Фаянс состав


Состав глинистых материалов | Производство фарфора и фаянса

Состав. Свойства глинистых материалов определяются их минералогическим, гранулометрическим и химическим составом. Состав глинистых материалов влияет на технологические свойства сырья — пластичность, связность и связующую способность, воздушную и огневую усадку, огнеупорность, температуру и интервал спекания и другие — и в значительной мере предопределяет области возможного использования сырья (тонкая или грубая керамика и др.).

Минералогический состав характеризуется наличием в глинистом сырье каолинита, монтмориллонита, гидрослюды и реже других минералов. В зависимости от минералогического состава глин их делят на мономинеральные и полиминеральные.

В производстве тонкой керамики широко используют каолины, а также каолинитовые огнеупорные и тугоплавкие глины, содержащие преимущественно минералы каолинитовой группы, описываемые общей химической формулой Al 2O3·2SiO2·2H2O.

В качестве примесей в глинах присутствуют кварц, полевой шпат, галлуазит, бейделит и др. Эти примеси не являются вредными и учитываются при расчете масс. Минералогический состав, например, полиминеральной огнеупорной часов-ярской глины следующий, %: каолинита до 60, монотермита 11—35, кварца до 20. Низкоценные сорта полиминеральных глин обычно используют в производстве строительной керамики. Вредные примеси в глинистом сырье — карбонаты кальция и магния, рутил, гематит, магматит, пирит, гипс и другие железо- и серосодержащие минералы.

Минералогический состав глин определяет их формовочную способность, Поведение при обжиге и др.

Химический состав глинистых материалов колеблется в широких пределах. Глины всегда содержат SiO2, Al2O3 и H2O, а также незначительные количества примесей в виде соединений Fe, Са, Mg, Ti, К, Na. Обычно в состав глин и каолинов входят органические примеси. Влияние каждой составляющей химического состава глинистых материалов определяется не только количеством, но и главным образом видом минерала и физическим состоянием этой составляющей.

Повышенное (до 80% и более) содержание SiO2 указывает на запесоченность сырья. С повышением содержания SiO2, не связанного с Al2O3 в глинистых минералах, снижается связующая способность глин, прочность в высушенном и обожженном состоянии, повышается пористость обожженных образцов.

По содержанию Al2O3+TiO2 в прокаленном состоянии глинистое сырье разделяют на группы: высокоосновные (Во) — Al2O3+TiO2 более 40%; основные (Ос) —30—40; полукислые (Пк) — 15—30; кислые (К)—менее 15%. Высокое процентное содержание Al2O3 обусловливает огнеупорность глин, а низкое — при повышенном содержании K2O и Na2O — указывает на их легкоплавкость. Чем больше глины содержат Al2O3 и щелочей, тем раньше они спекаются, сохраняя огнеупорность (большой интервал плавкости).

При наличии более 0,5% щелочей, входящих в состав глин в виде сернокислых или углекислых солей, ухудшается формовочная способность глин, повышается их зыбкость, снижается огнеупорность, возможно образование на поверхности изделий из них белого налета (выцветов) .

Соединения железа понижают  огнеупорность  глин, придают им окраску от светло-кремовой  до  вишнево-красной, что особенно нежелательно в производстве тонкокерамических изделий белого цвета. Эти примеси могут быть причиной образования на поверхности изделий темных точек (мушек), выплавок или вздутий. В прокаленном состоянии глинистое сырье бывает с весьма низким   содержанием  красящих  оксидов  Fe2O3  и  TiO2 (F2O3 отсутствует, TiO2 до 1%), с низким (Fe2O3 менее 1,5%, TiO2 менее 1%),   со  средним   (Fe2O3   1,5—3%, TiO2 1—2%) и с высоким (Fe2O3 более 3%, TiO2  более 2%). Глинистое сырье со средним и высоким  содержанием красящих оксидов оценивают также по равномерности окраски обожженного черепка.

Соли щелочноземельных металлов (1—2,5%) в виде карбонатов или сульфатов (гипс) также являются вредной примесью, так как понижают огнеупорность глин, уменьшают интервал спекания и увеличивают усадку, повышают пористость обожженных изделий, понижают прочность и морозостойкость изделий.

Что входит в состав фарфора. Виды и отличительные особенности фаянса и фарфора

– родные братья, но не близнецы. Старший брат силен и крепок – младший тонок и тверд. Фаянс обилен телом и грубоват внешностью – фарфор деликатен обликом и славен утонченной красотой. Один из братьев темноват по натуре, зато любит украситься цветисто и ярко. Другой – сияет светом и предпочитает пастельные тона окраски. При этом оба не чураются золота – и славы!

Фаянс и фарфор – благородная керамика

Следствием длительного, растянувшегося на многие века подбора материалов стало выявление оптимальных ингредиентов для изготовления высококачественных керамических изделий. И фаянс, и фарфор производятся большей частью из белой глины, кварцевого песка и . Изделия из фарфора и фаянса чаще всего покрыты стекловидной глазурью.

На этом сходство исчерпывается.

Различия фарфора и фаянса

Визуально отличить фаянс от фарфора не всегда просто, однако есть одно непреложное правило: хороший фарфор просвечивается, фаянс – даже самый дорогой – нет!

Неокрашенные участки фарфора и фаянса различаются не только по светопроводимости, но и по цвету. Фарфор всегда белее фаянса! Разница обуславливается рецептурой: в составе фаянса больше глины, темнеющей при спекании. Впрочем, существуют отдельные сорта фаянса, белизна которого может посоперничать с белизной фарфора за счет добавок и .

Посудные изделия из фаянса обычно толще фарфоровых аналогов. В первую очередь потому, что прочность фаянса ниже прочности фарфора. Относительная хрупкость фаянса объясняется меньшей «пропеченностью» его черепка. Многочисленные поры, пронизывающие фаянсовую толщу и составляющие до 12% объема керамики, снижают устойчивость предмета к механическим нагрузкам.

Пористость способствует намоканию керамической массы. Чтобы надежно изолировать фаянс от влаги, глазурь на поверхности изделия выполняется слоем большей, чем у фарфора, толщины. Утолщенная глазурь сглаживает рельефы – вот почему фаянсовая посуда проста по форме.

Фаянс и фарфор в истории человечества

Фаянс гораздо старше фарфора. Собственно фарфор можно рассматривать как наиболее совершенную разновидность фаянса: исходные компоненты у этих керамических материалов одинаковы, разнятся лишь пропорции.
Появление фаянса стало логическим итогом совершенствования примитивной керамики. Первоначально глиняные изделия обжигались в костре или просушивались на солнцепеке. Впоследствии были изобретены глазури, упрочнившие и украсившие бытовые изделия.


Керамика, приготовляемая из светлой глины и покрытая слоем глазури, стала именоваться фаянсом в честь города Фаэнцы (провинция Эмилия-Романья, Италия). Мануфактуры Фаэнцы прославились в еще эпоху Возрождения – однако подобные современному фаянсу материалы производились давно и повсеместно, начиная с Древнего Египта и Древнего Китая, и заканчивая самыми отдаленными регионами распространения цивилизации.

Изобретение фарфора, связанное с открытием и освоением залежей , подстегнуло рост качества фаянса. Можно с уверенностью утверждать: современный фаянс родился в попытках раскрыть секрет фарфоровой рецептуры. Вот такой причинно-следственный парадокс...

Художественные различия фарфора и фаянса

Философия учит: форма и содержание взаимосвязаны. Даже малозначительные – с точки зрения обывателя – вариации рецептуры благородной керамики кардинально меняют дизайн изделий сходного назначения.

Фарфоровая посуда богаче фаянсовой рельефными деталями? Значит, ей не требуется обильное расцвечивание. Зато плавные обводы массивного фаянса – словно загрунтованный холст для живописца! Роспись по фаянсу давно уже стала отдельной разновидностью изобразительного искусства. Правда, золотые детали художественного декора – штрихи, орнаментальные полосы и сплошные канты – смотрятся на фарфоре и фаянсе одинаково выигрышно.

Фаянс или фарфор: что лучше в быту?

Тонкая фарфоровая чашка украсит чайный стол и поможет создать атмосферу торжества. Толстостенная фаянсовая кружка позволит сохранить чай горячим и даст возможность ощутить уют родного дома.

Фарфор дорог и потому пригоден для изготовления авторских украшений и парадных сервизов. Фаянс дешев в производстве и потому используется гораздо шире фарфора.


При этом фарфор не боится нагревания и резких скачков температуры. У фаянса подобные испытания могут вызывать растрескивание глазури с последующим проникновением влаги в черепок. Крепкий кофе, налитый в фаянсовую чашку с микроскопическими трещинами в глазури, оставит после себя несмываемые следы...

Фаянс – не фарфор

Уверенно различать фаянс и фарфор полезно еще и потому, что обе разновидности благородной керамики являются объектами коллекционирования.

Физические свойства:

Технологические параметры: Художественные особенности: Ценовые качества:

Вместо заключения

Четкой границы между фаянсом и фарфором провести невозможно. Материаловедение именует оба вида «керамикой», а особенности производства некоторых видов фаянса настолько приближают материал к фарфору, что визуальные различия становятся трудноопределимыми.

Изделия из этих керамических материалов почти всегда окружают человека. Они зачастую радуют глаз своей изысканностью и удобством в пользовании. Однако многие до конца не представляют себе, в чем их отличие при внешнем сходстве.

Звенящий и прозрачный

Этот вид керамики получают в результате высокотемпературного воздействия на очень мелкого помола смесь белой глины, называемой каолином, пластичной глины, полевого шпата и кварца. Если по фарфоровой чашке слегка стукнуть полочной из дерева, она зазвенит чистым высоким звуком различного тона. Стенка такой посуды будет просвечиваться.

Известно, что фарфор имеет китайское происхождение . Впервые его получили в середине первого тысячелетия. Тамошние мастера фарфорового производства строго хранили его секреты. Сотни лет европейцы бились над его разгадкой, пока в начале XVII века не был экспериментально получен мейсенский фарфор. Долгое время ни на Востоке, ни в Европе не могли определить химический состав фарфорового сырья и технологические тонкости его изготовления.

Позже фарфор стали разделять на твердый и мягкий . Первый представляет собой однородную белую массу, которую обжигают при 1350-1450°С . Эта процедура проводится сначала на низком пределе температуры обжига. Затем на изделие наносится глазурь, после чего проводится обжиг на верхнем пределе температуры. В таком фарфоре больше каолина и меньшее количество полевого шпата. У него отсутствуют поры, он отличается высокой прочностью, термостойкостью и своей белизной. Его относят к плотной керамике и используют преимущественно при изготовлении посуды.

Обычно его глазируют, но встречается фарфор, называемый бисквитом, который этой операции не подвергается. Особенным видом твердого фарфора является изобретенный в Англии фарфор, называемый костяным . Это название он получил потому, что до половины его состава составляет фосфат кальция, содержащийся в костях коров. Это очень хрупкий исключительный белизны и просвечиваемости материал, из которого делают преимущественно художественные изделия. Помимо посуды и декоративных целей твердый фарфор используется для производства электроизоляторов и лабораторной посуды.

Существует также мягкий фарфор или полуфарфор, который обжигают при температуре, меньшей, чем нижний порог обжига твердого фарфора. Внешне он схож с твердым фарфором, однако чувствителен к перепадам температуры и механическим воздействиям. Его обычно используют для создания высокохудожественных скульптур. Таким фарфором является и китайский, который содержит меньше каолина. Обычно фарфоровые изделия покрываются глазурью, которой могут заливать расписанную красками поверхность или на нее наносятся краски, которые затем впекаются в глазурь.

Пористый и непрозрачный

Близкий к фарфору фаянс идет на производство недорогой посуды, сантехнических изделий, облицовочной плитки, деталей, декорирующих архитектурные объекты и пр. Для изготовления изделий из него используются те же компоненты, что и для фарфора, но в ином соотношении. Из них примерно 85 % процентов составляет глина. Температура его обжига от 1050 до 1280 °С . Внутри он мелкопористый и плотный, обычно белого цвета. Пористость может достигать способствует его водопоглощаемости, которая может достигать 12 %. Поэтому фаянс покрывают прозрачной или не прозрачной глазурью. Он тоже пришел с Востока.

Чрезвычайной популярностью пользовались расписанные по кремовой глазури цветными эмалями изделия, привезенные из Ирана. Начиная с XVI века фаянс стал производиться во Франции, затем распространился на Англию, Германию и Россию. Фаянс использовался в художественных целях. Его расписывали эмалями, украшали рельефами и покрывали цветными глазурями

На территории Российской империи фаянс стали производить в XIX веке. Было запущено несколько фаянсовых заводов. В современной России работают до десятка таких предприятий. Крупнейшие производители фарфора и фаянса в мире располагаются в Великобритании, Германии, Франции и Японии. Принцип производства фаянса сохранился прежний с учетом изменений, вызванных техническим прогрессом. Фаянсовые товары чаще всего готовят путем заливания полужидкой массы сырья в разбираемые формы.

Нестандартные и художественные изделия формуют вручную. Высушенные в специальных камерах, они проходят процедуры чистки и правки. После этого помещаются в закрываемые огнеупорные формы и обжигаются. Обжиг проходит в два этапа. Сначала он делается для формирования черепка. Затем на изделие наносится слой глазури, которая во время обжига расплавляется. После охлаждения получается спеченная с черепком стекловидная поверхность. Фаянс, который предназначается для сантехнических и электротехнических потребностей, обжигается один раз.

В чем разница

  1. Фарфор от фаянса отличается прежде всего своим составом, обеспечивающем стеклоподобность. В нем меньше пластической глины, больше кварца и полевого шпата. 85 % состава фаянса – глина.
  2. У фарфора значительно выше температура обжига.
  3. Фарфор устойчив к жидкостям. Неглазурованный фаянс может впитывать воду.
  4. Механическая прочность фарфора значительно выше, чем у фаянса.
  5. Фарфор просвечивается на свету, через фаянс свет не проходит.
  6. При постукивании по фарфору раздается чистый звонкий звук. У фаянса он глухой.
  7. Фарфор сохраняет свои качества столетиями. На поверхности фаянс со временем образуются трещины.
  8. Если взять два одинаковых по форме и толщине стенок изделия из фарфора и фаянса, то фарфоровое окажется легче.
  9. Неглазированные части фарфоровой посуды белые, а у фаянсовой могут быть бежевыми.
  10. Изделия из фарфора обычно белого цвета и может покрываться росписью. Такие же предметы других цветов вероятнее всего фаянсовые.

20.08.2018

Мы решили узнать, в чем секрет. Собрали для вас все самое интересное о фарфоре: когда появился, из чего его делают, какие технологии бывают.

В каталоге Vazaro много фарфоровой посуды : сервизы и отдельные предметы, чашки и блюда для сервировки. У фарфора долгая история, и даже сегодня, когда вокруг тысячи других материалов, он не сдает свои позиции.

Что такое фарфор и чем он отличается от керамики?

Фарфор - это вид керамики, который не пропускает газ и воду, но просвечивает, если стенки достаточно тонкие. Его делают из смеси глины, каолина, шварца и полевого шпата. Смесь получается белой и очень пластичной.

Готовые изделия обжигают при температуре от 1000 градусов - точная цифра зависит от типа фарфора. Потом покрывают глазурью из стекловидной эмали и снова обжигают. Если по фарфоровой чашке ударить деревянной палочкой, получится характерный высокий звук, почти как у хрусталя.

Еще один вид керамики, который близок к фарфору по составу - фаянс. Чтобы отличить их, посмотрите на донышко: если на нем нет глазури - перед вами точно фарфор.

Когда и где появился фарфор?

Первыми изделия из фарфора начали делать китайцы, в 620 году. Больше 1000 лет способ изготовления хранился в секрете, пока в 1708 году немецкие изобретатели Чирнгауз и Беттгер не получили первую формулу европейского фарфора.

В том же году открыли первую фарфоровую фабрику в Дрездене. Правда, сначала там делали бисквитный фарфор - то есть без глазури. В 1710 первые образцы фарфора представили королю, и немецкий фарфор начал завоевывать мир.

Полное описание технологии китайского фарфора появилось в 1735, в письме француза Франсуа Ксавье д’Антреколя. Чуть позже во Франции, в Лиможе, открылись фабрики, которые поставляли лучший фарфор ко двору французского короля. Так началась история знаменитого лиможского фарфора .


В Англии в XVIII веке открыли технологию костяного фарфора - с добавлением золы из костей коров. Этот фарфор назвали Bone China , и теперь его выпускают даже в Китае.

В Россию технику изготовления фарфора завезли в конце 40-х гг XVIII века. Первой мануфактурой стал Императорский фарфоровый завод, который позже переименовали в Ленинградский.

Каким бывает фарфор?

По технике изготовления фарфор бывает мягким и твердым.

Твердый фарфор на 47-66% состоит из каолина и по 25% в составе полевого шпата и кварца. Его обжигают при температуре от 1400 до 1460°C. В итоге в нем меньше жидкой фазы, и при обжиге он меньше деформируется.

Самый прочный вид твердого фарфора - костяной. В его состав добавляют до 50% костяной муки, поэтому у него более тонкие и просвечивающие стенки, хотя разбить его сложнее, чем обычный.

В составе мягкого фарфора каолина не больше 25-40%, кварца 45%, а полевого шпата - 30%. Его обжигают при температуре 1300-1350°С. Мягкий фарфор не такой прочный, как твердый, зато более пластичный, поэтому его чаще используют для декоративных предметов: ваз, статуэток, шкатулок.

Фарфор, который делали в Древнем Китае, был как раз мягким, а европейский - твердым.

Расписывают фарфор тоже двумя способами.


Подглазурная роспись - это когда сначала наносят краски, а потом покрывают прозрачной глазурью. Так они держатся дольше и выдерживают многократное мытье.

При надглазурной росписи краски наносят на глазурь. Так они получаются более яркими, но быстрее смываются. Этот способ подходит для декоративных изделий.

В массовом производстве рисунок наносят деколью. Сначала печатают его керамическими красками на гуммированной бумаге, покрытой лаком, а потом наклеивают на посуду и обжигают. Пленка при этом сгорает, а рисунок вплавляется в поверхность. Премиальный фарфор выпускают ограниченными сериями и расписывают вручную.

Если фарфор расписан золотом, серебром или платиной, мыть его нужно особенно аккуратно: вручную, теплой водой, без порошков и жестких губок.

За что так ценят фарфоровую посуду?

Как и вся керамика, фарфор хорошо переносит высокие температуры и сохраняет тепло. В чашке с тонкими стенками чай или кофе остывают, но не до конца - как раз до нужно температуры. При этом можно перелить горячий суп в фарфоровую супницу , и ее ручки не нагреются.

Фарфор долго служит, каким бы хрупким он ни казался. С годами он не темнеет, не впитывает влагу и грязь. Современный фарфор бывает настолько прочным, что его даже можно мыть в посудомоечной машине.

Посуда из фарфора не портит вкус содержимого, не впитывает запахи и не окисляется. В ней можно долго хранить продукты - например, сливочное масло или сахар - и они не потеряют свой вкус.


Белоснежный глянцевый фарфор выглядит солидно, подходит для повседневной и праздничной сервировки. На белый фон идеально ложатся любые росписи: яркие или пастельные, краски или позолота.

Термин «фарфор» относится к широкому диапазону керамических изделий, которые изготавливаются при высоких температурах. Их отличительными чертами являются гладкая поверхность и низкая пористость. Эти свойства фарфора широко востребованы и поныне. Сложно отыскать какую-то отрасль промышленности или народного хозяйства, где бы он ни использовался.

Наиболее распространен декоративный фарфор, а также химическая посуда, зубные коронки и электрические изоляторы. Обычно белый или грязно-белый, на «выпекание» этот чудесный материал прибывает непрезентабельным куском керамики, которая приобретет привычный нам вид только после прожарки в высокотемпературных печах.

Преимущества китайских сервизов

В этой статье мы обсудим свойства и виды фарфора. Вы поймете, отчего во всем мире этот материал пользовался такой популярностью, что для его покупки снаряжались огромные экспедиции. За красивый сервиз, который сегодня можно купить в любом магазине, тогда могли убить.

Как ни странно, но изделия китайских мастеров с нынешней керамикой - только родственники, но не прямые. Чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить основные свойства фарфора, вышедшего из мастерских Поднебесной. Материалы очень похожи друг на друга: как нынешний, так и древний фарфор может быть глазированным или «природным». Но простая керамика гораздо мягче. И высококачественный сервиз из нее сделать не получится.

Отчего так происходит?

Такие свойства фарфора, как прочность и термоустойчивость, - плод высоких температур, при которых ведется производство истинной китайской керамики. Она производится при температуре 2 650 градусов по Фаренгейту (1 454 градуса Цельсия). Сравните это с 2 200 градусами по Фаренгейту (1 204 градуса Цельсия) для простого фарфора. Так как второй материал имеет более низкое качество, он не используется в химической промышленности и прочих технологичных отраслях науки. Кроме того, именно китайский фарфор высшего качества прозрачен на просвет. Грубая керамика такого эффекта дать не может.

Шпионские страсти

«Твердая паста», или истинный фарфор, впервые появилась в Китае во времена (618-907 гг.). Но действительно высококачественная продукция, по своим свойствам ничем не уступающая современной, стала известна миру только во времена династии Юань (1279-1368 гг.). Ранний китайский фарфор состоял из каолина (фарфоровая глина) и пегматита - грубого типа гранита.

Он был неизвестен европейским гончарам до начала импорта китайского оборудования в период Средневековья. Европейцы попытались дублировать свойства фарфора, но не преуспели в этом деле. Поскольку проанализировать его химический состав они были не в состоянии, изделия, производимые ими, напоминали изящную, хрупкую и в то же время прочную посуду только внешне. Получалось так себе. Чтобы добыть секрет производства истинного фарфора, разворачивались настоящие шпионские войны, однако китайцы пуще жизни берегли свою тайну.

Почему этот материал был так популярен? Причина - отличные физические свойства фарфора. Он прочнее обычной керамики, обладает высокой теплопроводностью, что позволяет заваривать в чайниках из него великолепный чай. Кроме того, за счет глазури фарфор обладает крайне малой маркостью, окрашиваясь только под воздействием синтетических пигментов. Чашки из древних китайских сервизов спустя многие века сохраняют белизну.

Эрзацы

После смешивания стекла с оксидом олова, чтобы получить непрозрачный материал, европейские ремесленники попытались объединить глину и Эти альтернативы стали известными как «мягкая паста», или искусственный фарфор. Но огорчали два неприятных обстоятельства: все эти материалы оказались слишком мягкими, из них невозможно было сделать действительно тонкие, изящные изделия, да и затраты на производство были слишком велики. Словом, свойства фарфора «эрзац-типа» были очень далеки от совершенства.

Имеются сведения, что наши мастера также владели искусством производства истинного фарфора, но все секреты русской керамики были утрачены в период татаро-монгольского нашествия, когда выжигались целые города вместе со всеми их обитателями. Определенного прорыва смогли достигнуть также англичане. Они создали «костяную» разновидность материала.

Но что такое основные свойства которого обеспечили ему невероятную популярность в старой Европе?

История создания

В 1707 году два немца по имени Эренфрид Вальтер фон Чимхаус и Йохан Фридрих Боттгер открывают более «вменяемый» способ производства, при котором используется глина и мелко размолотый полевой шпат. В XVII веке английские ремесленники узнали в ходе экспериментов, что практически идентичный китайскому фарфор можно получить, если добавить к этой смеси мелко размолотые пережженные кости.

Причем впоследствии оказалось, что английский вариант позволяет изготавливать прозрачную керамику при намного более низких температурах, что значительно удешевляло производство. Кроме того, фарфор из Туманного Альбиона намного хуже бился, был значительно прочнее. Так что неудивительно, что англичане вскоре завалили своими сервизами половину Старого и почти весь Новый Свет.

Каковы свойства костяного фарфора? Во-первых, изделия из него отличаются высокой прочностью при малом весе и тонкостенности. Во-вторых, эта разновидность керамики не может использоваться в химической промышленности, так как вещества, входящие в ее состав, вступают в реакцию с кислотами и щелочами.

Сырье

Как мы уже говорили, основные компоненты этого материала крайне просты: глина, полевой шпат, минералы с содержанием кальция. До сих пор различные компании соревнуются меж собой, так как быстро было установлено, что свойства фарфора и фаянса можно кардинально изменить, добавив в его состав новые элементы. Конечно, если опыт окажется удачным.

Несмотря на то что состав глины варьируется в зависимости от места ее добычи, все равно она превращается в стекло (за счет чего достигается гладкость конечного продукта) только при чрезвычайно высоких температурах. Но это справедливо только для тех случаев, когда глины не смешаны с материалами, порог витрификации которых ниже. В отличие от стекла, глина, однако, является термостабильной, то есть сохраняет свою форму даже при сильном нагревании.

Так что материал этот действительно уникален, поскольку объединяет низкую пористость стекла с устойчивостью и относительной прочностью простой керамики. В качестве основного типа сырья во все времена использовался каолин, гидроалюмосиликат. (содержащий силикат алюминия) и кремень, тип твердого кварца, являются чрезвычайно важными компонентами любого типа фарфора. Они расплавляются во время нагревания, связывая материал в единой целое.

Кварц - «сердце» фарфора

Это залог прочности. Свойства фарфора (и его применение) во много обусловлены именно этой характеристикой: он плохо бьется (если сравнивать со стеклом), а малые расстояния между частицами обеспечивают непроницаемость материала для воздуха, воды, прочих соединений.

Кварц является «сплавом» кислорода и кремния - двух самых распространенных элементов в земной коре. У него есть три функциональных формы: непосредственно кварц (кристаллы), опал (аморфная разновидность) и песок (смешанная, грязная фракция). В общем-то, кварц с давних пор используется в ремесленном производстве. Фарфор может также содержать глинозем и стеатит, более известный как «мыльный камень».

Производственный процесс

После того как сырье будет отобрано и взвешено, оно поступает на производство. Во-первых, оно очищается и перемалывается до очень мелких фракций. После этого все компоненты смешиваются в необходимой пропорции, зависящей как от условий производства, так и от характеристик конечных изделий. Как только последние сформированы, они могут быть отправлены в печь сразу же, или же подвергаются предварительной очистке и дальнейшему нанесению слоя глазури.

Конечно, в ее роли сперва выступает размолотое стекло. И только после этого будущие вазы, чашки, унитазы и зубные коронки отправляются в жерло печи. А сейчас рассмотрим каждый этап в отдельности. Как-никак, от их успешности зависят свойства фарфора и его применение!

Размельчение сырья

Пожалуй, это одна из наиболее важных операций, так как от тщательности ее проведения зависит качество конечного изделия. Размельчение производится при помощи огромных механических барабанных дробилок. На втором проходе размер частиц доводится до 0,25 см. Чтобы превратить исходное сырье в мелкую пыль, используют особые, шаровые дробилки. Это огромные стальные цилиндры, заполненные металлическими шариками. Когда вся конструкция вращается, частицы сырья превращаются в однородную массу крайне мелкого помола.

Очистка и смешивание

Смесь пропускается через тонкие фильтры, а затем подается на специальный «конвейер», представляющий собой наклонно расположенные стальные листы. Они вибрируют, в результате чего сырье не только автоматически перемешивается, но и сортируется, так как наиболее крупные частицы выталкиваются наверх. Если требуется подача смоченного материала, то на линии в автоматическом порядке распыляется вода.

Иногда используются фильтры с мощными магнитами, так как последние позволяют удалить мельчайшие примеси железа. Последнее, если попадет в готовую продукцию, сообщит ему нежелательный красный оттенок. После этого готовые изделия отправляют в печь, где идет обжиг при уже указанных нами температурах.

От каких условий производства могут зависеть свойства продукции?

Следует отметить, что во время окончательного обжига происходит множество процессов, от которых напрямую зависят свойства Во-первых, сжигаются все углеродные органические примеси, выпариваются излишки воды, из толщи будущего изделия выходят различные газообразные фракции. Если при этом температура не будет доведена до 1100 градусов по шкале Цельсия, то кремний и прочие компоненты глазури не смогут расплавиться, а значит, не сформируют на поверхности керамики гладкого и химически нейтрального слоя.

Кроме того, эти соединения необходимы для сокращения расстояния между частицами материалов, для более надежного соединения их друг с другом. После того как желаемая плотность достигнута, изделие охлаждается, в результате чего глазурь «стягивается», становится гладкой и особо прочной.

Итоги

Так зачем же мы все это описывали? Все дело в том, что свойства этого материала теснейшим образом зависят от особенностей и условий его изготовления. Например, прочность зависит от процента содержания в массе полевого шпата, да и количество пор в фарфоре тем меньше, чем шпата больше. По мере растворения в стекле кварца и остатка, полученного от разложения глинистого вещества, скелет фарфорового материала становится слабее, и деформации возрастают. В зависимости от тонкости помола кварца, состава массы, температуры и продолжительности обжига, в состав стекловидной фазы входит от 15 до 40 % всего введенного в массу кварца. Чем его больше, тем фарфор тоньше и «воздушнее».

Свойства как диэлектриков характеризуются в основном сопротивлением прохождению электрического тока в материале и на поверхности изолятора. Различают удельное объемное и удельное поверхностное сопротивление фарфора.

Помимо этого, огромное практическое значение имеют химические свойства фарфора. Точнее, их отсутствие. Глазированная керамика с добавлением большого количества полевого шпата и кварца является химически нейтральной. Думаете, отчего ступки фармацевтов и химиков сделаны именно из этого материала? Он намного прочнее стекла, но при этом не вступает в реакцию.

Современное положение дел

Сегодня керамика (и фарфор в частности) переживает второе рождение. Оказалось, что эти материалы могут быть использованы в производстве различных типов микроэлектроники. Важность этого для современной цивилизации объяснять не нужно. Также ученые выяснили, что при добавлении определенных присадок прочность фарфора возрастает в геометрической прогрессии. В настоящее время ведутся даже перспективные исследования в области создания на его основе новых типов брони. Так что не унитазами едиными!

Наконец, все большее значение этот материал приобретает в медицине. Различные протезы и великолепные зубные коронки - на них спрос возрастает с каждым годом. Так что еще очень долго будет оставаться актуальным.

Посуда изготавливается из самых разных материалов - стекла, керамики, дерева, фаянса, фарфора и даже пластика. Наиболее востребованными считаются изделия, для производства которых был использован фарфор, фаянс и керамика. Многих интересует вопрос о том, как отличить эти материалы друг от друга, а сделать это несложно.

Фарфоровая посуда


Фаянс и фарфор - отличия материалов:
  1. Фарфор - это керамика, которая характеризуется непроницаемостью для воздуха и воды, но в то же время имеющая незначительную толщину. Что же такое керамика? Ответ прост - это материал, который производится путем спекания глины с некоторыми минеральными добавками. Что касается самого фарфора, то его основными составляющими считаются каолин (глина), полевой шпат и т. д. Фарфоровый предмет обладает идеальным белым цветом. На поверхности фарфора невозможно увидеть поры, так как таковые отсутствуют. Это и обеспечивает прочность фарфора, делающего его идеальным сырьем для производства посуды.
  2. Фаянс - это материал, который своими свойствами напоминает фарфор, однако фаянсовое изделие, в отличие от фарфорового, будет иметь мелкие поры. Чем отличается фарфор от фаянса? Последний поглощает определенное количество влаги (около 12%), в то время как для фарфора это свойство нехарактерно. Фаянс на 85% состоит из глины, чем и объясняется свойство материала к поглощению воды. Именно по этой причине все изделия из фаянса покрывают глазурью.

Фарфор и фаянс: виды

Прежде чем разобраться, как отличить фарфор от фаянса, следует узнать о видах этих материалов. Существуют такие виды фарфора:

  1. Твердый: получают путем двойного отжига под воздействием температуры от 1350 до 1450 градусов, что позволяет получить сверхпрочный материал для изготовления посуды. Условно твердый фарфор делят на такие виды: хозяйственный, электротехнический, химический и художественный. Что касается групп твердого фарфора, то условно выделяют европейский (в его составе преобладает глина) и восточный (обжигают его при более щадящем температурном режиме, а сам фарфор содержит меньше каолина).
  2. Мягкий: такой фарфор получают благодаря обжигу при температуре до 1350 градусов. Его цвет и характеристики во многом напоминают твердый фарфор, однако мягкий материал больше поддается воздействию перепадов температуры. Весь мягкий фарфор делят на европейский, французский и английский.

Что касается фаянса, то он бывает:

Не секрет, что фарфор стоит дороже по сравнению с фаянсом, чем и пользуются недобросовестные продавцы изделий, изготовленных из этих материалов. Чтобы не попасться на уловки обманщиков, следует узнать, чем могут отличаться эти виды сырья для производства посуды.

Фаянсовый лебедь

Отличия

Фарфор или фаянс - как их различать:

  1. Следует взять изделие (это может быть кружка, тарелка, статуэтка и т. д.) и обратить внимание на его ободок. Если краешек, не покрытый глазурью, имеет белый цвет, то высока вероятность того, что рассматриваемое изделие произведено из фарфора.
  2. Затем тестируемый предмет следует рассмотреть на свету. Если он просвечивается, то это свидетельствует о том, что для его изготовления был использован фарфор. Что касается фаянса, то у него подобная характеристика отсутствует. Если проверяется объемное изделие, то следует обратить внимание на его дно. Отсутствие на нем глазури будет говорить о том, что изделие произведено из фарфора.
  3. Следует взять изделие и слегка ударить по нему металлическим предметом. Фарфор издаст чистый и звонкий звук. Что касается фаянса, то звук, исходящий при ударе об него, будет приглушенным.
  4. Со временем фаянс может терять свою привлекательность - на изделиях из такого материала образуются трещины. Для фарфора это явление нехарактерно.
  5. Можно оценить вес изделия. Если оно небольшое, но достаточно тяжелое, то это будет свидетельствовать о том, что изделие произведено из фаянса.
  6. Изделия из настоящего фарфора не покрываются краской, так как она искажает натуральный белый цвет материала. Посуда из фаянса практически вся цветная и пестрая.

Посуда и предметы декора из фарфора, в отличие от фаянсовых, имеют высокую стоимость. Чтобы не ошибиться при покупке фарфоровых изделий, предпочтение стоит отдавать товарам, предлагаемым под известными брендами.

ФАЯНС | это... Что такое ФАЯНС?

  • Фаянс — de Lunéville Фаянс (фр. faience, от названия итальянского города Фаэнц …   Википедия

  • Фаянс —         (франц. faпence, от названия итальянского города Faenza Фаэнца, одного из центров керамического производства), плотные мелкопористые (обычно белые), изделия тонкой керамики, покрытые глазурью. Близкие по виду к фаянсу художественные… …   Художественная энциклопедия

  • ФАЯНС — (французское faience, от названия итальянского города Фаэнца, где производился фаянс), обычно белый мелкопористый керамический материал, покрытый прозрачной или непрозрачной глазурью. Получают из того же сырья, что и фарфор (изменяется лишь… …   Современная энциклопедия

  • Фаянс — (французское faience, от названия итальянского города Фаэнца, где производился фаянс), обычно белый мелкопористый керамический материал, покрытый прозрачной или непрозрачной глазурью. Получают из того же сырья, что и фарфор (изменяется лишь… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • фаянс — а, м. faïence f. <ит. города Фаэнца. 1. Минеральная масса, изготовляемая из особых сортов глины с добавлением гипса и других веществ, идущая на изготовление керамических изделий. БАС 1. В других местах встречались вместе золото и драгоценные… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ФАЯНС — (франц. faience от названия итальянского города Фаэнца, где производился фаянс), керамические изделия (облицовочные плитки, архитектурные детали, посуда, умывальники, унитазы и др.), имеющие плотный мелкопористый черепок (обычно белый), покрытые… …   Большой Энциклопедический словарь

  • фаянс — керамика Словарь русских синонимов. фаянс сущ., кол во синонимов: 7 • авата яки (1) • керамика …   Словарь синонимов

  • ФАЯНС — ФАЯНС, разновидность керамического состава, дающая непрозрачную плотную КЕРАМИКУ, занимающая место между фарфоровой и обычной глиняной. Исходный материал обжигается при относительно низкой температуре, с получением твердых, водонепроницаемых… …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • ФАЯНС — ФАЯНС, фаянса, мн. нет, муж. (франц. faience по имени гор. в Италии Faenza). 1. Белая или цветная масса из особых сортов глины с примесью гипса и др. веществ, идущая на керамические изделия. 2. собир. Изделия из этой массы, обожженной и покрытой… …   Толковый словарь Ушакова

  • ФАЯНС — ФАЯНС, а, муж. 1. Мелкопористый, обычно белый керамический материал, по составу напоминающий фарфор. Чашки из фаянса. 2. собир. Изделия, посуда из такого материала. | прил. фаянсовый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.… …   Толковый словарь Ожегова

  • Материалы для изготовления унитаза: плюсы и минусы

    Сантехнический фаянс и фарфор, сталь, пластик, стекло и даже золото… Из этих материалов сегодня изготавливают унитазы. Популярностью, конечно, пользуются первые два традиционных типа – фаянс и фарфор. В чем их отличия, и какому из них отдать предпочтение?
     

    О плюсах фарфорового унитаза
     

    1. Прочность и долговечность. Изначально глина, из которой изготавливают и фарфоровые, и фаянсовые унитазы, ничем не отличается. Однако универсальная технология ее обжига при производстве фарфоровых изделий, обеспечивает их большую прочность. К тому же если будете соблюдать все правила эксплуатации, то прослужит такой унитаз Вам полвека точно. 
    2. Не впитывает воду. Высокая плотность фарфора предопределяет его важную характеристику – водоотталкивающую способность. Соответственно, вода не разрушает такие унитазы и никак не портит со временем их внешний вид. 
    3. Еще одно важное преимущество, которое гарантирует эта особенность материала, – неприятные запахи не задерживаются.
    4. Легкий в уборке. Вместе с водой и запахами в фарфор плохо впитывается и грязь, поэтому такие изделия легко моются и очищаются. 
    5. Стоек к ударам. Конечно, ронять в унитаз тяжелые предметы вряд ли кто собирается, но в случае какого-нибудь форс-мажора, прочность фарфора убережет «главу санузла» от трещин.


    Как видите, преимуществ у фарфоровых унитазов много. Единственная оговорка: за свой качественный выбор придется заплатить немалую сумму. Однако, наверняка, потраченных денег не будет жалко, когда Вы поймете, сколько нервов сэкономлено на уборке и борьбе с далеко не приятными ароматами.

     

    О фаянсе замолвите слово

    Отметим сразу, качественный унитаз из сантехнического фаянса отличить от «фарфорового собрата» неискушенному потребителю будет трудно. Сегодня такие унитазы имеют специальное покрытие, которое помогает сделать и эти изделия довольно долговечными. Хоть в основных характеристиках, описанных выше, фаянсовые унитазы и уступают фарфору, но они весьма популярны и держат свои позиции на рынке сантехники.

    1. Пористость фаянса может довольно затруднить его уборку, но эта особенность устраняется специальным покрытием. К тому же данный слой делает унитаз более устойчивым к влаге. В противном случае с годами жидкость, скапливающаяся в унитазе, будет медленно разрушать материал, из которого он изготовлен. Появятся трещины,  различные пятна, желтизна. Поэтому отдавая предпочтение фаянсовому изделию, обращайте внимание на его качество.
    2. Любителей долговечности можно успокоить тем, что служить фаянсовый унитаз при правильном уходе будет около трех десятков лет. Примерно на два десятка меньше, чем фарфоровый, но и этот срок, согласитесь не такой уж и малый. 
    3. Внешне фаянсовый унитаз мало отличается от фарфорового, а при сегодняшнем существовании разнообразных моделей по дизайну и цвету и среди них можно найти подходящий для себя вариант.
    4. Привлечет фаянс и желающих сэкономить на ремонте санузла.
       

    Чугун: дешево и сердито?
     

    Есть и совсем дешевый вариант – чугунный унитаз. Правда, уют такая сантехника не создаст. Единственный плюс – высокая устойчивость к механическому воздействию. Впрочем, долговечными эти изделия не назовешь: эмаль, которая покрывает их, быстро разрушается. К тому же эти изделия тяжелые, что может вызвать определенные сложности при их установке.
     

    Когда подходит сталь?
     

    Стальные унитазы чаще всего выбирают для общественных туалетов. Конечно, разнообразия форм ожидать от них не стоит, хотя и здесь есть некоторые альтернативы. Из положительных характеристик этой сантехники – прочность, малый вес и легкость в уборке.
     

    Преимущества камня
     

    Любители роскоши могут остановиться на унитазах из натурального или искусственного камня. К примеру, мраморные модели не только выглядят красиво, но и могут похвалиться высокой гигиеничностью: идеально гладкая поверхность чаши не оставляет на стенках ни мелких частиц воды, ни грязи. Правда, такие унитазы стоят еще дороже фарфоровых. Из минусов – большой вес изделия и его «хрупкость» (нужно избегать механических повреждений).  Меньше боятся ударов унитазы из искусственного камня, да и стоят они дешевле. 
     

    Подытожим, идеальный вариант соотношения цены и качества для традиционного туалета  –  фаянсовый унитаз. Если же цена вопроса не главное, выбирайте проверенный временем фарфор. Чугунные унитазы лучше вообще не приобретать: плюсов мало, а вот минусов с лихвой. А вот украсить ли свой санузел натуральным или искусственным камнем, решать Вам, правда, стоит хорошенько подумать, надо ли такой дорогой вариант.

     

    Чем отличается фаянс от фарфора / Бери и делай

    Фаянс и фарфор — виды тонкой керамики, которые очень похожи внешне и имеют сходные процессы изготовления. Если не знать некоторые тонкости, различить их может быть непросто.

    «Бери и Делай» знает несколько способов отличить фарфор от фаянса.

    Что такое фаянс

    Фаянс — вид тонкой керамики, покрытой белой непрозрачной глазурью. В состав фаянса входят кремний, щелочные соли, известь и металлический краситель.
    В процессе производства изделие обжигают в печи, раскаленной более чем до 1 000 °С, дважды. Сначала обжигу подвергается просто формованное изделие без глазури. Затем, после того как вещь погружают в глазурь, высушивают и расписывают, обжиг проводится второй раз.

    Процесс изготовления фаянса и фарфора во многом схож. Однако фаянс по своей структуре менее плотный, чем фарфор. Также он не обладает белизной и прозрачностью фарфора.

    Что такое фарфор

    Фарфор — разновидность тонкой керамики на основе белой глины — каолина. Как и в случае с фаянсом, при изготовлении фарфорового изделия обжиг проводится в 2 этапа. Сначала формованная керамическая масса обжигается, затем окунается в глазурь, окрашивается и снова обжигается. Однако температура обжига фарфора обычно выше — от 1 200 до 1 400 °С.

    Чем фарфор отличается от фаянса

    90 000 кобальтовых цветов из Влоцлавека - Этнографический музей в Жешуве 9000 1

    С начала 2022 года коллекция нашего Музея пополнилась примерно на 170 экспонатов из коллекции Кристины Новак. Это фаянсовые изделия, такие как: тарелки, миски, подсвечники, кувшины, элементы кухонного гарнитура и галантереи, поступающие с четырех польских фабрик. Большинство из них происходят из Fabryka Fajansu во Влоцлавеке, и им мы посвятим сегодняшнюю Тему недели.

    История влоцлавского фаянсового завода восходит ко второй половине 19 века.Благодаря своему расположению (на реке Висле, что облегчало транспортное сообщение) Влоцлавек был одним из первых городов в Польше, в котором развилась современная промышленность. Производство керамики быстро стало главной экономической силой города. Фаянсовая фабрика, основанная в 1873 году, непрерывно работала 118 лет, меняя имена и владельцев.

    Довоенный дизайн заводов во Влоцлавеке, хотя и отличался разнообразием, не отличался от других заводов по производству керамики. Преобладали узоры, продиктованные европейской модой, а посуда с ручной росписью составляла небольшой процент предложения.Фаянс считался низшим типом керамики, и часто предпринимались попытки сделать его похожим на более ценный фарфор.

    Во время Второй мировой войны все три фаянсовых завода во Влоцлавеке работали под немецким управлением. В то время производство ограничивалось простой сантехникой и посудой для полевых госпиталей и военных столовых (выпускали также керамические корпуса для бомб и гранат).

    После окончания войны было принято решение об объединении трех действующих в городе заводов в единое предприятие под названием Polskie United Fajansu Factory.Фаянсовая печь официально запущена в начале марта 1945 года.

    Возобновлено производство, начиная с довоенных моделей, большая часть которых представляла собой трафаретные украшения. Были также предприняты попытки вернуться к ручной росписи, популярной в межвоенный период, когда на влоцлавском фаянсе появились цветы, вдохновленные куявским фольклором. Эта реактивация была основана на опыте маляров, которые работали на фабрике до войны и помнили узоры, написанные на фаянсе.Украшения после войны обычно ограничивались одним цветком в центре сосуда и цветной полосой по краю. Однако большую часть продукции составлял белый фаянс. Огромный спрос на бытовую утварь и, как следствие, высокая производительность не способствовали созданию изысканных украшений.

    Однако в конце 1940-х годов люди задумались о расширении предложения. Были приглашены художники и проведено обучение художников. Вдохновленный народным творчеством (не в региональном понятии), в контексте развития «национального» стиля, представляющего собой синтез местных стилей.

    Затененные кобальтовые композиции стали характерной чертой сосудов из Влоцлавека в 1950-х годах, и художникам не разрешалось делать копии, но они могли аранжировать и трансформировать известные им мотивы. Чтобы лучше контролировать работу маляров на фабриках, художников нанимали на фабрику пластмасс.

    Ежегодно на Познаньской международной ярмарке представлялись новые проекты, которые приносили им огласку в стране и за рубежом. Однако здесь стоит подчеркнуть, что экспорт за границу касался только художественной продукции.

    Важным шагом, задавшим направление развития влоцлавского фаянсового орнамента, стала организация конкурсов маляров.

    Во второй половине В 1950-х годах на фабрике во Влоцлавеке были созданы дизайны, отсылающие к модной тогда эстетике нового образа, широко известной как «пикас», характеризующейся авангардным стилем. Однако в конце 1960-х годов снова стали производить только цветочный фаянс, который становился все более и более популярным.

    В 1973 г.произошли существенные изменения в управлении и организации заводов. Постановлением Совета Министров все фарфоровые, фарфоровые и фаянсовые заводы были объединены. Из заводов, действующих во Влоцлавеке, «Влоцлавские заводы керамики Столовей им. Революция 1905 года». В 1974 году к заводу был присоединен фаянсовый завод в Коло.

    Несмотря на ухудшение условий труда, увеличение темпов производства, принуждение маляров к сдельной работе, что сказалось на качестве производства (которое в конце 1973 г. значительно снизилось), л.70-е годы считаются золотым годом керамической промышленности во Влоцлавеке.

    Цвета фаянса во многом продиктованы практическими соображениями. Краски, доступные на рынке, были низкого качества и плохо переносили обжиг. По этой причине избегали использования определенных цветов. Такие цвета, как коричневый, зеленый и черный, хорошо переносили выгорание. Из-за высоких температур красный цвет изменил свой цвет на коричневый или розовый. Лучше всего работал кобальт - он нравился получателям, а также был устойчив к горению.

    В 1970-е основное внимание уделялось производству предметов декора: досок, подсвечников, ваз и даже часов и рам для зеркал. Все тарелки и миски имеют отверстия, чтобы их можно было повесить на стену. В свою очередь, в 1980-е годы в ассортименте были в основном вазы и декоративные амфоры.

    Благодаря труду и изобретательности многих художников и творцов, фаянс во Влоцлавеке с годами перестал имитировать фарфор, рукописные подглазурные росписи выявили его характерную красоту, которая стала ценностью сама по себе.Более того, благодаря включению женщин-художников в творческий процесс, они получили возможность получать удовлетворение и гордость за свою работу, что не является обычным явлением в промышленном производстве. Фаянс, расписанный цветами, присутствовал почти в каждом польском доме, а особенно популярные кобальтовые узоры дошли до наших дней в общественном сознании как типичный образец влоцлавского фаянса.

    Библиография:

    Анна Рафальска, Влоцлавек фаянс в 1945–1991 годах.О взаимоотношениях искусства, ремесла и промышленности в Польской Народной Республике, статья взята из Porta_2019_druk-min.pdf

    МЗ

    .90 000 Национальный музей в Кельце - Бывший Дворец краковских епископов

    Яцек Граф. Малаховский умер 23 марта 1821 года, а через 16 дней бездетным скончался его сын Ян Дуклинский. Имущество Чмеловских от ее отца, а Балтова и Садова от ее брата унаследовала дочь Яцека, Францишек, урожденная Малаховский, вдова генерала Кшиштофа Дунина-Карвицкого. Семейство Карвицких окончательно решило избавиться от товаров, находившихся в Радомской губернии, и переехать на Волынь в имение Мизоч. В 1830 году имение Чмелев и Балтув купили Войцех Пусловский и Тереза ​​Сципио дель Кампо, сестра и свекровь Францишека Ксавери, о.Друцкого Любецкого, который с 1845 года был единственным владельцем фабрики.

    В Чмелеве по-прежнему производили глиняные сосуды для украшения, применяя новую технику – печать на меди. Дата его введения указана в счете из Щучинского архива 1849–1850 годов в собрании Библиотеки князей Чарторыйских в Кракове. Количество сохранившихся чмелевских фаянсовых изделий с печатным орнаментом доказывает, что их производство должно было быть значительным. Блюда были украшены по образцу английского фаянса тогдашней двухцветной аранжировки.Тарелки, тарелки, корзины с ажурными воротничками, сплетенными из палочек, кувшины и соусники украшались черными жанрово-пейзажными сценами. Ćmielów была первой польской фабрикой, применившей этот метод декорирования фаянса. Печатные формы были импортированы из-за границы, и, поскольку они стирались в процессе использования, их заменили новыми, которые были изготовлены на близлежащем металлургическом заводе в Белогоне и выгравированы на месте в Цмелеве.

    Знаки, используемые на глиняных сосудах с набивным орнаментом, очень многочисленны и разнообразны.Ранее использовался только оттиск с названием места, меньшего или большего размера, или только его часть, «Мотылек». Подписи, отпечатанные на фаянсе, делались так же, как и их украшения - с помощью гравированных пластин.

    Печатные надписи надглазурные:

    - тип 1 - синяя маркировка: в полукруглом поле, образованном двумя скрещенными внизу ветками, надпись Ćmielów

    - тип 2 - синяя или черная маркировка: на скрученной ленте, изображенной на фоне букета цветов, надпись CMIELÓW

    - тип 3 - синяя маркировка: на полосе, окруженной композицией из С-хондральных мотивов, надпись CMIELÓW

    - тип 4 - синяя или черная метка: птица с распростертыми крыльями с перевязью на высоте груди, на которой надпись CMIELÓW

    - тип 5 - клеймо синего цвета: на скрученной ленте на фоне скрещенных якорей и кадуцея и шапки Меркурия с крыльями - слово CMIELOW.

    Кувшин со сценами тирольского шрифта, ок. 1850 г., фаянс, подглазурная печать


    Тарелка с арабской сценой, 1850–1860 гг., фаянс, эстамп подглазурный

    Тарелка с пейзажем с руинами, 1850–1860 гг., фаянс, эстамп подглазурный

    ВОЗВРАТ

    .

    Круг: Страсть и талант - художественная природа фаянса

    Работы трех художниц круга - Хелены Маевской, Терезы Бонковской и Елены Теодорович представлены на новейшей выставке Музея керамической техники "Страсть и талант - художественная природа фаянса". ". Автор и куратор выставки – г-н Петр Снегоцкий.

    Коллекции созданы во второй половине прошлого века и явились результатом работы трех поздних живописцев, которые на протяжении многих лет создавали узоры кругового фаянса. Это не массовое производство, а авторские работы.Экспонаты происходят из коллекции музея и из частной коллекции Петра Снегоцкого. Выставка открыта до конца января 2022 года.

    Музей керамической техники в Коло о выставке:
    Декоративная керамика, поскольку таковым был фаянс, основывалась главным образом на народных узорах. Поэтому на послевоенном заводе работали народные мастера, которые не только проектировали и изготавливали свои работы, но и учили молодежь декорировать изделия. Изделия, декорированные таким образом, уникальны.

    Также были задействованы профессиональные художники, такие как Хелена Теодорович, выпускница Академии изящных искусств в Кракове, которая в 1960-х годах ввела капельное остекление. В начале 70-х главным дизайнером становится Хелена Маевская. За время работы на заводе она прошла все профессиональные ступени. Она создала цветочные композиции, которые наполнили все произведение временем. Именно она ввела больше цветов, которые приготовила сама. Еще одной художницей, обретшей мастерство благодаря таланту, была Тереза ​​Бонковска.Не только художник, дизайнер, но и педагог, передающий свои знания адептам этой непростой профессии. Ее любимыми цветами были коричневый и оранжевый. Именно они характеризуют ее оригинальные работы.

    Художники Кольского завода участвовали в ежегодных двухгодичных конкурсах, завоевывая главные призы и награды, что послужило причиной того, что в третьем выпуске руководство Влоцлавских заводов керамики Столовей разделило конкурс на оба завода.

    На фабрике в Коло не только женщины представляли высокий художественный уровень.Были и художники, чей талант в лице Казимира Вечоркевича представлен на сопутствующей выставке.

    Чтобы увидеть полный спектр их работ, мы приглашаем вас в нашу штаб-квартиру на выставку Петра Снегоцкого под названием «Страсть и талант» - художественная природа фаянса.

    Выставку можно посмотреть до 31 января 2022 года.

    Источник: материалы, присланные органами местного самоуправления. Для содержания этой информации PAP S.А. не несет никакой ответственности.

    .

    Супрематическая композиция | Супрематическая композиция фигурная сцена МНС/Граф/3768 - В музеях

    В композиции Альберта Мюллера главный герой, человек, напоминающий марионетку, находится среди геометрических пятен - кругов, плоскостей светотени и разнонаправленных пересекающихся линий. Над ним на площадке сидит существо, похожее одновременно и на птицу, и на кошку. На фоне сцены звезды и комета намекают на открытый космос.Другие формы включают солнце и полную луну. Все это напоминает декорации экспрессионистского театра или сон.

    Графика выполнена в 1919 г. литографической техникой и отпечатана на пергаментной бумаге ручной работы с водяным знаком, только часть которого находится на карточке. Это секция шестерни и ноги рабочего. Он был создан в то время, когда художник обратился к экспрессионизму. В построении пространства он стал использовать взаимопроникающие стереометрические (объемные) прозрачные (прозрачные) формы.Чтобы подчеркнуть экспрессию композиции, литография написана акварелью. Фигуральные мотивы он охотно помещал в космическое пространство, как в случае с серией Jenseits im Diesseits («Та сторона на этой стороне»), опубликованной в 1923 году.

    Альберт Мюллер родился в 1884 году в Швандорфе, умер в 1963 году в Бремене. Он учился в академиях в Мюнхене у Карла фон Марра и в Штутгарте у Адольфа Хёльцля, которого считают одним из предшественников абстрактных композиций. Работал в Штутгарте, принадлежа к местному художественному авангарду первых тридцати лет 20 века.В 1919 году он вместе с Вилли Баумейстером и Оскаром Шлеммером стал соучредителем ассоциации «Üecht Gruppe», местного отделения «Ноябрьской группы», которая требовала радикальных изменений в системе академического образования художников. В 1924 году он присоединился к Штутгартскому сецессиону.

    Ева Гвяздовска

    .

    Портрет из серии Композиция 2 - Анна Халат - Минимализм

    Портрет из серии "Композиция 2"

    "Портрет из серии "Композиция 2"" - скульптура размером 25х27 см 2021 года. Автор работы Анна Халат.

    Работа выполнена в технике керамики. Это техника, которая заключается в смешивании глины, кварца, каолина и оксидов элементов вместе, придании им любой формы и последующем обжиге при высокой температуре в специальной печи.Керамика известна человечеству со времен палеолита, о чем свидетельствуют археологические находки. Самым благородным видом керамики был китайский фарфор, появившийся там в 7 веке, а в Европе этот рецепт оставался загадкой вплоть до 18 века. Более ранние европейские испытания керамики привели к изобретению фаянса, которым славились голландские мануфактуры. Польские керамические фабрики: Чмелев, Влоцлавек, Болеславец, Валбжих, Любань. Керамика имеет широкий спектр применения: из нее делают посуду, подсвечники, подсвечники, вазы, настенные и печные изразцы, рельефы и скульптуры.В этой технике работали художники Алина Шапочникова, Игорь Миторай, Болеслав Бегас и Станислав Сикора.

    Основа работы - керамика. Это один из древнейших художественных приемов в истории человеческой цивилизации, известный еще в палеолите. Он заключается в создании массы из глины, кварца, каолинита, оксидов различных элементов и других ингредиентов с целью улучшения определенной формы, которая затем обжигается при высокой температуре. В зависимости от предпочтений художника, керамика может быть расписана и покрыта глазурью (для этого требуется многократный обжиг в печи).Специфическим видом керамики белого цвета с нежной прозрачной структурой был фарфор, рецептура которого в Европе оставалась тайной до 18 века (известна в Китае с 7 века). Другой, менее благородный вид керамики – фаянс, содержащий в своем составе неочищенный каолин. Самым популярным фаянсовым регионом в Европе был Делфт. Из керамики изготавливают скульптуры, картины, посуду, посуду, вазы, подсвечники, печные и настенные изразцы, декоративные тарелки.Среди польских керамических заводов следует отметить заводы во Влоцлавеке, Болеславце, Чмелеве, Любани и Валбжихе. Что касается скульптуры, керамические конструкции создали Алина Шапочникова, Станислав Сикора, Катажина Козыра и Игорь Миторай.

    Художник выполнил скульптуру в стиле минимализм. Художники-минималисты использовали аскетические тела, связанные с архитектурой, основными формами и прямыми линиями.

    Тема этой работы - человек. Это тема, которая постоянно возникает в искусстве со времен первых рисунков на стенах пещер.Человеческие профили появлялись в различных контекстах: от эстетического до политико-социального и пропагандистского.

    Автор скульптуры использовал белый цвет для создания работы. Этот цвет является универсальным элементом, который придаст нашему интерьеру минималистичный характер.

    Атмосфера работы характеризуется спокойствием, сочетающимся с атмосферой медитации, созерцания произведения искусства и достигается за счет минималистичных композиций или приглушенных цветов.

    .

    Портрет из серии Композиция 5 - Анна Халат - Минимализм

    Портрет из серии «Композиция 5»

    Скульптура под названием «Портрет из серии «Композиция 5» — произведение 2021 года, размером 25х27 см. Его автор Анна Халат.

    Работа выполнена в технике керамики. Это один из древнейших художественных приемов в истории человеческой цивилизации, известный еще в палеолите. Он заключается в создании массы из глины, кварца, каолинита, оксидов различных элементов и других ингредиентов с целью улучшения определенной формы, которая затем обжигается при высокой температуре.В зависимости от предпочтений художника, керамика может быть расписана и покрыта глазурью (для этого требуется многократный обжиг в печи). Специфическим видом керамики белого цвета с нежной прозрачной структурой был фарфор, рецептура которого в Европе оставалась тайной до 18 века (известна в Китае с 7 века). Другой, менее благородный вид керамики – фаянс, содержащий в своем составе неочищенный каолин. Самым популярным фаянсовым регионом в Европе был Делфт. Из керамики изготавливают скульптуры, картины, посуду, посуду, вазы, подсвечники, печные и настенные изразцы, декоративные тарелки.Среди польских керамических заводов следует отметить заводы во Влоцлавеке, Болеславце, Чмелеве, Любани и Валбжихе. Что касается скульптуры, керамические конструкции создали Алина Шапочникова, Станислав Сикора, Катажина Козыра и Игорь Миторай.

    Работу можно отнести к стилю минимализм. Художники-минималисты использовали аскетические тела, связанные с архитектурой, основными формами и прямыми линиями.

    Ведущая тема произведения - человек. Есть универсальная тема для истории искусства: в доисторические времена человеческие фигуры играли мистическую роль, в эпоху Возрождения они были эстетическим образцом красоты, а в современном искусстве эта тема фокусируется прежде всего на сознании, восприятии и внутреннем мире человека, а не обязательно представляя его целиком, но изображая то, что является частью его разума.

    Доминирующая цветовая гамма – черный, который создает чрезвычайно интересные комбинации с темными интерьерами, а также хорошо смотрится в белых комнатах как полюс напротив стерильной, светлой комнаты.

    Атмосфера работы характеризуется спокойствием, сочетающимся с атмосферой медитации, созерцания произведения искусства и достигается за счет минималистичных композиций или приглушенных цветов.

    .

    Ваза Королевской Фарфуровой Фабрики в Бельведере в коллекции Музея Варшавы

    16.08.2018 / Новости

    Фаянсовая ваза XVIII века из королевской мануфактуры во дворце Бельведер пополнилась коллекцией Музея Варшавы. Благодаря своей уникальности и высокому художественному качеству ваза является одним из важнейших предметов коллекции керамики Музея Варшавы. Он был приобретен благодаря финансированию Министерства культуры и национального наследия в рамках программы Музейные коллекции 2018 . Ваза выставлена ​​в музее.

    Ваза создана в королевской фарфурне, действовавшей в Варшаве всего десять лет, в период с 1770 по 1780 год. Станислав Август Понятовский стремился создать фарфоровую мануфактуру по образцу знаменитой мейсенской или венской мануфактуры. К сожалению, предпринятые в 1768 году попытки производства фарфора не увенчались успехом. Барону Юзефу Францишеку Шюттеру, привезенному из Баварии, не удалось изготовить эту чрезвычайно ценную и желанную керамическую массу.Секреты его производства тогда тщательно охранялись мастерами, известными как арканисты, работавшими на нескольких европейских фабриках. В этой ситуации королю пришлось ограничиться открытием фаянсовой мануфактуры. Хотя в техническом отношении толстостенная роспись — как тогда называли фаянс — не могла соперничать с полупрозрачным, белым фарфором, высокий уровень росписи, которой были украшены изделия бельведера, мог подсластить отсутствие у короля фарфорового производства.

    На сегодняшний день сохранилось очень мало продукции этого варшавского завода.Ваза, приобретенная для коллекции Музея варшавской керамики, изготовлена ​​из фаянса, покрытого непрозрачной белой свинцово-оловянной глазурью. Его поверхность покрыта богатой растительно-фигурной композицией, расписанной муфельными красками. Украшение выполнено в стиле chinoiserie , модном в 18 веке, что означает, что изображенные сцены и мотивы визуально отсылают к китайской керамике, не сохраняя ее первоначального содержания и символики. Форма вазы также происходит из дальневосточной керамики.Как и в китайских сосудах Цун, корпус бельведерской вазы разделен на три части: чашеобразное основание, шаровидное брюшко и тонкое кубковидное горлышко. Ваза, купленная для коллекции музея, была, к сожалению, лишена верхней части носика, что нарушило ее первоначальные пропорции. Ввиду необычайной редкости изделий Бельведера эта утрата не снижает художественной ценности столь уникального предмета.

    На верхушке вазы распускаются цветы пиона, среди которых плавают разноцветные насекомые, а два фазана дерутся за плоды вишни.Основание украшено мотивом чешуи карпа и пионами, размещенными в заповедниках. На животе была нарисована китайская сосна и жанровая сцена - две китаянки на фоне садовой архитектуры. Спокойный, плавный рисунок, чистые тона цветов и декоративные мотивы на представленной вазе – характерные черты представительного бельведерского фаянса. Роскошные, богато украшенные вазы были одними из лучших достижений королевской фарфурнии. Обычно из них создавали целые костюмы из трех-пяти предметов и выставляли в интерьерах дворцов или богатых доходных домов.

    Новое приобретение будет демонстрироваться до конца года перед поступлением в Археологический кабинет.

    Задание: Покупка вазы на фабрике Royal Farfurowa в Бельведере для коллекции Музея Варшавы

    Софинансируется Министром культуры и национального наследия из Фонда развития культуры в рамках программы «Музейные коллекции» 2018 г.

    .

    Смотрите также