Нумерация пальцев при игре на фортепиано


Развитие техники игры левой рукой. Самоучитель игры на синтезаторе

Самоучитель игры на синтезаторе«...назад вперед...»

Развитие техники игры левой рукой будет осуществляться в тональности до-мажор. В этой тональности пальцы нажимают только белые клавиши (на рис. 1 они выделены желтым цветом в пределах одной октавы). Пальцы левой руки имеют следующую нумерацию: 5 – мизинец, 4 – безымянный, 3 – средний, 2 – указательный, 1 – большой.

Рис. 1. Исходная постановка пальцев левой руки при игре в тональности до-мажор

Рис. 2. Положение пальцев левой руки на клавиатуре

Поставьте пальцы на клавиатуру в соответствии с рис. 2. Положение кисти руки при этом такое, словно она обхватывает мяч для игры в большой теннис и образует полусферу. Кончики пальцев нажимают клавиши практически перпендикулярно клавиатуре, словно они являются молоточками. Кисть руки (и вся рука) при нажатиях на клавиши остается практически неподвижной - двигаются только пальцы. Локоть находится на уровне клавиатуры. Он не прижат к туловищу, но и не слишком отодвинут он него. Рука должна находиться в свободном состоянии.

Каждый палец располагается над своей клавишей (рис. 2). Это исходное положение пальцев, суть которого заключается в том, чтобы пальцы не мешали друг другу и нажимали клавиши наиболее удобным образом. Положение пальцев по глубине должно быть таким, чтобы они с одной стороны не соскакивали с края клавиатуры, но и не прижимались к черным клавишам. Безымянный и указательный пальцы нажимают клавишу в середине её широкой части.

Если вы никогда не играли левой рукой на клавишном инструменте или это было давно, то для начала необходимо улучшить чувствительность, подвижность и управляемость пальцев. Клавиатура многих синтезаторов обладает невысокой жесткостью и клавиши нажимаются достаточно легко, что является недостатком, по сравнению с фортепианной клавиатурой, жесткость которой позволяет укрепить пальцы руки. Игра слабыми пальцами в дальнейшем не позволит улучшить качество игры, а звуки будут пропадать по причине того, что тот или иной палец с недостаточным усилием нажал на клавишу. Если нет возможности использовать фортепиано, то нужно учесть, что нажатие клавиш на клавиатуре синтезатора должно производиться с усилием, с дополнительным нажимом, который, однако, не должен приводить к напряжению и сковыванию кисти руки.

При выполнении любых упражнений старайтесь следовать такому порядку:

Все упражнения необходимо производить при включенном режиме "чувствительность к касанию", что позволит слышать и контролировать громкость игры разными пальцами. Добиться игры, при которой пальцы выдают звуки с одинаковой громкостью, непросто. Но над этим нужно работать, иначе при игре будут постоянно проскакивать то скачки, то провалы, что говорит о слабой технике игры.

Выберите голос фортепиано на синтезаторе и поставьте пальцы левой руки в соответствии с рис. 2 (мизинец находится над клавишей до, большой палец - над фа).

Упражнение 1

Последовательно и равномерно нажимайте и отпускайте клавиши от мизинца до большого пальца: 5-4-3-2-1, 5-4-3-2-1, 5-4-3-2-1, 5-4-3-2-1 и т.д.

Рис. 3. Упражнение 1

скачать

Двигаются только пальцы. Кисть и локоть не должны совершать движения, следуя за пальцами.

Упражнение 2

Последовательно и равномерно нажимайте клавиши от большого пальца к мизинцу: 1-2-3-4-5, 1-2-3-4-5, 1-2-3-4-5, 1-2-3-4-5 и т.д.

Рис. 4. Упражнение 2

скачать

Упражнение 3. Волнообразное движение.

Рис. 5. Упражнение 3

скачать

Следите за тем, чтобы при на нажатии клавиши одним пальцем двигался только этот палец. Остальные пальцы не должны растопыриваться в стороны или слишком высоко подниматься над клавиатурой (что особенно любит делать мизинец), а находятся над поверхностью клавиатуры, касаясь каждый своей клавиши в таком положении, будто в ладони находится мячик. Верхняя фаланга большого пальца должна быть направлена вдоль клавиши (рис. 2), а не вправо.

Упражнение 4

Теперь более сложное упражнение - игра интервалов (одновременно нажимаются две клавиши). Сначала одновременно нажмите клавиши мизинцем и средним пальцем, потом безымянным и указательным пальцем, потом средним и большим пальцем.

Рис. 6. Упражнение 4

скачать

Старайтесь играть это упражнения ровно.

Следующая группа упражнений направлена на развитие независимости пальцев. Пальцы привыкли двигаться вместе друг с другом. Наша задача заключается в том, чтобы они могли двигаться независимо друг от друга.

Упражнение 5.

Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 4, 3, 2, 1, а мизинцем равномерно 20-30 раз нажмите и отпустите клавишу. Нажимает клавишу только мизинец, остальные пальцы удерживают клавиши в нажатом состоянии.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 3, 2, 1. Теперь клавишу нажимает и отпускает только безымянный палец. Трудно? Безымянный палец имеет самую слабую подвижность и управляемость.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5,4, 2, 1. Теперь работает средний палец.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 3, 1. Тренируем указательный палец.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 3, 2. Тренируем большой палец. Это должно быть легко.

Данное упражнение покажет, какие пальцы имеют слабую управляемость - над ними нужно поработать отдельно, то есть увеличить продолжительность упражнений с их участием..

Упражнение 6.

Попеременная работа соседних пальцев.

Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 3, 2, 1, а 5 и 4 попеременно равномерно 20-30 раз нажимайте и отпускайте клавиши.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 2, 1. Тоже самое 4 и 3. Чувствуете, как рука начинает разогреваться?
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 1. Тоже самое 3 и 2. Это немного проще, да?
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 3. Тоже самое 2 и 1. Это не должно вызвать затруднений.

Упражнение 7.

Одновременная работа соседних пальцев.

Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 3, 2, 1, а 5 и 4 одновременно равномерно 20-30 раз нажимайте и отпускайте клавиши.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 2, 1. Тоже самое 4 и 3.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 1. Тоже самое 3 и 2.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 3. Тоже самое 2 и 1.

Упражнение 8. Игра гаммы в пределах одной октавы.

Игра гаммы в предела октавы осуществляется при помощи подкладывания пальца. Сначала последовательно играют пальцы 5, 4, 3, 2, 1. В то время, как большой палец нажимает клавишу, перенесите средний палец над ним и нажмите следующую клавишу. То есть 8 клавиш нажимаются следующими пальцами: 5, 4, 3, 2, 1, 3, 2, 1. Игра в обратном порядке осуществляется так: сначала играется 1, 2, 3. В момент удержания клавиши средним пальцем большой палец подкладывается под пальцами и нажимает следующую клавишу.

Рис. 7. Упражнение 8

Данное упражнение играется в размере четыре четверти восьмыми. Вертикальные штрихи над нотами показывают доли (щелчки метронома). Включите на синтезаторе метроном, установите значение темпа метронома на 80 и начинайте игру в момент любого щелчка метронома, которая станет первой долей.

скачать

После разогрева пальцев можно приступить к интересующей нас игре левой рукой аккордов, а точнее трезвучий (аккорд из трёх звуков). Существует три основные позиции для игры трезвучий, которые необходимо запомнить. Они показаны на рис. 8.

Рис. 8. Варианты положения пальцев левой руки при игре трезвучий

Нетрудно заметить, что мизинец (5) и большой палец (1) нажимают на крайние клавиши трезвучия всегда. Средняя клавиша нажимается или указательным (2), или средним (3) пальцем в зависимости от того, какую клавишу нужно нажать. В варианте 1) и 2) средняя клавиша нажимается средним пальцем, а в варианте 3) - указательным. Безымянный палец клавишу не нажимает.

Обратите внимание на то, как чередуются между собой клавиши, которые мы нажимаем и которые не нажимаем. В варианте 1 между нажимаемыми клавишами пропускаются по одной клавише, которые не нажимаются. В варианте 2 между средним и большим пальцем остается две клавиши. А в варианте 3 две клавиши пропускаются между мизинцем и указательным пальцами.

Теперь попробуйте сыграть трезвучия, показанные на рис. 9.

Рис. 9. Варианты положения пальцев левой руки при игре аккордов

Относительное положение пальцев не изменилось, хотя здесь показаны другие трезвучия.

Если вы освоились с игрой трезвучий без смены позиции руки, то следующим шагом будет игра последовательности трезвучий со сменой позиции руки. Сыграйте трезвучие и его обращения, показанные на рис. 10.

Рис. 10. Трезвучие и его обращения

Упражнение 9.

Равномерно сыграйте аккорды, показанные на рис. 11. В процессе перехода от игры одного трезвучия к другому не нужно высоко поднимать пальцы. Чем меньше лишних движений делает рука, тем точнее и быстрее происходит её позиционирование.

Рис. 11. Упражнение 9

скачать

Включите метроном в темпе 80 сыграйте данный фрагмент 10-20 раз подряд без остановок и ошибок. Каждый аккорд играется под щелчок метронома. Если получилось сыграть этот фрагмент без ошибок 10-20 раз подряд, то удвойте скорость исполнения.

Для контроля качества игры на синтезаторе нужно сделать следующее:

Сравнение высоты пиков форм, соответствующих отдельным звукам, позволяет увидеть неравномерность игры разными пальцами. На рис. 12. показаны волновые формы, соответствующие записи из упражнения 2.

Рис. 12. Волновые формы

Из рисунка видно, что в плане ритма всё более или менее хорошо, так как пики форм находятся на одинаковом расстоянии друг от друга. А вот равномерность игры крайне слабая. Это следствие постоянной игры левой рукой под автоаккомпанемент, в результате чего её техника игры резко упала. Запись вашего исполнения позволит наглядно увидеть проблемы над решением которых надо поработать отдельно.

Для управления аккомпанементом левой рукой нужно выполнить следующие условия:

Об этом будет рассказано далее.

Самоучитель игры на синтезаторе«...назад вперед...»

Александр Страшко
Вконтакте
05.02.11

Правильное положение пальцев на клавишах пианино - Подсказки

Автор: Peter Berry

Дата создания: 11 Август 2021

Дата обновления: 1 Март 2023

Видео: КАК ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ РУКУ ПРИ ИГРЕ НА ПИАНИНО 🎹 урок фортепиано

Содержание

В этой статье: поддержание правильного положения рук, используя правильные аппликатурыПрактические весы19 Список литературы

Правильное положение пальцев очень важно при обучении игре на пианино, особенно если вы только начинаете играть простые песни или весы. Сядьте прямо перед роялем. Слегка согните пальцы над кнопками, расположив большой палец правой руки на середине C. Если вы начнете тренировать руки и пальцы раньше, вам будет легче переходить к более сложным музыкальным произведениям.

метод

Способ 1 Поддерживать правильную осанку рук




  1. Сядьте на край пианино. Скамья пианино должна находиться на достаточном расстоянии от пианино, чтобы вы могли сидеть на переднем крае, положив ноги на пол. В идеале ваши ноги должны выступать под прямым углом от края скамьи.
    • Ваши бедра не должны быть на скамейке. Если это так, вы сидите слишком далеко назад.
    • Возможно, вам придется использовать педали. Следовательно, ваши ноги должны быть в состоянии двигаться вперед, чтобы достичь их. Сначала поставьте ноги на пол.


  2. Держите голову и плечи на одной линии. Правильная осанка дает вам большую свободу передвижения для достижения всех клавиш во время игры и позволяет избежать длительных проблем со спиной. Отведите плечи назад, чтобы лопатки совпали с позвоночником.
    • Расслабьте шею и смотрите прямо перед собой. Если вы наклонитесь над кнопками, ваши руки не смогут двигаться во время игры.



  3. Раздвинь локти. Когда ваши руки находятся в правильном положении, ваши локти находятся перед вашим телом. Ваши локти должны быть слегка согнуты, а внутренние сгибы локтя должны быть обращены к потолку.
    • Если ваши локти находятся рядом с вашим телом, слегка отодвиньте скамью назад. С другой стороны, если руки вытянуты, пододвиньте скамью пианино немного ближе к пианино.
    • Избегайте вытягивать локти в стороны. Это может привести к проблемам с запястьями, если вы играете чаще. Ваши плечи должны быть перпендикулярны клавиатуре.


  4. Возьмитесь за кнопки согнутыми пальцами. Вы должны играть на пианино кончиками пальцев. Пока ваш большой палец остается прямым, остальные пальцы должны свободно сгибаться над клавишами, как если бы вы держали мяч.
    • При необходимости вы можете тренировать правильное положение пальцев, держа в руке теннисный мяч. Подобно тому, как вы скручиваете пальцы вокруг мяча, они должны быть над клавишами.



  5. Расслабьте руки и плечи. Если вы напрягаете руки и плечи, они будут напрягаться без необходимости. Вы можете слегка встряхнуть руки и сделать несколько упражнений на растяжку руками и спиной, чтобы расслабить мышцы, прежде чем садиться играть.
    • Во время игры проверяйте свою осанку время от времени и снимайте напряжение с рук и плеч. Через некоторое время это спокойное отношение становится привычкой.


  6. Пусть ваши руки следуют за вашими пальцами. Перемещая руки вперед и назад по клавиатуре, держите руки более или менее перпендикулярно своим рукам. Это предотвратит скручивание и растяжение запястий.
    • Скорее, попробуйте использовать большие мышцы рук и даже спину, чтобы нажимать кнопки, а не только ваши пальцы.


  7. Держите свои ногти короткими. Если вы собираетесь играть на пианино часто, на вашем пути будут длинные ногти с правильным положением пальца. Длинные ногти также нажимают на кнопки, которые могут испортить пьесу, которую вы играете.

Метод 2 из 3: применить правильные аппликатуры



  1. Нумерация пальцев. Все ноты используют одинаковую нумерацию пальцев и большого пальца на каждой руке. Как только вы запомните номер для каждого пальца, вы сможете правильно прочитать примечания по аппликатуре в примечаниях.
    • Нумерация начинается с большого пальца с номера 1 и переходит от мизинца к 5.
    • Левая рука является отражением правой руки, где одинаковые цифры используются для одних и тех же пальцев.


  2. Начните с середины C. Чтобы играть на пианино, поместите палец 1 правой руки в середину C. Остальные пальцы правой руки естественно упадут на белые клавиши справа от вашего большого пальца. Это естественная позиция пяти пальцев для правой руки.
    • Технически, ваш левый большой палец также находится в середине C. Однако, если вы играете обеими руками, вы переместите левую руку поверх других клавиш вместо того, чтобы играть в средней C двумя большими пальцами.


  3. Поднимите большой палец под другие пальцы. Вам нужно более 5 нот, чтобы играть на пианино. Чтобы поднять руку вверх, поднесите большой палец под другие пальцы к следующей кнопке. Практикуйте это уменьшение, пока оно не станет привычкой.
    • Так как вы используете только мизинец, чтобы начать или закончить шкалу, вы обычно кладете большой палец под 3-й палец, средний палец, на следующую клавишу.
    • Чтобы опустить руку, положите безымянный палец о другие пальцы и поместите его слева от большого пальца.


  4. Играйте на длинных клавишах более короткими пальцами. Если вы посмотрите на клавиатуру, вы увидите более длинные белые клавиши и более короткие черные клавиши. Ваши самые короткие пальцы - это большой и мизинец, и они обычно играют только на белых клавишах.


  5. Играйте в короткие клавиши своими длинными пальцами. Если вы воспроизводите музыку с крестами или буквами bs, вы также должны играть с более короткими черными клавишами. Чтобы играть на этих клавишах, вы обычно используете указательный, средний и безымянный пальцы.
    • Когда вы играете на более коротких клавишах, вы должны немного вытянуть пальцы, чтобы вам было легче добраться до клавиш. Таким образом, вам не нужно перемещать руки назад и вперед по кнопкам. Скорее, вы можете оставить их в том же положении, где вы играете белыми клавишами.


  6. Держите левую и правую руку симметрично. Ваши левая и правая руки являются зеркальными отражениями друг друга, даже если они движутся в разных направлениях или играют разные последовательности нот. Постарайтесь расположить пальцы так, чтобы вы использовали одни и те же пальцы одновременно.
    • Вам будет легче играть более сложные музыкальные произведения, если вы сможете поддерживать симметрию пальцев. Когда ваши руки синхронизированы, музыка течет более естественно.

Практика 3 шкалы



  1. Изучите все весы с правильной аппликатурой. Весы являются одной из основ музыки, и если вы научитесь правильно их перебирать, ваши пальцы будут автоматически знать, куда идти, когда вы видите части шкалы в музыкальном произведении.
    • Помните, что пальцы не заметки. Например, даже если вы начинаете играть с большим пальцем в середине C, это не означает, что ваш большой палец всегда средний C должен играть. Там могут быть другие музыкальные произведения, где это неловко и неестественно.


  2. Используйте свой пятый палец только для начала или окончания весов. Обычно ваш мизинец - самый слабый и наименее используемый палец на вашей руке. Когда вы играете весы, вы кладете большой палец под средний палец и кладете на него руку, чтобы сыграть следующие ноты. Вы играете последнюю ноту только с мизинцем.
    • Соответственно, когда вы играете весами вниз, в отличие от игры вверх, вы начинаете с мизинца.


  3. Найдите лучшие аппликатуры для арпеджио. Арпеджио, даже сломанные или решенные аккорды, обычно имеют стандартные аппликатуры. В зависимости от нот в аккорде стандартная аппликатура может быть для вас неблагоприятной. Если вам удобнее использовать другие пальцы, сделайте это, но убедитесь, что вы будете последовательно использовать одну и ту же аппликатуру в будущем и чтобы арпеджио звучало равномерно.
    • Практика арпеджио - отличный способ запомнить основные аккорды вверх и вниз на клавиатуре.


  4. Отрегулируйте стандартные аппликатуры своими руками. Вы можете найти отпечатки пальцев на заметках. Это может быть очень полезно, если вы хотите попрактиковаться в новой части. Однако стандартные аппликатуры не всегда подходят для всех рук.
    • Например, если у вас маленькие руки, вам может быть проще просто положить большой палец под указательный или средний палец, когда вам нужно поднять руку вверх.
    • Если вы меняете стандартную аппликатуру, убедитесь, что вы всегда это делаете. Если вы продолжите менять аппликатуру в одном и том же произведении, у вас не будет мускульного ощущения, и вы сможете чаще совершать ошибки.


  5. Напишите свои аппликатуры на заметках. Это особенно верно, если вы только начали учиться играть на пианино. Тогда запись чисел для ваших пальцев поможет вам быстрее прогрессировать.
    • После того, как вы поиграете на пианино какое-то время, запись пальцев может показаться пустой тратой времени. Если это не поможет, останови это. Тем не менее, вы должны помнить об этом шаге для особенно сложных произведений.

Как научиться правильно ставить пальцы на фортепиано?

Почему расположение пальцев на пианино так важно?

Независимо от того, учитесь ли вы игре на фортепиано в музыкальной школе или дома, положение пальцев на клавиатуре имеет основополагающее значение для начала игры на фортепиано. Это позволяет вам приобрести прочную техническую базу и передовой опыт. Привыкнув к правильной игре, это позволит вам в долгосрочной перспективе:

– использовать правый палец в нужное время, чтобы играть легче и плавнее;
— чтобы избежать долгих пауз в проигрываемой музыке из-за больших пробелов в нотах;
— меньше болеть в руках и дольше держать за счет оптимизации нотных промежутков;
– чтобы иметь эстетичную игру, в которой пальцы используются оптимальным и логичным образом.

Чтобы начать играть в наилучших возможных условиях, вам необходимо сначала уделить время освоению правильной аппликатуры на фортепиано.

Аппликатура фортепиано позволяет начать игру в наилучших возможных условиях.

Общие советы

В начале этой статьи о расположении пальцев мы хотели бы дать вам несколько общих советов, которые помогут вам начать играть на фортепиано. Прежде всего, вы должны знать, что то, как вы двигаете руками, влияет на то, как вы играете. Неправильное положение пальцев на фортепиано в сочетании с высоким темпом игры вызовет переходы вне темпа.

Поэтому очень важно, чтобы вы уже сейчас выработали хорошие привычки и избегали ловушек, связанных с размещением пальцев. Вот некоторые из наших общих советов, прежде чем вы начнете:

– Не сжимайте руки. Когда вы играете на пианино, расслабьтесь и заставьте себя расслабить конечности.

– Включите в игровой процесс все свои пальцы, чтобы все они привыкли играть важную роль.

– Избегайте чрезмерных движений пальцев на фортепиано. В большинстве случаев пьеса не требует большого растопыривания пальцев при последовательном воспроизведении нот на клавиатуре.

– Держите туловище прямо, чтобы вам было максимально легко двигаться.

– Напрягите пальцы во время игры, чтобы получить от игры максимум удовольствия.

– Не используйте большой палец для нажатия на черные клавиши. В большинстве случаев к черным клавишам гораздо легче добраться с помощью указательного пальца, который длиннее большого пальца. Чтобы избежать слишком большого движения и, следовательно, дискомфорта при игре, убедитесь, что вы больше используете другие пальцы для игры на черных клавишах.

Теперь, когда у вас есть несколько общих советов, давайте приступим к делу.

Расслабьтесь и держите туловище прямо, чтобы вам было максимально комфортно играть на фортепиано.

Правильная осанка для размещения пальцев на клавиатуре

Чтобы правильно положить руки на фортепиано, положите кончики пальцев на клавиатуру и слегка приподнимите запястье. Ваше запястье должно находиться не под фортепиано, а немного над ним, чтобы ваши движения были максимально легкими.

Поместите запястье немного выше фортепиано.

Когда у вас будет эта начальная позиция, вы можете начать играть. Теперь важно согнуть пальцы, чтобы придать вам больше подвижности в движении.

Отличное положение пальцев и запястья на фортепиано.

На изображении выше показано правильное положение для максимального удобства. Обе руки должны быть расслаблены и лежать на клавиатуре, пальцы слегка вытянуты и слегка касаться клавиш. Запястья не должны быть под руками и под роялем.

Это идеальное положение позволяет избежать мышечных и суставных болей. Ведь если долго играть с неправильным положением рук и пальцев, это может привести к тендиниту или другим проблемам. Это часть основ игры на фортепиано.

Теперь приступим к логике движений пальцев.

Следуйте логике движения

Когда вы сталкиваетесь с последовательностью фортепианных нот, вы должны задать себе вопрос о логике движения.

Например, когда вы видите, что ноты расположены рядом друг с другом, вы можете просто использовать следующий палец (или предыдущий, если нота находится ниже на клавиатуре фортепиано), чтобы сыграть следующую ноту.

Логика движения не является чем-то математическим, но она помогает вам сориентироваться, чтобы вам было максимально комфортно.

Для этого не стесняйтесь, когда вы свяжете несколько нот подряд в отрывке песни, попробовать несколько комбинаций пальцев. После этого вы сможете увидеть, какой из них вам наиболее удобен.

Номера пальцев фортепиано

Существует общепринятая в теории музыки цифровая техника правильного использования пальцев на фортепиано.

Для этого просто присвойте каждому пальцу номер от 1 до 5 для обеих рук. Вот число, которое нужно присвоить каждому пальцу:

– Большой палец: номер 1
– Указательный палец: номер 2
– Средний палец: номер 3
– Безымянный палец: номер 4
– Мизинец: номер 5.

Номера пальцев для использования на пианино.

Нумерация пальцев от 1 до 5 поможет вам заложить основу для логической игры на фортепиано. Это позволяет вам иметь некоторые ориентиры, на которых можно основывать свою игру. Вот почему мы также интегрировали эту функцию нумерации пальцев в наше онлайн-приложение для обучения игре на фортепиано 9.0004 .

Нумерация пальцев настолько удобна, что была принята и применена к партитурам для фортепиано. Это то, что мы сейчас увидим.

Прочтите пальцы на нотах для фортепиано

Современные ноты для фортепиано часто показывают номера пальцев, которые должны использоваться в месте каждой ноты.

На нотоносце вы видите над каждой нотой число от 1 до 5:

Каждая нота на нотоносце фортепианного листа имеет номер пальца, которым ее нужно играть.

В приведенном выше примере мы можем заметить, что каждая нота и фортепианный аккорд на нотоносце привязаны к номеру, расположенному чуть выше. Это число соответствует пальцу, которым нужно играть ноту, в соответствии с нумерацией, которую мы обсуждали в предыдущем разделе.

Чтобы отличить пальцы левой руки от пальцев правой, достаточно взглянуть на два посоха. Верхний (называемый скрипичным ключом) представляет ноты, которые нужно играть правой рукой. Таким образом, прикрепленные к нему пальцы принадлежат правой руке.

С другой стороны, нижний нотоносец (называемый басовым ключом) представляет ноты, которые нужно играть левой рукой.

Для этой партитуры вы должны последовательно играть ноты правой руки следующим образом:
Большой палец – указательный палец – средний палец – безымянный палец – мизинец – безымянный палец – средний палец – указательный палец.

При этом нужно также последовательно играть ноты левой руки следующим образом:
Мизинец – безымянный палец – средний палец – указательный палец – большой палец – указательный палец – средний палец – безымянный палец.

Очень просто, не так ли?

В следующем видеоролике представлен обзор того, что было рассмотрено в этом разделе. Это дает вам дополнительный педагогический элемент для понимания чтения номеров пальцев в партитуре:

Теперь мы применим нумерацию пальцев к практическому упражнению, хорошо известному начинающим пианистам: гаммам.

Гаммы для работы над аппликатурой

Гаммы — одно из самых важных упражнений для игры на фортепиано, направленное на развитие ловкости, скорости исполнения и секвенций.

Это просто упорядоченная и заранее определенная последовательность различных степеней музыкальной тональности. Проще говоря, гамма используется для плавной работы над последовательностями нот, чтобы улучшить вашу технику игры на фортепиано.

Но как тренировать аппликатуру фортепиано с помощью гамм? Это довольно легко. В качестве примера возьмем самую известную гамму: до мажор.

Гамма до мажор состоит из последовательности из 8 нот подряд, которая начинается с ноты до октавы и заканчивается такой же нотой октавы выше. Как только вы дойдете до восьмой ноты, вы должны вернуться на фортепиано, играя те же ноты, чтобы перейти к начальной до (той, что в нижней октаве).

На первый взгляд, это простое упражнение. Однако, чтобы работать над своей ловкостью, каждую ноту гаммы нужно играть определенным пальцем руки. Посмотрите на партитуру ниже, которая представляет собой гамму до мажор, где каждой ноте присвоен номер пальца.

Пример фортепианной аппликатуры в партитуре, представляющей гамму до мажор.

На партитуре выше можно заметить, что каждая нота гаммы привязана к определенному пальцу, соответствующий номер которого написан под нотой.

Для правой руки гамму до мажор следует играть следующим образом:
– Повышение гаммы: большой палец – указательный палец – средний палец – большой палец – указательный палец – средний палец – безымянный палец – мизинец.
— Уменьшить: мизинец — безымянный палец — средний палец — указательный палец — большой палец — средний палец — указательный палец — большой палец.

Когда вы переключаетесь со среднего пальца на большой, вы должны сделать небольшой поворот и переместить большой палец под средний палец, чтобы он мог плавно достать следующую ноту, это называется «большой палец под».

Если вы используете пальцы в таком порядке, вы получаете последовательность нот, воспроизводимых таким образом, который механически наиболее эффективен для вашей последовательности.

Вы обнаружите, что поначалу это будет сделать нелегко, и это не будет врожденным. Но по мере того, как вы работаете с гаммой до мажор в цикле, она становится для вас механической.

Работа над гаммами значительно улучшит вашу аппликатуру и технику игры на фортепиано. Мы советуем вам играть в них усердно, чтобы игра была максимально плавной.

4 упражнения для улучшения положения пальцев на фортепиано

В игре на фортепиано упражнения имеют основополагающее значение для улучшения вашей техники. Комбинируя несколько типов упражнений, вы можете приобрести прочные навыки, которые значительно улучшат вашу игру, аппликатуру и удобство игры на фортепиано. На самом деле, многие книги по фортепиано предлагают множество упражнений, которые вы можете использовать в качестве вдохновения.

Чтобы помочь вам улучшить вашу технику, мы предлагаем вам 4 упражнения по игре на фортепиано.

Упражнение №1: Повторение близких нот

Это самое простое из четырех упражнений и одно из самых эффективных для укрепления пальцев и скорости движений на клавиатуре.

Начните с размещения двух пальцев (любых двух) на двух соседних клавишах пианино. Играйте их один за другим в постоянном темпе и с одинаковой скоростью. После того, как вы освоите темп, вы, конечно, можете ускорить или замедлить его, чтобы практиковать разные ритмы.

Как только вы почувствуете себя комфортно, поменяйте пальцы. Например, если вы начали с большого и указательного пальцев, вы можете выбрать указательный и средний пальцы. Повторите то же упражнение с этими двумя новыми пальцами.

Сосредоточьтесь на пальцах, которыми вам неудобно пользоваться клавиатурой (обычно это безымянный палец и мизинец).

Когда вы начинаете играть на фортепиано, важно начинать каждое занятие с такого упражнения, чтобы укрепить пальцы и приучить их соединять движения одно за другим.

Пример 1: Сыграйте петлю большим и указательным пальцами.
Пример 2: Сыграйте луп указательным и большим пальцами.

Упражнение №2: Повторение отдаленных нот

В этом упражнении по аппликатуре фортепиано принцип более или менее такой же, как и в предыдущем: вы должны сыграть две ноты одну за другой в цикле двумя пальцами. Разница в основном заключается в расстоянии между этими двумя нотами.

В предыдущем упражнении ноты располагались рядом друг с другом. В этом упражнении ноты должны иметь больший промежуток (также называемый «интервалом» в теории музыки) и должны воспроизводиться двумя пальцами, не расположенными рядом друг с другом.

Возьмем в качестве примера до октавы и до более высокой октавы (разделенные 7 белыми клавишами). Чтобы сыграть две ноты подряд, не двигая рукой, вам придется играть их большим и мизинцем.

Большой палец и мизинец играют ноты большого интервала.

Последовательное воспроизведение этих двух нот большим и мизинцем может вызвать боль в руке. Чтобы сделать ваши движения более плавными и избежать чрезмерного напряжения во время упражнений или песен, требующих большого разведения пальцев, мы советуем вам делать раскачивающиеся движения запястьем. Слегка поворачивайте запястье вправо, когда нажимаете C мизинцем, и влево, когда нажимаете большим пальцем.

В этом упражнении вы можете выбрать желаемое расстояние между двумя нотами. Но чтобы это было действительно эффективно, мы советуем вам не опускаться ниже 4 нот между двумя нотами, которые вы играете последовательно.

Упражнение №3: Работайте над большим пальцем под

В этом третьем упражнении мы сосредоточимся на техническом понятии, которое мы кратко обсуждали в нашем разделе о гаммах как методе улучшения аппликатуры на фортепиано: «большой палец под ».

Подведение большого пальца — это прием, при котором большой палец помещается под другой палец (обычно средний) для того, чтобы можно было нажать на ноту, расположенную выше на клавиатуре фортепиано. Эта техника используется для воспроизведения последовательности нот без внезапных остановок, пауз или других неудобств, связанных с движением руки.

Если мы снова возьмем пример гаммы до мажор, то большой палец должен быть сделан после того, как средний палец сыграл 3-ю ноту гаммы. Затем большой палец проходит под средним пальцем, чтобы сыграть 4-ю ноту гаммы. Затем следует замена руки, которая позволяет вам продолжать гамму нота за нотой до мизинца.

В гамме до мажор подведение большого пальца должно быть сделано после того, как мажор сыграл ми.

Этот прием часто используется, когда вам нужно играть песни, в которых ноты следуют одна за другой быстро. Вот почему важно работать над этим, чтобы иметь возможность играть быстрые и более сложные песни без ритмических ошибок.

Упражнение № 4. Работайте над пальцем

Как и опускание большого пальца, опущение пальца — техника, широко используемая музыкантами для улучшения игры на фортепиано.

Пальцем очень похоже на предыдущее упражнение. Он состоит в том, чтобы провести одним пальцем по другому, как правило, во время последовательности нот, которая идет вниз (влево) на фортепиано. Это позволяет вам непрерывно воспроизводить серию нот без прерывания темпа или звука, что очень удобно при воспроизведении песен или очень быстрых упражнений.

Чтобы лучше понять, как это работает, давайте снова возьмем пример с гаммой до мажор.

В предыдущем упражнении мы видели восходящую шкалу, т.е. шкалу, в которой вы должны подниматься на одну ноту за другой. Когда мы поднимаемся по шкале, нам нужен большой палец внизу.

Здесь мы увидим обратное: нисходящий лад, т.е. строй, где мы должны опускаться одна нота за другой.

В нисходящей до мажорной гамме перелистывание должно быть сделано после игры первых 5 нот всеми пальцами (от мизинца до большого пальца). Как только вы дойдете до 5-й ноты (F), вы окажетесь на большом пальце. Как продолжать опускаться, не мешая плавности своего движения? С помощью пальца! Вы должны провести средним пальцем по большому, чтобы он сыграл ноту чуть ниже (ми). Затем вернитесь лицом к фортепиано и продолжайте опускаться по гамме сначала указательным, а затем большим пальцем.

В гамме до мажор, палец наверху должен быть сделан после того, как большой палец сыграл фа.

Что касается большого пальца внизу, палец наверху используется для непрерывной игры, не мешая вашим движениям. Все становится текучим.

Мы советуем вам хорошо поработать над этой техникой, чтобы иметь возможность играть с максимальной ловкостью и ловкостью!

Как использовать силу положения пальцев на фортепиано

Создано 29 ноября 2022 г. Обновлено 2 марта 2023 г.

Положение пальцев — ключ к быстрому и хорошему обучению игре на фортепиано. Они позволяют быстро выучить сложную музыку, избежать травм и освоить игру в быстром темпе и тональностях, о которых вы раньше и не подозревали. Здесь мы расскажем о многих методах изучения позиций на фортепиано и применим их к вашей собственной игре, чтобы вы могли стать лучше, чем когда-либо прежде.

Начните свое музыкальное путешествие

  • Влюбитесь в музыку - Выучите свои любимые песни; будь то классика, поп, джаз или музыка из фильмов, все на том уровне, который вам подходит.
  • Наслаждайтесь интерактивными уроками игры на фортепиано - Учитесь на курсах, которые помогут вам освоить все: теорию музыки, аккорды, технику и многое другое.
  • Получайте отзывы в режиме реального времени — Улучшайте свои навыки с помощью подробных отзывов, поскольку Skoove слушает вашу игру и выделяет то, что получилось хорошо, и области, требующие улучшения.

Бесплатная пробная версия на 1 месяц

Данные кредитной карты не требуются

Начните свое путешествие на фортепиано прямо сейчас!

Ключевые выводы
  • Позиции пальцев обозначаются пятью цифрами для ваших пяти пальцев
  • Некоторые позиции пальцев будут проще, чем другие, в зависимости от клавиши играть
  • Подпись клавиш не всегда совпадает с положением пальцев
  • Правая и левая руки используют положения пальцев
  • Положение пальцев очень важно для обучения игре на фортепиано

Зачем нужна хорошая аппликатура на фортепиано?

Все основные рисунки пальцев основаны на тех же идеях, что и при игре на фортепиано. Чтобы научиться играть на фортепиано как можно лучше, вам нужна правильная осанка, а также замедление игры и сосредоточение внимания на том месте, где вы кладете пальцы на фортепиано или где ваши руки ложатся на клавиатуру. Правильное положение пальцев позволит правым пальцам ложиться на клавиши, так что, когда вы играете музыку, вам не нужно будет двигать правой или левой рукой влево или вправо.

Будьте осторожны, потому что аппликатура левой и правой руки не использует одни и те же пальцы, потому что правильные пальцы на самом деле перевернуты, а это означает, что номера пальцев фортепиано и техника игры на фортепиано противоположны для правой руки и правой руки. левая рука. В большинстве нот для фортепиано указано, какие пальцы использовать, и положение рук будет определяться этим. Часто игра на фортепиано и положение рук будут прописаны композитором, так что вам не нужно думать о хорошей технике игры на фортепиано. Не бойтесь спрашивать, что такое фортепианные пальцы, потому что они помогут вам играть хорошо и эффективно.

Как использовать номера и положения пальцев

На изображении ниже показано, что на правой руке номера пальцев начинаются с большого пальца. Наши пальцы пронумерованы от одного до пяти. Это универсальный язык, который используют все музыканты, чтобы показать правильные пальцы пианино в своих песнях. Вы также можете попрактиковаться в упражнениях для пальцев на фортепиано, просто посмотрите внизу статьи. Единица всегда относится к большому пальцу правой руки, двойка всегда относится к безымянному пальцу правой руки и так далее. Номера пальцев на левой руке противоположны, потому что наши руки являются зеркальным отражением друг друга.

На изображении пианист играет начало гаммы до мажор, при этом большой палец правой руки лежит просто на средней до. Общее правило заключается в том, что при игре гаммы большие пальцы не должны находиться на черных клавишах, если вы можете помочь это. Однако это иногда будет нарушено. Композитор напишет инструкцию, и самое главное, что вы должны помнить, это то, что вы следуете аппликатуре, как написано. Не бойтесь писать свои собственные номера пальцев на черной клавише, если вам это нужно. Каждый пианист учится класть пальцы на фортепиано.

Пять упражнений для пальцев на фортепиано для начинающих

Упражнения для игры на фортепиано — отличный способ научиться пользоваться пальцами при игре на инструменте. Многие начнут со средней до, некоторые сосредоточатся на скалярных пассажах или противоположном движении (работая в противоположных направлениях), некоторые сосредоточатся на аккордах — просто следуйте общим рекомендациям, какие пальцы использовать. Есть так много вещей, чтобы практиковать. Практика упражнений для пальцев является одним из ключевых строительных блоков для вас как новичка. Практикуйтесь медленно и сосредоточьтесь на смене положения рук. Разминочные упражнения для фортепиано очень важны для того, чтобы научиться хорошо играть, вот несколько замечательных примеров.

Упражнение для пальцев на фортепиано №1: Ты — солнце моей жизни

 

Вот первые четыре такта песни «Ты — солнце моей жизни». Первым шагом при назначении пальцев на клавиши является поиск самой высокой и самой низкой ноты в мелодии. Обратите внимание на мелодию в музыке. Встаньте в положение с пятью пальцами и поместите большой палец на соль, а безымянный палец на ре, а три средних пальца на фортепиано, ноты фортепиано между ними. Все необходимые ключи находятся у нас под рукой. Если у вас возникли проблемы, вы всегда можете пометить клавиши пианино.

Перейти к уроку

Упражнение для пальцев №2: Дом восходящего солнца

большой палец на ми в басовом ключе. Однако в четвертом такте нам нужно изменить позицию. Мы перемещаем мизинец большого пальца левой руки на новую ноту и играем ломаные аккорды арпеджио C. Наше положение пальцев сделало это упражнение очень простым и легким.

Перейти к уроку

Упражнение для пальцев на фортепиано #3: Копакабана

В этом примере показана самая сложная часть обучения игре на фортепиано, техника выполнения большого пальца. Большой палец правой руки проскальзывает под указательным по мере увеличения шкалы. Мы не можем сыграть всю мелодию, не выходя из позиции пяти пальцев. Аппликатура одинакова для большинства наших фортепианных гамм.

Перейти к уроку

Упражнение для пальцев фортепиано №4: Белые клавиши

В следующем примере у нас есть первые четыре такта из «White Keys» Chilli Gonzalez. Чтобы правильно сыграть эту мелодию, мы собираемся покрыть первые пять нот нашей рукой в ​​позиции пяти пальцев, начиная с нашего пятого пальца на C. Когда мы доходим до большого пальца, средний палец затем перепрыгивает через большой, а затем продолжаем с той же аппликатурой. Чтобы играть в тактах с третьего по четвертый, просто используйте ту же технику перелистывания, что и в тактах с первого по второй.

Перейти к уроку

Упражнение для пальцев фортепиано № 5: Движение в противоположном направлении

Это отличное упражнение для отработки аппликатуры для фортепиано. Номера пальцев фортепиано для каждой руки зеркальны, а это означает, что когда ноты звучат в противоположной музыке, аппликатура одинакова. Это звучит сложно, но это не так. Всякий раз, когда вы играете гаммы двумя руками, вы можете играть их, отодвигая друг от друга, и аппликатура в обеих руках будет одинаковой. Посмотрите на ноты и обратите внимание, что обе руки начинаются и заканчиваются на одной и той же высоте, большие пальцы вместе.

Заключительный совет

Самое лучшее в обучении полагаться на аппликатуры на фортепиано - это то, что вы поймете, что играть на фортепиано намного проще, чем вы можете себе представить. Запись нужных вам аппликатур — самая важная часть игры, потому что вы не всегда можете полагаться на свою мышечную память. Особенно, когда вы играете много лет, когда вы пересматриваете старое произведение, вы забываете сложный танец аппликатур, который позволял вам играть его идеально, или избегаете сложных комбинаций черных клавиш, но если вы делаете хорошие ноты, вы избежите этого. . Skoove — лучшее место, где можно пройти персонализированные онлайн-уроки игры на фортепиано — например, если ваш собственный учитель игры на фортепиано дает вам частные уроки игры на фортепиано. Всегда старайтесь использовать правильную аппликатуру, и вы увидите, как улучшится ваше самочувствие, но Skoove покажет вам, как правильно играть все в приложении.

Start free trial

 


Author of this blog post:

 

Alvin Shipp is a Multi-Instrumentalist Composer, Performer, Producer, and Educator from Portland, Oregon currently based in Берлин, Германия.


Learn more