок: Корабль при лунном свете
Художник: Иван Константинович Айвазовский (Иван Айвазовский) (украинец, Феодосия 1817–1900 Феодосия)
Середина: Масло на холсте
Размеры: 6 1/4 х 9 1/4 дюйма (15,9 х 23,5 см)
Классификация: Картины
Кредитная линия: Завещание Мэри Джейн Дастич в память о ее муже генерале Фрэнке Дастиче, 1975 г.
Регистрационный номер: 1975.280.2
Узнайте больше об этом произведении
Хронология истории искусств
Музейные публикации
Европейские картины в Метрополитен-музее художников, родившихся до 1865 года: сводный каталог
Похожие произведения искусства
- Иван Константинович Айвазовский (Иван Айвазовский)
- Европейские картины
- Исследовательский проект происхождения
- Холст
- Масляная краска
- Картины
- Из Европы
- Из Украины
Обратная связь
Мы продолжаем исследовать исторический и культурный контекст предметов в коллекции The Met. Если у вас есть комментарии или вопросы об этой записи объекта, пожалуйста, заполните и отправьте эту форму. Музей с нетерпением ждет ваших комментариев.
Европейские картины в Метрополитене
Знаменитая коллекция европейских картин Метрополитен-музея включает более 2500 произведений искусства с тринадцатого по начало двадцатого века.
ОТЕЦ ГОРОДА. Иван Айвазовский и Феодосия: привязанность на всю жизнь
Художественные достижения Ивана Айвазовского принесли ему известность в России, а также за ее пределами в Европе и Америке. Тем не менее, несмотря на всю эту международную известность, его привязанность к Феодосии, маленькому городку в Крыму, где он родился в 1817 году и где провел большую часть своей жизни, никогда не уменьшалась: он был образцовым гражданином, чей вклад в развитие Феодосии остаются заметными и сегодня.
Картина осталась незаконченной
Последняя весна жизни художника, 1900 год, прошла в его родной Феодосии незаметно. К концу марта на деревьях появились новые нежные листочки, зацвел миндаль, а молодые тополя, обрамляющие Екатерининский проспект, энергично потянулись к ослепительно голубому небу. Мимо его знаменитой бывшей галереи тяжело пыхтела паровая машина, везя вагоны с зерном в торговый порт. На близлежащем «Мосту Вздохов» рабочие строили первые городские бани. На улице Итальянской владельцы модных магазинов вывесили свои новые вывески.
Иван Айвазовский вернулся в Феодосию с апреля. «Это чувство, которое я получаю, является чем-то вроде привычки, второй натурой. Я могу с удовольствием провести зиму в Петербурге… Но как только в воздухе витает весна, я начинаю скучать по родным краям и мечтаю снова оказаться в Крыму, на Черном море», – говорил художник. [1]
В марте в Санкт-Петербурге прошла крупная персональная выставка Айвазовского, которая станет последней при его жизни. [2] В честь творчества художника и его роли в развитии русской живописи 18 марта Императорская Академия художеств приняла решение учредить специальную «стипендию имени Айвазовского»: стипендии должны были предоставляться талантливой молодежи из Феодосии и ее окрестностей, желающих получить художественное образование.
Приехав в Крым, артист быстро погрузился в привычные феодосийские будни, проведя ряд важных встреч. Он также начал готовиться к поездке в Италию: «В этом году я написал много картин. Мои 82 года вынуждают меня несколько торопиться», — сказал он Николаю Кузьмину, своему биографу. Его желание вернуться в столь любимые им итальянские города, казалось, вот-вот сбудется. «Я определенно решил поехать в Италию в этом году, и теперь я в предвкушении этой поездки в Рим и Неаполь. Этой осенью и зимой я проведу там три месяца или около того. В 1841 году там зародилась моя европейская слава, так что теперь, 58 лет спустя, я надеюсь снова поработать там, как в дни моей юности и ранних надежд. Смогу ли я, однако, произвести на Неаполь такое впечатление, как тогда...»[3]
В своей энергии и силе Айвазовский оставался вечно молодым. Исключительно трудолюбивый, великий художник-маринист был чрезвычайно активен даже в свои восемьдесят лет. Утром 18 апреля он работал над картиной «Взрывающийся корабль» (1900, Картинная галерея Айвазовского, Феодосия), на которой изображена сцена греко-турецкой войны. Для завершения картины потребовалось еще несколько часов работы: Айвазовский планировал сделать это на следующий день.[4] После обеда 18 апреля он отправился на свою обычную прогулку, затем навестил друзей, засидевшись у них допоздна. В ту ночь художник умер. Его смерть была внезапной; «Взрывающийся корабль» остался незавершенным.[5]
Весть о смерти великого художника разнеслась быстро. Рано утром 19 апреля (2 мая по новому стилю) он облетел Феодосию, и все основные российские газеты напечатали эту историю. Однако осознание того, что Феодосия потеряла и одного из самых активных своих жителей, истинного патриота и непревзойденного «отца города», приходило несколько медленнее.
Три дня церковные колокола Феодосии звонили в прощание с артистом. Главный зал Картинной галереи, куда приходили отдать последние почести гости, был усыпан венками; Айвазовский был первым человеком, удостоенным звания Почетного гражданина Феодосии. Три дня приезжали люди, несколько официальных делегаций, в том числе одна из армянской диаспоры: художник имел армянские корни. Отпевание 22 апреля возглавил епископ Хорен Степанян.
Траурная процессия протянулась от дома художника до средневековой армянской церкви Св. Саркиса. Весь маршрут был усыпан цветами, а все фонари в округе были покрыты траурными пеленой. Айвазовский был похоронен во дворе церкви. В службе принял участие местный гарнизон, возложивший, в качестве исключительной дани, воинские почести артисту.
«За светлое благополучное будущее...»
Больше века прошло с тех печальных дней 1900. К настоящему времени более полно осознается место Ивана Айвазовского в русском и мировом искусстве. Словно предвидя вялые комментарии, последовавшие за смертью художника, Иван Крамской еще при жизни Айвазовского подчеркивал: «Что ни говори, а Айвазовский — звезда величайшей величины». Айвазовскому посчастливилось получить прекрасное образование. За 60 лет своей работы он получил всеобщее признание, и его работы остаются популярными и по сей день. Многие узнали и полюбили его картины еще в школе: его «Девятый вал» — одна из картин, воспроизведенных в русскоязычных учебниках. Позже любители искусства увидят его работы в московской Третьяковской галерее или петербургском Русском музее. Те, кому посчастливится побывать в Феодосии, могут, конечно, в полной мере удовлетворить свой интерес, посетив местную Картинную галерею, основанную самим Айвазовским. Здесь находится самая большая коллекция его работ, всего более 400 произведений, 141 из которых написаны маслом. По завещанию живописца, в 1900 г. галерея перешла в муниципальную собственность.
«Искренне желаю, чтобы здание моей Картинной галереи в городе Феодосии со всеми находящимися в нем картинами, статуями и другими произведениями искусства перешло в полную собственность города Феодосии; таким образом, в память о себе, Айвазовском, я завещаю [галерею] моему родному городу», — писал художник[8].
Многое известно о великих полотнах Айвазовского и его творческом пути как живописца. Однако его неустанные усилия по улучшению жизни в Феодосии менее известны. Среди русских художников Айвазовский, пожалуй, единственный по-настоящему видный общественный благодетель и меценат. Всю свою жизнь живописец вкладывал значительную часть своих сбережений в благополучие родного края. Без труда живя и работая в Петербурге, Москве, Италии, да и вообще в любой другой европейской стране, Айвазовский вместо этого предпочел остаться в любимом провинциальном городке Феодосии.
Айвазовский всегда верил в светлое будущее Феодосии. «То ли оттого ли, что душа моя так любит то дорогое место, где я родился и провел детство, то ли от того рокового стиха «сладок и приятен нам дым отечества», в далеком будущем я вижу чистую и чистенькая Феодосия... приятный городишко со всем, что нужно для светлого и благополучного будущего, - в этом я уверен», - восторгался Айвазовский в статье, опубликованной в журнале «Русская старина» в 1881 году. [9]
Так художник видел будущее своей «малой родины». Своим примером он доказал, что Феодосия достойна лучшей участи. Как показали его усилия, уровень благосостояния, комфорта и развития города в немалой степени зависел от решимости и повседневного труда его горожан.
Феодосийский триумф
Журналист Василий Кривенко некоторое время жил в Феодосии в гостях у Айвазовского. Впечатленный своим хозяином, он оставил подробное и красочное описание тех дней: «Иван Константинович был веселым и общительным хозяином... Никогда не было скучно. Весь город собирался в его гостеприимном доме: дверь его всегда была открыта настежь. Он любил свою родину, свою маленькую Феодосию. Его товарищи-феодосийцы, насколько я мог видеть, относились к нему так же хорошо и очень им гордились. Среди них действительно появился Иван Константинович чем-то вроде ветхозаветного патриарха. Он не только любил свой город, он обладал еще и удивительной способностью вливать это чувство в сердца приезжих в Феодосию, как кратковременных туристов, вроде меня, так и весомых чиновников или влиятельных общественных деятелей, от которых в немалой степени зависело благополучие Феодосии. мера. Прогуливаясь с ними по набережной или по какому-нибудь переулку, он делился своими идеями будущих улучшений: построить порт и железную дорогу, организовать подачу воды из дальних источников, посадить деревья на близлежащих холмах. Даже люди, ничего не знавшие о Феодосии, постепенно, неумолимо все более и более вовлекались в эти планы, превращаясь в верных союзников Айвазовского»[10] 9 .0007
Одним из проектов живописца, в который он вложил огромные силы, было строительство в Феодосии крупного торгового порта. Сначала правительство отвергло эту идею, которую отстаивали феодосийские активисты, и вынесло решение в пользу Севастополя. Обнаружив это, Айвазовский отправился в столицу и изложил дело о Феодосии в Морском министерстве — так рассказывали его современники. В любом случае власти пересмотрели свое решение, и Феодосия стала местом масштабного строительства.
В 1894 году Айвазовский создал полотно «Триумф Феодосии», подарив его Феодосийскому общественному собранию. Большая картина размером три на четыре аршин (около 2,1 на 2,8 метра) изображала женщину в развевающихся белых одеждах на скале, высоко над бушующим морем. Она хватает флаг, которым отгоняет стаю хищных черных птиц. Таким образом, Айвазовский стремился изобразить победу Феодосии над «темными силами», препятствовавшими процветанию и развитию города. Главными «врагами» были противники строительства порта, сулящего городу большие выгоды[11]. Между 1891 и 1895 г. был наконец построен Феодосийский порт, что повлекло за собой бурное развитие. Однако картину постигла печальная участь: в октябре 1905 года она сгорела при пожаре в Городской думе[12].
Еще одним любимым проектом Айвазовского было строительство железной дороги, соединяющей Феодосию с Центральной Россией. Появление в Феодосии торгового порта повысило значение города, что побудило построить ветку от Джанкоя. Задолго до завершения строительства живописец посвятил большое полотно под названием «Первый поезд в Феодосии» (189 г.2, Картинная галерея Айвазовского, Феодосия), к этому историческому развитию.
«Из своего журчащего источника воду взял»
Айвазовский постоянно был в курсе нужд простых людей в родном городе. В помощь жителям окраин Феодосии, где воды было крайне мало, в 1887 году художник решил пожертвовать городу «50 000 ведер чистой воды ежедневно безвозмездно». Воду должны были брать из его имения Субаш. Чтобы отблагодарить живописца за его щедрый подарок, в 189 г.Благодарные феодосийцы установили на одном из городских бульваров специальный фонтан под названием «Доброму гению».
Фонтан выполнен в виде элегантной бронзовой скульптуры женщины, стоящей на постаменте. Женщина держала раковину, из которой вода вытекала в каменную чашу, прежде чем вылиться в основной бассейн. Рядом валялась палитра художника, увенчанная лавровым венком и носящая название фонтана. Феодосийцы старшего поколения утверждали, что женская фигура напоминала жену художника Анну Айвазовскую, и действительно, щедрое пожертвование Айвазовского официально было сделано от ее имени. В советское время скульптуру перенесли с бульвара в городские сады, где поставили у башни Святого Константина, части древней генуэзской крепости. Во время Великой Отечественной войны фонтан был разрушен; в 2004 году он был перестроен и вновь стал одной из главных достопримечательностей старого города. В новом варианте также есть колоннада и надпись «Великому Айвазовскому и его ученикам из благодарной Феодосии».
В 1888 году, за два года до постройки фонтана "Добрый гений", Айвазовский соорудил на городской Ново-Базарной площади еще один фонтан, названный в честь художника. Построенный в восточном стиле, он представлял собой прямоугольную каменную призму с шатровой деревянной крышей и искусно вырезанными карнизами. И проект, и средства на строительство принадлежали Айвазовскому. Сохранившийся до наших дней, этот фонтан напоминает нам о щедром благодетеле города, вызывая в памяти старинную местную песенку, которая еще была популярна в Феодосии в XIX в.30-е:
Фонтан из чистого мрамора
Айвазовский поставил.
Из его журчащего источника,
Вода, которую он взял.
Посмотри, как бежит вода!
Смотри, как бьет ручей!
Выпейте воды, пожалуйста:
И помните Ивана Константиновича. ..[14]
Еще до открытия городская дума постановила назвать фонтан именем царя Александра III. Через министра внутренних дел было сделано обращение к монарху по этому поводу. «Его Королевское Высочество, однако, повелел, чтобы фонтан носил мое имя», — писал Айвазовский. «Фонтан в восточном стиле прекрасен: такого изящного я не знаю ни в Константинополе, ни где-либо еще. Особенно великолепны пропорции».[15]
Официальное название фонтана определено Королевским указом от 25 августа 1888 г.[16] 18 сентября была установлена мраморная доска с надписью: «Фонтан Ивана Айвазовского. 18.IX.1888». Сохранились также фрагменты более старой таблички, напоминающей первоначальное название фонтана — «Фонтан Императора Александра III» (более старая надпись сейчас едва различима).
В 1896 г. напротив фонтана установлен новый памятник - статуя Александра III; с ее появлением площадь была переименована в «Александровскую». Идея установки статуи принадлежала Айвазовскому, который также собрал необходимые средства[17]. В своих воспоминаниях Юрий Галабуцкий (1863-1919 гг.28), учитель Феодосийской мужской гимназии[18], вспоминает один из этапов этого процесса. Примерно в это же время в Феодосию гостила известная супружеская пара солистов Мариинского театра Николай и Медея Фигнер. «Айвазовский пригласил артистический дуэт дать концерт в своей галерее. На мероприятие пришло много людей, и все собранные деньги пошли на возведение статуи. Каждому из певцов подарили по картине; во время концерта эти картины выставлялись на сцене», — вспоминал Галабутский[19].]
Картинная галерея и Музей древностей
Айвазовский сам спроектировал многие связанные с ним здания в этом районе, в том числе выставочное пространство в Ялте, дом и летнюю мастерскую в усадьбе Субаша, свой главный дом и мастерскую на Екатерининский проспект Феодосии.
Его дом, впоследствии вошедший в комплекс Феодосийской картинной галереи, до сих пор остается одним из самых элегантных зданий города. Спроектированная так, чтобы напоминать загородную виллу в стиле итальянского Возрождения, она была построена между 1846 и 1847 годами у моря в районе, который тогда был пригородом. Элегантный главный фасад украшали скульптуры античных богов, а балкон над входом украшали грифоны. Сначала были построены центральная и левая части виллы, а правая часть была добавлена позже. В 1880 году Айвазовский построил главный выставочный зал в своем доме, расположенном на улице, которая позже будет названа Галерейной.
В 1904 году, после смерти Айвазовского, писатель Николай Лендер вспоминал о своих поездках в Крым и знакомстве с великим художником: «Два имени, «Айвазовский» и «Феодосия», давно уже неразрывно связаны... Каждый шаг в Феодосия вспоминает Айвазовского. Его именем назван бульвар вдоль набережной, его большая икона стоит в церкви, и люди целыми лодочками приезжают посмотреть его дом и Картинную галерею. Художник завещал Галерею городу Феодосии. В нем хранится значительная художественная ценность, и он приносит известный доход феодосийской бедноте: живописец оставил указание, чтобы вступительные взносы шли на феодосийских бедняков»[20] 9 .0007
В палисаднике дома художника установлена эффектная статуя Айвазовского. Возведенный в 1930 году благодаря усилиям директора Картинной галереи Николая Барсамова[21], он был создан известным петербургским скульптором Ильей Гинзбургом на средства по общественной подписке. Отлита в бронзе в Петрограде в 1914 г., в 1917 г. экспонировалась на выставке в Императорской Академии художеств. В советское время ее возведение в Феодосии в 1930 г. было приурочено к 50-летию открытия Картинной галереи[22]. На постаменте памятника лаконичная надпись: «От Феодосии до Айвазовского».
В 1871 году художник финансировал строительство нового Музея древностей. Расположенный на горе Митридат, он выходил на дом, в котором родился художник. Художественное чутье Айвазовского в отношении стиля и места было безупречным: музей — яркая местная достопримечательность, настоящий фокус. Руководил работами архитектор Александр Резанов, профессор Императорской Академии художеств, под руководством которого проект был выполнен великолепно. Напоминающий колоннаду Парфенона, музей перенес феодосийцев в глубокую древность, когда был основан их город. К сожалению, во время Второй мировой войны он был разрушен.
«Ты портишь мне всю улицу!»
Айвазовский всегда живо интересовался феодосийским градостроительством и архитектурой. В 1880-х годах он смог порекомендовать известному петербургскому журналисту и издателю Алексею Суворину идеальное место для постройки загородного дома у моря. Владелец крупной республиканской газеты «Новое время» Суворин одобрил это место и поручил художнику наблюдать за строительством. Айвазовский согласился, и к 1888 году дом был готов. Художник видел в ней жемчужину побережья: напоминающая старинную крепость в восточном стиле, усадьба отличалась арочными окнами и изящными куполами[23]. Антон Чехов нанес Суворину три продолжительных визита в 1888, 189 гг.4 и 1896 г. [24]
Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что Айвазовский активно интересовался всеми крупными стройками и постройками Феодосии. В своих воспоминаниях Галабутский вспоминал следующий случай, несколько типичный, кажется, для художника: «Айвазовский обычно зимовал в Петербурге. Однажды, когда он возвращался в Феодосию, его, как это часто бывало, встретили за две-три станции до Феодосии некоторые из его ближайших союзников и знакомых. Начали они, как всегда, с того, что рассказали ему местные новости, которые он слушал с живейшим интересом. Узнав, что местный житель Н. начал строительство одноэтажного дома на главной улице, он очень забеспокоился. Улицу Итальянскую нельзя загромождать одноэтажными домами! По возвращении домой, не дав времени на отдых, И.К. тут же вызвал Н. Н., который, конечно, тут же явился. — Вы строите одноэтажный дом? Тебе должно быть стыдно за себя! Вы состоятельный человек! Ты портишь мне всю улицу! Сильно пристыженный, Н. изменил планы строительства и вместо этого согласился построить двухэтажный дом»[25] 9.0007
Феодосийские находки Пополнение коллекции древностей Эрмитажа
Айвазовский был одним из первых энтузиастов, проводивших археологические раскопки в Феодосии[26]. Художник страстно желал найти свидетельства древней истории своего родного города и доказать его место среди важных культурных центров древнего мира. В апреле 1853 г. Министерство уделов прислало ему 1500 рублей и инструменты, необходимые для проведения археологических исследований[27]. Айвазовский сразу же нанял местных фермеров для проекта, которым, как он решил, будет руководить его племянник Левон Мазиров. Раскопки курганов на горе Тепе-Оба начались в конце июня.
26 ноября хранитель Музея древностей Евгений де Вильнев сообщил об археологических раскопках в Одесское общество истории и древностей: «Раскопано 22 кургана.[28] В большинстве из них были обнаружены только разбитые амфоры, пепел, уголь и обгоревшие кости. В четырех курганах обнаружены следующие предметы: золотые ожерелья, серьги, голова женщины, цепь со сфинксом, сфинкс с головой женщины, голова быка, плиты; серебряные браслеты; глиняные статуэтки, медальоны, различные сосуды, саркофаг; серебряные и бронзовые монеты»[29].]
Айвазовский решил отправить лучшие находки в Императорский Эрмитаж.[30] По сей день они остаются частью коллекции древностей знаменитого музея. Профессор истории Элеонора Петрова подвела итоги археологических раскопок, проведенных Айвазовским и его современниками: раскопки «гробниц в некрополе древней Феодосии, датируемых V–III веками до н. Феодосия, о которой писали писатели древности и которую до сих пор искали в разных местах Крыма, на самом деле существовала на месте средневековой Каффы и 19Феодосия 1 века. Редкие находки вызвали большое восхищение и вызвали новый интерес к археологии и истории города».[31]
Археологические раскопки в древней Феодосии, величественный памятник царю Александру III, создание публичная библиотека, Музей древностей на горе Митридат, Казначеев фонтан на Базарной площади, открытие концертного зала, картины на библейские темы и вообще забота о церквях Феодосии — вот лишь некоторые из проектов, которые Айвазовский предпринял для своего родной город. До сих пор помнят его участие в местных благотворительных и попечительских советах учебных заведений, а также, конечно, открытие в 1880 году Феодосийской картинной галереи, первого в России провинциального художественного музея.
Старинная Феодосийская церковь Св. Саркиса - святое место для всех крымских армян. Когда-то у его стен приютилось небольшое кладбище, где хоронили известных местных деятелей. Сегодня там находится только могила Ивана Айвазовского. На нем установлен памятник в виде саркофага из цельной плиты белого итальянского мрамора с надписью на армянском языке: «Он был смертен, но память о нем будет жить вечно».[32]
- Крымский альбом, 1997: Краеведческий, литературный и художественный ежегодник (Выпуск 2) Феодосия; М., 1997. С. 220 .
- Выставка проходила в залах Княжеского дома на Фонтанке и закрылась в конце марта 1900 года.
- Цитируется по Барсамову Н.С. «Айвазовский в Крыму». Симферополь, 1970. С. 42.
- Айвазовский рисовал этот сюжет не менее четырех раз. В 1980-е годы одна из таких картин «Обстрел турецкого флота Канарисом в 1822 году» (1892) вошла в коллекцию Бориса Грибанова. Более подробно см.: Трубнякова Т.С. «К истории итоговой картины Айвазовского «Взрывающийся корабль»» // «Материалы конференции И.
К.Айвазовский и морская живопись». Феодосия, 1992. Стр. 71-72.
- В своих мемуарах Юрий Галабуцкий так описал последний день Айвазовского: «В день своей смерти он по обыкновению утром посетил свое имение. Вернувшись около пяти часов дня, он казался веселым и энергичным. По-видимому, чувствуя себя совершенно хорошо, он уговорил жену и сестру жены навестить своих родственников. До сих пор жена И.К. не выходила из дома одна, не желая оставлять И.К. сам. В семь часов вечера И.К. отвез их на станцию. Их сопровождали друзья: И.К. всю дорогу смеялся и шутил с ними. Говорили, что его редко видели в лучшем настроении. После того, как поезд ушел, он отправился пешком к своим родственникам Мазировым. Они жили довольно далеко от станции. В их доме он играл в карты, обедал, а потом отправился домой, чувствуя себя совершенно хорошо, только после одиннадцати. Через пару часов его слуга услышал звонок. Подумав, что это звук главного дверного звонка, он пошел открывать дверь, но там никого не было.
Поднявшись наверх в спальню И. К., он обнаружил его растянувшимся на кровати практически без признаков жизни. На столе лежал мокрый компресс: кажется, И.К. почувствовал себя плохо и сделал компресс на голову. Когда это не помогло, по всей вероятности, он позвонил в колокольчик. И.К. был уже мертв». («Крымский альбом 2000», вып. 5. Феодосия, Москва, 2002. С. 125).
- Крамской И. «Письма». Том. II. Москва, 1937. С. 373.
- Всего в FAPG хранится 417 работ (141 картина маслом и 276 графических работ).
- Цитируется по Трубнякова Т.С. «И в память мою...: К истории коллекции галереи» // «Крымский альбом 1997», вып. 2. Феодосия, Москва, 1997. С. 213-214.
- «Иван Константинович Айвазовский в 1878-1881 гг.» // в «Русской Старине», 1881. Т. 31. С. 422. Биография художника составлена по заметкам, сделанным с его собственных слов. Имя автора не указано: эксперты предполагают, что наиболее вероятным автором был писатель Петр Каратыгин.
- Кривенко, В.
С. «Встречи и знакомства с художниками». Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Коллекция 785, опись 1, дело 1, листы 34-51.
- Коломийченко, Ю. «Триумф Феодосии» // Газета «Победа», Феодосия, 1992, 23 июля.
- Здание располагалось в городском саду рядом с генуэзской башней св. Константина. На первом этаже располагались типография, аптека, магазины и ресторан. Здание было подожжено черносотенцами как раз в тот момент, когда в Большом концертном зале собрались люди, чтобы услышать Октябрьский манифест царя Николая II. Нападавшие заблокировали все двери и окна. В результате инцидента погибли представители общественности, был уничтожен городской архив. В 1907, оставшийся корпус сгоревшего здания был снесен, а на его месте разросся городской сад.
- Сергеева, О.И. «Шедевры зодчества и скульптуры» // в «Феодосии», 2-е изд. Симферополь, Феодосия, 2010. С. 148.
- Барсамов, Н.С. «45 лет в галерее Айвазовского». Симферополь, Крым, 1971.
С. 42-43.
- «Айвазовский: документы и материалы». Ереван, 1967. С. 238. .
- Евсеев, А.А. «В пределах Российской империи. Водоснабжение Феодосии // В кн. «Феодосия», 2-е изд. Симферополь, Феодосия, 2010. С. 56.
- Статуя была создана скульптором Робертом Бахом. Разрушен в 1917 году
- Юрий Галабуцкий преподавал русский язык и литературу. См.: Лосев Д. «Учитель русской словесности: о Юрии Галабуцком и его ученике Максимилиане Волошине» // «Крымский альбом 2000», вып. 6. Феодосия, Москва, 2002. С. 127-138.
- Галабутский, Ю. Айвазовский в личных воспоминаниях» // «Крымский альбом 2000», вып. 6. Феодосия, Москва, 2002. С. 116.
- Путник (Лендер Н.) «Феодосия и Айвазовский» // в «Путешествиях в Феодосию: Записки 1769 г.-1904». Феодосия, Изд-во Коктебель, 2002. С. 29-30.
- Один из биографов Айвазовского, Николай Степанович Барсамов (1892-1976) был художником, музейным работником, искусствоведом, почетным гражданином Феодосии. В 1923 году он стал директором Феодосийской картинной галереи, а в 1962 году — пожизненным научным консультантом галереи.
Во время Великой Отечественной войны он и его жена Софья Александровна заботились о коллекции Галереи, спасли ее от уничтожения, перенеся в Ереван. Благодаря его неустанным усилиям коллекция картин Айвазовского в галерее увеличилась почти втрое, и галерея стала известна своей обширной коллекцией морских картин. Барсамов является автором книги воспоминаний «45 лет в галерее Айвазовского», а также других книг и статей об Айвазовском и художниках Восточного Крыма.
- Барсамов, Н.С. «45 лет в галерее Айвазовского». Симферополь, Крым, 1971. С. 92-94.
- Коломийченко, Ю. «Дача Суворина» // в газете «Победа», Феодосия, 1985, 22 августа.
- Краюшкина Л. «Великий русский издатель» // в газете «Феодосийский альбом», № 240. 18 сентября 2009 г. С. 4.
- Галабутский, Ю. «Айвазовский в личных воспоминаниях» // в «Крымском альбоме 2000», № 6. Феодосия, Москва, 2002. С. 119..
- В 1850-х годах, до проекта Айвазовского, археологические раскопки в районе Феодосии вели заведующий Музеем древностей Евгений де Вильнёв (1802/1803-1870-е годы) и каммер-юнкерский князь Александр Сибирский (1824-1879), хорошо известный археолог и нумизмат.
- Научный архив Института истории материальной культуры РАН (Санкт-Петербург). Коллекция 9, опись 1, дело 29, листы 2-3.
- В письме графу Льву Перовскому художник сообщает, что под его руководством было раскопано 80 курганов. Эта цифра неверна.
- Государственный архив Одесской области. Коллекция 93, опись 1, дело 46, листы 29-30, о. Список находок можно найти в Тункина, IV! «Открытие Феодосии: Заметки об археологическом изучении Юго-Восточного Крыма и начальных этапах истории Феодосийского музея древностей: 1771-1871». Киев, 2011. Со с. 203.
- Научный архив Института истории материальной культуры РАН (Санкт-Петербург). Коллекция 9, опись 1, дело 29, листы 6-16, 22. «Древности Боспора Киммерийского в Императорском Эрмитаже». СПб., 1854, т. 1, с. I, таблица XII а; об. II, таблица LXX а; «Отрывок из скромного доклада царю...» С. 126-127.
- Петрова, Е.Б. «Историко-художественный альбом Тавриды Евгения де Вильнёва и Викентия Руссена». Феодосия, издательство «Коктебель»; Симферополь, Н.
Орианда, 2015. С. 21.
- В 1944 году в его могиле была похоронена вдова Ивана Айвазовского Анна. Умерла в Симферополе 25 июля 1944 года. В начале 1980-х годов была установлена мемориальная доска. См. интервью Дмитрия Лосева с М. Ровицкой «Моя тетя Анна Айвазовская» в «Крымском альбоме 1997», вып. 2. Феодосия, Москва, 1997. С. 221-229.
Иллюстрации
Феодосия. Панорамный вид на город. Живописная открытка. Начало 20 века
Издатель И. Вассерман, Феодосия. Собрание Дмитрия Лосева, Феодосия
Общественные купальни в Феодосии. Живописная открытка. Начало 20 века
Издатель И. Вассерман, Феодосия. Собрание Дмитрия Лосева, Феодосия
Иван Айвазовский. Фотография. 1880-е
Фотоателье "Везенберг и Ко", Санкт-Петербург. Коллекция Николая Драгина, Москва
Похороны Ивана Айвазовского. Катафалк и похоронная процессия приближаются к Картинной галерее. 22 апреля 1900 г.
Фотография. Архив Картинной галереи Айвазовского, Феодосия
Дом-картинная галерея Айвазовского, Феодосия. Живописная открытка. Начало ХХ века
Издательство Товарищества Лаврецкого и Ковчанли, Феодосия. Собрание Николая Драгина, Москва
Оформление Большого зала Картинной галереи имени Айвазовского во время похорон. Стерео фотография. 1900
Слева от лестницы, внизу – незаконченная картина "Взрывающийся корабль". Коллекция Ростислава Лихотворика, Феодосия
Феодосия. Живописная открытка. 1990-е
Собрание Николая Драгина, Москва
Башня Святого Константина, Феодосия. Живописная открытка. 1910-е
Коллекция Николая Драгина, Москва
Памятник-фонтан «Доброму гению», Феодосия. Живописная открытка. 1910-е
Издатель С. Вассерман, Феодосия. Коллекция Дмитрия Лосева, Феодосия
Феодосия. Вид на гору Митридат и Музей древностей. Живописная открытка. 1910-е
Издатель И. Вассерман, Феодосия. Коллекция Дмитрия Лосева, Феодосия
Памятник Александру III, Феодосия. Живописная открытка. Раннее 1900s
Собрание Николая Драгина, Москва
Фасад Дома Айвазовского в траурный период по художнику Фотография из альбома Николая Лампси (?), внука художника. 1900
Архив Картинной галереи имени Айвазовского, Феодосия
Дача Алексея Суворина, Феодосия. Вид с моря. Живописная открытка. 1910-е
Коллекция Николая Драгина, Москва
Могила Ивана Айвазовского, Феодосия. Живописная открытка. 1910-е
Собрание Юрия Коломийченко, Феодосия
Дом, в котором родился Иван Айвазовский, Феодосия. Живописная открытка. 1910-е годы.
Издатель Вассерман И., Феодосия. Коллекция Дмитрия Лосева, Феодосия
Феодосия. Вид на гору Митридат и Музей древностей. Фотография. Начало 20 века.
Коллекция Сергея Джумука, Санкт-Петербург
Похороны Ивана Айвазовского. 22 апреля 19:00
Фотография. Архив Картинной галереи имени Айвазовского, Феодосия
Большой зал Картинной галереи имени Айвазовского, Феодосия. Фотооткрытка. Раннее 1910с
Коллекция Владимира Ёлкина, Санкт-Петербург
Фонтан Айвазовского на Александровской площади, Феодосия. Стерео фотография. 1910
Издательство "Свет" (Москва, Санкт-Петербург).