Терменвокс что это


Терменвокс | это... Что такое Терменвокс?

Пример звучания терменвокса

К сожалению, в вашем браузере отключён JavaScript, или не имеется требуемого проигрывателя.
Вы можете загрузить ролик или загрузить проигрыватель для воспроизведения ролика в браузере.

Бах «Иисус, радость человеческого желания», в исполнении итальянского музыканта Фабио Пеше (итал. Fabio Pesce) на терменвоксе Moog Etherwave
Помощь по воспроизведению

Терменво́кс (лат. theremin или thereminvox) — электромузыкальный инструмент, созданный в 1918 году русским изобретателем Львом Сергеевичем Терменом. Игра на терменвоксе заключается в изменении музыкантом расстояния от своих рук до антенн инструмента, за счёт чего изменяется ёмкость колебательного контура и, как следствие, частота звука. Вертикальная прямая антенна отвечает за тон звука, горизонтальная подковообразная — за его громкость. Для игры на терменвоксе необходимо обладать хорошо развитым музыкальным слухом: во время игры музыкант не касается инструмента и поэтому может фиксировать положение рук относительно него, только полагаясь на свой слух.

Инструмент предназначен для исполнения любых (классических, эстрадных, джазовых) музыкальных произведений в профессиональной и самодеятельной музыкальной практике, а также для создания различных звуковых эффектов (пение птиц, свист и др.), которые могут найти применение при озвучивании кинофильмов, в театральных постановках, цирковых программах.

Сам Лев Термен считал, что самое удачное произведение для демонстрации возможностей терменвокса — «Вокализ» С. Рахманинова.

Существует несколько разновидностей терменвокса, различающихся конструкцией.

В настоящее время существуют как серийные, так и мастеровые терменвоксы, а также существуют школы игры на нём.

Дальнейшее развитие идея терменвокса получила в инструменте под названием терпситон, где частота и амплитуда звука определяются изменением положения всего тела исполнителя.

Содержание

  • 1 Инструменты классической схемы
    • 1.1 Классический терменвокс
    • 1.2 Терменвокс Etherwave
    • 1.3 Терменвокс Classic
    • 1.4 Терменвокс «T-vox tour»
  • 2 Альтернативная схема
    • 2.1 Терменвокс системы Ковальского
  • 3 Терменвокс виртуальный
  • 4 Современные исполнители на терменвоксе
  • 5 Произведения, в которых можно услышать терменвокс
  • 6 Интересные факты
  • 7 Примечания
  • 8 Литература
  • 9 Ссылки
    • 9.1 Музыкальные произведения (Видео)

Инструменты классической схемы

Классический терменвокс

В первых, классических моделях, созданных самим Львом Терменом, управление звуком происходит в результате свободного перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи двух металлических антенн. Исполнитель играет стоя. Изменение высоты звука достигается путём приближения руки к правой антенне, в то время как громкость звука управляется за счёт приближения другой руки к левой антенне.

Именно эта модель терменвокса получила самое широкое распространение в мире. Существует целый ряд фирм, производящих инструменты этого типа.

Техникой игры на этом типе терменвокса виртуозно владела одна из первых учениц Льва Термена — американка Клара Рокмор и дочь Льва Термена Наталья Термен.

Терменвокс Etherwave

Терменвокс Etherwave, разработанный Робертом Мугом, является самым популярным в мире терменвоксом-конструктором. Можно легко построить собственный Etherwave из специального набора деталей. При этом не требуется никаких специальных знаний из области электроники. Кроме того, Moog Music поставляет и собранные инструменты серии Etherwave различных модификаций.

Основная плата собрана и настроена на фабрике. В комплект входят также никелированные антенны, деревянный корпус и внешний блок питания.

Терменвокс Classic

Терменвокс Classic, разработанный Андреем Смирновым, построен по классической схеме терменвокса. Благодаря использованию современной элементной базы инструмент отличается малым весом, высокой стабильностью и линейностью рабочего диапазона, надёжностью и выносливостью. Использование оригинальной схемотехники позволило, оставаясь в рамках классического дизайна, решить проблему стаккато и быстрой динамики. Эффективный рабочий диапазон инструмента — 6 октав. Плавная регулировка тембра.

Терменвокс «T-vox tour»

Терменвокс «T-vox tour» разработан мужем российской исполнительницы на терменвоксе, Лидии Кавиной, Джорджем Павловым, был выпущен ограниченным тиражом. Инструмент отличает оригинальный тембр, диапазон 8 октав.

На «T-VOX» играют Барбара Бухгольц, Лидия Кавина, Олеся Ростовская

В 2006 году российский исполнитель Лидия Кавина и берлинский исполнитель Барбара Буххольц совместно создали международный проект Touch! Don’t Touch!, в рамках которого четыре российских и пять немецких композиторов сочиняли современную музыку для терменвокса[1].

Альтернативная схема

Терменвокс системы Ковальского

В терменвоксе системы Константина Ковальского (первого исполнителя и ассистента Льва Термена) высота звука по-прежнему регулируется правой рукой, в то время как левая рука управляет общими характеристиками звука при помощи кнопочного манипулятора, громкость звука регулируется педалью. Исполнитель играет сидя.

Сам Константин Ковальский (1890—1976) виртуозно владел техникой игры на этом типе терменвокса.

Эта модель не получила столь широкого распространения, как классический терменвокс, тем не менее, традиция продолжается благодаря ученикам и коллегам К. Ковальского — Л. Королёву и З. В. Раневской, создавшим в Москве свою школу.

Конструктор Лев Королёв (1930—2012) в течение многих лет развивал и совершенствовал терменвоксы этой системы[2][3]. Им же был создан инструмент-разновидность терменвокса — «Тершумфон», звук которого представлял собой узкополосный шум, с ярко выраженной звуковысотностью. Л. Королёв создал оптический индикатор текущей ноты терменвокса — визуализатор.

Терменвокс виртуальный

Существуют также виртуальные аналоги Терменвокса, в виде приложений, которые встречаются, преимущественно на смартфонах и КПК оборудованных сенсорными дисплеями. Программа российского программиста Александра Золотова SunVox имеет данную функцию как дополнительную для быстрой проверки (удобно задать несколько, например пять-восемь, октав на экране) фильтров и других частотнозависимых элементов создаваемых инструментов. Использовать этот инструмент в самой композиции, создаваемой в SunVox, к сожалению, нельзя. Виртуальный терменвокс представляет собой подобие графика координат, перемещая стило или палец по которому, можно извлекать звуки. Аналогично использованию настоящего терменвокса, перемещение по горизонтали экрана меняет высоту звука, а передвижение по вертикали изменяет его громкость.

Однако, пользуясь данным режимом на КПК с достаточно высоким разрешением экрана (640x480), можно, в случае разбиения экрана на 1 или 2 октавы, играть и не только для забавы. Практика показывает, что можно играть вокальные партии. Используется амплитудное и частотное вибрато. Которое, кстати, и придает выразительность звучанию реального терменвокса. Два вида вибрато удобно вводить, делая стилусом непрерывные движения по окружности или эллипсу.

Подобному использованию SunVox способствует и наличие формантных фильтров.

Современные исполнители на терменвоксе

Произведения, в которых можно услышать терменвокс

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

Интересные факты

Примечания

  1. Touch! Don't Touch! - Works For Theremin (англ.) на сайте Discogs
  2. Королев Л. Терменвокс.- Радио, 2005, № 8, с.48-51; № 9, с.48-51.
  3. Наша консультация. О налаживании инструмента.- Радио, 2007, № 6, с.50.

Литература

Ссылки

Музыкальные произведения (Видео)

Терменвокс - Российский государственный музыкальный телерадиоцентр

Терменвокс – первый в мире электронный музыкальный инструмент. Его создал российский изобретатель, физик и музыкант Лев Сергеевич Термен. В 1920 году на ученом заседании Термен дал свой первый концерт на новом инструменте – тогда он назывался «эфирофон». Вскоре изобретённый Терменом инструмент получил имя «терменвокс» в честь автора.

Уникальность терменвоска в том, что музыкант, не прикасаясь к инструменту, управляет им с помощью движений рук рядом с двумя металлическими антеннами. Правой рукой, перед вертикальной антенной, регулируется высота звука, а левой рукой, над антенной в форме петли, можно менять громкость. Первые модели терменвокса были одноголосные, с диапазоном больше семи октав. Его тембр напоминает человеческий голос, скрипку или виолончель. Инструмент называли еще «эфирной скрипкой».

В марте 1922 года Термен приехал в Кремль, к Ленину. После исполнения на терменвоксе известных произведений Термен стал учить вождя играть на инструменте – есть свидетельства, что Ленин пытался сыграть романс Глинки «Жаворонок». А затем ученый показал Ленину еще одно изобретение – электрическую сигнализацию. Похоже, это открытие ученого произвело на Ленина более сильное впечатление, чем музыкальный инструмент, потому что он тут же написал Троцкому: «Обсудить, нельзя ли уменьшить караулы кремлёвских курсантов посредством введения в Кремле электрической сигнализации? (Один инженер, Термен, показывал нам в Кремле свои опыты…)».

В 1927 году Термен концертировал в Европе и США и запатентовал терменвокс как «музыкальный прибор с катодными лампами». До 1938 года ученый жил в Соединенных Штатах. В круг его знакомых входили Джордж Гершвин, Морис Равель, Яша Хейфец, Иегуди Менухин, Чарли Чаплин, Альберт Эйнштейн. Термен организовал в Нью-Йорке школу игры на терменвоксе и заключил контракты на серийное производство инструмента. Было выпущено около трех тысяч экземпляров. В Америке появились ансамбли из 10-ти и более терменвоксов, дававшие концерты.

Терменвокс применялся и как сольный, и как ансамблевый инструмент, он часто использовался в киномузыке – например, в ранних советских звуковых фильмах: «Аэлита», «Комсомол – шеф электрификации».

В 1960-е годы Лев Термен изготовил два классических экземпляра терменвокса: один ‑ для Политехнического музея, а другой ‑ для Музея музыкальной культуры имени Глинки. Инструмент, который подарил Музею в 1968 году сам изобретатель, неоднократно звучал в музейных концертах: выступал сам Лев Сергеевич. С 1985 года инструмент демонстрируется в экспозиции «Музыкальные инструменты народов мира», а также выезжает на выставки в России и за рубежом.

В 1975 году в СССР Термен создал многоголосный вариант терменвокса. В это же время возродился интерес к уникальному инструменту. Среди исполнителей на современных моделях терменвокса – ученица и родственница изобретателя Лидия Кавина, композитор Олеся Ростовская, Петр Термен (правнук изобретателя). Все они не раз выступали на концертах и мероприятиях в Музее музыки.

Уникальные инструменты – живая история музыки.

Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Что такое терменвокс? Все, что вам нужно знать о причудливом инструменте

Что такое терменвокс?

Изобретенный в 1920 году, терменвокс был всемирно известным электронным инструментом, известным своей техникой бесконтактной игры, его использованием в научно-фантастических фильмах и его жутким тембром, который звучит как спускающийся космический корабль пришельцев.

Кто это придумал?

Русский ученый советских времен по имени Леон Термен.

Как он это изобрел?

Будучи 23-летним мужчиной, работающим в Физико-техническом институте в Петрограде, Термен заметил, что что-то странное происходит, когда он определенным образом подключает звуковые цепи к электрическому устройству, называемому генератором. Генератор издавал слышимый звук, когда он держал рядом с ним руки, и он мог изменить тон, просто размахивая руками. Как виолончелист с классическим образованием, он увидел в нем потенциал как в музыкальном инструменте и вскоре после этого дал с ним первый концерт. Позже он провел частную демонстрацию для Ленина и Эйнштейна, прежде чем приехать в США, где запатентовал устройство.

Как ты в нее играешь?

Терменвокс имеет две антенны - одну горизонтальную и одну вертикальную - вокруг каждой из которых находится электромагнитное поле. Вы играете на нем, двигая рукой перед инструментом, создавая помехи. Чем ближе ваша рука к вертикальной антенне, тем выше высота звука, а чем ближе к горизонтальной, тем тише громкость. Однако расстояние между отдельными нотами может варьироваться в зависимости от отдельного инструмента.

Легко ли играть?

Нет. На самом деле, это один из самых трудных для освоения инструментов.

Какие изделия были первыми с терменвоксом?

Самым первым было оркестровое произведение « Симфоническая мистерия » Андрея Пащенко, премьера которого состоялась в 1924 году. Но большая часть нот к произведению была утеряна после второго исполнения. Среди других концертных композиторов начала 20 века, писавших для терменвокса, Богуслав Мартину 9.0006 , Перси Грейнджер , Эдгар Варез и Дмитрий Шостакович , который использовал его, чтобы вызвать метель в своей музыке к советскому фильму 1931 года Одна.

А за пределами мира классической музыки?

Терменвокс, инструмент для внеземных встреч, использовался для написания музыки к различным научно-фантастическим фильмам в 1940-х и 50-х годах, наиболее известным из которых был фильм «День, когда Земля остановилась», , озвученный Бернардом Германом. Он также появлялся в саундтреке к различным фильмам ужасов и детективам, в том числе к фильму Миклоша Рожи «19 лет».45 баллов фильму Альфреда Хичкока Завороженный. Различные поп- и рок-звезды увлекались терменвоксом, в том числе Саймон и Гарфанкел, Джимми Пейдж из Led Zeppelin и Брайан Джонс из The Rolling Stones, и влияние этого инструмента на электронную музыку было значительным. Вопреки распространенному мифу, терменвокс не появляется на сингле Beach Boys 1966 года Good Vibrations или где-либо в саундтреках к Doctor Who или Звездные войны . Но у него есть большая роль в Clangers, , детском телесериале о семействе мышеподобных существ, которые живут на маленькой луноподобной планете.

  • Лучшие мелодии для ТВ

Он все еще используется?

Да! На самом деле, это своего рода ренессанс, вдохновляющий целый ряд артистов, в том числе немецко-сербскую виртуозную исполнительницу терменвокса Каролину Эйк (на фото), финского композитора Kalevi Aho 9.0006 (подробнее об этом ниже) и исландский музыкант с классическим образованием Хекла Магнусдоттир, которая сочетает это с голосом в своем творчестве, не в последнюю очередь в своем альбоме 2020 года Sprungur.

Другие необычные инструменты Шведский музыкант делает инструменты изо льда

Терменвокс: самый странный инструмент из когда-либо изобретенных?

Загрузка

Музыка | Музыка

(Изображение предоставлено: Терменвокс: электронная одиссея/Стивен Мартин)

Норман Миллер, 12 ноября 2020 г.

Терменвокс, случайно изобретенный в России в 1920-х годах, покорил Голливуд и вызвал музыкальную революцию, пишет Норман Миллер.

T

Терменвокс иногда кажется инструментом из будущего Земли или другого мира. Его музыка кажется сотворенной из ничего, ноты и тона дразнят и манипулируют гипнотическими движениями рук и пальцев в воздухе. Встречайте единственный музыкальный инструмент, полностью управляемый без физического контакта.

Больше похоже на это:
- Предсмертный опыт гения
- Темные дни для итальянских скрипичных мастеров
- Самая живучая мелодия в истории?

Изобретенный 100 лет назад первый в мире электронный инструмент вдохновил Роберта Муга на создание современного синтезатора, который с тех пор изменил музыкальный ландшафт. И теперь терменвокс вдохновляет новую волну художников, его современному возрождению способствуют такие документальные фильмы, как 19Терменвокс 93-х: электронная одиссея.

«Я думаю, что у него так много неизведанного потенциала — и он также завораживает визуально», — говорит исландский музыкант Хекла (полное имя Хекла Магнусдоттир), которая сочетает терменвокс и голос в своих альбомах, последний из которых — Sprungur 2020 года. «Приходя из классического прошлого, изучая виолончель, терменвокс казался мне потусторонним».

Каролина Эйк — еще одна маэстра терменвокса, повышающая осведомленность об этом уникальном инструменте и расширяющая его слишком скудный репертуар новыми композициями, такими как ее композиция 2019 года.кусок Океан. Тем временем ее концертная запись «Восемь сезонов концерта на терменвоксе» Калеви Ахо в 2014 году получила награду «Запись года» в ее родной Германии.

«Когда играешь на терменвоксе, это выглядит волшебно. Может быть, даже как если бы вы могли накладывать заклинания», — говорит Эйк BBC Culture. «Ни на каком другом инструменте нельзя играть без физического контакта. Вы — часть инструмента, проводящего воздух».

Клара Рокмор была виртуозной игрой на терменвоксе; изобретатель инструмента Леон Термен сделал ей предложение, но она отказалась и вышла замуж за другого мужчину (Фото: Getty Images)0007

Терменвокс включает в себя манипулирование электромагнитными полями вокруг двух антенн, что делает инструмент похожим на странную кафедру. Игроки управляют звуками, перемещая руки и пальцы вокруг вертикальной антенны, чтобы повысить или понизить тон, и вверх или вниз по петлевой антенне, чтобы регулировать громкость.

Жуткое вдохновение

Способность терменвокса создавать широкие градации высоты тона и громкости привела к тому, что композитор-индивидуалист Перси Грейнджер провозгласил его «самым совершенным тональным инструментом». витрины терменвокса, такие как его 19Композиции Free Music 30-х, заменившие струнный квартет четырьмя терменвоксами. Среди других классических композиторов, которые в то время писали для странного нового инструмента, были Эдгар Варез и Богуслав Мартину. Дмитрий Шостакович использовал его, чтобы вызвать метель в своей музыке к советскому фильму 1931 года «Одна».

Эта связь со снежными пейзажами связана с резонансом, который Магнусдоттир находит между терменвоксом и жуткими, постоянно меняющимися вулканическими и ледниковыми пейзажами Исландии. «Мне нравится сосредотачиваться на том, где я могу взять терменвокс и трансформировать его», — говорит она. «Я превращаю его во все эти разные формы — иногда он может звучать как гигантский зверь, а иногда как хрупкая птица».

В 1919 году, когда командующий Белой армией намеревался захватить петроградскую радиостанцию, чтобы объявить о победе, Леон Термен снял с нее оборудование и взорвал мачту радиоантенны

Терменвокс был изобретен примерно в 1920 году русским физиком Львом Сергеевичем Терменом – широко известен позже как Леон Термен. Родившийся в 1896 году в Санкт-Петербурге, он проявил не по годам развитые способности в детстве-инженере: по общему мнению, к семи годам он разбирал и собирал часы и другие механические устройства, а к 15 годам построил астрономическую обсерваторию.0007

В 1920 году он изобрел машину, которая использовала новомодную технологию радиоволн для измерения некоторых свойств газа. Но он обнаружил, что его аппарат издает странный трели, который он мог формировать, водя руками по аппарату. Обученный виолончелист, Термен осознал потенциал своего открытия и намеревался создать совершенно новый инструмент.

В интервью 1989 года музыковеду Оливии Мэттис он сказал: «Меня не устраивали существующие механические инструменты, которых было много. Все они были построены с использованием элементарных принципов и не были хорошо сделаны физически. Я был заинтересован в создании другого инструмента… Поэтому я превратил электронное [оборудование] в музыкальный инструмент, который предоставил бы больше ресурсов». Терменвокс продемонстрировал свой инструмент в Кремле для Владимира Ленина в 1922 и в Берлине для Альберта Эйнштейна в 1927 году, прежде чем ослепить публику во всем мире в конце 1920-х годов.

Леон выступал на терменвоксе с Нью-Йоркским филармоническим оркестром в 1928 году, запатентовав свое изобретение в США и предоставив RCA права на коммерческое производство. на произведения Шуберта и Глинки, периодическое издание «Музыкальный стандарт» писало: «Человеческий голос, скрипка, альт, виолончель, бас и контрабас, корнет, валторна, тромбон, саксофон, орган и почти все инструменты, какие только можно себе представить. из, все побеждены в их собственной игре этим одним простым маленьким приспособлением».

Вскоре после этого Терменвокс пересек Атлантику и получил студию на 54-й Западной улице в Нью-Йорке. Это был магнит как для композиторов, так и для ученых; Эйнштейн, страстный скрипач, использовал комнату в доме, арендованном Терменом, для исследования связи между музыкой и геометрией. «Я дал ему этюд, не очень большой. Я нашел ему помощника, одного из моих коллег, который был художником, чтобы он помогал ему рисовать эти наброски, и он приходил и делал свою работу. Я видел его много раз, очень часто», — сказал Термен Мэттису в 1989 интервью.

Помимо научных открытий, изобретатель также планировал, как разбогатеть. «Люди научатся играть на нем без особого труда», — предсказал он о своем инструменте. Он мечтал поставить терменвокс в каждый дом – «продавался и производился по цене трехклапанного радиоприемника».

Однако в течение следующего десятилетия все пошло не по плану. Хотя его концерты в США были сенсацией, и ему предлагали огромные суммы за права на массовое производство его нового инструмента, его мечта рухнула на одном простом факте — на самом деле на терменвоксе очень трудно хорошо играть.

Музыка из воздуха

Ни один другой инструмент не требует от исполнителя такого контроля тела. Нет клавиатуры или ладовой доски для справки при воспроизведении нот. Помимо тонкого пространственного восприятия, игроку нужен блестящий слух, чтобы брать определенные ноты. Им необходимо сочетать расслабленные движения тела с интенсивной умственной концентрацией.

В отличие от традиционных музыкантов, исполнители на терменвоксе используют технику физического и эмоционального выражения, больше напоминая актера, выходящего на сцену, чтобы сыграть сложного персонажа. Это объясняет, почему в мире так мало виртуозов терменвокса, а также почему каждый из них имеет свой собственный стиль игры — точно так же, как есть много способов, которыми актер может сыграть Гамлета или Гедду Габлер.

«Каждый привносит свой стиль и технику», — говорит Магнусдоттир BBC Culture. «Поскольку нет структурированного обучения игре на этом инструменте, он предлагает гораздо более разнообразный подход, что является одной из главных вещей, которые меня привлекли». Эта свобода включает в себя то, как писать партитуры для терменвокса — Магнусдоттир разработала собственную графическую нотацию, но другие игроки создают партитуры, которые могут больше походить на научные диаграммы или абстрактное искусство.

«Каждый исполнитель привносит в терменвокс свою собственную индивидуальность, и эти различия могут быть довольно фундаментальными, почти как звуковая подпись», — говорит Чарли Дрейпер, ведущий британский исполнитель на терменвоксе, выступающий как соло, так и со своим оркестровым коллективом Retrophonica. «Можно идентифицировать отдельных исполнителей исключительно по таким характеристикам, как фразировка и вибрато».

В августе 2020 года Эйк исполнила на терменвоксе версию музыкальной темы из «Доктора Кто» (Фото: Getty Images) Терменвокс Другие исполнители также привнесли свои собственные методы в терменвокса, например, «ходячий бас» Памелии Керстин.

Несмотря на то, что трудности с игрой на его инструменте помешали планам Термена заработать состояние, этот выдающийся человек продолжал свою изобретательскую деятельность на протяжении 19-го века. 30-х годов, от создания первых драм-машин до создания новых датчиков для самолетов США. Но когда сгущались грозовые тучи войны, Терменвокс был внезапно отозван обратно в Россию, похищенный советскими агентами в сентябре 1938 года. витрина советской техники, а на деле позволить ему заниматься промышленным шпионажем.

Вернувшись домой, Терменвокс вместо того, чтобы прославиться как гений, стал жертвой сталинских политических чисток. Сосланный в специальную тюрьму для ученых в Сибири, его творения включали одно из самых известных прослушивающих устройств времен холодной войны, считавшееся предшественником технологии радиочастотной идентификации (RFID). Одно из них, получившее прозвище просто «Нечто», было спрятано в деревянной табличке, которая в течение семи лет висела в кабинете посла США в Советском Союзе, пока не была обнаружена в 1919 году.52.

Освобожденный в 1947 году, Термен продолжал работать в системе государственной безопасности до разработки электронных музыкальных инструментов в Московской консерватории. Он вернулся в США с визитом в 1991 году, незадолго до распада Советского Союза, и только тогда узнал, как его инструмент повлиял на массовую культуру.

Зловещие саундтреки

Хотя терменвокс был задуман как инструмент для концертных залов или новинка для домашних представлений, уникальный звук терменвокса создавал причудливые, потусторонние звуки для множества мистических, ужасных и научно-фантастических фильмов на протяжении 19 лет.40-х и 50-х годов. Он стал популярным при столкновении с инопланетянами, наиболее известным из которых стал классический фильм 1951 года «День, когда Земля остановилась» (музыка Бернарда Херрманна). Другие громкие работы, наряду с множеством фильмов категории B, включают «Потерянные выходные» и библейский блокбастер «Десять заповедей».

Оскароносный саундтрек Миклоша Розы к фильму Альфреда Хичкока 1945 года «Зачарованные» — еще один знаменитый пример атмосферы терменвокса, оказавший особое влияние на Эйка. «В детстве я любила смотреть его, и у меня всегда мурашки по коже, когда я слышала, как терменвокс играет свою роль», — рассказывает она.

Магнусдоттир стремится выделить тех, кто играл в голливудских саундтреках, а также композиторов. «Мне нравится игра Сэмюэля Дж. Хоффмана в «Дне, когда Земля остановилась». У него просто такое присутствие». Она также выбирает более современный пример Лидии Кавины (внучатой ​​племянницы Термена) из «Машиниста» 2004 года.

Джимми Пейдж из Led Zeppelin использовал разновидность терменвокса во время выступлений Whole Lotta Love и No Quarter (Фото: Getty Images)

В рок-музыке также были моменты страсти на терменвоксе. Джимми Пейдж из Led Zeppelin регулярно использовал версию терменвокса (только тональную антенну) во время выступлений Whole Lotta Love и No Quarter, в то время как Брайан Джонс из The Rolling Stone играл на нем на необычном 1967 альбом «Их сатанинское величество просит». И это просачивается в другие области популярной культуры: Киану Ривз научился играть на инструменте для Bill & Ted Face the Music, недавней третьей части трилогии.

Однако, вопреки городскому мифу, терменвокс не появляется ни в «Хороших вибрациях» The Beach Boys, ни где-либо в саундтреке к научно-фантастическим франшизам, таким как «Звездные войны» или «Доктор Кто». Тем не менее, ранее в этом году Эйк порадовал слушателей программы In Tune на BBC Radio 3 потрясающим терменвоксовым исполнением музыкальной темы из «Доктора Кто».

И его влияние на всю электронную музыку было огромным. Терменвокс, который умер в 1993 году в возрасте 97 лет, сказал в 1989 году: «Когда я сделал первый инструмент… характер звука, который он мог создать, превзошел все возможности всех существовавших тогда инструментов. Вот почему я считал, что композиторы должны писать новую музыку для этого нового тембра… в этом отношении я думал, что будет прогресс в мире инструментов, а также в мире композиции».

Если вы хотите прокомментировать эту историю или что-либо еще, что вы видели на BBC Culture, перейдите на нашу страницу Facebook или напишите нам по телефону   Twitter .

Если вам понравилась эта история, подпишитесь на еженедельную рассылку новостей bbc.


Learn more