Одежда древнего китая
Традиционная одежда Китая | Языковой центр Mandarin School
О чем вы думаете, когда слышите слово «Китай»? Наверняка в вашей голове возникнет образ красного коммунистического флага с желтыми звездами, небоскребы из денежных купюр, панды, китайская стена. Ну, или куча одинаковых людей в панамках на красной площади. Вы, конечно, не ошибетесь, подумав обо всем этом. Но если поразмыслить чуть усерднее, наверняка вы вспомните еще и нежный струящийся китайский шёлк.
Уже в 3 в до н.э. дальновидный китайский народ начал выращивать червячков-шелкопрядов у себя дома. Получать из них прочную, легкую и гладкую нить, шить ткани, вышивать картины, изготавливать струны для музыкальных инструментов, тетиву для охотничьих и военных луков и даже производить бумагу.
А во времена династии Хань (206 до н.э. – 220 н.э.) шелк и вовсе стал универсальным денежным эквивалентом. Налоги в то время платили не только зерном, но и прекрасным шелком. Эта ткань, кстати, служила зарплатой чиновникам при дворе.
Шелковая одежда ценилась за теплоту, красоту, износостойкость и невероятную легкость. Но такие наряды были доступны долгое время только лишь богачам. Шелкопрядов ни под каким предлогом нельзя было вывозить за пределы Китая, и уж тем более говорить о тонкостях производства нити. За нарушение этих запретов из окон правящего двора доносился указ: «голову с плеч!». Но, как ни крути, шило в мешке не утаишь. Однажды византийскому императору удалось-таки выкупить волшебных тутовых червячков у заезжих монахов. Так прознала о шелке вся Византийская империя и Малая Азия. А в России нежную нить шелка освоили только в 16 веке. Вскоре, на ряду с фарфором и чаем, шелк стал визиткой карточкой великой Поднебесной.
Легенда о китайском шелке
О том как сами китайцы распознали в тутовых личинках золотую жилу конечно сложено немало легенд. Но есть одна самая знаменитая: у великого «Желтого императора» была красавица жена, обожавшая чаёвничать в своем цветущем саду, где тутовое дерево давало прекрасную тень для отдыха на свежем воздухе. Однажды в ее фарфоровую чашечку слетели несколько листочков с раскидистого древа. На этих самых листьях оказались коконы тутового шелкопряда. Когда тонкие ручки императрицы стали вылавливать непрошеных гостей, коконы стали разматываться в пушистую длинную нить. Не теряя времени, императрица размотала все коконы с тутового дерева и соткала мягкую и нежную ткань из которой велела сшить одежды великому Хуан-ди. Император был влюблен в новое одеяние и тут же приказал развить производство нити и шелковой ткани, так все и началось.
Записи о шелке были найдены еще среди гадательных иньских надписей в 2 тысячелетии до н.э., уже тогда упоминалось о тутовом дереве, шелкопрядах и ткани. Более двухсот иероглифов дошедших до нас из древности имеют в своем составе ключ 丝 sī «шелк» (напр.: 织 zhī ткать; 纺 fǎng прясть, плести; 组 zǔ тесьма, лента и т.д.).
Со временем, объемы производства шелковой ткани выросли, улучшилось ее качество, видов шелковой продукции стало бесчисленное множество и именно в честь яркой и богатой ткани был назван великий торговый «Шелковый путь».
Традиционная одежда древнего Китая
Национальная китайская одежда династии Хань 汉服
Национальная китайская одежда 汉服 (hànfú — ханьфу) или в переводе – «одежда династии Хань», а именно в эту эпоху зародился национальный китайский костюм, также выполнялась из цветного высококачественного шелка. На праздники шелк окрашивали в золотой и красный цвета, богато украшали вышивкой и драгоценными камнями.
Одежды из белого шелка носили во время траурных церемоний.
А желтый цвет мог встретиться только в одеяниях императорской семьи.
Ханьфу всегда отличался сдержанностью и лишь в эпоху Тан (618—690гг) стал известен своей пышностью и считался очень роскошным. В течении веков, от династии к династии китайское национальное одеяние претерпевало значительные перемены, в эпоху Сун ( 960 – 1279гг) и Мин (1368 -1644гг.) ханьфу стал элегантным и утонченным нарядом светлых тонов. Женский ханьфу называли 襦裙 (rúqún — жуцюнь), и он представлял собой пышную юбку с широкой кофтой сводного кроя.
Национальная китайская одежда Ципао 旗袍
После свержения монархии с середины 20 века национальной одеждой женщин Поднебесной стало скромное, но не менее привлекательное 旗袍 (qípáo — ципао), зародившееся еще при маньчжурах в виде длинного женского платья со стоячим воротником и широкой правой полой. Первые ципао были очень простого покроя, шились из дешевых тканей, имели пять пуговиц и разрез спереди, но богатые леди могли позволить себе роскошное ципао из тонкого шелка самых ярких и дорогих цветов.
Конечно же было ясно, что уточненные ципао во время «интересного положения» китайских женщин не подходили из-за узкого покроя и вторым национальным костюмом становились широкие штаны с косым швом на боку и рубаха, такая одежда не имела пуговиц и застежек и женщины верили, что ни один злой дух не сможет потревожить зарождающуюся жизнь, ибо не сумеет прокрасться сквозь одежды. В современном Китае ципао все также популярны и ни одна свадебная фотосессия не обходится без национального платья. В магазинах больших городов нередко можно встретить ципао более делового стиля, подходящее для работы в офисе. Кроме ципао популярны блузы с пуговками-узелками характерной расцветки с вышивками в виде драконов или национальных узоров, пиджаки с высоким воротом и жилеты мягкого и элегантного кроя.
Всех кто уже подал нам заявку на поездку в Китай, мы добавили в наш учебный календарь на поездку.
Мы быстро перезвоним и ответим на все вопросы
Мужская традиционная одежда Китая
Мужской ханьфу состоял из штанов 裤 (kù — ку) и длинной широкой рубахи, поверх штанов китайские мужчины носили 套裤 (tàokù — таоку), прикрепленного к штанам тонкой тесемкой, это был некий «набрючный чехол», поскольку по правилам этикета мужские брюки не должны были быть видны.
Но, наверняка, совсем не этот костюм ассоциируется у вас с китайскими мужчинами, всему миру более знаком 中山装 [zhōngshānzhuāng], мужской френч или «суньятсеновка», похожий на военный китель, популярный в Китае вплоть до 90-х годов 20-го века. Китель часто называют — «френч Мао», ибо носил его Великий Кормчий. Образцом этого знаменитого мужского одеяния послужил японской курсантский китель, который в свое время носил Сунь Ятсен. В конце 20-х годов прошлого столетия чжуншаньчжуан служил официальной формой для членов правительства и чиновников, в нем горделиво отсвечивали пять пуговиц, символизировавшие пять ответвлений правительства Китая, бытуют версии, что пять пуговиц являлись отсылкой к пяти основным народностям Поднебесной: ханьцам, маньчжурам, уйгурам, монголам и тибетцам. Френч имел четыре накладных кармана и конечно воротник-стойку. Три пуговицы на манжетах кителя имели отношение к «Трем народным принципам Сунь Ятсена»: национализм, народовластие и народное благосостояние. Сегодня видоизмененный и адаптированный под современные реалии китель принят КПК как официальная форма Народно-освободительной армии.
Национальная обувь Китая
Безусловно особое внимание заслуживает национальная обувь Китая. Китайские женские туфли, например, никогда не были удобными, с 10 в н.э. девочкам еще в малолетнем возрасте бинтовали ноги, оставляя большой палец снаружи, его называли «золотым лотосом», а остальные четыре загибали и крепко перевязывали, постепенно, ступня деформировалась и через пару лет процесс уменьшения стопы считался завершенным, женщина получала крошечную ножку для крошечных туфелек с вычурной вышивкой, на которых совершенно не могла ходить. Вдохновлялись женщины западными балеринами с маленьким размером ноги. Туфли на таких деформированных стопах имели треугольную форму, шились из шелка и всячески украшались. Также были популярны сапоги на толстой деревянной подошве и мужские ботинки из жесткой ткани.
Национальный головной убор Китая
В Древнем Китае обязательным атрибутом был также головной убор. Не достигшие совершеннолетия молодые люди обязаны были надевать небольшой металлический колпак, который всячески украшался, демонстрируя достаток семьи своего хозяина. Императоры носили 冕 [miǎn], корону или парадный головной убор, имевший символическое значение и обязательно должен был присутствовать на голове высокопоставленных лиц во время церемоний и ритуалов.
Конечно, нельзя не упомянуть тростниковую треугольную крестьянскую шляпу 耘笠 [yúnlì], защищавшую рабочий народ от жарких солнечных лучей во время сельскохозяйственных работ на открытых пространствах. Китайские женщины, в отличие от мужчин, головные уборы не носили. Лишь на свадебную церемонию невеста надевала 凤冠 [fèngguān], парадный головной убор с украшениями в виде фениксов. В обычное же время в древнем Китае были популярны всяческие пышные украшения, бусы в пол, цепочки и металлические заколки с различной резьбой в виде цветов и птиц, инкрустированные самоцветами или драгоценными камнями, украшенные живыми цветами и перьями. Богатые дамы часто носили парики из шелка или шерсти животных.
Китайский национальный костюм вполне можно счесть отдельным видом искусства, поскольку каждый элемент одеяния был детально продуман, украшен и уложен, до сих пор исторические музеи Китая привлекают туристов со всего мира к своим витринам с невероятно роскошными сохранившимися буквально в первозданном виде шелковым одеяниям знатных китайский семей.
Автор: Дарья Лукьяненко</ br>
преподаватель школы Mandarin School
#4 Одежда в Древнем Китае
Китай является одним из самых древнейших государств мира. Существовать великая империя начала с 221 года до н. э., зародившись в бассейне реки Хуанхэ. Просуществовала она до 220 г. н.э. когда наступило крушение империи Хань. До второй половины I в. до н.э. Китай развивался изолированно от других стран. Состоял Китай из городов-государств, среди которых самым значительным был город Шан.
Традиционная китайская одежда |
Древние китайцы носили по несколько одежд, так как климат на севере был суровым, а на юге чередовались сильная жара и холод.
За две тысячи лет до нашей эры китайцы умели изготовлять цветную шелковую ткань, тонкие ткани из конопли и хлопка.
Нижней одеждой в Древнем Китае были штаны («ку») и рубаха. Штаны прятали под длинной одеждой, так как показывать их считалось неприличным. Они были широкими, с очень низким шагом, висели сзади мешком, подпоясывались кушаком. Шили их из пеньковых и шелковых тканей, позднее - из хлопчатобумажных. Носили китайцы штаны-ноговицы: отдельные штанины, которые прикреплялись к поясу при помощи тесемок. Назывались они «таоку» - «чехол на штаны». От холода китайцев спасали стеганые штаны на вате и надетые сверху ноговицы на вате.
Традиционная китайская одежда |
Верхней наплечной одеждой («и») были распашные двубортные или однобортные халаты и кофты. Верхняя одежда запахивалась на правую сторону и завязывалась. Считалось, что на левую сторону запахиваются только варвары. Рукава были широкими (средняя ширина рукава составляла 240 сантиметров). Во время работы рукава подвязывались специальной лентой, которая перекрещивалась на груди.
Зимой китайцы носили сразу несколько халатов или одежду с подкладкой - «дзяпао», а иногда надевали стеганое на вате платье - «мяньпао». В северном Китае от холода защищали шубы («цю») из козьего, собачьего или обезьяньего меха. Шубы для знати шились из меха соболя или лисы, а поверх них надевали еще шелковые расшитые халаты. Больше всего ценились шубы из каракуля.
Таможенники Чунцина |
Нижнюю часть туловища древние китайцы обертывали куском ткани - эта верхняя поясная одежда называлась «шан». Шан закреплялся на талии поясом - матерчатым («ню») или кожаным («гэдай»), а сбоку или сзади к нему прикрепляли «шоу» - цветные шнуры с нефритовыми украшениями
, связанные в сетку. В древние времена пояс был важнейшим атрибутом костюма. К нему подвешивали строго определенные предметы: нож, огниво, кольцо для стрельбы из лука, иглу для распутывания памятных узлов шоу. Позже эти предметы превратились в украшения, к которым добавлялись декоративные нефритовые подвески - «пэйюй».
Костюм из верхней плечевой одежды («и») и верхней поясной одежды («шан») назывался «ишан». Спереди на ишан надевался красный, богато украшенный фартук, необходимый для жертвоприношений.
Форма, цвет, орнамент древнего китайского костюма были символичны. Верхняя его часть («и»), красно-черная, считалась мужской (символ Отца-Неба), нижняя («шан»), желтая, — женской (символ Матери-Земли).
Позднее структура одежды упростилась, и на смену платью пришел однотонный халат. Император носил халат желтого цвета, что символизировало его власть над землей.
Ханьфу |
Один из самых узнаваемых символов Китая - дракон. Это существо, производное от змеи, имеет чешуйчатое тело и пять когтей. Это символ власти и благодати и весомая часть китайского фольклора. Символика дракона очень часто встречается на древней китайской одежде, особенно на императорских платьях. Древние правители считали себя потомками дракона, и поэтому изображения драконов на их одежде должны были свидетельствовать об их силе.
Китай является сельскохозяйственной страной. Китайцы очень зависят от воды. Дракон был связан со временем и являлся носителем дождя и воды в Китае. Дракон также является воплощением ян (мужчины). Женский эквивалент известен как Фэнхуан.
Чиновники династии Цин |
Символический смысл имели также декоративные изображения на повседневной одежде китайцев. Мужские кофты и халаты часто украшались иероглифами «долголетие». Нередко такой иероглиф окаймляли кольцом из пяти летучих мышей: слова «летучая мышь» и «счастье» в китайском языке звучат одинаково.
Женщины в Китае, как и мужчины, носили длинные рубахи и широкие штаны, скрывавшиеся под верхней одеждой. Верхний костюм «ишан» был также подобен мужскому.
Только в эпоху Тан китаянки переоделись в кофты и юбки, похожие на европейские. На бедрах этих юбок были треугольные вырезы, через которые была видна ткань кофты.
Женские наряды отличались от мужских, главным образом, исключительной красотой вышитых цветных узоров. Обычно эти узоры заключались в декоративные круги - «туань». Все изображения в «туанях» были глубоко символичны.
Цветы сливы и нарцисса олицетворяли зиму,
пиона - весну,
лотоса - лето и солнце,
хризантемы - осень.
Распространенным было изображение бабочки - символа семейного счастья. Супружеское счастье олицетворяла пара уточек-мандаринок. Наконец, «туани» могли быть сюжетными: в них вышивали девушек и юношей, стариков и младенцев, изящные павильоны, сценки, иллюстрирующие знаменитые литературные произведения.
Одежда в Древнем Китае |
Прически и головные уборы
Древние китайцы не стригли волосы, а собирали их в тугой узел - «цзы» - и укладывали на темени, закрепляя шпилькой. Надо лбом, на висках и на затылке волосы были тщательно приглажены. После захвата Китая маньчжурами всех китайских мужчин заставили брить переднюю часть головы, а остальные волосы заплетать на затылке в косу. Эта прическа стала своеобразным символом угнетения китайского народа, поэтому участники восстаний срезали косу.
Головные уборы китайских мужчин были разнообразными. Этикет требовал, чтобы голова всегда была покрыта.
Несовершеннолетние юноши носили маленькие металлические колпачки. У знатных юношей эти колпачки могли быть золотыми, украшенными драгоценными камнями. По достижении совершеннолетия (двадцать лет) проводился ритуал надевания шапки - «гуаньли».
Чанг Ву Гоу, китайский гигант ростом более 2,40 метра, родился в 1840 году в Фучжоу (1870) |
Китайский император носил головной убор, который назывался «мянь». Его могли надевать и другие знатные лица во время совершения священных ритуалов. Конструкция мянь была очень сложной, и все ее детали имели символическое значение.
В основе всех женских причесок лежал узел. Прически были сложными, но легкими и изящными. Их укладывали из прямых волос с несколькими проборами, симметричными волосяными петлями, валиками. Чтобы волосяные петли хорошо держались, их смазывали клейкими составами и наматывали на бархатные валики. Пучки, представлявшие собой высокие петли, в прическах закреплялись на темени или на затылке. В каждой прическе было по два-три пучка. С висков волосы зачесывались наверх, а лоб обрамляла короткая редкая челка. Были и другие варианты женских причесок, без челки, со спускающимися с висков длинными прямыми прядями, с прикрепленными парными украшениями.
Знатные дамы носили парики.
Праздничный женский головной убор "Собачья морда" |
Невесте перед свадьбой волосы заплетали в косу или скручивали в жгут и укрепляли на темени двумя большими шпильками крест-накрест. Во время венчания у невесты на лбу выстригали прямую челку, а на висках волосы срезали под углом.
Китайские женщины головные уборы не носили. Только на свадьбу и в самых торжественных случаях они надевали сложный головной убор - «фэнгуань».
Украшения и косметика
С древних времен в Китае искусство ухода за собой считалось особо возвышенным и утонченным. Женщины наносили на волосы эссенции и масла, смазывали лаком и воском, посыпали сверху цветной пудрой.
Маньчжурские женщины (1910-1925, Фрэнк и Фрэнсис Карпентер) |
Прически украшались цветами, веточками с листьями и мелкими почками. Невестам в височные пряди вплетали нити жемчуга, цветные шелковые шнуры, гирлянды мелких цветов.
Древние китайские воины для устрашения неприятеля расписывали лицо тушью.
Яопэй / 腰 佩 |
Буквально - «Одежда на талии». Это общий термин для традиционных китайских украшений на талии, которых существует несколько типов. Яопеи, как правило, украшены нефритом (Yupei / as), поскольку китайцы почитали нефрит с древних времен и украшали (и до сих пор украшают) им себя ожерельями, украшениями для волос и декоративными поясами.
Красивые длинные подвески из нефрита и кисточек, свисающие с талии, которые можно увидеть в традиционных китайских драмах, представляют собой разновидность яопей, называемую дзинбу / 禁 步. Этот аксессуар носили с древних времен, Дзинбу изначально использовался для удержания юбки.
Дзинбу в китайском сериале «Нирвана в огне» |
Дзинбу обычно состоит из одного или нескольких нефритов, сочетаемых с бусинами и декоративной шелковой кисточкой (Liusu / 流苏). Некоторые из этих нефритовых камней имеют форму двойных дисков или Хуан / 璜 - дугообразную форму с одним отверстием наверху и двумя по бокам.
Дзинбу |
Помимо символики нефрита и красоты камня, древние китайцы ценили тонкий звенящий звук, издаваемый нефритами, когда они касались друг друга, когда владелец двигался.
Историческое золото-нефритовое дзинбу династии Мин (слева), современное золотое дзинбу в стиле Тан (справа) |
Согласно Конфуцию, нефрит имеет 11 достоинств, такие как красота, чистота и изящество. Нефрит бывает двух типов: мягкий нефрит, который и называют нефритом, который начали добывать в Китае, и твердый нефрит (жадеит), который импортировался из Бирмы в XIII веке.
Дзинбу |
Дзинбу носили и мужчины, и женщины. Дзинбу служили символами добродетели и эмблемами ранга.
Женщины из династии Хань (слева) и династии Мин (справа) в дзинбу |
Сегодня в Китае возникло движение возрождения ханьфу, и ношение дзинбу возвращается.
Современные дзинбу от 秋雨 夕阳 的 大 |
Красивые дзинбу - отличный способ дополнить любой наряд в стиле ханьфу.
Дзинбу |
Ханьфу (汉 服)
Дословный перевод «ханьфу» - «ханьская одежда». В период создания этой одежды ханьцы были самой многочисленной этнической группой. Наряд ханьфу включал в себя все виды традиционной одежды, которую обычно носили китайцы хань, как мужского, так и женского пола.
Ханьфу |
Во времена династии Хань ханьфу носили члены императорского двора и немногие избранные. Но достаточно скоро это платье стало национальной народной одеждой, и ее должны были носить все.
Так ханьфу стал относиться к традиционной одежде китайского народа хань. Ее также часто называли Ханьчжуан или Хуафу. Хуафу - это комплект одежды унисекс, собранный из нескольких предметов одежды.
Йи, Yi (унисекс): открытая одежда со скрещенным воротником.
Пао, Pao (мужской костюм): закрытая одежда.
Ру, Ru: рубашка с открытым воротником.
Шан, Shan: куртка с открытым перекрестным воротником, надеваемая поверх йи.
Цюнь или чанг, Qun or chang: ку, женская юбка для мужчин.
Хуафу ведет начало от Книги Хань, в которой говорится, что «он (Цюй Ли) несколько раз приходил ко двору, чтобы воздать должное, и это отличалось от обычного стиля одежды ханьцев». Ханьфу был разработан для удобства и комфорта. Его отличает скрещенный воротник, пояс и прямой лацкан.
Ханьфу - старейшая традиционная китайская одежда. Легенды о её создании насчитывают более 4000 лет. Согласно им, спутник Хуанди (высший китайский император) Лейс бы создал этот предмет одежды, сочетая ткань с шелком. Одежда ханьфу изначально была совершенно другой, но представители многих императорских династий улучшали эту одежду на протяжении веков.
Вариации ханьфу |
Помимо того, что ханьфу был очень популярным стилем одежды в Китае, он вдохновлял многие другие азиатские страны на подобные эксперименты с одеждой. Например, японское кимоно или корейский ханбок вдохновлены именно традиционной китайской одеждой.
Одежда в Древне Китае |
Пьен Фу - это вечернее платье, состоящее из двух деталей. Первая часть комплекта - туника, доходящая до колен, вторая - юбка длиной до щиколоток. Юбкой наряд дополняли далеко не всегда. Эти две уникальные детали одеяния были разного цвета. В древнем Китае цвета имели определенное значение. Например, красный цвет обозначал лето, зеленый - богатство, гармонию и рост, а черный - зиму.
Пьен, цилиндрическую шляпу, носили с Пьен Фу. Эта комбинация очень подходила для разных случаев.
Традиционная китайская одежда |
Шени - это модификация Пьен Фу. Это сочетание туники и юбки, сшитые вместе, составляли уникальное удлиненное одеяние. Шени был чрезвычайно популярен в Древнем Китае. Это была обычная одежда среди чиновников и ученых. Шени был вдохновлен традиционным платьем Пьен Фу. Вырезы и складки, а также драпировка полностью соответствуют Пьен Фу.
Чанг Пао |
Чанг Пао - своеобразный комбинезон, который закрывает большую часть тела от уровня плеч до щиколотки. Представляет собой сочетание нескольких других китайских традиционных одеяний. Это свободная одежда. Его предпочитали носить мужчины.
Чанг Пао пришло из Маньчжурии. Маньчжуры проживали в северном Китае, где зима была холоднее, чем в центральном Китае. Есть манжеты для защиты рук от холода зимой. Мужчины заматывали рукава во время работы или на охоте.
Пять базовых характеристик китайской одежды
Поскольку Китай является очень большой страной, одна и та же одежда на разной территории сильно различалась на западе и на востоке страны. Различные вариации одежды возникали в разные эпохи эпох, в разных регионах или даже у разных представителей социальной иерархии.
1. ДИЗАЙН
Традиционная китайская одежда обычно имела прямой крой и довольно свободную форму. Кроме того, очень важна была общая гармония наряда.
2. ЦВЕТ
В то время нельзя было носить любую цветную одежду. Например, красный, желтый и фиолетовый всегда принадлежали исключительно Императору и Императорской семье. Только императрица или официальные жены могли носить одежду красного цвета, наложницам этот цвет был запрещен.
Красный в наши дни широко используется для традиционных свадебных платьев, поскольку он, по представлениям китайцев, приносит удачу.
Традиционные китайские свадебные наряды |
3. ПОЛ
Одежда женщин была более разнообразной, чем у мужчин. Также в сравнении с мужской одеждой, женская одежда имела больше аксессуаров, таких как нефритовые украшения или красивые вышитые узоры.
Актриса (1900-е) |
4. МАТЕРИАЛЫ
Традиционно в дизайне китайской одежды чаще всего использовались лен, хлопок и шелк.
Во времена династии Мин (1368 - 1644), согласно политике правительства по ограничению бизнеса, бизнесменам не разрешалось носить шелковую одежду, даже если они были богатыми. Позже этот закон отменили.
5. ИСТОРИЯ
Каждая династии имела огромное влияние на модные тенденции в одежде. В зависимости от богатства страны или группировки у власти официальная одежда могла быть самой разной.
Например, во времена династии Суй в 500 году нашей эры император издал указ, чтобы только богатые люди могли носить цветную одежду, бедные могли ходить только в синем или черном.
Традиционная китайская одежда |
Одежда соответствовала общепринятой внутренней символике древнего Китая. Она была частью культуры, помогала обозначить роль каждого человека в обществе. Археологи постоянно находят древние предметы, возраст которых насчитывает тысячи лет, и среди них нередки предметы одежды - бусы из камня, украшения и тканый шелк. Эти находки наглядно представляют особенности одежды древнего Китая. Исконная китайская традиционная одежда со временем эволюционировала.
***
#блог-искусство-и-художественная-культура
#древнекитайская-одежда, #блог-искусство, #артблог, #дзяпао, #цю, #Древний-Китай, #династия-Ци, #парик, #одежда -Хань, #таоку,
Древний Китай | Китайская культура: общение через моду
Древний Китай
Существует множество факторов, влияющих на чувство моды в древнем Китае. Возникновение различных верований, религий, войн и личных симпатий императоров изменило то, как люди одеваются.
Верования и религии, влияющие на моду
Идея сыновней почтительности жила в Китае тысячи лет. Это значение показано на древней китайской моде. До образования Китайской Народной Республики китайцы не любили стричь волосы, поэтому и мужчины, и женщины держали их длинными. Распространенное мнение о 孝 (сыновней почтительности) заключалось в том, что «тело, волосы и кожа были получены от родителей, и поэтому человек осмеливается их повредить». Только преступники коротко стригли волосы в качестве одного из наказаний, которые они получали, 髡首 (kun shou)
Буддизм прибыл в Китай в период поздней Хань, что привело к производству мантий буддийских монахов, а также более формальной вышивки. Значимые животные, симметрия и лотос из буддизма стали преобладающими узорами в Северной и Южной Цзинь.
Конфуцианство получило свое влияние в династии Сун. Одежда как для мужчин, так и для женщин становилась более свободной, струящейся и скромной, чем стили Тан. В одежде акцент делался на простоте, ведь скромность — неотъемлемая часть конфуцианства.
Баланс Инь Ян и поклонение природе можно найти на мантии дракона, найденной во времена династии Мин. Пространство вокруг драконов вышито другими благоприятными символами, а нижняя кромка изображает океанские волны и вершину горы Куньлунь, горы в центре мира. Фоновый цвет мантии указывал на ранг и родословную. Официальные придворные одежды императрицы были похожи, но украшены фениксами, женским Инь и мужским Ян дракона. (декоративные изделия с изображением дракона и феникса являются свадебными эмблемами.)
Элементы войны в моде
Одежда, которую носят люди, может усилить процветание или хаос династии. Экстравагантные платья, которые женщины носили во времена династии Тан, могли быть прекрасным примером процветания, в то время как 胡服 (ху фу) зеркальные сражения происходили весной и осенью.
Весна и осень (770-480 гг. до н.э.).胡人 (люди, которые часто ездят на лошадях) проживали в королевстве Чжао, расположенном в северо-западной части Китая. Традиционные ханьские костюмы с платьями и веревками не помогали 胡人 ездить на лошадях.胡服(ху фу) был представлен с более короткой верхней одеждой, длинными брюками, левым лацканом и короткими рукавами для удобства солдат.胡服 был продуктом войн.
Ситуация может быть и обратной, когда одежда представляет собой дихотомическую ценность времени.
Просто глядя на платья из Северного и Южного Цзинь, некоторые могут подумать, что это мирная эпоха, в которой жили люди, потому что одежда была свободной и изящной. Как факт, Север и Юг пережили бесчисленное количество войн. Мужчины начали демонстрировать свою грудь и изящно носить одежду, чтобы показать свое сопротивление войнам.
Личные предпочтения императоров, изменившие моду среди простолюдинов
Золотисто-желтый стал уникальным цветом, который носил только император династии Суй. Такой цвет впоследствии символизировал крайнюю силу и просуществовал более тысячи лет.
Династия Тан известна своим процветанием. Нобелевские женщины могли носить платья, обнажающие грудь и руки, такая сексуальная открытость показывала некоторую свободу, которой обладали женщины. Это единственная династия в истории, которая дорожила образами пухлых тел. Фраза «拜倒在石榴裙下» (они бросились к ее ногам) возникла во времена династии Тан. Однако такая открытость была отвергнута при поздней династии Тан. Империи грозил конец, произошло связывание ног. Мужчинам стали нравиться крошечные ножки, потому что женщинам приходилось ходить медленно и мучительно. Идея женщины должна быть подчиненной была хуже. Бинтование ног было болезненной традицией, длившейся сто лет.
Династия Юань (1279-1368) Монгольская империя, завоеванная Чингисханом и управляемая его потомками. Монгольские мужчины носили свободные одежды, подобные тем, что были в период Сун; всадники носили более короткие одежды, брюки и крепкие сапоги. Монголы заработали империю, сражаясь на лошадях. Такая традиция сохранилась. одежда была разработана, чтобы быть удобной для верховой езды.
Династия Цин (1644-1911) новые правители с северо-востока свергли династию Мин. Они сохранили маньчжурскую одежду и ввели новые стили одежды для чиновников. Маньчжурские женщины не использовали бинтование ног, потому что им было неудобно ездить на лошадях, но женщины должны были носить специальный высокий каблук, который мог заставить их ходить как леди. Женское подчинение сохранялось.
Знакомство с традиционной китайской одеждой
Что приходит на ум, когда вы думаете о традиционной китайской одежде? В этой статье мы собираемся исследовать различные стили одежды, которые существовали во времена каждой из главных династий Китая, традиционную одежду этнических меньшинств Китая и роль традиционной китайской одежды в современном Китае.
Table of Contents
- Clothing throughout the major dynasties
- Han dynasty
- Tang dynasty
- Ming dynasty
- Qing dynasty
- Traditional clothing of other ethnic minorities
- Dai ethnic minority (傣族 Dǎizú)
- Тибетское этническое меньшинство (藏族 Zàngzú)
- Уйгурское этническое меньшинство (维吾尔族 Wéiwú'ěrzú)
- Чжуанское этническое меньшинство (壮族 Zhuàngzú)
- 3
- 0083 Традиционная одежда в современном Китае
- Источник гордости и культурного признания
- Официальные мероприятия
- Высокая мода
- Новое лицо китайской моды?
- Словарь традиционной китайской одежды
Одежда основных династий
Общеизвестно, что Китай имеет долгую историю, изобилующую различными династиями, каждая из которых по-своему особенная и влиятельная.
Тем не менее, есть несколько, которые действительно выделяются, когда дело доходит до разработки традиционной китайской одежды.
7Fairy Женское VTG Длинное китайское платье с бирюзовым драконом Размер Cheongsam
31,99 $
Традиционное китайское платье Qipao 旗袍 для женщин. Красивый дизайн отлично подходит для любого официального случая или ночи в городе.
Купить на Amazon
Мы получаем комиссию, если вы совершаете покупку, без каких-либо дополнительных затрат для вас. 19 декабря 2021 г., 17:54 по восточному поясному времени.
Династия Хань
Династия Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.) была второй императорской династией Китая и была эпохой экономического процветания. Она считается одной из самых могущественных и влиятельных династий в истории Китая.
Даже сегодня, когда люди думают о китайцах, они обычно думают о ханьцах. Хань (汉族 hànzú) являются доминирующей этнической группой в Китае, и поэтому китайские иероглифы называются иероглифами хань (汉字 hànzì).
Точно так же мандаринский язык называется ханьским языком (汉语 hànyǔ), а традиционная китайская одежда называется ханьской одеждой (汉服 hànfú).
Во времена династии Хань дизайн и стили одежды были более или менее одинаковыми для мужчин и женщин. Для различия полов использовались разные цвета, ткани и украшения. Эта эпоха была известна своим «темным стилем», в котором использовались ткани черного и красного цветов.
Традиционная китайская одежда, называемая ханьфу, восходит к династии Хань.
Характеристики ханьской одежды включают очень широкие рукава и свободную многослойность, при этом одежда обычно состоит из двух или трех предметов одежды, в основном из свободной одежды с открытым поперечным воротником, длинной юбки с запахом и халата с открытым поперечным воротником, используемого в качестве верхней одежды. одежды и обернутой вокруг талии.
Существовало два основных типа одежды: одежда с изогнутым подолом (曲裾袍 qūjūpáo) и одежда с прямым подолом (直裾袍 zhíjūpáo).
У женщин также была дополнительная возможность носить 襦裙 (rúqún) - рубашку с запахом и перекрестным воротником в сочетании с длинной юбкой.
Династия Тан
Династия Тан (618-907 гг. н.э.) обычно считается одним из самых процветающих и культурно значимых периодов в истории Китая. Благодаря быстрому развитию международной торговли с соседними странами через Шелковый путь индийская, персидская и даже западная культура интегрировались в китайскую культуру.
По мере того, как из соседних стран ввозилось все больше тканей и новых красок, появилась прекрасная возможность внести изменения в традиционную моду.
Мода династии Тан отражала процветающую и космополитическую природу той эпохи.
Танская мода была очень красочной, и люди много думали о своей одежде. Основными используемыми материалами были шерсть, лен и шелк, причем последний означал высокий статус. Шелк предназначался исключительно для знати из-за его цены.
Золотой и желтый были эксклюзивными цветами императора и королевской семьи и постепенно превратились в символы имперской власти.
Другие цвета могли свободно использоваться всеми социальными классами.
В целом, женщины часто носили рубашки с длинными рукавами, широкими рукавами и воротником, открывающим декольте. Эти рубашки, которые считались довольно откровенными и смелыми по сравнению с прежними династическими тенденциями моды, были заправлены в длинные струящиеся юбки, украшенные геометрическими узорами и закрепленные кушаком, завязанным вокруг груди.
Независимые женщины династии Тан носили одежду, которая в то время считалась откровенной и смелой.
Макияж в ту эпоху также был довольно смелым, с нарисованными бровями, свинцовой пудрой для создания иллюзии очень белой кожи и цветочными узорами, нарисованными между бровями.
Мужская одежда была продолжением стилей династии Хань, но с большим количеством вариантов. Повседневная одежда состояла из однотонных халатов с круглыми воротниками, обычно сопровождаемых кожаными ремнями и сапогами.
Династия Мин
На протяжении всей династической истории Китая были периоды, когда некоторыми частями или даже всем имперским Китаем правили неханьские народы, в основном выходцы из Маньчжурии или Монголии.
Династия Мин (1368-1644 гг. н.э.) была режимом этнического большинства ханьцев, который сразу же последовал за династией Юань, возглавляемой монголами.
Начало правления династии Мин означало восстановление контроля ханьцев, поэтому одной из основных целей правящего класса династии Мин было продвижение ханьской культуры и усиление самосознания ханьцев в рамках нового режима. Таким образом, стили одежды очень напоминали те, что были замечены в династии Хань, хотя и с изюминкой — устранением влияния иностранцев и этнических меньшинств.
Мода династии Мин была похожа на моду династии Хань.
Мужская мода вращалась вокруг квадратных воротников и узоров, которые использовались для различия между социальным классом и положением. Такие узоры или «маркировки» состояли в основном из вышитых рисунков с изображением животных, растений и геометрических узоров.
Мужчины обычно собирали волосы в пучок, а официальные лица носили футоу (襆头 fútóu), черную шляпу с двумя крыльями, сделанными из тонких овальных досок с каждой стороны.
Во времена Мин женская одежда стала скромнее. Большинство женщин носили верхнюю одежду длины миди поверх юбки в пол. Этот ансамбль помог создать иллюзию удлиненного силуэта.
Другим типом стиля был (袄裙 ǎoqún), плиссированная юбка в паре с хлопковым топом с перекрестным воротником, спускавшимся ниже талии. Светлые и пастельные тона были чрезвычайно популярны.
Женская мода во времена династии Мин была более скромной и часто отличалась пастельными тонами и топами с перекрестным воротником.
Вышитые накидки также стали частью ансамбля как мужской, так и женской одежды. Обычно такие накидки имели прямой воротник с открытыми рукавами.
Династия Цин
В 17 веке кочевые маньчжуры свергли китайскую династию Мин и основали на ее месте династию Цин (1636-1912 гг.
н.э.).
Династия Цин находилась под властью маньчжуров, неханьской этнической группы, чьи традиционные предпочтения в одежде определяли модные тенденции того периода.
Система одежды династии Цин была чрезвычайно сложной и сопровождалась множеством различных правил и положений. Во времена этой династии одеяние легко указывало на ранг владельца. Цвет династии был желтым, и этот благоприятный цвет был зарезервирован только для королевской семьи.
На моду династии Цин большое влияние оказала кавалерийская одежда маньчжурских всадников.
Мужчины обычно носили танчжуан (唐裝 tángzhuāng), своего рода куртку с прямым воротником, вдохновленную оригинальными куртками для верховой езды длиной три четверти маньчжурских всадников. Обычно это сочеталось с юбкой с запахом до щиколотки. Маньчжурские мужчины также сбривали переднюю часть волос, оставляя остальные в косе, свисавшей за голову (называемой косой).
Чиновники династии Цин, такие как Ли Хун-чан (на фото), носили одежду, вдохновленную их маньчжурскими предками.
Первоначально династия Цин была крайне драконовской, когда дело дошло до правил одежды, и многие ханьцы были вынуждены либо принять маньчжурскую мужскую прическу и одежду, либо им грозила смертная казнь. Однако позже это стало правилом, применимым только к тем, кто служил чиновниками или учеными, а не к простым людям.
Маньчжурские женщины традиционно отращивали длинные волосы, готовясь к замужеству, и у замужних женщин был широкий выбор причесок, наиболее распространенной из которых была лянбатоу (两把头 liǎngbǎtóu), прическа, принятая вдовствующей императрицей Цыси. Этот стиль состоял из высокого головного убора с двумя пучками волос, разделенных пробором по бокам головы и украшенных цветами и украшениями.
В отличие от мужчин, ханьским женщинам разрешалось носить одежду в ханьском стиле династии Мин, и им не нужно было носить традиционную маньчжурскую прическу для женщин. Повседневный стиль одежды для женщин из более состоятельных семей состоял из халата с застежкой сбоку или спереди и юбки-фартука со складками с запахом.
Во времена династии Цин неманьчжурские женщины могли свободно носить одежду в ханьском стиле, и многие так и поступали.
Когда большинство людей думают о традиционной китайской одежде для женщин, они обычно думают о ципао (旗袍 qípáo), также известном как чонсам. Ципао берет свое начало во времена династии Цин и была одеждой маньчжурских женщин. Однако ципао не становилось популярным в Гонконге и Шанхае до 19 века.20-е годы, после падения династии Цин.
Традиционная одежда других этнических меньшинств
Сегодня Китайская Народная Республика официально признает 55 различных этнических меньшинств помимо ханьцев. Таким образом, китайская одежда также включает в себя широкий спектр одежды, которую носят представители различных китайских этнических меньшинств.
Многие из этих стилей одежды меньшинств до сих пор широко используются, особенно в сельской местности. Вот несколько примеров:
Этническое меньшинство дай (傣族 Dǎizú)
Хотя дай входят в число 55 этнических меньшинств Китая, они также принадлежат к более многочисленной семье этнических групп дай, которые также живут в соседних Бирме, Лаосе, Таиланде и Вьетнаме.
Таким образом, их традиционная одежда отражает смесь различных культурных влияний, дизайн которых очень напоминает традиционную одежду, которую носят в Юго-Восточной Азии.
Например, многие женщины дай носят облегающую рубашку и узкую длинную юбку или саронг, который очень напоминает традиционный тайский шелк. юбка с запахом Традиционная мужская одежда состоит из жакетов без воротника и свободных брюк 9.0005
Люди из группы этнического меньшинства Дай в Китае носят одежду, которая включает в себя многие элементы Юго-Восточной Азии.
Тибетское этническое меньшинство (藏族 Zàngzú)
Из-за суровой погоды и бесплодных равнин высокого Тибетского нагорья многие тибетцы носят настоящую овчину, меховую одежду и кожаную обувь, чтобы защитить себя от холода и суровой погоды.
В связи с резкими изменениями погоды в течение дня, слои носят и снимают, чтобы завязать на талии при изменении температуры.
Как правило, и мужчины, и женщины носят длинные одежды из шерсти, овчины, кожи или ткани, застегивающиеся на талии.
Женщины иногда носят сложные головные уборы, обычно сделанные из серебра, кораллов и бирюзы, для различных особых случаев и для демонстрации своего возраста и семейного положения.
Современные тибетцы часто носят длинные одежды, закрепленные на отбросах. Изображение предоставлено: Энн Мередит.
Уйгурское этническое меньшинство (维吾尔族 Wéiwú'ěrzú)
Уйгурская одежда тесно связана с исламской культурой и их близостью к Шелковому пути. В результате культура уйгуров включает аспекты культур соседних стран, таких как Пакистан, Казахстан и Афганистан.
Женщины традиционно носят платья с длинными рукавами, украшенные шелковой вышивкой. Наиболее популярны золотые, красные и черные цвета.
Синьцзян производит большую часть хлопка в мире, поэтому он широко используется в уйгурской одежде. То же самое относится к атласу и шелку, и женщины обычно используют шелковые платки в качестве головных уборов. Уйгурские женщины, как правило, носят много украшений, дополняющих их наряды.
Мужчины носят длинный кафтан с длинным шарфом, завязанным на талии, и «чапан» — шерстяное пальто, которое носят в холодные зимние месяцы. Мужчины также традиционно носят доппу — тюбетейку, которую также носят мужчины в соседних Узбекистане и Таджикистане.
Уйгурские женщины часто покрывают голову разноцветными платками. Изображение предоставлено: Энн Мередит.
Этническое меньшинство чжуан (壮族 Zhuàngzú)
Большинство народа чжуан проживает в провинции Гуанси. Их одежда очень простая и в основном состоит из приглушенных и землистых цветов, таких как коричневый, черный и синий. Чжуан — превосходные ремесленники, и исторически всегда они сами пряли, плели, плели себе одежду.
Мужчины обычно носят черный костюм с широкими брюками и галстуком на талии, иногда в паре с тюрбаном в зависимости от погоды.
Женщины обычно носят куртку без воротника, обычно сине-черную, с чуть более широкими брюками, черным тюрбаном на голове и фартуком вокруг талии.
Вышивку можно найти на манжетах и низу планки (прорези или разреза на одежде).
Их традиционно простая одежда обычно сочетается с серебряными серьгами, браслетами и декоративными головными уборами. Соломенные туфли обычно используются теми, кто работает в поле.
Женщины из группы этнического меньшинства чжуан, как правило, носят темную одежду с вышивкой.
CLI регулярно организует поездки на рисовые террасы Лунцзи для студентов, участвующих в нашей программе погружения, что позволяет студентам испытать манящую красоту и спокойствие китайской деревенской жизни, одновременно узнавая об этническом меньшинстве чжуан, которое является одним из основных жителей Пин. Деревня (Чжуан) в Луншэне.
Традиционная одежда в современном Китае
В последние годы традиционная китайская одежда становится все более популярной в современном Китае. Особенно это касается представителей молодого поколения.
Источник гордости и культурного признания
В последние годы в Китае возродился интерес к традиционной китайской культуре, что отчасти можно объяснить появлением исторических драм.
Все больше и больше китайской молодежи выступает за возрождение традиционной китайской одежды (в основном 汉服 ханфу), а некоторые даже начали носить эти стили во время повседневного досуга.
В настоящее время нередко можно увидеть группу китайских подростков или молодых людей в традиционной одежде, которые заказывают чай с пузырьками и прогуливаются по центральным районам крупных городов. Многие теперь рассматривают традиционную одежду как предмет национальной гордости и способ продемонстрировать красоту китайской истории и культуры.
Официальные мероприятия
Традиционная одежда также популярна для более официальных мероприятий и праздничных мероприятий. Например, многие женщины предпочитают носить ципао на официальных ужинах и торжествах по случаю китайского Нового года, а ципао также иногда используют в качестве профессиональной униформы для работников индустрии гостеприимства высокого класса.
Модернизированные ципао сегодня популярны среди работников элитных ресторанов Китая.
Haute Couture
Многие творческие художники и дизайнеры, работающие в мире высокой моды, создали модели, сочетающие в себе различные международные стили, вдохновившись традиционной китайской одеждой и полностью переосмыслив понятие «сделано в Китае».
Некоторые известные дизайнеры высокой моды, которые используют традиционные китайские элементы в своих проектах, - Лоуренс Сюй, Гуо Пей, Хуйшань Чжан и Ван Чен Цай-Ся (также известный как Тайваньский Шанель).
Даже западные дома моды, такие как Dior и Elie Saab, создали коллекции, полностью вдохновленные китайской вышивкой и имперскими узорами.
Новое лицо китайской моды?
Несмотря на постоянно меняющиеся тенденции в индустрии моды, все больше людей в Китае оглядываются на традиционную одежду своих предков, чтобы почтить свое наследие и вернуть нотку древнего очарования в наш современный цифровой мир.
К какой бы династии вы ни относились, каждая из них оставила свой уникальный след в традиционной одежде и продолжает оставлять его даже в 21 веке.