Ирландская арфа


Ирландская арфа - Российский государственный музыкальный телерадиоцентр

Ирландская арфа — инструмент древнего происхождения, часто фигурирующий в кельтских мифах и легендах. Одна из них гласит, что первая арфа была дарована богами правителю Дагде, однако боги холода и тьмы похитили её, после чего добрые боги света и солнца отыскали её и вернули владельцу, чтобы тот играл, принося музыкой радость людям. Сохранились многочисленные изображения арфы на резных каменных рельефах в провинциях Ирландии и на западе Шотландии, датируемые VIII‑X веками. Арфа изображалась на ирландских монетах XII-XIII веков. Она была принята как символ нового Королевства Ирландии, образованного Генрихом VIII в 1541 году, и появилась на валюте государства.

В наше время Ирландия – единственная страна в мире, государственным символом которой является музыкальный инструмент — золотая двенадцатиструнная арфа на лазурном поле. Её грациозную форму в Ирландии можно встретить на каждом шагу – на марках, на государственных штампах, на эмблеме пива Гиннесс и даже в форме моста через реку Лиффи в центре Дублина.

Ирландская арфа — небольшой инструмент с широким корпусом, плоской декой, с мягким изгибом вирбельбанка. Исполнитель держит инструмент на правом плече, левой рукой играет в нижнем регистре, а правой – в верхнем. Строй – диатонический, диапазон около трех-четырех октав, иногда встречаются арфы с крючковым механизмом, позволяющим повышать струны на полутон. Музейный инструмент изготовлен английской фирмой «J. Morley» в XIX веке.

Традиционная ирландская арфа была тесно связана с культурой профессиональных кельтских поэтов-певцов – бардов и звучала преимущественно при дворе короля и в знатных домах. В XVI-XVII веках, в годы борьбы ирландцев за независимость, английский король запретил кельтские арфы, и они оказались на грани исчезновения. Только в конце XVIII века кельтская традиция игры на арфе стала возрождаться. В Дублине и Белфасте были организованы арфовые общества с целью «возрождения арфы и древней музыки Ирландии». И в наши дни интерес к инструменту не ослабевает, и мы можем услышать мелодии, которые услаждали слух ирландских королей.

Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры им. Глинки.  

Кельтская арфа | Речи мёртвого музыковеда

В древнем Уэльсе считали, что для счастья необходимо немногое — добродетельная жена, мягкое кресло и хорошо настроенная арфа.

Разновидностей арф на свете великое множество. Это один из самых древних инструментов. На арфах играли и древние египтяне, и древние шумеры. Но только кельтская арфа окружена таким количеством легенд.

______________

Уважаемые читатели, под этим блоком лежит арфовый плейлист с Яндекс.Музыки. Некоторые баннерорезки блокируют Я.Музыку. Если вам интересна подборка, а плейлиста не видно, можно пройти по прямой ссылке.

______________

Как появилась кельтская арфа?

Ирландцы считают, что изобрели её сами. Есть легенда о том, как одна женщина уснула на берегу моря и во сне услышала странные чарующие звуки... это ветер гудел в скелете мёртвого кита, где сухожилия натянулись между рёбрами. А муж той женщины, выслушав историю о её сне, взял китовые жилы и натянул на деревянную раму, создав арфу.

Да, древние легенды бывают подчас совсем не "сахарными".

Археология говорит, что арфы привезли на острова купцы-финикийцы много тысяч лет назад. Но ирландцам об этом лучше не говорить!

В некоторых культурах женщины постоянно носили огромное количество драгоценностей. Почему? Если муж объявлял: "Развод!" — то женщина должна была уйти из дома в том, что на ней надето. А в древней Ирландии драгоценностями украшали арфу! Потому что за долги можно было отобрать всё, кроме арфы. Арфа была человеку жизненно необходима.

Волшебная арфа принадлежала богу Дагде. Однажды фоморы похитили её, и Дагда с соратниками отправился на выручку. Арфа Дагды не могла издать ни звука без его воли, и фоморы просто повесили её на стену, не в силах заиграть на ней. Дагда позвал свою арфу, и она немедленно прилетела к нему в руки, по дороге убив девятерых.

...Много веков спустя англичане запрещали арфы и боролись с арфистами. Бродячие арфисты в Ирландии были подстрекателями и смутьянами. Они вдохновляли мятежи. Генрих VI приказывал арестовывать всех арфистов, а королева Елизавета издала декрет о казнях. При Кромвеле законодатели повелели уничтожать арфистов вместе с их арфами.

Но арфы продолжали петь и ничто не могло заглушить их голоса.

***

Чем кельтская арфа отличается от классической оркестровой?

Во-первых, конечно, размерами — она меньше. А во-вторых — механизмом.

Что такое механизм арфы и зачем он нужен?

Механизм меняет натяжение струны, а с ним и высоту звука. У древнейших арф никакого механизма не было вообще. И звуков они могли издавать ровно столько, сколько на них было струн. На некоторых арфах можно было прижимать струны пальцами, но это требовало довольно слабого натяжения струн. А слабо натянутые струны — это слабый и не самый красивый звук. На кельтских арфах струны натянуты очень сильно. Поэтому их звук такой нежный и звонкий. Но пальцами струну никак не прижать.

Вначале мастера изобрели механизм, который позволял "переключать" струну руками. Но это было не очень удобно и мешало играть: посреди быстрого пассажа струну не переключишь. Позже появились арфовые педали — с их помощью тон струны переключали ногами.

Леверсы кельтской арфы: механизм переключения тона струны.

Леверсы кельтской арфы: механизм переключения тона струны.

Оркестровые арфы стали педальными. Но у кельтских арф остался ручной метод переключения. Они просто были меньше — ногами не дотянешься.

Из-за механизма же колонна (передняя опора) оркестровой арфы идеально прямая: внутри неё проходят тросы механизма. А у кельтской арфы колонна выгнутая.

Сейчас ирландская арфа звучит в треках фолковых групп, в этнической музыке, сопровождает песни менестрелей. Её популярность неотделима от популярности фолка и кельтики. Обычно арфа — аккомпанирующий инструмент. Но она может и солировать. Там, где она занимает ведущее положение, арфисты обращаются к старинному стилю, который мало изменился за века. Музыка Торлы О’Кэролана, созданная на рубеже XVII и XVIII веков, по-прежнему актуальна.

Звук арфы часто вызывает ASMR — автономную сенсорную меридиональную реакцию, проще говоря, "мурашки по коже". Это приятное ощущение, которое расслабляет и успокаивает, создаёт медитативное настроение. Благодаря АСМР арфу используют в музыкотерапии.

Кстати, именно арфисты — долгожители среди музыкантов. Средний срок их жизни 81 год. И многие продолжают работать и выступать до самой смерти.

А ещё в современных обработках арфу нередко сопровождают звуки природы, которые подчёркивают её идеально красивый тембр...

___________________________

Даже мёртвого музыковеда радуют лайки и подписки. Спасибо!

Как арфа стала символом Ирландии | ИРЛАНДИЯ

Ирландия - единственная страна в мире, официальным символом которой является музыкальный инструмент. Арфа символизирует важность музыки в ирландской культуре и древность ирландских музыкальных традиций.

История символа

Арфа признаётся символом Ирландии с XIII века. Упоминание арфы как герба короля Ирландии можно найти в одном из древнейших средневековых гербовых сводов – Wijnbergen Roll, датируемом 1280 годом (сохранившийся экземпляр находится в Гааге). Там имеется запись «d'Azure a la harpe d'or - Le Roi d'Irlande» («синий с золотой арфой - король Ирландии»).

Фрагмент Wijnbergen Roll с гербом "короля Ирландии".

Фрагмент Wijnbergen Roll с гербом "короля Ирландии".

Ирландские рыцари вряд ли участвовали в турнирах того времени, поэтому, как считает Дж. Кеннеди, идея арфы как герба Ирландии могла возникнуть в связи с вымышленным персонажем цикла поэм о Тристане - Королём Ирландии. Кроме того, этот символ могли заимствовать из знаменитой поэмы барда XIII века Гиллбрайда Олбанча ( «Tabhroidh Chugam Cruit mo Riogh» - «Принеси мне мою королевскую арфу»), посвящённой гэльскому королю Томонда Доннхаду О’Брайану. Так или иначе, можно говорить о том, что в народной песенной традиции арфа прочно ассоциировалась с Ирландией.

Англичане против арфы

О важности арфы для ирландцев свидетельствуют Статуты Килкенни 1366 года, принятые после окончательного завоевания Ирландии англичанами. Эти законы установили целый ряд запретов, в том числе на ношение ирландского национального костюма, использование ирландских имен и языка, ирландские песни и музыкальные инструменты, особенно арфы, а также запрет на посещение ирландскими арфистами территорий, населенных англичанами, под угрозой крупного штрафа.

Серебряный шестипенсовик Генриха Тюдора, отчеканенный для Ирландии

Серебряный шестипенсовик Генриха Тюдора, отчеканенный для Ирландии

В дальнейшем эти запреты несколько смягчились, в первую очередь, благодаря английским лордам, симпатизировавшим ирландским арфистам. Генрих VIII Тюдор даже велел чеканить монеты для Ирландии с изображением древней арфы на оборотной стороне. Однако уже по поручению его дочери, королевы Елизаветы, Тайный Совет в 1576 году издал указ о полном запрете арфы и всех ирландских арфистов на территории, населённой англичанами, по причине их политической ненадёжности. В начале XVII века клановая система Ирландии была окончательно упразднена, а вместе с ней стёрлись из памяти под действием запретов многие элементы одежды. В ходе войн, восстаний и голода ирландское население сильно обеднело и начало вынужденно перенимать английскую одежду и образ жизни. В дальнейшем, вследствие принятия Уголовных законов 1695 года, лишивших ирландцев их земель, гражданских прав и традиционного образа жизни, интерес к арфе, национальному костюму и обычаям серьезно сократился, его возрождение наметилось лишь к концу XVIII века, благодаря отмене запрета на арфы.

После создания Соединенного Королевства (1801 г.) арфа использовалась на значках Королевской ирландской полиции, а затем Королевской полиции Ольстера. Этот значок можно увидеть в символике Великобритании и сегодня – например, на нагрудном значке Королевского ирландского полка Британской армии.

Современность

В своём современном виде герб Ирландии утверждён в 1945 году. Сейчас на нём изображена золотая арфа с серебряными струнами в лазоревом поле. Как утверждается, его дизайн основан на арфе знаменитого короля Бриана Бору, которая сейчас находится в Тринити-колледже Дублина.

От прошлого к настоящему.

От прошлого к настоящему.

Насыщенный синий цвет поля в гербе связывают с Гормлет, гэльской мифологической персонификацией Ирландии. Само имя Gormfhlaith соединяет в себе два ирландских слова: gorm («синий») и flaith («независимость»). Известно, что в Х-ХI веках это имя носили сразу несколько королев (одна из них как раз была женой Бриана Бору). Кроме того, в ранней ирландской мифологии богиня-персонификация Ирландии Эриу часто представлялась одетой в синее платье.

Ирландская монетка в 1 евро.

Ирландская монетка в 1 евро.

Сегодня изображение арфы используется на монетах, марках, паспортах, официальных печатях и эмблемах государственных органов Ирландии. Арфа также часто включается в символику ирландских компаний, таких как Guinness и Ryanair.

В Ирландии все любят арфу :)

В Ирландии все любят арфу :)

Каждый гость Дублина может увидеть арфу на мосту Беккета, который соединяет северный и южный берега реки Лиффи.

Мост Сэмюэла Беккета.

Мост Сэмюэла Беккета.

А это одна из самых известных композиций для ирландской арфы :)

Если понравилось, ставим палец вверх 👍 - это мотивирует автора на новые статьи о Зелёном острове и его жителях😎

ирландская музыка на арфе. Описание символа Ирландии. Как ставить струну?

Музыкальные инструменты

Ирландия – это единственная страна, символом которой является музыкальный инструмент. То, что изображение арфы используется даже на национальной символике, подчеркивает любовь жителей этой страны к музыке и собственной культуре. Кроме того, это добавляет узнаваемости и самому инструменту, привлекая к нему интерес иностранцев.

Что это такое?

Ирландская арфа – это разновидность рамной арфы, которая отличается от классической модели своими размерами. Это является большим плюсом кельтского инструмента. Работать с ним намного комфортнее, чем с более габаритными аналогами. В остальном инструмент похож на остальные оркестровые арфы и состоит из прочной треугольной рамы и струн разной длины.

Считается, что струны первых арф делали из золотой и серебряной проволоки. Рама кельтской арфы обычно вырезалась из цельного куска бревна. Для ее создания использовались ива, тополь и ольха. Современные изделия мало чем отличаются от традиционных кельтских инструментов.

История инструмента

Первые арфы на территории современной Ирландии появились очень давно. Кельты слагали легенды о том, что этот инструмент был подарен им богами, чтобы подчеркнуть их легкий характер и любовь к веселью. Но, как полагают современные историки, арфа была привезена в Ирландию из Европы. Символом Ирландии музыкальный инструмент стал в XIII веке. Уже тогда его изображение присутствовало на королевском гербе. Музыканты, играющие на арфах, в те времена считались очень уважаемыми людьми. Они декламировали под музыку стихи для своих вождей, вдохновляли воинов на сражения и просто поднимали боевой дух кельтов.

Сами арфы всегда старались богато украшать. Их декорировали мозаикой, перламутром и даже драгоценными металлами. Но золотому веку арфы пришел конец после завоевания территорий, населенных кельтами, англичанами. Заполучив власть, они издали большое количество запретов, направленных на то, чтобы искоренить культуру местных жителей. Им не разрешалось носить национальные костюмы, использовать традиционную символику и даже использовать привычные для местных имена.

Игра на традиционных музыкальных инструментах также попадала под запрет. За исполнение музыки на территориях, населенных англичанами, людей штрафовали, а их инструменты сжигали.

Позже запреты смягчились. Изображение традиционной ирландской арфы стало появляться на местных монетах. Но игрой на этом музыкальном инструменте со временем стали интересоваться намного меньше. Интерес к ирландской арфе стал возрождаться только в 50-е годы прошлого века. Инструмент обрел новую жизнь. В Ирландии и за ее пределами стали организовывать ежегодные летние школы для тех, кто хотел научиться играть на арфе, и различные тематические фестивали.

В то же время появилось большое количество разного рода материалов, помогающих им в обучении. Сейчас ирландская арфа популярна среди музыкантов. Инструмент используется не только для исполнения народной или академической музыки. На нем играют даже современные мелодии. Самым известным музыкантом, популяризировавшим кельтскую арфу, стал Дерек Белл.

Где используется как символ?

Кельтская арфа очень важна для ирландского народа. Именно поэтому ее изображение используется очень активно. Ее можно увидеть на:

Кроме того, изображение арфы также присутствует практически на всех сувенирах, которые продаются в магазинах для туристов. Инструмент считается одним из главных символов Ирландии и ее многовековой борьбы за независимость.

Как играть?

Научиться игре на кельтской арфе сейчас могут все желающие. Ранее считалось, что учиться играть на этом музыкальном инструменте стоит начинать в детстве. Но, как показывает практика, освоить этот навык можно и в зрелом возрасте. Первым делом надо занять удобное положение для игры. Нужно сесть на стул подходящей высоты и зафиксировать арфу в таком положении чтобы короткие струны были ближе к рукам человека, а длинные – дальше. Инструмент можно держать на коленях или установить его на невысоком столике перед собой.

Следующий важный момент – положение рук. Они должны быть расслабленными. Это поможет предотвратить любые травмы. А также очень важно в процессе игры следить за своей осанкой. Далее надо настроить арфу. Все рычаги перед началом игры нужно ставить в нейтральное положение. Настроив инструмент, можно переходить к игре. Звук удается извлекать прикосновениями пальцев к струнам. Чтобы было удобнее играть, ногти на руках стоит подстригать покороче.

Для того чтобы обучиться игре, можно воспользоваться помощью учителя. Сейчас также есть возможность сделать это самостоятельно при помощи самоучителя или видеоуроков. Базовая музыкальная подготовка начинающим арфистам не нужна. В процессе не стоит никуда торопиться. Свои навыки стоит развивать постепенно. Обучение займет пару месяцев. Но старания очень быстро окупятся. Ведь, изучив основы игры на кельтской арфе, на ней можно будет исполнять практически любые мелодии – от классики до современных музыкальных композиций.

Чтобы арфа всегда находилась в отличном состоянии, за ней надо ухаживать. Это не так уж сложно, достаточно просто придерживаться ряда простых правил.

Ирландская арфа – это уникальный этнический инструмент с богатой историей. Поэтому игра на ней доставит настоящее удовольствие всем, кто интересуется культурой кельтов и ценит хорошую музыку.

Кельтская арфа

Кельтская арфа - это арфа с треугольной рамкой , традиционная для кельтских народов северо-западной Европы. Он известен как cláirseach на ирландском , clàrsach на шотландском гэльском , telenn на бретонском и telyn на валлийском . В Ирландии и Шотландии это был инструмент с проволочной струной, требующий большого мастерства и долгой практики, и он был связан с гэльским правящим классом . Он изображен на ирландских и британских монетах, гербе Ирландской Республики., Монтсеррат , Соединенное Королевство и Канада , а также флаг Монтсеррата .

Ранняя история арфы с треугольной рамкой в ​​Европе оспаривается. Первый инструмент, связанный с традицией арфинга в гэльском мире, был известен как круит . Это слово могло первоначально обозначать другой струнный инструмент, этимологически связанный с валлийским crwth . Было высказано предположение, что слово clàrsach / cláirseach (от clàr / clár , доска) было придумано для арфы с треугольной рамкой, которая заменила круит , и что это чеканка шотландского происхождения. [2]

На острове Скай был обнаружен кусок дерева с зубцами, который некоторые интерпретировали как часть моста лиры железного века , датируемой примерно 300 г. до н.э. старше) старейший из сохранившихся фрагментов западноевропейского струнного инструмента. [3] [4] Самые ранние описания европейской арфы с треугольной рамкой, то есть арфы с передней колонной, находятся на резных пиктских камнях 8-го века . [5] [6] [7] [8] [9] [10]Пиктские арфы нанизывали из конского волоса. Инструменты, по-видимому, распространились на юг до англосаксов, которые обычно использовали струны из живота, а затем на запад до гэлов Хайлендса и Ирландии. [11] [12] [13] [14] Существует ровно тринадцать изображений любого треугольного хордофонного инструмента из Европы до XI века, и двенадцать из них происходят из Шотландии. [15]

Самые ранние ирландские упоминания струнных инструментов относятся к VI веку, и исполнители на таких инструментах пользовались большим уважением у знати того времени. Ранний ирландский закон 700 г. н.э. гласит, что барды и «круиты» должны сидеть на банкетах с знатью, а не с обычными артистами. Еще одним струнным инструментом той эпохи был тиомпан , скорее всего, разновидность лиры. Несмотря на предоставление самых ранних свидетельств существования струнных инструментов в Ирландии, нет записей, описывающих, как эти инструменты выглядели, или чем круит и тиомпан отличались друг от друга. [16]

Только два четырехугольных инструмента встречаются в ирландском контексте на западном побережье Шотландии, и оба резных изображения датируются двести лет после пиктской резьбы. [14] Первые истинные изображения ирландской треугольной арфы не появляются до конца одиннадцатого века в реликварии и двенадцатого века на камне, а самые ранние арфы, используемые в Ирландии, были четырехугольными лирами в качестве церковных инструментов, [9] [14] [ 17] . Одно исследование предполагает, что пиктская резьба по камню может быть скопирована из Утрехтской Псалтири , единственного другого источника за пределами пиктской Шотландии, где изображен инструмент с треугольным хордофоном. [18] Утрехтская Псалтырь была написана между 816–835 годами нашей эры. [19]Однако пиктские треугольные резные фигурки на хордофоне, найденные на камне Нигг, датируются 790–799 гг. [20] и старше документа на сорок лет. Другие пиктские скульптуры также предшествуют Утрехтской Псалтири, а именно арфист на кресте Дупплина с ок. 800 г. н.э.

Норманно-валлийский священнослужитель и ученый Джеральд Уэльский (c.1146 - c.1223), чья Topographica Hibernica et Expugnatio Hibernica представляет собой описание Ирландии с англо-нормандской точки зрения, хвалил ирландскую арфовую музыку (если немного больше). заявляя:


Ирландская арфа » SFW - So Fucking What

Одна из самых замечательных особенностей Изумрудного Острова – любовь к музыке. Это, наверное, объясняет и то, что национальным символом Ирландии является арфа, Геральдическая арфа или Гэльская арфа.

В дни кельтских вождей арфист был почитаемым человеком и занимал следующее место на социальной лестнице после вождей и бардов. Арфисты, иногда слепые, играли, в то время как барды декламировали для своих вождей. Когда наступала война, арфисты поощряли мужчин к сражениям с противником и большим завоеваниям, играя на прекрасных золотых инструментах, инкрустированных драгоценными каменьями.

Кельтские арфы являлись важным определением ирландского национализма, начиная с десятого века.

К концу двенадцатого века иллюстрации в рукописных манускриптах представляют арфы все более совершенных конструкций, ирландцы к тому времени играли на арфах с латунными или бронзовыми струнами.

Сохранившиеся образцы фактических инструментов относятся к пятнадцатому веку. В шестнадцатом столетии английский король Генри VIII сделал арфу официальным символом Новой Земли, поместив её изображение на монеты, после получения полного контроля над страной.

Но так как странствующие арфисты в последующие годы часто присоединялись к «революционной» борьбе ирландцев за независимость, Британская Корона в скором времени запретила кельтские арфы, как одну из причин восстаний и арфу, обнаруженную в руках арфиста могли сжечь, а самого арфиста казнить. Как следствие для арфы наступили темные века и «благодаря» британским репрессиям, банкротству ирландской аристократии, кельтская музыка, исполняемая на арфе, оказалась на грани исчезновения.

В Ирландии появилась англизированная музыка в исполнении скрипки, модная барочная музыка, которую можно было слышать в богатых домах Дублина.

Арфисты музицировали на арфе по памяти, практически не существовало каких-то записей нот, что ещё больше усложняло дело. Но очень серьезная попытка была сделана для восстановления статуса арфы в 1792 году. Для того чтобы возродить старые традиции в Белфасте, было решено провести фестиваль. Объявления-приглашения напечатали в газетах, приглашая арфистов приехать и демонстрировать свои музыкальные возможности, участвуя в соревновании за денежные призы. Но, несмотря на все искушения, только десять арфистов, в возрасте от 15 до 97 лет, обнаружилось во всей Ирландии.

Но усилия, затраченные на проведение фестиваля, не оказались потерянными. Девятнадцатилетний английский органист Эдвард Бантинг был приглашен, чтобы записать музыку, играемую арфистами, нотами. Единственным недостатком в тех записях было отсутствие басовой партии. Но Бантинг, после фестиваля, был настолько переполнен энтузиазмом, что продолжал собирать мелодии для арфы в течение всей своей жизни и его издательский труд - три коллекции 1797, 1809 и 1840. Кроме музыки, Бантинг собрал много теоретической и технической информации об арфе. Бантинг предоставил шанс прикоснуться к древнему миру арфы и узнать, как фактически играли на инструменте.

Собрания Бантинга - единственные свидетельства о выдающемся слепом музыканте Торла О’Каролане (1670-1738), написавшем сотни мелодий - многие из них по сей день чрезвычайно популярны.

Кельтскую арфу можно увидеть везде – на государственном флаге, государственных печатях, униформах, ирландском евро, даже на бутылках пива «Гиннесс». Арфа, которая вдохновила на создание ирландского символа, периодически демонстрируется в Тринити Колледже в Дублине.

Этот исключительный инструмент для страны известен ещё как арфа Бриана Бору, названная в честь Высокого Короля Ирландии. Она - самая старая сохранившаяся арфа, представляющая структуру с натянутыми струнами.

В двадцатом столетии мировая общественность обнаружила большой интерес к ирландской арфе. Благодаря музыкантам, среди которых самым известным является Дерек Белл (Derek Bell), кельтская арфа вернулась и делает большие успехи, учитывая и обновление тонов, благодаря современным технологиям, отдаленного прошлого. В наши дни люди могут окунуться в прекрасную и сложную историю гордой Ирландии и услышать звуки, которые радовали ирландских королей.

Как ирландская арфа c бронзовыми струнами - clairseach, - попала...

... на картину Рембрандта ван Рейна?

Давным-давно, в далеком-далеком 17 веке...

После проигранной Девятилетней войны, лорды Тирконелл-старший с братом, Тайрон, и некоторые другие были отправленны в изгнание Английским правительством Ирландии, а их владения перешли к Английской короне. Но далеко они уйти, видимо, не успели, потому что Елизавета I скончалась, отдав корону Якову I Стюарту в 1603 году.
Яков, привыкший в Шотландии мыслить практично, быстренько принялся всех избирательно прощать и исподволь ссорить промеж себя. И баба с возу, и волки сыты, как говорится.

Тирконелл-старший был убит в Испании, ему наследовал младший брат. Яков сказался добрым, официально даровал ему титул Графа Тирконелла и вернул изрядно погрызанные владения. Это был продуманный шаг, дабы усмирить мятежных лордов. Всё вроде бы даже начало получаться, Ирландия несколько лет возилась сама в себе и не беспокоила, лорды пытались вернуть свои наделы и влияние, Честер пытался этого не допустить. Всё тихо-мирно... пока не открылся Пороховой заговор и впрос о католической религии не встал у Якова костью в горле. Тут-то он принялся закручивать гайки.

1607 году случилось событие, называемое Teitheadh na nIarlaí - исход лордов из Ирландии. Вечно мятежный Хью О'Нейл и более 90 его соратников с отливом отбыли на материк.
О'Нейл планировал заручиться помощью Испании, а также набрать рекрутов, и вторгнуться в Ирландию, дабы отбить ее от протестанстких захватчиков. Но О'Нейлу крупно не свезло: случилась Битва при Гибралтаре, Испании стало не до ирландцев.

В итоге, флот в Испанию не поплыл, а причалил к берегам Франции. Примерно половина ирландцев побрела в Италию, все еще движимая романтическими идеями о свержении тирании Тюдоров/Стюартов и восстановлении католичества. Забегая вперед, нифига у них не вышло - часть потом вернулись и были как-то частично восстановлены в титулах и владениях, остальные так и померли на чужбине.

Вторая половина ушла во Фландрию, где сперва осела в Леувене, а позже разбрелась по Голландии: в Голландии было спокойнее, ее французы не трогали. К этой группе переселенцев еще некоторое время стягивались последователи, не примкнувшие к основному исходу.

Естественно, на чужбине ирландцы быстро обеднели и зарабатывали кто чем мог. Вот так кларсах, скорее всего, и оказался на картине голландского живописца, на которой тогда еще не царь Давид играет на арфе для Саула.
____

Для сравнения - вот картина того же Рембрандта, с тем же сюжетом, написанная десятком лет позднее.

На ней совершенно четко изображена типичная для 17 века диатоническая барочная арфа - так называемая "поздняя готическая" или arpetta, - существовавшая параллельно с хроматическими-triple.
В отличие от первой картины, у этого инструмента на колковой раме нет металлической пластины, укрепляющей колковый ряд, и скобы, соединяющей колонну и колковую раму (визитной карточки кларсахов: практически все арфы в музеях Дублина и Эдинбурга снабжены подобными металлическими креплениями).
Отсутствует так же расширение колонны в середине, призванное компенсировать изгибающий момент - вполне достаточно продольных фасок на колонне, образующих ребра жесткости. Нежная шейка, входящая в резонатор, без дополнительных "плечиков", характерных для кларсахов того времени, и при том - очень много струн.
Струны крепятся на кнопки (на кларсахе они на кнопки не крепились, но, во избежание протирания дерева струной, на деку ставились металлические "подковки", четко видные на первой картине, на нижних струнах).
Деликатно скругленный резонатор без рельефов (по конструкции - как и более ранние готические арфы, без накладной деки, долбленный) - в то время, как резонатор кларсахов снабжался рельефами для прочности (на оригинале первой картины, в музее, они даже слегка прорисованы, на фото не видно) и имел вполне себе выраженные углы. Ибо суммарное натяжение арфы с жильными струнами в несколько раз меньше, нежели у арфы с металлическими струнами.
Угол приложения струны к резонатору у арфы на второй картине гораздо острее, чем на первой. Это тоже следствие технического момента с натяжением струны: на высоком натяжении сделать острый угол проблематично - будет рвать деку и струну. На малом же натяжении, острый угол - единственная возможность заставить инструмент звучать громко.

Вот такие вот курьезы нам подкидывает история и живопись.

* * * * * *

PS: Уважаемая публика, насколько вам интересны статьи такого рода?

90 000 TPI TPI

Арфа

Арфа является символом Ирландии, это ее национальный герб, изображение арфы находится на денежной единице Зеленого острова. Арфа, ставшая образцом национального символа, действительно существует. В настоящее время он проводится в Тринити-колледже в Дублине.

Оригинальный Goda Ireland - одна из немногих сохранившихся средневековых ирландских арф, вероятно, XIV века, характерная для Зеленого острова на протяжении более шести веков.До сих пор сохранилось всего 14 арф, и некоторые из них только в почете! Они относятся к периоду с 14 по 18 век

Основным элементом, который отличает ирландскую арфу от других арф, является ее прочная конструкция. Он был сделан из цельного куска ивы, представляющего собой ящик арфы со стенками толщиной 13 мм. Ваши арфы были заменены на кусок другого дерева. Струны были сделаны из латуни и защипывались специальными длинными шляпками для ногтей. Арфу держали на левом плече, левой рукой двигали струны в верхней части инструмента, а правой рукой - в нижней (басовой) области.Похожая игровая система используется и на валлийской арфе, но ее нигде нет!

Ирландские арфы можно разделить на три группы в зависимости от периода, когда они были созданы.
- арфы XIV-XVI вв. (а может быть, и более ранние, например, XIII в.) были высотой около 70 см, струнами около 30, глубина ложи была одинаковой. Эта арфа называется ma
. - арфы 16-17 веков были крупнее, имели немного больше струн, более крупные резонансные тела.
- В 18 векепоявляется высокая арфа, колонна которой в основном прямая

Откуда арфа взялась?

Мы знаем, что арфы уже использовались в древнейших известных цивилизациях, таких как Месопотамия! В знаменитом городе Ур были обнаружены останки лиры и арфы середины третьего тысячелетия до нашей эры! Значит, шумерам пришлось иметь дело с этим чудесным инструментом !!!! Ассирийцы тоже знали это, как мы знаем, например, по каменным рельефам из Ниневии (VII век до н.э.). Именно с Ближнего Востока арфа попала в Европу.

В дохристианские времена арфа была известна грекам, а затем ее переняли галлы. Какое место занимала музыка в жизни людей того времени? Что ж, мы знаем из эпосов Гомера, что музыка лиры рассматривалась как почти ритуальный элемент, и рядом с ней пели эпосы, обожающие героев. Со временем в Древней Греции лира стала незаменимым элементом всех песен о славных делах, совершаемых на великих чудесных пирах.

Но как арфа повлияла на кельтов? Прежде всего, кельтов считают воинами.Однако греческие писатели уже упоминали, что среди кельтов есть поэты, а святые у лиры, великие подвиги вождей. Этих поэтов называли бардами. Изначально арфы, которые использовались в Европе, имели прямоугольную или почти треугольную рамку (именно так арфа была показана в псате 9 в.), Смычок в арфе - азиатский акцент.
Много раз арфа появляется на высоких иранских крестах, что может свидетельствовать о том, что этот инструмент уже был известен в Ирландии примерно в 8 веке, когда эти кресты начали появляться.

Слово арфа происходит от индоевропейского слова KER, что означает изогнутый, скрученный, слово KEREB является прямым источником слова арфа на английском языке.Английский. Это слово впервые используется в стихотворении Венанция Фортуната, епископа Пуатье в VI веке, в котором, восхваляя франков, он пишет о кельтских и немецких варварах:

Romanusque lyra, plaudat tibi barbarus harpa, Graecus Achilliaca, crotta Britanna canat.

Вольный перевод:

Римляне гордятся лирой, варварскими арфами, греческой лирой Ахилла, британцами Кроттом.

Насколько нам известно, слово арфа использовалось немцами для описания инструмента, называемого лирой.

К сожалению, мало что известно о появлении арфы в Ирландии в языческие и раннехристианские времена. В рукописях упоминается появление бардов (например, языческий Кронан в «Житии святого Колумселя» святого Адамнана в 8 веке), а также упоминаются типы музыки, играемой на арфе. Это были причитания, веселая музыка и койсанки. Одна из прекрасных историй, которая теперь критически проверена, - это легенда и знаменитая арфа в Тринити-колледже в Дублине, датируемая 11 веком и принадлежащая королю Брайану Бору.К сожалению, это более поздний инструмент. Кажется бесспорным, что в XII веке ирландцы обычно использовали арфу, которая упоминалась здесь как CITHARA (об этом, среди прочего, пишет Giraldus Cambrensisi в «Topograpica Hiberniae»).

Какова была роль арфы в обществе. ?

Арфа была инструментом, сопровождающим рассказы о славных деяниях, рассказываемые бардами в богатых дворах. Таким образом, его происхождение связано с определенной элитной судьбой. Однако по прошествии веков этот инструмент стал более плебейским, попал под соломенные крыши и стал элементом народной музыки.

Изготовление арф было делом только мастеров. Это были выдающиеся специалисты и художники. Только состоятельные люди могли позволить себе инструмент, поэтому поэтам, бардам приходилось искать могущественных покровителей, чтобы приобрести необходимый инструмент.

Жестокое завоевание Ирландии англичанами было направлено не только на захват земель и подавление населения, но и на уничтожение местной культуры, в том числе одного из символов Зеленого острова - арфы. Перезагрузка выдающихся арфистов 16-17 веков.были обычным явлением. Важен тот факт, что в 16 веке для англичан все арфы, поэты и барды были подрывным элементом, настраивавшим народ против захватчиков, поэтому их строго преследовали. Тем не менее, сама арфа стала символом Зеленого острова и широко использовалась даже на английских монетах еще в XVI веке, именно благодаря изгнанным из Ирландии ирландских бардов арфа появилась в Европе (еще В. Галилей писал об этом в 16 веке). Распространению арфы на континенте также способствовали тысячи ирландцев, которые стали наемниками при различных европейских дворах.

В 17 веке положение арфистов в Ирландии радикально изменилось. Многим бывшим покровителям пришлось покинуть страну или лишиться имущества. Жестокость Кромвеля способствовала значительному падению арфы.

Только в 18 веке начнется своеобразный ренессанс арфы. Затем появляется новое поколение бардов, часто липких, как легендарный Турлаф О'Кэролан. Они живут тяжелой жизнью странствующих музыкантов, переходя от одного двора к другому, играя ирландскую музыку, а иногда даже сочиняя ее.Однако они уже играют по-другому, отказались от традиционной игры с длинными ногтями в пользу кончиков пальцев. В конце 18 века на знаменитом собрании арфистов в Белфате только один из музыкантов использовал традиционный метод!

Интересно, что популярность арфы как традиционного ирландского инструмента начала возрождаться в 18 веке, но в то же время на этом инструменте становилось все меньше и меньше людей! Поскольку последний из великих арфистов умер в начале девятнадцатого века, часто в отчаянии, были образованы два Общества арфистов в Дублине и Белфате.Целью этих организаций было восстановление арфы и традиционной ирландской музыки. К сожалению, это были запоздалые меры, и старая ирландская традиция не имела шансов выжить. Поэтому с XIX века можно говорить только о появлении нового качества - новой ирландской арфы. В прямом и переносном смысле. Изменилась конструкция арфы, она стала намного легче, струны стали мягче. Основным производителем арф для вышеупомянутых ассоциаций был публицист Джон Иган.

Хотя настоящая музыка и арфика ушли из жизни в 19 веке.однако ему удалось сохранить много нот, что позволило восстановить старые звуки. По сей день арфа используется как красивый инструмент, характерный для Зеленого острова. Он также появляется во многих фольклорных коллективах.

.

Арфа как национальный символ Ирландии

Арфа как национальный символ Ирландии

Перу, Парагвай и Ирландия признали арфу национальным инструментом. Можно сказать, что в Ирландии значение арфы огромно.

Он находится на гербе этой страны и является ее символом. Почему арфа - эмблема Ирландии? С 1945 года на гербе Ирландии изображена золотая арфа с серебряными струнами на синем фоне.

Считается, что это отсылка к средневековью и арфе Брайана Смелого - ирландского короля. Интересно, что эта арфа настоящая, скорее всего, датируется 14 веком и сейчас хранится в Тринити-колледже в Дублине.

Более того, с 1207 года арфа появилась на британских монетах, отчеканенных для Ирландии. Сегодня мы также найдем его очертание на реверсе ирландского евро.

Сообщается, что король Англии Генрих VIII впервые использовал арфу в качестве национального символа в 1541 году, поместив ее на герб Королевства Англии.Судя по всему, в старину этот инструмент был очень популярен среди жителей Зеленого острова, которые охотно использовали его по вечерам, чтобы приятно провести время и свою семью.

Барды, или кельтские поэты, садились и рассказывали интересные истории под звуки арфы, так что, возможно, именно так арфа прижилась в ирландской истории.

.

Одна арфа, чтобы связать их всех вместе Культура

Начнем с знакомства с равноправной героиней ваших пластинок и концертов - арфой Маири.

Эта арфа является копией арфы королевы Марии Эдинбургской, датируемой примерно 15 веком, или старой кельтской арфы. что это означает? Дело в том, что на таких инструментах играли между 10 и 19 веками в Ирландии и в высокогорных районах Шотландии. По сравнению с другими арфами она отличалась металлическими струнами - она ​​звучала совершенно иначе, чем все аналогичные инструменты, к которым привыкли слушатели того времени.Отличалась еще и другой техникой игры - на левом плече. В нее играли, как говорят некоторые исторические источники, «длинными кривыми ногтями». И я играю точно так же.

Откуда вы черпаете знания и в чем заинтересованность в реконструкции арфы?

Позвольте мне начать с того, что если бы кто-то давно сказал мне, что я серьезно отношусь к истории, я бы ударился головой. Мне всегда было трудно узнавать даты и имена... Однако мое участие в реконструкции традиции игры на арфе (которая, как я уже сказал, вымерла после 19 века), должно быть, полностью изменило мой подход.

Первая арфа, на которой я играл, была сделана из набора «сделай сам» и представляла собой современную кельтскую арфу со стальными струнами. Однако позже я начал участвовать в семинарах по игре на старой кельтской арфе в Ирландии, организованных Сиобаном Армстронгом, и это положило начало моему увлечению исторической стороной приключений с этим инструментом! Я начал изучать техники, задаваясь вопросом, что еще я могу сделать, чтобы максимально походить на старых арфистов? Я бы хотел играть так, как они играли - или, по крайней мере, так, как я думаю, они играли!

Я поручил Лешеку Пельцу, скрипачу из Польши, сделать мою нынешнюю копию арфы королевы Марии.Он очень близок к оригиналу - у него такая же длина и одинаковые интервалы между строками - но в то же время это самая простая версия, которую я мог купить за определенную сумму, которую я мог себе позволить.

Что осталось от старых ирландских арфистов, которые вы можете использовать в своем приключении с реконструкцией?

Наша база - это в первую очередь записные книжки Эдварда Бантинга. В 1792 году в Белфасте состоялось собрание арфистов - было замечено, что традиция игры на арфе отмирает, поэтому было решено сделать все возможное, чтобы ее сохранить.Там явились одиннадцать арфистов, в том числе один арфист и специально нанятый органист - просто Эдвард Бантинг - тогда еще очень молодой, который уже тогда, должно быть, был гением, чтобы делать свою работу так потрясающе. Задача Бантинга заключалась в том, чтобы записать произведения арфиста, чтобы задокументировать их и спасти от забвения. Как он это сделал? Создавая аранжировки для фортепиано! Фортепианная музыка была очень модной в то время - вы можете сравнить этот способ сохранения старой культуры и традиций с тем, что делали Golec uOrkiestra или другие группы того времени, которые популяризировали фольклор, смешивая его с современной музыкой.Действительно, сработало! Этот метод спас от исчезновения многие произведения. Однако для нас, реконструкторов, эти записи, хотя и представляют собой прекрасное любопытство, уже не особо полезны - они слишком меняют язык и музыкальный пласт сохраненных произведений.

К счастью, по полному совпадению удалось обнаружить блокноты, черновики, которые в то время создавал Бантинг. И именно на основе этих журналов мы воссоздаем техники. Загвоздка была в том, что Бантинг ... не говорил по-ирландски.Таким образом, 80% наших источников исходят от человека, который, однако, чувствовал себя немного слепо записывающим достижения культуры, которая была ему несколько чуждой, только устной - потому что сами арфисты, часто неграмотные, никогда не вели собственных дневников и записи.

Что еще у нас есть, так это 18-19 инструментов, выпущенных до 1800 года. Одна из них - Фицджеральдская арфа Килдэра. Он назван так потому, что на нем вырезан герб Фицджеральдов из Килдэра и долгое время принадлежал этой семье. Вероятно, он был создан для второго сына 16 лет.Граф Килдэр.

А это инструмент, над которым вы сейчас работаете реконструируете ...?

Да, потому что я был очарован с первого взгляда! Я сразу подумал про себя: «Хотел бы я иметь точную копию!» Потому что вам нужно знать, что точные копии инструментов дают нам дополнительную информацию. Я не могу играть в этот музей, потому что он слишком тонкий, но если я сделаю тщательную реконструкцию, это обогатит мою технику намного больше, чем упрощенная версия.Однажды я показала это моему тогдашнему партнеру, моему нынешнему мужу, и призналась в своих снах - его реакция была немедленной и была: «Давай сделаем это!» Конечно, он воодушевил меня - потом я поговорил со своим скрипичным мастером, и проект начал развиваться. Конечно, на этапе проектирования не обошлось и без сложностей - дека таких старых арф сделана из одного куска дерева, а это действительно БОЛЬШАЯ арфа.

В 2017 году я получил разрешение от Национального музея в Дублине (в котором находится Фицджеральдская арфа) приехать с дамой, которая сканирует трехмерные объекты и делает их лазерные фотографии.Это замечательный союз современности и науки, потому что благодаря этой технике у меня в компьютере есть цифровая версия моей будущей арфы, которая не только пробуждает во мне энтузиазм, но и позволяет получить очень точное изображение размеров - не снимая инструмент. сам с полки! Это вложение также соответствует ценностям, которые мы с мужем представляем - музейные предметы должны быть доступны для общественности, и эта модель инструмента также будет доступна на моем веб-сайте.

Что вас так обрадовало в этой арфе?

Ее красота и харизма! На 80% окрашено (что было нечасто!), Покрыто красочными полосами и геометрическими узорами.В конце колонки вырезано лицо животного - я лично думаю, что это может быть ирландский волкодав, что несколько противоречит исследованиям, которые говорят, что это может быть голова льва. Под подбородком этого животного - странная гротескная мордашка. Вот почему я смеюсь, что эта арфа немного похожа на меня - издали она выглядит достойно, а вблизи видно, что она корчит безумные рожи!

А на своей ирландской арфе вы чаще всего играете ... ирландские баллады или собственные вдохновленные песни.Расскажете о них поподробнее?

Мне нравится делать много вещей одновременно. Если у меня есть три окна, через которые я могу видеть, я постараюсь смотреть сквозь них все одновременно. Я также мог сравнить свою работу с тремя окнами, которым я уделяю столько же внимания. Одна из них - историческая музыка, которая звучит потрясающе, потому что ... она такая старая и свежая! Это не те звуки, которые вы слушаете каждый день, поэтому они производят вау-эффект, совершенно новый эффект.

Второе окно - традиционная ирландская музыка, кельтские баллады, потому что я очарован этими историями и хочу рассказать их своим голосом.Третье окно - мое собственное творение. Это произведения, вдохновленные как ирландскими легендами, так и материалами из фантастических книг и полевых игр, в которых я регулярно участвую.

Я записал три альбома. Первый - Mairi Cláirseach поет - был, по сути, компакт-диском с обзором, на котором было всего понемногу. Этот компакт-диск доступен для скачивания на моем сайте - вы можете скачать его бесплатно или за любую выбранную сумму. Второй альбом - Karczma Unfinished Opowieści , выпущенный при большой помощи моей матери.Это еще и обзорный компакт-диск, в который вошли многие мои песни. Одна из них, название Tavern of Unfinished Tales , представляет собой довольно мрачную балладу о таверне, в которой тусуются люди, чьи истории не имеют конца. В 2014 году с помощью краудфандинга я выпустил свой последний альбом - Suantraí - Dream String. Это альбом, полный колыбельных, и здесь старые песни переплетаются с совершенно новыми!

Колыбельные - это то, что меня безмерно очаровывает - как элемент традиционной музыки, передаваемой из поколения в поколение, с которой встречается каждый из нас.Я считаю, что в наши дни очень мало людей поют для развлечения, чаще всего из страха перед осуждением. А колыбельные - это песня, которая просто работает. Родитель держит на руках плачущего ребенка и не думает, если он поет чисто - он просто поет, и это просто работает. Намного больше, чем профессионально сделанный трек из альбома. Он лечит комплексы, убеждение, что нельзя петь, если для этого нет подходящих условий.

Какие ваши песни мы обязательно услышим на концерте?

Это точно будет произведение, которое я написал, как я уже сказал: «274 марта 2020 года».Она называется Песня о любви к социальному дистанцированию , и она о том, как мое сердце справляется со всей этой ситуацией. Песня немного грустная, немного радостная. Также будет Колыбельная со звездами , к которым я очень привязан. Когда я проводил краудфандинговый проект вокруг моего компакт-диска с колыбельной песней, одним из призов, который вы могли выбрать, было создание для меня персонализированной колыбельной - и это была очень ограниченная награда, которая сразу же «сработала». Я подумал, что это будет фантастический подарок для моей аудитории, и это быстро получилось... что я тоже получила отличный подарок! Идеи, которые я получил, были замечательными, и из одной из них родилась Колыбельная про звезды .

Также будут произведения, которые особенно нравятся моей публике - одна из них - Śmierć kawalera . Это история о неравной схватке между благородным рыцарем и бесчестным рыцарем, в результате которой благородный рыцарь проиграл. Он настолько поразил публику, что они хотят слышать это все время! Я также сыграю традиционный трек Star of the County Down , который мне особенно сентиментален.Еще до того, как я начал играть на арфе, я пел в кельтской группе Oúld Land и исполнял эту песню на каждом концерте.

Я расскажу вам о каждом произведении, сыгранном на концерте, незадолго до его исполнения, я расскажу о его истории и вдохновении, чтобы оно могло полностью резонировать с аудиторией. Хочу добавить, что на концерте будут замечательные гости - Марта «Nadworna Flecistka» Обремпальская и Дорота Жак, которые исполнили мой колыбельный альбом. Во время генеральной репетиции, которую мы проводили во Вроцлаве две недели назад, я чуть не заплакал от волнения - когда появились их инструменты, и мне так их не хватало!

20.годовщина вашего приключения с арфой - настоящий день рождения! Какие у вас планы, о чем вы мечтаете?

Помимо игры и сочинения, я также обучаю игре на старой кельтской арфе. У меня есть постоянные ученики, но частая проблема - отсутствие собственного инструмента. Вот почему я мечтаю, если у меня появится инвестор, чтобы сделать несколько инструментов, которые я мог бы одолжить. В Польше существует инициатива под названием «MyHarp.pl», аренда современных кельтских арф для людей, которые хотят учиться, но не могут позволить себе купить первый инструмент.Однако в отношении древних арф подобной инициативы нет, и я хотел бы ее инициировать.

Я также планирую, после того как я получу желанную копию арфы Фитцджеральда, найти исторические фрагменты арфы, которые происходят именно из этого времени и региона. Все для того, чтобы моя новая арфа могла говорить тем же голосом, что и оригинальная в графстве Килдэр. Чтобы научить меня тому, чего я еще не знаю. Это мой нынешний жизненный план!

Беседовала Изабела Загдан

* Барбара Карлик - арфистка, певица, танцовщица и переводчик.Играет на древней кельтской арфе. Он исполняет как исторические песни, так и современные фолк, а также собственные произведения. Технике игры она училась у современных мастеров игры на инструменте, в т.ч. Энн Хейманн, Сиобан Армстронг, Хавьер Сайнс. Она также дает уроки игры на старой арфе и исследует исторические инструменты в рамках проекта Kildare Project.

© Posnania City Publishing House 2021

.

My Ireland :: Музыка :: Инструменты :: Clairseach

Введение

Было много разновидностей средневековых кельтских арф. Инструмент, который мы видим на гербе Ирландии, в логотипе лучших пивоварен и даже на обложках польских групп (Carrantuohill), - это clairseach (или clars) - гэльская арфа с медными струнами, используемая как в Ирландии и Шотландии. Самая известная копия (формула для вышеупомянутых символов) хранится в Тринити-колледже в Дублине.Не менее известны шотландские модели Queen Mary Harp и Lamont Harp .

Традиция

Традиционная ирландская арфа была инструментом аристократии, а не народа. Самому инструменту и музыканту было оказано особое уважение. Также есть сведения, что арфист иногда выступает в роли политического советника. Арфист также из-за своих длинных ногтей не выполняет физической работы. С другой стороны, он всегда желанный и обслуженный гость, независимо от времени, в которое он приезжает.Считалось, что хороший арфист контролирует чувства и мысли своей аудитории. Согласно письменной пословице X века, для счастья необходимы три вещи: «Верная жена, удобный стул и хорошо настроенная арфа». Подушка, «верная» или «добродетельная» женщина и хорошо настроенная арфа - все это всегда присутствует;)]. Арфистам также было свойственно садиться до ста с королем или главой клана (это был один из обычаев, который англичане впоследствии отказывались принимать).

Игра ясновидения в старой Ирландии часто сопровождалась декламацией. Сохранились иллюстрации, на которых "чтец", вероятно, тушит стихотворение по ветру играющего на арфисте. В древней Ирландии отдельно выделялись функции поэта, чтеца, издавшего свои стихи, и арфиста.

История

Утомительно искать истоки арфы в той или иной культуре или регионе. Скорее всего, этот инструмент создан на основе музыкальной дуги (рис.1а). Самые ранние известные изображения арф происходят из Месопотамии и Египта, а также из региона Эгейского моря [около 2800 г. до н. Э.]. Но мы также находим немного позже остатки арф из Греции, Китая, Ассирия, Персия или территория сегодняшней Сибири. Хотя арфы, несомненно, различались по форме и размеру, все они были построены по схожему принципу.

К резонансному ящику крепили под углом кронштейна (рис. 1в), либо весь инструмент представляет собой рамку в форме арки (рис.1б). Струны, вероятно, полученные из лосиных или растительных волокон, с одной стороны прикреплялись к части, которая играла роль резонансной коробки, а с другой стороны - к «руке» арфы. Настройку можно производить, вращая ее вдоль руки («наматывая» струну на руку) или перемещая ее вдоль руки (рис. 2).

Как несложно догадаться, такая конструкция не обеспечивала инструменту большой прочности и не позволяла использовать струны из более прочного материала.Поэтому для кельтской арфы настоящая «революция» - это введение колонны и формирование арфы треугольной формы, которая может выдерживать гораздо большие нагрузки и в конечном итоге приводит к созданию ясновидения с его характерным звуком и техникой игры.

Самые ранние рисунки арф треугольной формы взяты из Утрехтской Псалтири, созданной в первой половине IX века нашей эры. На шести рисунках изображены арфы с четко обозначенными столбцами. Этим временем датируются изображения таких же инструментов на камне с восточного побережья Шотландии.Позднее на иллюстрациях XI и XII веков изображена более развитая форма арфы, форма грифа приближается к характерной кривой. Обычная конструкция - царь Давид с арфами и настроечным ключом в руке. Самым ранним гэльским названием треугольной арфы с металлическими струнами было «cruit», позже названное «clairseach» или «clarsach». Следует также помнить, что в то время существовали и другие разновидности инструмента, такие как «цейрнин» (маленькая арфа, используемая священниками) и «телин» (арфа, популярная в Уэльсе и Бретани).

Не углубляясь в нюансы истории, нужно также сказать, что после расцвета для традиционной музыки наступят тяжелые времена. Поскольку арфисты были «сущностью» ирландской культуры и традиций, они стояли на пути навязывания английских обычаев и законов Ирландии. В начале 16 века начался процесс искоренения арфовой традиции. Многие музыканты были заключены в тюрьму или казнены. Королева Елизавета прилетела «повесить арфистов, где бы они ни находились, и уничтожить их инструменты». Еще более резким было поведение Кромвеля некоторое время спустя.Традиция постепенно угасала, большая часть знаний и приемов игры к тому времени была забыта. Когда-то аристократический королевский инструмент постепенно стал «народным», арфисты были вынуждены путешествовать с места на место и зарабатывать на жизнь тем, что они получали (см. Турло О'Кэролан). Вместе с иммигрантами в Ирландию привозят музыку, новые стили и техники игры. Многие традиционные мелодии были адаптированы для скрипки и других «более современных» инструментов. Звучание традиционной арфы не соответствовало новым веяниям.

Однако в середине 18 века, когда старое искусство игры почти пришло в упадок, национальная традиция снова стала привлекать внимание.В июле 1792 года в Белфате прошел фестиваль, на котором три лучших арфистов получили значительные призы. Несмотря на такую ​​поддержку, на конкурс пришло всего десять музыкантов. Младшему из них 15 лет, старшему, Денису Хэмпсону, 97 лет. Он единственный, кто до сих пор использует ногти вместо кончиков пальцев, а во время игры держит арфу на левом плече. Хотя фестиваль не возродит традицию арфы, он позволит сохранить (записать) ее последние остатки.

Теперь, с тех пор, как мы наблюдаем рост интереса к арфам и другим элементам древней кельтской культуры.Таким образом, путем «модернизации» и адаптации традиционной формы была создана неокельтская арфа. Это то, что вам покажет продавец в музыкальном магазине в Германии или Франции, когда вы спросите о кельтской арфе. Такой инструмент менее массивен, со всеми резонансными порами и нейлоновыми струнами вместо металлических. Иногда округлый фураж похож на современную концертную арфу. У него также часто есть настраивающий рычаг на шее. Его можно держать на правом плече - в отличие от традиционного ясновидения.

Проект

Clairseach - это низкая массивная арфа, состоящая из деки, грифа и колонны. Появление колонны позволило использовать медные струны с большим количеством струн (в старых арфах без колонны использовались струны из кишки, щетины или растительных волокон). Дека обычно покрывалась шифером из цельного дерева, только задняя стенка добавлялась из другого куска. Резонансный вопрос ( Com ) варьировался примерно от 7-8 до нескольких миллиметров.Именно здесь традиция соответствует «техническим» требованиям инструмента: получение пуда из одной твердой «печи» вынуждает ориентировать соевые бобы podun параллельно резонансной пластине, что является идеальным решением для металлических струн [с высоким натяжением] . Как в ранних, так и в современных арфах с внутренними струнами, щетиной или нейлоновыми струнами узор сои перпендикулярен резонансной пластине [что идеально соответствует более «мягким» струнам с более легкой струной].

Дека определенно имеет трапециевидную форму, значительно шире внизу.Гриф ( Corr ) прикреплен к нему посередине, таким образом наклоняя верхние струны. Четыре отверстия в пластине мало влияют на звук - они кажутся полезными в основном для натягивания струн.

Элементом, который делает силуэт Clairseach таким характерным, является изогнутая колонна ( Lamhchrann ). Возможно, его роль заключалась в уравновешивании натяжения - когда инструмент деформировался из-за изменений температуры / влажности, более высокие ноты [более струнные струны] меняли высоту звука намного сильнее, чем бас.Правильно построенный столбец затем изогнется до некоторой степени, чтобы компенсировать этот эффект, сохраняя настройку высоких и низких струн относительно друг друга.

Кусок березы или другой твердой древесины или кости вставлялся в верхнюю часть отверстий для струн [даже звучную кость в самых дорогих инструментах], чтобы струны не врезались в резонансную доску.

Материалом, который чаще всего использовался для изготовления арф, была ива, хотя иногда использовались и другие материалы, например, болотные дубы. Однако это всегда были деревья, растущие на болотах - считалось, что они обладают какими-то «волшебными» свойствами.

Кельты часто украшали свои арфы, покрывая их узорами, и даже [короли или лидеры кланов] добавляли серебряные или золотые украшения или инкрустировали их драгоценными камнями.

Игровая техника

Clairseach держали на левом плече, в отличие от современных [и любых некельтских] арф. Правая рука перебирала струны баса, лев был выше. Традиционно арфисты ломали струны ногтями, гораздо позже - кончиками пальцев.Я также слышал мнение, что традиционная техника игры заключалась не в том, чтобы дергать струны по направлению к себе, а в том, чтобы бить ногтем снаружи. Это оправдано, среди прочего, Дело в том, что в старых источниках слово «шарпа» почти никогда не использовалось, несмотря на существование такого термина. По струнам «били» ногтем. Поскольку эта техника очень сложна, многие люди не понимают, что это может быть традиционный метод игры на кельтской арфе. Здесь трудно дать однозначную оценку, учитывая, как мало сообщений на эту тему сохранилось до наших дней.Стоит только упомянуть, что минимальное время обучения составляло десять лет - не для того, чтобы стать хорошим музыкантом, а для отработки техники игры на базовом уровне. В любом случае, я должен признать, что хотя описанный метод и сложен, такой «удар» по струне дает чистый, богатый и насыщенный звук, явно отличающийся от звука щипковой струны.

Еще один важный элемент техники - демпфирование. Моховая струна, независимо от того, ощипана она или ударилась, издает звук, который может «висеть» в воздухе долгое время (в некоторых арфах это добрые несколько десятков секунд).Когда мы начинаем играть даже не слишком быструю мелодию, чтобы не заглушать предыдущие звуки во время игры, мы очень быстро получаем множество незапланированных резонансов и диссонансов. Я также не думаю, что у кельтов [в условиях, в которых они жили], их арфы были идеально настроены, несмотря на все технические усилия [изогнутая колонна] и все их бесспорное мастерство. Мне кажется, одновременное звучание нескольких струн может иметь очень забавный эффект. Независимо от того, являются ли мои оскорбительные;) предположения сухими, мы точно знаем, что демпфирование струн было частью техники.Мы также можем встретить утверждение, что левая рука [в основном] используется для перещипывания струн, а правая [в основном] для их ослабления, но я не верю, что это общее правило.

Вероятно, также оправдано предположение, что игровая система была основана на бурдоне. Как и в случае с волынкой, у нас есть дрон, играющий мелодию «до», левый арфист своим [большим пальцем?] Играет монотонную базу на верхних струнах, а мелодию ведет на нижних. Следовательно, эти пьесы для арфы основаны на нескольких определенных принципах.Дао является результатом «трех видов музыки», упомянутых во многих источниках ( Alhbhan-Trirech ): грустной ( Gollttraidheacht ), радостной ( Luinneach ) и сонной, успокаивающей ( Suanttraideacht ).

Банкноты

В скобках указаны названия данных элементов на ирландском гэльском языке. Возможно, когда я получу более полный набор, я постараюсь включить сюда небольшой глоссарий.

Грамматическое объяснение: я все время использую форму «арфист» - когда она назначается тому, кто играет на кельтской арфе; тот, кто играет на концертной арфе, мы называем «арфистом».Такое же различие встречается и в английском («арфист» - «арфист»).

Поскольку на Британских островах преобладает английский язык, большая часть материалов о кельтских инструментах доступна на этом языке. Если кто-то хочет узнать о кельтской арфе, он должен это принять во внимание. К счастью, словарный запас по этой теме довольно прост и логичен.

Что касается музыки, исполняемой на кельтской арфе, я не считаю себя компетентным проводить ее в общих чертах. На данный момент их довольно много.Я бы определенно рекомендовал разные интерпретации произведений Турлоу О'Кэролана - независимо от того, на какой арфе они играются, они определенно несут в себе настроение старой Ирландии. Что касается польских групп, я рекомендую Open Folk "Bretonstone" и "Give me your hand" (только в некоторых песнях используются арфы). Несмотря на то, что они сделаны на нейлоновых струнах, они очень соответствуют настроению. Я также рекомендую вам поискать в Интернете, там довольно много страниц, посвященных кельтской арфе [на английском, конечно], и, конечно же, есть предложения о музыке для прослушивания.

Любые комментарии, исправления или вопросы - [email protected]
Матеуш Чачульский


Обратите внимание, что автором указанной статьи и рисунков к ней является Матеуш Чачульский (электронная почта: [email protected]). Запрещается использовать статью полностью или частично, а тем более публиковать на других сайтах без письменного согласия автора. .

Об Ирландии - Министерство иностранных дел

От коридорных гробниц старше пирамид до городов викингов, от разрушающихся замков до больших сельских поселений: история Ирландии запечатлена в ландшафте страны. В течение 7000 лет проживания людей в этих областях Ирландия была захвачена и заселена кельтами, викингами, норманнами, англичанами и шотландцами, что повлияло на историю, географию, культуру, язык и население Ирландии.

Интересный факт: Святому Патрику приписывают начало христианства в Ирландии в пятом веке нашей эры.

Новая страна

С подписанием англо-ирландского договора в 1921 году Ирландия начала новую главу в своей истории. Договор положил конец войне за независимость, положив начало новому ирландскому государству из 26 графств, в том числе шести в провинции Ольстер, под управлением децентрализованного парламента под властью Соединенного Королевства.Конституция Ирландии 1937 года гласит, что официальное название страны - Ирландия (или Éire на ирландском языке), а в соответствии с Законом Ирландской Республики 1948 года Ирландия стала республикой в ​​1949 году.

Интересный факт: Ирландия является членом Организации Объединенных Наций с 1955 года, а в 1973 году присоединилась к Сообществу, известному сегодня как Европейский Союз.

Северная Ирландия

После ирландской войны за независимость в 1921 году Северная Ирландия получила отдельный парламент с большинством членов профсоюзов до 1972 года.Однако дискриминация националистов при голосовании, жилье и приеме на работу, а также репрессии националистов в отношении борцов за гражданские права привели к социальным волнениям, за которыми последовал период продолжающегося конфликта, известный как «Проблемы».

В 1980-х годах правительства Ирландии и Великобритании укрепили свое сотрудничество во имя мира, кульминацией которого стало Соглашение Страстной пятницы 1998 года. Оно заложило основу для обеих общин в Северной Ирландии, тем самым уладив конфликт и положив конец десятилетиям беспорядков.

Интересный факт: В 1998 году за Соглашение Страстной пятницы проголосовали подавляющим большинством голосов ирландцы как с севера, так и с юга острова.

чт, 21 янв 2016 15:10:49 GMT

.

Кельтский Феникс | Tygodnik Powszechny

Сегодняшняя кельтская музыка ассоциируется с Ирландией, Шотландией и островом Мэн (Gaelów), а также с Уэльсом, Корнуоллом и Бретанью (британцами), но достижения ирландцев гораздо более укоренились в общественном сознании. Ирландская музыка пережила в своей истории период расцвета и падения, периоды необычайно пышного развития и полного забвения. Поэтому, хотя музыканты любят ссылаться на традиции, уходящие корнями в тысячелетие, на самом деле они создают музыку, которая в лучшем случае ненамного старше других вековых традиций, таких как рождественская елка (рубеж XVIII и XIX веков).) или Святой Николай (середина девятнадцатого века).
За голову палача
Кельтский Феникс, возродившийся из пепла, каждый раз немного пачкался землей, на которую только что упал пепел. Следовательно, ирландская музыка полна парадоксов. В Польше он стал очень популярен в середине 80-х благодаря сериалу «Робин Гуд», музыку к которому создала группа Clannad. Парадокс в том, что ирландцы, сочиняя музыку к сериалу, относящемуся к английскому фольклору, опирались на английские нити, то есть на иностранцев (англичане - немцы, а не кельты).Поклонники сериала начали искать альбомы группы: так семья Добхар открыла свои уши ирландской музыке для многих людей по всему миру.
Национальным инструментом на Зеленом острове является арфа, инструмент, изображенный на гербе Ирландии, но игра на этом инструменте имеет традицию, восходящую только к 1960-м годам. Ничего не уцелело от традиций средневековых дворов (бардов-арфистов здесь лелеяли еще в X веке), а после кульминации на рубеже XVII и XVIII веков - связанных с деятельностью двух великих музыкантов, легко понять сбить с толку Томаса Коннеллана (прим.1640 / 45–1698) и легендарный Turlough Ó Carolann (1670–1738) - игра на арфе полностью исчезла, и ее пришлось возобновить на основе смелых догадок, остаточных отчетов (хотя более 200 мелодий Ó Carolann сохранились) и огромная доза воображения. Первоначально использовалась классическая техника - та, которую преподают в музыкальных академиях, - но сегодня ирландская арфа уже имеет отдельный способ воспроизведения звука, другой звук, связанный с использованием металлических струн, свою собственную манеру исполнения.Это только начало пути - нам посчастливилось стать свидетелями интенсивного развития этой музыки.
Еще один инструмент, связанный со звучанием ирландской музыки, - скрипка - не классический (скрипка), а народный (скрипка). Нет никакой разницы в конструкции, но в том, как игра ведется, или, скорее, в способах, потому что по тому, как играет скрипач, вы можете сказать, откуда она взялась. Независимо от стиля, звук относительно сырой, так как не используется вибрата, но мелодия плотно орнаментирована, а ритм также разнообразен.Для скрипки типичны быстрые джиги и барабаны, но самой известной из них является мелодия стенания, которую приписывают шотландскому бандиту Джейми Макферсону (1675–1700). По легенде, этот полуцыган был чрезвычайно искусен в обращении как с мечом, так и с луком. Грабя в Абердине и других городах и его окрестностях, он ускользнул от преследований шерифа, а в плену сбежал. В конце концов, ему не удалось спастись, и он был приговорен к смертной казни через повешение. В камере он сочинил песню, которую ему разрешили исполнить под виселицей. Закончив, он предложил свою скрипку любому, кто осмелится ее принять - конечно, никто не шагнул вперед.«Значит, никто больше не будет играть на скрипке Джейми Макферсона!» - закричал бандит и разбил инструмент. Для твоего собственного колена или, если другие хотят, для головы палача, это уже не имеет значения. Сломанный инструмент можно увидеть в музее клана Макферсон за пределами Ньютонмора.
Куриные кости
Все парадоксы кельтской музыки сосредоточены в очаровательном инструменте - бодхране. Шон О Риада, композитор, в значительной степени ответственный за возрождение кельтской музыки в середине двадцатого века, приветствовал этот барабан-обруч как национальный кельтский инструмент с дохристианских времен.И только эти подлые музыковеды доказывают, что до Ó Риада инструмент был совершенно неизвестен. Это факт, что свирель и барабан - самая примитивная кельтская группа, но, продолжают исследователи, это был совершенно другой барабан ...
Чтобы играть на бодхране, поместите барабан вертикально на левое бедро, диафрагма должна быть направлена ​​вправо. . Левая рука помещается внутрь инструмента для растягивания диафрагмы - благодаря этому можно получить палитру звуков разного тембра и высоты. Правая рука держит красиво вырезанную деревянную палку, напоминающую пестик из ступки (по сообщениям, дохристианские кельты использовали куриные кости).Этот объект - опрокидыватель - держится как ручка. Игрок, совершая вращательные движения запястья, получает два основных удара, различающихся по силе, тембру и характеру: нисходящий и восходящий. Гениальность этого решения заключается в отсутствии холостого хода, что позволяет выполнять очень быстрые звуковые последовательности. Конец самосвала не столько ударяется, сколько скользит по мембране; перемещая руку все ближе и дальше, игрок регулирует глубину контакта палки с кожей, что расставляет акценты и разнообразит ритм.Полный подъем от диафрагмы дает изменение продолжительности времени падения удара. Во время сессий часты многоминутные сольные выступления барабанщиков.
Это состав - арфа, струнный инструмент и барабан, - который Жорди Саваль привез на фестиваль. Арфист Эндрю Лоуренс-Кинг (он также будет играть на гуслях, средневековой цитре) и барабанщик Фрэнк Макгуайр импровизируют под аккомпанемент, а каталонский скрипач-виртуоз исполняет тщательно подобранные сеты, или, как их называют англичане, попурри или «букеты».Это традиционная форма исполнения, типичная для кельтской музыки.
Leopard
Как говорит Саваль, его кельтские программы - дань уважения музыкальной традиции, передаваемой в устной форме. Несомненно, у музыканта было время познакомиться с этой музыкой, ведь зародыши идеи восходят к концу 1970-х, но Саваллу понадобилось 30 лет, чтобы собрать, а затем и выбрать материал. Устная традиция есть устная традиция: ведь леопард не может потерять свои пятна. Вся программа состоит, за некоторыми исключениями, из произведений, написанных в различных источниках восемнадцатого, девятнадцатого и даже двадцатого веков.Конечно, мы услышим и Кэроланн и Макферсон, а также работы, написанные, среди прочего, Уолшем (второе десятилетие 18 века), О'Нилом (Чикаго, 1903), Райаном (Бостон, 1883). Возможно, наиболее интересными, однако, будут произведения, сохранившиеся в «Манчестерской книге гамбы», необычной рукописи, содержащей произведения, в которых используется не менее 30 различных методов настройки альта. Один из этих приемов позволяет имитировать звук волынки на гамбе. Таким образом,
Savall занялся кельтской музыкой со всем своим опытом музыканта и исследователя, с богатой палитрой сложных луков и орнаментов.Он читал музыку со старых пластинок и оживлял ее на каждом концерте и на двух альбомах. Он делает это по-своему. Это, конечно, раздражает пуристов, но пуристы, хоть и необходимы, но толком не понимают значения кроссоверов. Это не потому, что Thin Lizzy (а после них Metallica) играют «Whisky in the Jar», чтобы звучать как Дублинцы, не потому, что Савалл играет «Плач Макферсона», чтобы скопировать звук скрипача из группы Хэмиша Имлаха. Такая точная копия может служить либо для сохранения традиции исполнения во всех ее проявлениях, либо для продвижения данного произведения в его первоначальной форме.В 21 веке YouTube отлично выполняет обе эти функции. Итак, чтобы что-то сделать, у вас должно быть собственное видение, играть по-своему. Измените что-то, может быть, даже так, чтобы выйти за рамки традиций и устоявшихся способов игры, чтобы появилось что-то новое, новое качество.
Саваль по-разному украшает, по-разному и прежде всего - играет на виолончели, чуждой сегодняшней кельтской музыке. Но не только свистульки и волынки используются ирландскими музыкантами! Если бы мы слушали пуристов, у нас не было бы банджи, аккордеона, бузуки, гитары, мандолины, гармоники или бодрана в кельтских группах! Все эти инструменты вошли в кельтскую музыку за последние 100, 200 лет.Бузуки - всего 50. Время буйства - и не надо придираться.

KRZYSZTOF KOMARNICKI - музыковед, гитарист, педагог и журналист, работающий в программе 2 Польского радио, "Ruch Muzyczny" и "Музыка в городе".
Хорди Саваль, Эндрю Лоуренс-Кинг и Фрэнк МакГуайр с программой «Кельтский альт» выступят 27 сентября в. 19.30 в руинах театра Виктория в Гливицах.

.90,000 1 евро - тираж - Ирландия - 9000 евро 1

Лицевой:

Слева цифра: 1, с правой стороны горизонтальная надпись: EURO на фоне карты Европы с четко обозначенными границами стран еврозоны с 1999 года на фоне шести вертикальных линий, заканчивающихся. со звездами. Под буквой «О» находятся инициалы: LL.

Обеспечить регресс:

В центре ядра 14-струнная кельтская арфа. Слева дуга, надпись éire [Ирландия], с правой стороны дуга, год: 2002.Вокруг кольца 12 пятиконечных звезд.

Боковая сторона:

попеременно гладкие и зубчатые

Пластик / металл:

кольцо: латунь (CuZn). сердцевина: 3 слоя: медно-никелевый (CuNi), никелевый (Ni), медно-никелевый (CuNi)

Дизайнер:

Аверс: Люк Люкс (Бельгия), Реверс: Ярлат Хейс (Ирландия)

Мята:

Валютный центр - Дублин (Ирландия)

* - 1 евро за 2002 г.Доступно тиражом: 135 139 737 штук, из которых 25 000 находятся в обращении только наборами монет.

Наборы включают следующие типы монет:
2002 I: Набор 1 - 20 000 штук.
2002 II: Набор 2 - 5000 шт.

LL: инициалы дизайнера аверса монеты Люка Люкса.

Кельтская арфа: исторический инструмент Ирландии и Шотландии.

Кельтская арфа - это разновидность арфы, на которой играли в Ирландии и Шотландии между 10 и 19 веками.Это национальный символ Ирландии.

До наших дней сохранилось 18 инструментов, от 29 до 45 + 7 металлических струн из латунной проволоки. На такой арфе играли, держа ее на левом плече и длинными ногтями ударяя по струнам и кончикам пальцев, чтобы избавиться от долгого распада.

Арфа со всеми характеристиками кельтской арфы с металлическими струнами присутствует в рельефах 10-го века, и последним зарегистрированным арфистом был Патрик Мёрни, который объяснил настройку арфы Джеймсу Лаверте в 1882 году.

Возрождение кельтской арфы было вдохновлено действиями таких людей, как Алан Стивелл, но всерьез оно началось примерно в 1970 году с Энн Хейманн в США, Грайн Йейтс в Ирландии и Эллисон Киннэрд в Шотландии (около 1980 года).

Источник: Википедия

.

Смотрите также