Клеймо на золоте ссср


Клейма на советских ювелирных изделиях (расшифровка): dronova_nona — LiveJournal

Первые клейма и именники на советских ювелирных изделиях
В 1926 году на Монетном дворе были подготовлены маточники пробирных клейм с метрическими обозначениями пробы.
С 1927 года для всех пробирных учреждений СССР для клеймения золотых и серебряных изделий было утверждено новое клеймо – голова рабочего с молотом  с шифром в виде букв греческого алфавита для разных инспекций пробирного надзора.
В 1936-1937 годах в Москве, Ленинграде, Киеве, Одессе, Харькове, Баку, Тбилиси, Ереване открылись ювелирные фабрики и заводы. Они начали ставить на изделия из золота и серебра свои клейма-именники.
С 1953 года к именнику фабрики или завода прибавляется последняя цифра года, например: «ЛФ6» - Ленинградская фабрика, 1956; «ТЗО» - Таллиннский ювелирный завод, 1960; «ЛЮ2» - Ленинградская ювелирная фабрика, 1962; «МЮ4» - Московская ювелирная фабрика, 1964; «КЮ4» - Киевская ювелирная фабрика, 1964.
Начиная с 1930-х годов  кроме ювелирных фабрик  свои изделия клеймили именниками ювелирные артели и промкомбинаты. С 1953 года они, как и фабрики добавляли к именнику последнюю цифру года, например «ПИ5» - Красносельская артель «По заветам Ильича», 1955.
В тех случаях, когда именники двух или трех предприятий выражены одинаковыми буквами и цифрами (например, «БЮФ» - Бронницкая ювелирная фабрика и «БЮЧФ» - Бакинская ювелирно-часовая фабрика или «АМ6» - артель «Металлист» костромской инспекции и «АМ6» - артель «Мхатвари» тбилисской инспекции), для определения места производства и названия предприятия следует посмотреть на шифр пробирной инспекции.
Московский Монетный двор в 1951-1953 годах ставил на реставрируемые вещи клеймо-именник «ММД» и букву «Р».

Метрическая система проб и ее отличие от золотниковой
Метрическая система проб начала действовать в России с момента перехода на международные единицы массы в 1927 году. До этого времени ювелирные изделия клеймились в золотниковой системе проб из расчета максимальной пробы — 96. Проба в золотниковой системе означала количество золотников в одном фунте. Если на золотом изделии стоит проба 56, это значит, что в сплаве содержится 56 золотников чистого золота на 96 золотников общей массы, то есть на один фунт. Один фунт равен 96 золотникам и соответствует 409,512 грамма; один золотник равен 96 долям и соответствует 4,266 грамма; 1 доля соответствует 0,044 грамма. В золотниковой системе для золотых изделий были предусмотрены 56, 72, 92 и 94- я пробы. Серебряные изделия в разные периоды времени могли клеймить 72, 74, 82, 84, 87, 88, 89, 90, 91, 94-й пробами. Между метрической и золотниковой системами переводным коэффициентом является 0,096. Для перевода золотниковой пробы в метрическую первую нужно разделить на 0,096.

Товарный словарь | Ю | Ювелирные изделия (Часть 2)

 

 

 

 

 

 

      Именники обычно имели форму прямоугольной площадки, на которой размещалось краткое буквенное (иногда в сочетании с цифрами) обозначение наименования предприятия с добавлением справа последней цифры года выпуска данного изделия (1959 г. условно обозначается цифрой 9; 1960 г. — цифрой 0 и т. д.). Цифра, обозначающая год выпуска изделия, включалась в общую рамку знака-именника. Исключением из этого правила являлась форма именника артели «Художник» Дагестанской АССР (аул Кубачи), которая проставляла на своих изделиях значок в виде изображения цветка лотоса, в центре которого были проставлены буквы «АХ» (артель «Художник») и последняя цифра года выпуска изделия.

 

 

 

 

Наименования основных предприятий и именники:

 

Московская ювелирная фабрика - МЮФ

Московская ювелирно-алмазная фабрика «Русские самоцветы» -

Артель «Московский ювелир» - АМЮ

Завод металлоизделий № 1 (Москва) - М1

Артель «Синьковский ювелир» (Московская область) - С

Ленинградская ювелирно-часовая фабрика - ЛЮ

Ленинградская ювелирная фабрика - ЛФ

Ленинградский завод № 2 «Русские самоцветы» - РС

Артель «Красносельский ювелир» (Костромская область) - КЮ

Артель «По заветам Ильича»» (Костромская область) - ПИ

Промколхоз «Искра Октября» (Костромская область) - ИО

Промколхоз «Красный прибой» (Костромская область) - ЗКП

Промколхоз «Советская Россия» (Костромская область) - СР

Артель «Красная Пресня» (Ивановская область) - КП

Артель «Северная чернь» (Великий Устюг) - СЧ

Артель «Художник» (Дагестанская АССР) - АХ

Свердловская ювелирно-гранитная фабрика - СЮ

Свердловский завод № 10 «Русские самоцветы» - ЗРС

Каслинский завод (Челябинская область) - КАСЛИ

Киевская ювелирная фабрика - КЮ

Харьковская ювелирная фабрика - ХЮ

Львовская ювелирная фабрика - ЛВ

Одесская ювелирная фабрика - ОЮ

Тбилисская ювелирная фабрика - ТЮ

Ереванская ювелирная фабрика - ЕЮ

Бакинская ювелирная фабрика - БЮ

Таллинский ювелирный завод - ТП

Рижская ювелирная фабрика - РЮ

 

 

 

 

      В том случае, если ювелирное изделие не новое, а поступило в продажу после фабричной реставрации, предприятие, реставрировавшее данное изделие, рядом со своим именником проставлялся на изделии знак Р.

 

     На ювелирных изделиях, изготовленных из недрагоценных металлов, предприятием-изготовителем проставлялся, кроме того, знак — металл, мет или м.

 

 

 

 

      Клейма проставлялись на ювелирных изделиях, отвечавших одной из указанных в СССР проб. Проба показывала содержание драгоценного металла в тысяче весовых единиц лигатурного сплава, из которого изготовлено данное изделие.

     В СССР были установлены следующие пробы:

для платиновых ювелирных изделий 950°;

для палладиевых ювелирных изделий 500° и 850°;

для золотых ювелирных изделий 375°, 500°, 583°, 750° и 958°;

для серебряных ювелирных изделий 750°, 800°, 875°, 916° и 960°.

 

 

     Некоторые ювелирные изделия не подлежали обязательному клеймению в инспекциях пробирного надзора.

      Это — изделия, имевшие историческое или археологическое значение, большую художественную ценность, или такие изделия, в которых драгоценные металлы играют лишь декоративную роль в виде насечки, позолоты или серебрения. Для клеймения ювелирных изделий применялись основные (А, Б, В) и дополнительные (Д, Е, 3) клейма установленного образца. Основные пробирные клейма имеют самостоятельное значение. Наличие основного клейма свидетельствовало о том, что данное изделие удовлетворяло требованиям Положения о пробирном надзоре. Дополнительные пробирные клейма самостоятельного значения не имели и при клеймении ювелирных изделий применялись только в сочетании с одним из основных пробирных клейм.

 

 

 

 

Основные пробирные клейма СССР

 

 

 

 

 

      Основное пробирное клеймо литер А (изображение 1) является знаком удостоверения, содержит эмблему — серп и молот на фоне пятиконечной звезды, заключенной в окружность. Знак удостоверения ставился на всех изделиях из драгоценных металлов в сочетании с клеймом, определяющим пробу.

 

      Основное клеймо литер Б (изображение 2) применялось для клеймения золотых и платиновых новых и реставрированных изделий отечественного и зарубежного производства. Имеет форму лопатки. Состоит из знака удостоверения и одной из установленных проб (375, 500, 583, 750 и 958) для золота или для платины (950).

 

      Основное клеймо литер Б (изображение 3) для клеймения изделий из серебра состоит из знака удостоверения и одной из установленных для серебра проб (750, 800, 875, 916, 960), имеет бочковидную форму.

 

      Основное клеймо литер В (изображение 4) для клеймения палладиевых изделий состоит из знака удостоверения и одной из установленных проб (500 и 850), имеет подковообразную конфигурацию.

 

      Основное клеймо литер В (изображение 5) для клеймения золотых, серебряных, платиновых и палладиевых изделий и часов на привешенных к ним отдельных пломбах состоит из двух отдельных частей: знака удостоверения (изображение 1) и круглого знака с цифрами одной из установленных проб (изображение 5).

 

     Дополнительно пробирное клеймо литер Д (изображения 6 и 6а) применялось для клеймения разъёмных и легко отделяемых второстепенных и дополнительных деталей золотых, серебряных, платиновых и палладиевых изделий, имеет форму прямоугольника с усечёнными углами.

 

     Клеймо литер Е (изображение 7) для клеймения золотых, серебряных, платиновых и палладиевых изделий, не соответствующих установленной пробе больше пределов допустимого отклонения, и для изделий, оказавшихся в результате реставрации ниже низшей установленной пробы, имеет форму прямоугольника с усечёнными углами и буквами «НП» (не соответствует пробе) внутри; налагается на изделия в сочетании со знаком удостоверения (изображение 1).

 

 

      Высокохудожественные изделия, изделия с эмалью, пустотелые и другие, на которые не представлялось возможным непосредственно нанести оттиск клейма, клеймились клеймом литер В на привешенных пломбах. Ювелирные изделия, на основной части которых невозможно было проставить клеймо литер Б, клеймились клеймом литер А и литер Д соответствующей пробы. Ювелирные изделия, состоящие из двух тождественных частей (портсигары, запонки, серьги и т. п.) клеймились на обеих частях клеймом литер Б. Второстепенные и дополнительные части ювелирных изделий из драгоценных металлов (в том случае, если они являлись разъёмными и легко отделимыми, неспаянными с основной частью изделия) клеймились клеймом литер Д, за исключением тех случаев, когда нанесение на них клейма из-за их малых размеров, скрытого расположения или сложной конфигурации практически не представляется возможным.

      На комбинированных ювелирных изделиях, в которых отдельные части были изготовлены из различных металлов или из металла разных проб, проставлялись два клейма: на основной части — клеймо литер Б, а на второстепенных и дополнительных частях — клеймо литер Д соответствующего металла и пробы. В тех случаях, когда из-за сложной конфигурации или малых размеров изделия это не представлялось возможным, дополнительное клеймо литер Д проставлялось на основной части изделия рядом с клеймом литер Б. Наличие на ювелирном изделии клейм литер А и Е с буквами «НП» свидетельствовало о том, что данные изделия выходят за пределы узаконенной пробы и допускаемых к ней отклонений и рассматривались как изделия неполноценные. Такие изделия продаже не подлежали и должны были возвращаться выпустившему их предприятию наравне с бракованными изделиями.

 

      Кроме контрольных знаков в виде именника и клейма, качество выпущенного в продажу ювелирного изделия определялось также и ТУ, предусматривавшими все принципиально новые показатели, обусловливавшие качество определённой группы ювелирных изделий, сходных по назначению, технологии изготовления и основному сырью, из которого они выполнены. Качество личных украшений с пятидесятых годов определялось РТУ 636—58 Госплана РСФСР; показатели других видов ювелирных изделий (предметов сервировки стола, курительных и туалетных приборов, изделий, предназначенных для рукоделия, для украшения интерьера и др.) обусловливалось ведомственными ТУ, утверждавшимися соответствующими министерствами и ведомствами, в систему которых входило предприятие, выпускавшее эти изделия.

 

 

       Все ювелирные изделия выпускались только 1-м сотом; допускается выпуск 2-м сортом некоторых изделий из янтаря и цветных металлов, что оговаривалось в специальной технологической документации.

 

 

       ТУ на юверирныеизделия являлись групповыми и не исчерпывали всех данных, касавшихся каждого конкретного изделия, входившего в эту группу, поэтому в дополнение к ТУ на каждое отдельное ювелирное изделие составлялось индивидуальное техническое описание — паспорт, в котором фиксировались показатели, характеризовавшие конкретное изделие. В паспорте указывалось: наименование и ведомственная принадлежность предприятия, выпускавшего данное изделие, наименование самого изделия и присвоенный ему фабричный шифр, автор и исполнитель образца, сырьё, из которого было изготовлено ювелирное изделие, его вес, габаритные размеры, краткое описание, вид отделки, количество и характеристика декоративных вставок и т. п. Буквенно-цифровой фабричный шифр представлял собой краткое (шифрованное) обозначение основных выходных данных изделия. Буквами в шифре обозначались основной материал и наименование изделия но группе, цифры указывают порядковый номер изделий в данной группе по мере их создания.

 

 

 

Наименование материала и буквенное обозначение (шифр) основных материалов для изготовления ювелирных изделий

 

Платина - П

Палладий -  ПД

Золото - 3

Серебро - С

Томпак - Т

Мельхиор - М

Латунь - Л

Алюминий - А

Платина с золотом - ПЗ

 

 

     В случае, если начальные буквы наименований различных изделий совпадали, то в шифр каждой последующей группы изделий вносили добавочные согласные буквы, входящие в наименование шифруемого изделия и неиспользованные в шифрах предыдущих изделий данной группы. Среди ювелирных изделий, наименования которых начиналось на одну и ту же букву, однобуквенные шифры присваивались тем, которые относились к наиболее распространённому, массовому ассортименту. Шифры, присваивавшиеся ювелирным изделиям рядом фабрик, имели некоторые отличительные особенности.
 

 

 

Наименования и буквенные обозначения ювелирных изделий (шифр)

 

Браслеты Б, БР; Броши БР, БШ, Б; Вазы В; Вилки ВЛ; Графины Г; Зажимы 3; Запонки ЗП; Значки ЗН; Колье КЛ; Кольца К; Кубки КБ; Кулоны КН; Ложки Л; Лопатки для пирожных ЛП; Медальоны М; Наперстки Н; Ножи-листорезы НЛ; Ножи НЖ; Ожерелья О; Пепельницы П, ПП;  Подстаканники ПД; Подставки под яйцо ПЯ; Портсигары ПР;  Пудреницы ПДН;  Розетки Р; Рюмки РМ; Сахарницы СХ;  Серьги С;  Солонки СЛ;  Стопки СТ;  Цепочки Ц; Чашки Ч; Чайники ЧН;  Щипцы для сахара Щ.

 

 

     Паспорт сопровождался фотоснимком изделия и как основной контрольный документ хранился (по одному экземпляру) в делах предприятия-изготовителя, оптовой торговой базы — заказчика и центрального ведомства, в систему которого входило предприятие, выпустившее данное изделие. В ОТК предприятия-изготовителя и на оптовой торговой базе (в ассортиментном кабинете или в комнате образцов) постоянно хранилось по одному экземпляру контрольных образцов (эталонов) данных изделий. К эталонам под пломбой подвешивались ярлыки, на которых проставлялись: наименование предприятия-изготовителя, наименование изделия, фабричный шифр, металл, вес, дата и место утверждения образца, цена и прейскурантный артикул. Цена и артикул вносились также в паспорт. При установлении цены изделию присваивался соответствующий товарный артикул — номер, под которым оно вносилось в прейскурант цен. В связи с постоянным обновлением ассортимента и снятием с производства изделий устаревших фасонов при каждом издании нового прейскуранта происходила некоторая передвижка артикулов. Артикулы, под которыми находились в прейскуранте изделия, снимаемые с производства, присваивались вновь выпускаемым изделиям.

       Артикул представлял собой четырёхзначное число, первые две цифры которого обозначали группу изделий, следующие цифры — порядковый номер изделия по каждой группе.

 

     Индексы по группам изделий следующие: из золота — браслеты 01, броши 02, булавки 03, зуботехническая продукция 04, запонки 05, кольца 06, кулоны и колье 07, медальоны 08, серьги 09, портсигары 10, цепочки 11; изделия с гранатовыми камнями 12, филигранные 13, сусальное золото 14, разные изделия 16; бусы из коралла 15; изделия из серебра весовые 25, штучные 28, браслеты 30, булавки для шляп 31, броши 32, запонки 33, кольца 34, кулоны и колье 35, медальоны 36, мундштуки 37, напёрстки 38, пудреницы 40, портсигары 41, серьги 43, цепочки 44, разные 45, изделия из янтаря 50; ювелирная металлическая галантерея из латуни и томпака — браслеты 51, броши 52, булавки 53, запонки 55, зажимы 56, серьги 57, кулоны 58, медальоны 59, пудреницы 60, разные 61; галантерея из мельхиора — браслеты 73, броши 74, пряжки 75, запонки 76, кольца 77, колье 78, серьги 79, расчёски 80; из алюминия 81; изделия из мельхиора — ложки 62, вилки 63, ножи 64, лопатки 65, сухарницы, конфетницы, стопки 66, портсигары 67, изделия из нейзильбера 70, изделия из томпака 71—72, футляры 69.

 

 

      С введением в действие нового прейскуранта находившиеся в торговой сети ювелирные изделия подлежали перемаркировке с указанием новых артикулов. Изделия, не вошедшие в новый прейскурант, допродавались по установленным на них розничным ценам с прибавлением к артикулу буквы «С» (снятые с производства).

 

 

     Поступление ювелирных изделий в розничную торговую сеть происходил по следующим каналам: предприятие — центральная или межобластная оптовая торговая база — межобластная или городская торговая контора — магазин; в некоторых случаях предприятие-магазин. Поступление в республиканские центральные оптовые базы золотых ювелирных изделий массовых и индивидуальных выпусков регулировалось Госпланом СССР. Новые образцы изделий (первая их партия), освоенные предприятиями и утверждённые во всех инстанциях, с целью выявления на них спроса потребителей направлялись в торговую сеть небольшими посылками с пометкой «Новинки».

 

 

     Рекламно-популяризаторскую роль выполняло внешнее оформление ювелирных магазинов, в частности их витрины. В витринах выставляются обычно по группам: украшения для женщин, предметы туалета, предметы сервировки стола и украшения интерьера, сувениры, письменные принадлежности и т. п. Изделия подбирались либо в одной цветовой гамме, либо, наоборот, принимается контрастное решение как по цвету, так и по фактуре различных материалов (например, группа изделий из серебра с эмалью наиболее красочно выглядит в соседстве с хрустальными изделиями, предметы из слоновой кости приобретают большее декоративное звучание рядом с чёрными коробками из папье-маше с живописной росписью и т. п. ). Новинки размещались непосредственно за стёклами в передней (фасадной) части витрины. Вся площадь заднего стекла витрины обычно драпировалась театральным тюлем или другой полупрозрачной тканью. Для освещения витрин применялись располагавшиеся в верхней части люминесцентные источники света, закрытые молочным стеклом или светорассеивающей решёткой. Со стороны улицы и магазина на витринное стекло в верхней его части наносились матовые полоски, что создавало поверхность, рассеивающую свет. Иногда (главным образом для показа прозрачных, например хрустальных, изделий) применялся скрытый источник света, заключённый в светильник лёгкой конструкции. В целях использования всего пространства витрин на различной высоте и в разных планах, на незаметных (капроновых) нитях подвешивались прозрачные лёгкие полочки из стекла или пластмассы и небольшие щитки, на которых размещались ювелирные изделия, часть пространства задрапировывалась лёгкими тканями. Для оформления витрин использовались также увеличенные фотографии, силуэты, изготовляемые из гнутой проволоки, искусственные и живые цветы, вспомогательные планшеты и манекены. Лёгкий передвижной инвентарь позволял часто менять оформление витрин. Обычно оформление витрин художник-декоратор подчинял единому сюжетному замыслу: времена года, новинки сезона, способы применения различных украшений, выставка-продажа того или иного ассортимента, янтарные украшения, русские самоцветы, сувениры и подарки и т. п. Для внутримагазинного оформления и оборудования торгового зала использовались пристенные шкафы и горки, в которых выставлялись ювелирные изделия. Наиболее выразительными для показа мелких женских украшений являлись большие щиты-стенды, разбитые на отдельные участки в виде кругов, прямоугольников и других фигур, затянутых одноцветными плательными тканями, с наколотыми на них отдельными ювелирными изделиями, — брошами, кольцами, серьгами, браслетами. Для облегчения выбора товаров применялись плакаты, надписи и аннотации, характеризующие те или иные ювелирные изделия.

 

 

     Продажа ювелирных изделий обычно сосредоточивалась в секциях: весовое серебро, галантерея и золотые изделия. Весовое серебро так же, как золотые изделия, продавалось по весу, по ценам, установленным за 1 г в зависимости от той или иной художественной обработки. Для этой цели в магазине имелись специальные технические весы 1-го класса точности. Галантерея продавалась поштучно. Некоторые ценные ювелирные изделия продавались в футлярах, которые обычно представляли собой коробочки различных форм со специальным гнездом для соответствующего изделия, обтянутые снаружи кожей или её заменителями, а внутри устланные шёлком или бархатом. Для более дешёвых изделий применялись футляры, оклеенные ледерином, с шёлковой, полубархатной или сатиновой обивкой внутри. Ещё более дешёвые изделия продавались в целлофановых пакетиках или картонных коробочках, оклеенных глянцевой или матовой цветной бумагой.

 

 

     Росювелирторг имел специальную «Комнату образцов», где специалисты, связанные с ювелирным искусством, производство и торговлей, имели возможность знакомиться с современными ювелирными изделиями отечественного и иностранного производства.

 

 

 

Структура пробирного клейма

 

Структура пробирного клейма, установленная с 1994 года в России для изделий из драгоценных металлов.

 

 

Ювелирные изделия (Часть 1) 

Пластинки ювелирные

 

Обсуждение статьи, дополнения и вопросы на форуме

Клеймение серебра в СССР — как правильно читать знаки на маркировке

Клеймение серебра в СССР за свою историю не раз менялось. Сразу после революции 1917 года в России закрылась большая часть ювелирных фабрик и мастерских. Опасаясь грабежей, владельцы крупных и мелких предприятий бежали за границу. Пробирные палаты, которые ранее занимались клеймением серебра, с приходом к власти большевиков прекратили свою работу.

Клеймение серебра на заре СССР мало заботило советское правительство. Главной целью властей была реквизиция драгоценностей и дальнейшая их продажа за границу, так как государству нужны были средства на финансирование мировой революции. Первые шаги по наведению порядка в ювелирном деле были сделаны в 1918 году — функции контроля взяла на себя комиссия, образованная при Совнаркоме.

Развитие новой системы клейм

Клеймение серебра до 1927 года в СССР проводилось по правилам, введенным пробирным уставом царской России. Документ был принят в 1896 году, но стал обязательным к применению спустя три года. Чистоту серебра удостоверяло клеймо в виде женской головы в кокошнике, заключенное в щитки различной формы — круглой, прямоугольной, овальной или в виде молотка. Рядом с изображением помещалась цифра, указывающая пробу, а также могли проставляться первые буквы инициалов руководителя пробирного округа. В 1908 году в маркировку были внесены изменение — женский профиль развернули вправо, а округ стали обозначать греческой буквой.

Дореволюционными клеймами пользовались на всех предприятиях, которые открывались после октябрьского переворота. В 1918 году в Москве заработал платиновый завод, созданный на базе бывшей фабрики И. П. Хлебникова, он выпускал продукцию, предназначенную для нужд химической и электротехнической промышленности, а также небольшое количество серебряной столовой сервировки — ложек, вилок и подстаканников. На изделия дополнительно наносили клеймо «Платиноприбор».

Изготовлением драгоценностей в 1920-е годы занимались кустарные ювелирные мастерские, их число возросло после того, как Народный комиссариат финансов разрешил свободную продажу драгоценностей. В 1923 году организовано Московское ювелирное товарищество (МЮТ), на которое были возложены обязанности по контролю за производством и продажей предметов из золота и серебра. Вся продукция периода 1923-1926 годов выходила с маркировкой «МЮТ».

После революции долгое время работало всего три пробирных управления — в Москве, Санкт-Петербурге и Костроме, после 1924 года их количество увеличилось до четырнадцати. Драгоценные металлы стали взвешивать и учитывать в метрических единицах вместо золотниковых, и пробы серебра изменили свои значения с двузначных на трехзначные.

В 1927 году была принята новая система клеймения, которая действовала последующие тридцать лет. Произведенные в стране предметы из серебра отвечали единым требованиям: соответствовали официально установленной пробе и маркировались клеймом определенного учреждения пробирного надзора. Подлинность изделия удостоверяло рельефное или линейное изображение профиля рабочего, держащего на плече молот. К рисунку добавлялся шифр организации — каждому пробирному учреждению была присвоена определенная буква греческого алфавита, которую иногда заменяли символами в различных комбинациях.

В 1936 году для регулирования продажи и производства ювелирных изделий была создана Всесоюзная контора, заменившая собой Мосторг. В столицах союзных республик открылись ювелирные заводы, маркировавшие свою продукцию клеймами-именниками. Таким же образом поступали артели и промкомбинаты, появившиеся в большом количестве в 1930-е годы.

С 1953 года к именнику производителя стали добавлять последнюю цифру года выпуска изделия. Например, сочетание «ТЗ0» обозначало, что предмет сделан на Таллиннском ювелирном заводе в 1960 году. В тех случаях, когда буквы в названиях предприятий были одинаковыми, для определения места производства следовало смотреть шифр пробирной инспекции.

Клейма на серебре после 1958 года

В июне 1958 года система клеймения была вновь пересмотрена. Рисунок изменили на серп и молот, помещенный внутри пятиконечной звезды. До 1965 года рисунок был выпуклым, но затем стал врезным — такое клеймо проще было сделать заново в случае сильного износа вещи и последующей ее реставрации. Шифр пробирной организации обозначали русскими буквами, иногда его наносили в виде штрихов и точек в определенных сочетаниях.

Основные признаки советского клейма:

В 1969 году последнюю цифру года перенесли в начало знака-именника изготовителя. К примеру, комбинация «3ЛЮ» значила, что изделие выпущено на Ленинградской ювелирной фабрике в 1973 году. Московский монетный двор в 1950-е наносил на реставрированные вещи клеймо «ММД» и букву «Р» в круглом щитке.

Во второй половине 1970-х советская ювелирная промышленность представляла собой систему крупных предприятий, оснащенных современным оборудованием. Фабрики выпускали самую разнообразную продукцию из серебра: украшения, посуду и сувениры с отделкой эмалью, чернью и драгоценными камнями. В целях дальнейшего развития и совершенствования производства в 1976 году все предприятия были объединены в «Союзювелирпром». Этот факт не повлиял на систему клейм на серебре — она оставалась неизменной вплоть до 1994 года.

В каталоге Very Important Lot представлено немало серебряных украшений, посуды и аксессуаров советского периода. Клеймо служит удостоверением подлинности изделия и повышает его ценность.

Клеймо на серебряных и золотых изделиях в царской России и СССР

История возникновения клейм на серебряных и золотых изделиях в России, а также в СССР. Как и зачем делали пробы

В Европе клеймение ювелирных изделий началось с 13 века, а первые русские клейма появились лишь в 17 веке. Необходимость в контроле качества драгоценных сплавов возникла в связи с тем, что изделия из золота и серебра были потенциальным сырьем для монет, а добыча этих металлов в стране была очень мала, поэтому серебро и золото было в дефиците.

Русские клейма XVII в.

Первый указ о клеймении на Руси датирован 1613 г. Согласно ему, мастера серебряных дел должны были изготавливать изделия из сплава, идентичного европейскому серебряному талеру. Эта монета, получившая название«любский ефимок», содержала до 93 % чистого серебра.

Золотые изделия проверялись на «взрѣзъ» – на мягкость, серебряные «съ пожега» – по изменению цвета при накаливании. Кроме того, использовался пробирный камень. Обязанности испытывать и клеймить изделия возлагались на пробирных мастеров. Клеймо, удостоверяющее надлежащее качество сплава стало называться пробой. Первые клейма, обозначающие пробу, начали ставить в конце 17 века. Пробы, равные ефимку, были в ходу с 1693 по 1697 гг. Они представляют собой круг с буквами «ЄϴЌ».

В 17 веке появился еще один эталон серебряного сплава — голландский левендальдер (львиный талер). Эта монета чеканилась из более низкопробного сплава (до 74 % серебра), и называлась в народе «левок» из-за изображенного на монете льва. Изделия, соответствующие сплаву львиного талера, клеймились до 1698 г. круглыми и овальными клеймами с надписью «левокъ» и «лев».

Кроме пробы, существовали городские клейма с гербами городов. Самые ранние из известных городских клейм (1651 — 52 гг.) – московские клейма в виде щитка с изображением двуглавого орла и даты, обозначенной славянскими буквами. К концу 17 в. относятся клейма городов Дерпт, Митава, Нарва, Ревель, Рига. Также, на изделия вплоть до 1741 г. наносили годовые клейма в виде круга с буквами внутри.

Клеймение после реформы Петра Великого

В 1700 г. в России Петром I начата монетная реформа. В подражание иностранному дукату была отчеканена русская золотая монета – червонец. Далее Кадашевский монетный двор отошел от стандартов дуката. Новая монета содержала 78,1 % чистого золота, ее вес равнялся золотнику (4.26 г). В феврале 1700 г. вышел указ, предписывающий установить клейма для золота и серебра. Клеймение изделий, надзор над мастерами и торговцами возложены на пробирных старост. Пробы были определены приблизительно.

В золоте:

В серебре:

В 1711 году пробы на серебре стали устанавливать в цифровом выражении. Третья проба клеймилась цифрами «82». Четвертая – «62», а после 1731 года – «72». Закрепилась золотниковая система: проба равна количеству золотников драгметалла в фунте сплава. Чистое золото и серебро приравнивается к 96 пробе (столько золотников в 1 фунте).

Клеймо с пробой этого периода выполнено в виде цифр, заключенных в прямоугольник. Пуансоны для клеймения изготавливались Монетным двором. Кроме пробы на изделие ставилось городское клеймо, именник ювелира, мастерской или фабрики-изготовителя, клеймо пробирного мастера. Клеймение проводилось в пробирных палатках, основанных в Москве и Петербурге.

Пробирным уставом 1847 г. утверждены пробы:

Следующими уставами число проб увеличено. Своеобразным знаком качества изделия в 50-х гг. стало клеймо альдермана – старосты ремесленного цеха.

В 1896 г. принят очередной Пробирный устав. Россия разделена на 11 пробирных округов во главе с управляющими. Придворные мастера и фирмы получили разрешение ставить на свои изделия оттиск клейма с государственным гербом. Во 2.п. 19 в. проба часто размещалась в одном щитке с клеймом города, или в щитке с инициалами пробирного мастера.

С 1899 г. утверждено единое клеймо с контурным изображением обращенного влево женского профиля в кокошнике. В 1908 г. введено клеймо с рельефным женским профилем, обращенным вправо. Шифр окружного пробирного учреждения проставляется греческой буквой.

Пробы и клейма

Клеймение ювелирных изделий в эпоху СССР

В 1927 г. золотниковая система заменена на метрическую. Проба стала определяться количеством граммов драгметалла в килограмме сплава. В СССР для изделий ювелирной промышленности устанавливаются пробы:

Организованы государственные пробирные инспекции, выполняющие функции пробирования и клеймения. Пробирные клейма до 1958 г. представлены профилем головы рабочего с молотом в щитке в виде лопатки, овала, усеченного овала или молотка. Сопровождаются цифровой пробой и буквой греческого алфавита – шифром пробирного учреждения. Позднее, изображение рабочего заменено на серп с молотом в пятиконечной звезде. Изделия, не соответствующие заявленной пробе, клеймятся буквами «НП».

Все изделия в пробирные инспекции должны были поступать с именником предприятия-изготовителя. Для проведения анализа сплавов используются способы:

После распада СССР в 1994 г. советская эмблема на российском пробирном клейме заменена на женский профиль в кокошнике, смотрящий вправо. Введена 585 проба вместо 583. Лазерное клеймение стало применяться наряду с ударным.

пробы для серебра

 

Ниже ссылка на книжку, где приведены все разновидности клейм на изделиях из драгоценных металлов начиная с 17 века. Для каждого города империи, указаны все мастера, которые когда-либо работали над производством, а так же года выпуска изделий. Перечень клейм начинается на 148 странице книги.

Указатель клейм на изделиях из серебра и золота в царской России

Проба, клеймо, карат, именник. Разбираемся в ювелирной терминологии

Ключевым понятием в сфере сплавов из драгметаллов является проба. Это определение пропорций содержания основного драгметалла в конкретном сплаве (или количество благородного металла, содержащегося в 1000 части сплава). Установленные данные фиксируются на ювелирном изделии (монетах и некоторых других изделиях) в виде числового клейма, которое также называется пробой. Проба ставится в учреждении Государственной инспекции пробирного надзора на все поступающие в продажу изделия из драгметаллов. Чаще всего на золотых украшениях отечественного производства можно встретить 585 и 750 пробы, на серебряных – 925. В международной торговле для золотых украшений используется каратная система (не путать с каратом, используемым для взвешивания ювелирных камней, где 1 карат = 0,2 г). Ее исчисление ведется от 24 единиц (золотая проба 14 карат означает, что в 24 единицах сплава содержится 14 единиц золота). В системе карат приняты пробы: 9к, 14к, 18к, 21к, 22к, 23к, 24к. значение каратной пробы/24 х 1000

Карат – это единица измерения чистоты вещества. В ювелирной промышленности пользуются определением британский карат (означает неметрическую единицу оценки чистоты вещества, которая равна 1/24 массы чистого вещества в общей массе), графическое обозначение К (английская заглавная буква). К примеру, 585 проба соответствует 14,041К (ранее наша 583 – 14К), 500 – 12К, 750 – 18К, 958 – 23К, 996 – 23,9К, 999,9 – 24К. Минимальным стандартом чистоты золота во многих странах является 9К золото (кроме Германии, с 1884 г. мин.стандарт 8К – 333 проба).

Золотниковая система использовалась на территории Российской империи до 1927 г. Основана на русском фунте, в котором содержались 96 золотников. Золотниковая проба соответствует числу золотников драгметалла в 1 фунте пробируемого сплава.  Пробы: 36, 48, 56, 72, 84, 88, 91, 92, 96 золотников. Лотовая – предшественница каратной системы, была основана на значении марки (бывшей в обиходе в Средние века в Европе), которая содержала 16 лотов. В свою очередь, лотовая система проб соответствует числу лотов драгметалла в 1 марке пробируемого сплава. Пробы: 6, 8, 12, 14,  16 лотов. Когда содержание драгметалла в изделии установлено, наносится соответствующее клеймо. Государственное пробирное клеймо - знак установленного единого образца, который удостоверяет ценность изделий из драгоценных металлов. Опись государственного пробирного клейма и его форма утверждаются Министерством финансов Украины и изготовляются по его заказу.
Клеймение - пробирно-технологическая операция нанесения оттиска государственного пробирного клейма на ювелирные и бытовые изделия из драгоценных металлов. Не подлежат обязательному клеймению в органах, осуществляющих государственный пробирный контроль полуфабрикаты и слитки из драгоценных металлов; изделия из драгоценных металлов, которые имеют историческую или археологическую ценность, а также ордена, медали и монеты; мелкая насечка (инкрустация) золотом и серебром на оружии, предметах быта, религиозного культа и т.п.; сусаль желтая и сусаль серебряная; приборы, лабораторная посуда и прочие изделия, которые изготовляются из драгоценных металлов и предназначены для научных, производственных, медицинских и прочих целей. Кроме пробы, ювелирное изделие должно содержать именник, специальный знак, удостоверяющий изготовителя ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов. Субъекты предпринимательской деятельности, изготавливающие ювелирные и бытовые изделия из драгоценных металлов, обязаны иметь именник, оттиск которого проставляется изготовителем на всех изделиях. Оттиск именника ежегодно подлежит регистрации в органах, осуществляющих государственный пробирный контроль. Использование именника, не зарегистрированного в таких органах, запрещается законодательством.
Cистема обозначений и форма именников - специальных знаков, удостоверяющих изготовителей ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов в Украине.


2000 год 0ХХХ 2010 год ХХХ0 2020 год ХХХ0:

2001 год 1ХХХ 2011 год ХХХ1 2021 год ХХХ1: 2002 год 2ХХХ 2012 год ХХХ2 2022 год ХХХ2: 2003 год 3ХХХ 2013 год ХХХ3 2023 год ХХХ3: 2004 год 4ХХХ 2014 год ХХХ4 2024 год ХХХ4: 2005 год 5ХХХ 2015 год ХХХ5 2025 год ХХХ5: 2006 год 6ХХХ 2016 год ХХХ6 2026 год ХХХ6: 2007 год 7ХХХ 2017 год ХХХ7 2027 год ХХХ7: 2008 год 8ХХХ 2018 год ХХХ8 2028 год ХХХ8: 2009 год 9ХХХ 2019 год ХХХ9 2029 год ХХХ9:


Условные обозначения:

0 - 9 - условные обозначения года в десятилетии; 0: - 9: - условные обозначения года в десятилетии с 2020 до 2029 года. ХХХ - индивидуальные знаки (шифр) изготовителя; первым знаком является шифр области Украины (Автономной республики Крым), в которой зарегистрирован изготовитель: А          - Автономная республика Крым;         М         - Николаевская область;           Б          - Волынская область;                                 О       - Одесская область;      В          - Винницкая область;                                 П       - Полтавская область;   Г          - Донецкая область;                                   Р       - Ровенская область;    Д          - Днепропетровская область;                 С        - Сумская область;        Ж         - Житомирская область;                          Т         - Тернопольская область;         З          - Запорожская область;                            Х        - Харьковская область;             У          - Закарпатская область;                           Ш        - Херсонская область;              І           - Ивано-Франковская область;               Є        - Хмельницкая область;            К          - Киевская область;                                   Ч       - Черкасская область;   Е          - Кировоградская область;                      Я        - Черновецкая область;            Л          - Львовская область;                                И       - Черниговская область.           Н          - Луганская область;                           Форма именника - прямоугольник с заостренной правой стороной (в виде стрелки), или прямоугольник (без заострения). Примечание. В случае изменения области (Автономной республики Крым), в которой зарегистрирован изготовитель, за ним могут сохраниться предоставленные ранее индивидуальные знаки (шифр). Пример обозначений именника изготовителя

- именник ОАО «Киевский ювелирный завод», г. Киев, предназначенный для использования в 2005 г.




  - именник ОАО «Киевский ювелирный завод», г. Киев, предназначенный для использования в 2015 г.

Способы определения проб
Существует несколько методов, однако назвать их из серии «в домашних условиях» сложно:

- спектрального анализа.
При воздействии на металл 583 (585) пробы хлорным золотом он приобретает светло-коричневый оттенок; на металл 500 пробы  - темно-коричневый; 333 - черно-темно-зеленый; на белое 583 (585) - оранжево-золотистый.
Кислотные реактивы, соответствующие пробам, оставляют светлое пятно буроватых оттенков. Чем ниже проба, тем потемнение более выражено.
При опробировании серебра двухромовокислым калием на месте тестирования появляется темно-красное пятно. Чем проба выше, тем цвет ярче (от 600 пробы).
Азотнокислое серебро. Стандартные реактивы, соответствующие пробам, оставляют слабый серо-белый налет, по мере снижение пробы густота его усиливается до серо-пепельного.
Двухромовокислый калий в сочетании с реактивом для золота 500 пробы при опробировании серебра до 750 пробы дает красный налет.
  

Сплав золота 375-й пробы (золота 37,5 %, серебра 10,0 %, меди 48,7 %, палладия 3,8 %) используется для изготовления обручальных колец. Сплавы золота более высоких проб (750, 958, 999) непрочны и используются в ограниченном количестве. Золото по своей природе металл мягкий, при большом содержании его в изделии полировка будет быстро стираться, украшения могут деформироваться и т.д.  Белое золото используется в основном для изготовления украшений с бриллиантами. Такой сплав содержит золото или 583 пробы (серебро 23,7 - 28,7 %, палладий 13,0 - 18 % или никель 17 %, цинк - 8,7 %, медь - 16 %), или 750 (серебро 7,0 - 15,0 %, палладий до 14 %, никель до 4 %, цинк до 2,4 %, или никель 7,5 - 16,5 %, цинк 2,0 - 5,0 %, медь до 15 %). 

МАРКИРОВКА ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ Из истории клеймения серебра в…

МАРКИРОВКА ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ
Из истории клеймения серебра в государствах Европы

ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ деятельность российских купцов, а позже и предпринимателей на протяжении веков была связана с государствами Центральной Европы. Любекские купцы возили в Московию товары и серебро еще в царствование Ивана Грозного, Ганзейские купцы торговали в Великом Новгороде, петровские мореходы осваивали азы европейской науки в Голландии, а в начале XIX века отечественные текстильные предприятия оснащались исключительно станками и машинами французского, немецкого или английского производства. Модные магазины двух столиц и крупных губернских городов торговали товарами со всего мира, и, конечно, особое место занимали серебряные изделия с зарубежными марками.

КЛЕЙМЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ СЕРЕБРА В ГЕРМАНИИ

Большой спрос со второй половины XIX века был у российского обывателя на металлические и серебряные предметы германского производства. Особенно покупатель уважал сравнительно дешевые столовые наборы и интерьерные вещи из немецкого серебра, эффектную эротичность немецкого модерна в металлопластике и надежность гальванического серебрения.

Сегодня эти вещи часто появляются на антикварном рынке. Но своеобразная манера клеймения, резко отличная от российской, не всегда позволяет правильно датировать серебряный предмет по марке и отличить его от качественного накладного или гальванического серебрения.

Так, например, в Германии и Австро-Венгрии, по установившейся традиции, в клеймении серебра широко применялась система буквенного обозначения города, в котором была произведена вещь, мастера - изготовителя предмета, который как бы ручался за качество металла, и годового клейма. Но в отличии от английской системы они не всегда соответствовали установленному порядку и стандарту пробы (800/1000) серебра, который существовал скорее только в теории и редко встречался в реальном производстве. Недаром знаменитый российский "левок", серебро 62 пробы, был родом из Австро-Венгрии и предназначался европейскими купцами исключительно для торговых операций со странами Северной Африки и Турции.

Первое упоминание о клеймении серебряных изделий в Германии относится еще к 1289 году. Но только в 1548 году императорским указом официально устанавливается, что все предметы из серебра более 4 лотов весом после оттиска самой пробы должны получить клеймо мастера и городского магистрата или же правителя данной местности, т.е. курфюрста.

Более чем через столетие, в 1667 году, окончательно устанавливается порядок клеймения в виде так называемой "кельнской марки" для стандарта пробы, который просуществовал более двух столетий. Кельнская марка была принята в Германии для расчета содержания пробы. Она равнялась 16 лотам, или 96 золотникам, а так как 1 лот = 6 золотникам, а 1 золотник = 1/96 фунта, или 4,26 г, то проба колебалась в пределах 800 пробы.

Законы Германской империи требовали упорядочения серебряного производства, и 1 января 1888 года была произведена официальная унификация всех германских клейм. С этого времени на предмет из серебра наносят только:

1. Клеймо мастера-изготовителя или фирмы.

2. Клеймо со стандартом пробы, обозначенное только цифрой "800".

3. Клеймо с изображением полумесяца, обращенного вправо, и императорской короны, что служило государственным подтверждением стандарта пробы 800/1000.

В Австрии первый известный Декрет об обязательной апробации изделий из драгоценных металлов был подписан в 1366 году принцами Альбертом и Леопольдом. Пробирными мастерами назначались два мастера корпорации златокузнецов и проводили эту работу под руководством главы /управляющего/ Монетного двора.

В 1659 году Леопольдом I были подписаны патентные письма на разрешение работать с серебром с пробой не ниже 14 или 16 лотов. В 1708 году "патентными письмами" было разрешено изготавливать изделия из серебра с пробой в 13 и 14 лотов.

В 1737 году король Карл VI разрешил ставить пробы в пределах 15 лотов. В 1774 году началась работа по созданию своей оригинальной государственной системы клеймения и разработка формы клейма.

Указом Марии-Терезии была установлена не только новая система клеймения, но и даны подробные описания этих клейм.

С 1784 года государство начинает более жестко контролировать производство из драгметаллов и порядок клеймения, но первоначально только в среде венских столичных мастеров. Но уже в 1786 году государственный контроль вводится практически по всей стране, вплоть до Галиции. С 1806 года австрийская официальная система клеймения применялась практически во всей империи, кроме Венгрии, Словакии и Трансильвании.

Общественно политическая и экономическая жизнь страны в первой половине XIX века вынудила государство принять в середине века новое положение о клеймении изделий из драгоценных металлов. И 1 августа 1866 года были учреждены новые типы клейм. Прежде всего проба исчислялась уже не лотами, а тысячными, как во всех европейских странах. Разрешены были пробы 800/1000, 750/1000, 950/1000, 900/1000. Такие же пробы использовали и в Венгрии (Будапешт).
В 1872 году произошло изменение клейм. В круглый оттиск с изображением женской головки с вьющимися волосами помещают пробу и место изготовления, обозначенные специальной литерой - буквой-символом. Этот тип клеймения просуществовал в европейских странах до разных времен: в Австрии до 1921 года, в Чехословакии до 1922-го, в Польше до 1920-го, в Югославии до 1919-го и в Венгрии до 1937 года.
21 октября 1921 года в Австрийской Республике был принят новый закон о клеймении изделий из драгоценных металлов.

В принципе английская система клеймения серебра могла бы служить прекрасным образцом для подражания, но в различных европейских странах история развития клейма имела свои особенности и традиции. В итоге каждое государство предпочитало пользоваться стандартами серебра, начиная от 800/1000 и 830/1000 до 900/1000, которые и указывались на изделии буквами или цифрами. Но так как чаще всего нам приходится сталкиваться с произведениями мастеров Франции, Германии и Восточной Европы, то не грех сделать небольшой экскурс в их историю.

ФРАНЦУЗСКОЕ СЕРЕБРО

Если вы собираетесь приобрести старинные изделия из драгоценных металлов работы французских мастеров, то самой большой проблемой будет грамотное прочтение сложнейшего набора клейм, который "украшает" французский антиквариат. Поэтому, чтобы не потеряться в море типов маркировки и вместо серебра не купить "апплике", то есть накладное серебро, стоит лишний раз вспомнить, как формировалась культура клеймения в ювелирном искусстве этой страны.

Родиной изысканных вкусов и изящества, империей утонченных наслаждений и дорогих забав на протяжении столетий была солнечная и прекрасная Франция. Великолепные празднества и изнурительные военные походы тяготили государственную казну и обременяли рядовых налогоплательщиков. Поэтому особое пристрастие Министерство финансов и налоговые службы "питали" к производителям и поставщикам предметов роскоши и, конечно же, ювелирам. И вечной проблемой для французских серебряных дел мастеров на протяжении столетий была святая заповедь, согласно которой уплата налогов гарантировала душевный покой. Крепкий сон французских ювелиров зависел от их законопослушания и оберегался целой системой назойливого надзора.

Государственные чиновники постоянно следили не столько за соблюдением качества вечно мигрирующего по стране золота и серебра, сколько за уплатой всевозможных пошлин и налогов в государственную казну. Поэтому именно французские ювелирные изделия наиболее полно знакомят нас с исключительно разнообразной типологией клейм различного назначения и динамикой эволюции маркировки изделий из драгоценных металлов в сочетании со стандартом пробы.

Наверное в силу своего глубоко национального пристрастия доводить самые прозаические вещи до уровня высокого искусства французские пробиреры превратили порядок клеймения в замысловатую шараду, понятную только профессионалам. Причем сами рельефные "камеи" многочисленных знаков отличия по своей конфигурации и оригинальности решения постепенно превращаются в миниатюрные произведения кузнечного мастерства с широким диапазоном изображенных персонажей и образных символов.

Французская система клеймения на первый взгляд поражает обилием различных клейм и отличается от аналогов других стран не только постоянно изменяющимися законодательными фискальными актами, но и соответственно постоянным процессом учреждением новых и упразднением старых типов маркировки. Поэтому клейма именно этой страны являют собой наиболее многозначную и развернутую и, что самое главное, самую сложную среди европейских государств систему маркировки.

Самое раннее французское клеймо датируется 1272 годом, но несмотря на то что в 1378 году был официально утвержден французский государственный стандарт серебра, в целом система клеймения развивалась достаточно хаотично. Может быть, это было связано с большей доступностью этого металла на внутреннем рынке страны и обилием военных трофеев. Это, наверное, и приводит к возникновению практики контрольных клейм. Уже с 1275 года специальный декрет обязывает все изделия маркировать клеймом города и именником мастера. В 1577 году для контроля за налогами учреждается новое клеймо. В 1579 году порядок сбора пошлины меняется и опять появляется новое клеймо. Деньги в связи с установкой клейма должен был получать откупщик, но парижские серебряных дел мастера не согласились с королевской волей, и постепенно этот закон утратил силу.

В 1672 году учреждается новый налог на право клеймения золота и серебра. Получение денег подтверждается специальным клеймом. Оно было фигурным и подтверждало уплату налога в казну и проставлялось откупщиком. Но уже в 1681 году клеймо откупщика дополняется другими клеймами. Большое распространение получили инвентарные клейма. Они существовали для обозначения различных операций с товаром.

Например, часто встречается "инвентарное" клеймо, которое было только контрольным на тот случай, если по каким-то причинам раньше времени переизбирался "откупщик налогов", отвечавший за клеймение изделий, и новый принимал клеймо, отличное от предшественника. В этом случае изделие, прошедшее налоговый контроль у предшественника, перепроверялось, клеймилось вновь назначенным контролером дополнительно и записывалось в специальный "Инвентарь".

Все ввозимые изделия обязательно имели "таможенную марку" - etrange /иностранное/ и клеймились еще клеймом ЕТ в прямоугольном щитке.

Незыблемой оставалась только одна, ставшая базовой, схема, по которой обязательными были:

1. Клеймо мастера в виде инициала или символа.

2. Государственное /королевское/ клеймо или городское.

3. Налоговое клеймо.

4. Клеймо - освобождение от налога.

Постоянный контроль за качеством металла вынуждал строго следить и за самими проверяющими во избежании злоупотреблений. Так, с XVI века изделия, сделанные в Париже, имели еще и годовое пробирное клеймо в виде буквы и короны, где буква означала год маркировки, а так как мастер-пробирер избирался на год, то дата позволяла определить его имя и служила как бы его подписью.

В 1750 году для удобства сборки и контроля над изготовлением крупных предметов было введено "опознавательное" клеймо, которое ставилось на все детали предмета.

Мастер обязан был клеймить все детали изделия перед сборкой именником, затем апробировать их в Гильдии и получить клеймо "откупщика", подтверждающее, что все налоги с деталей уплачены, и буквенное клеймо даты апробации, подтверждавшее чистоту серебра, и только затем монтировать вещь. Причем после монтажа он должен был снова представить в Гильдию свою работу для уплаты пошлины и получения соответствующего клейма. И только после этого продавать.

Таким образом, на предмете был целый арсенал марок. Причем клеймо самого откупщика дополнялось клеймом того района, от которого взимался налог. Районов было всего одна тысяча, поэтому клейма откупщиков по районам еще до сих пор в научной литературе полностью не систематизированы.

Вообще сама процедура маркировки изделий требовала постоянного клеймения вещей и их деталей, что создавало некий замкнутый цикл.

Но всему бывает конец, и в 1791 году клейма откупщиков, впрочем как и клейма об уплате налогов, были отменены революционным правительством как "унизительное наследие королевского прошлого". Но жизненные реалии брали свое. И уже с января 1795 года "Совет 500" горячо обсуждает дела Ассоциации золотых и серебряных дел мастеров, и постепенно восстанавливается старая система государственного надзора. Правительство Наполеона I утверждает новую систему клейм по контролю за пробой серебра - клеймо "качества" и сдачей налогов - клеймо "гарантии". В гарантийном государственном клейме почетное место занял галльский петух с буквенной датой и номером пробы, а позже различные пробы получили символические идентификационные знаки с изображением кабана, лошади и птиц. Позже парижские и провинциальные клейма отдали дань революционной эпохе - в них появилось профильное изображение головы во фригийском колпаке.
Постепенно Францию опять захлестнул шквал гарантийных и контрольных клейм об уплате налогов. И все опять вернулось на "круги своя". Уже в 1800 годы снова, как встарь, были выявлены первые факты подделок налоговых и пошлинных клейм, особенно на изделиях, проходящих повторный контроль, - так называемых комиссионных клейм.

После 1819 года в изображения пробирных и контрольных клейм возвращается монархическая и античная символики. Даже клейма контрольных органов в различных департаментах получают новые идентификационные знаки и номера. А с 1838 года клеймо пробирного учреждения становится более унифицированным. На нем в фигурном щитке расположена голова богини Минервы с буквенной датой и номером пробы. Инвентарные клейма используют с изображением бульдога и гончей собаки.

В 1840 годы устанавливается новое государственное гарантийное клеймо с профильным изображением Гермеса, которое гарантировало пробы 950 и 800.

В целом конец XIX века больше не преподносил французской системе маркировки трагических сюрпризов, хотя и в дальнейшем постоянно учреждались новые специальные клейма для драгоценных часовых корпусов, серебряных изделий неизвестного происхождения и других бесконечных контрольных нужд государства.
В XX веке экономика Франции вынуждена была реагировать на изменения мирового рынка и считаться с лидерством Англии и США, поэтому стандарт серебра в стране вынужденно начал соответствовать англо-американскому и был официально утвержден в пределах 925 пробы.

С 1 июня 1976 года во многих европейских странах, подписавших Международную Конвенцию, на изделиях из драгоценных металлов стали ставить унифицированное общеевропейское клеймо в виде весов, между чаш которых расположена цифра с обозначением пробы металла.

Ольга Брюзгина
Источник

Еще пара ссылок "по теме":

Госты и пробы (золото, серебро)

КЛЕЙМА НА СЕРЕБРЯННЫХ И ЗОЛОТЫХ ИЗДЕЛИЯХ ЦАРСКОЙ РОССИИ И СССР

Tags: разное

проф. Зигмунт Бауман получил Золотую печать города Познани

Социолог, философ и публицист проф. В понедельник в Познани Зигмунт Бауман получил Золотую печать города Познани — награду, присуждаемую людям, навсегда вошедшим в историю города.

"Профессор Бауман является одним из познаньских людей, добившихся самых высоких позиций среди интеллектуалов и мировых мыслителей. Профессор, помимо того, что вы признаны ученым, вы также получили статус гуру для нескольких поколений людей в этой области философии и познания мира», - сказал во время церемонии социолог из Познани проф.Марек Зюлковски.

Благодарность за награду, проф. Бауман недоумевал, почему он удостоился ее. «Мое единственное преимущество на данный момент в том, что я здесь самый старый житель Познани, потому что мне уже 85 лет. Посетив уголки Познани, связанные с моим детством, я понял, насколько я в долгу перед этим городом. Именно здесь что я научился гражданским добродетелям (...), здесь я приобрел такие качества, как целеустремленность и настойчивость. Я в долгу перед Познанью. Эта награда присуждена за преувеличение», - сказал проф.Баумана.

Золотая печать города Познань вручается с 2003 года. На данный момент Познань удостоила таким образом 35 человек, в том числе Агнешка Дучмаль, Кристина Фельдман и Ванда Хотомская.

проф. Зигмунт Бауман, один из ведущих авторов концепции постмодернизма, родился 19 ноября 1925 года в Познани (в непрактикующей польско-еврейской семье). Войну провел в СССР. Он присоединился к 1-й пехотной дивизии. Тадеуш Костюшко, с которым он прошел боевым путем до Берлина, работая в учебно-политическом отделе.Закончил действительную службу в звании майора. После Второй мировой войны он учился в Академии социальных и политических наук в Варшаве, затем в Варшавском университете, где стал ассистентом социолога-марксиста Юлиана Хохфельда.

В 1968 году в связи с антисемитской кампанией мартовских событий власти Польской Народной Республики исключили Баумана из Варшавского университета, где он возглавлял кафедру общей социологии. Затем он покинул Польшу и после непродолжительного пребывания в Израиле (там он читал лекции в университетах Тель-Авива и Хайфы) переехал в Великобританию, где с 1971 г.он был связан с Университетом Лидса; до 1990 года он возглавлял там кафедру социологии.

Вернувшись в 1992 году в Польшу, Бауман активно участвовал в общественной жизни. Он издавал книги и писал очерки. В 2004 году он стал ректором Универсального университета им. Ян Юзеф Липский в Теремиске близ Беловежи на Подлясье.

Среди наиболее значительных произведений Баумана, среди прочих изданная в 1989 г. «Современность и Холокост», за которую Бауман получил Европейскую Амальфитанскую премию, а в 1998 г.Теодора В. Адорно.

Другие книги Баумана включают «Европа – незаконченное приключение», «Жидкая современность», «Жидкая жизнь», «Вместе врозь», «Сообщество. В поисках безопасности в нестабильном мире», «Перемалывающая жизнь», «Жидкий страх». Последняя книга Баумана "Социализм. Утопия в действии" вышла в октябре (PAP)

Источник:

.

Нанкин - редакция ББ

Очередное июньское утро встретило меня неизменной панорамой Нанкина, видимой из окна, которая обжигала глаза своей обыденностью. Над городом возвышалась вершина Цзыцзинь Шань, Пурпурно-Золотая гора. В мои двадцать с лишним лет на посту склон со стороны города зарос домами, как длинный нескошенный огород с сорняками. Если напрячь глаза шестидесятилетнего мужчины, то можно увидеть устье Янцзы и порт.

Каждое утро река чернеет от суетливых подмастерьев красильщиков и других текстильных фабрик.Если подумать, трудно найти в городе человека, который бы там не работал. Близость проточной воды и огромный коммерческий спрос Короны практически не оставляют шансов для развития других отраслей экономики. Ах, да, есть еще и опиум.

Ты так не умрешь
Если бы я мог, я бы запретил разведение этого материала. Ведь я губернатор провинции! Но, кстати, я "просто" он. Неужели все забыли, что произошло ровно десять лет назад? Бронзовые или серебряные монеты, кому насрать?! Была только одна причина.И это был опиум. Недалеко отсюда на пришвартованном в гавани «Корнуоллисе» был подписан мирный договор. Это должно нас чему-то научить. Но мы по-прежнему экспортируем опиум.

Когда я, наконец, встал с кровати, я снова задумчиво посмотрел в окно. Элизабет любила гулять у воды. Было чудесно смотреть на ее улыбку. Идиотские войны и споры... Врачи пытались убедить меня в малярии, но после того, как разразится конфликт, просто так не умрешь. Нервы убили ее, тревога за меня.

Однообразие невыносимо
Наконец-то я оторвал взгляд от зрелища, закручивающего спираль ностальгии.В конце концов, как губернатор, у меня есть свои обязанности. Мой адъютант уже подготовил кое-какие документы для подписания. Как каждое утро. Невыносимое однообразие... Какой сейчас год? Вероятно, 1849 год. Их невозможно различить, слишком они похожи.

На самом верху безукоризненно сложенной стопки бумаг лежало изречение, обязывающее производителей повышать урожайность опиумного урожая. Я уже подписал бесчисленное количество раз, как это. Процедура. Генри Лонгсдейла, я тщательно начертал и проштамповал красным воском.Слишком водянистый, раньше даже воск был лучше.

Лицемерие? Конечно нет. На самом деле я отношусь к этому опиуму с глубоким уважением. Пусть китайцы их сожгут и отравят себе мозги. Мне все равно. Прибыль считается. А моя жена умерла из-за сока неспелых маков! Кулак сам по себе ударил по столу. Не в первый раз. Массивный и искусно украшенный орех издал недовольный стон. «Когда-нибудь я наконец сломаю его», — подумал я.

Успеем к ужину
Лицо Артура Честера, бледное как полотно, появилось из-за двери.Это был худощавый человечек с крысиным и усталым лицом, хотя ему только что исполнилось сорок.

- Сэр... - Если бы его голос был материален, он бы трясся и падал, разбиваясь на куски. Умный парень почувствовал, что я был в плохом настроении.

- Сэр! Встретив мой понимающий и добродушный взгляд, он снова начал уже более твердым тоном. - Вы помните запланированный на сегодня, то есть 17 июня, осмотр маковых полей? Возможно, милостивое око Его Высокопреосвященства хотело заметить...

Я не слушал следующих слов этого пресмыкающегося лоха.Знайте, что нужно сделать. Пройтись по нескольким известным местам, отвезти бедных бездельников на работу и вернуться. Можем ли мы сделать это до ужина.

Не дожидаясь конца заискивающей тирады Честера, я встал из-за стола и позвал дворецкого, чтобы тот принес мне пальто. Давайте покончим с этим как можно скорее.

Скоро выйдет вторая часть рассказа Мацея Зузяка "Нанкин"!

Вычитка: Ева Кухта
Фотографии: Нина Мизгала
.

Зверь близок... | Polona / Блог

Старообрядческое сознание базировалось на древнерусских традициях, представлениях, стереотипах и мифах. Особая идентичность старообрядцев создавалась с момента разделения Московской церкви в середине XVII века. Во многом она была сформирована реформаторскими усилиями патриарха Никона, воспринятыми как кощунственные и иконоборческие, а затем гонениями и страданиями тех, кто отвергал новые обычаи и пытался сохранить старые обряды.

Откр 6,4: "И вышел другой кон цвета огненного, и сидящему на нем дан мир от земли, чтобы люди убивали друг друга, - и дан ему большой меч" мир, который стали им чужды, зло восторжествовало вместо добра, вместо православной веры восторжествовало богохульство и насмешка над святостью, и над всем этим стал царствовать антихрист. Его олицетворение первые верующие видели в Никоне, который, по их мнению, был ответственен за перемены в Церкви, хотя другими патриарх воспринимался только как предвестник Антихриста.Как и во многих других вопросах, старообрядцы спорили о том, кем он был или будет, и когда придет его время. Одни полагали поэтому, что время антихриста еще не наступило и ожидали начала его царствования в будущем, другие были убеждены, что антихрист не принимал телесную форму, а был духовным творением, которое только таким образом, без телесной формы мог осуществлять свою власть над всем миром. Царь Алексей Михайлович также рассматривался как воплощение Антихриста, хотя следует подчеркнуть, что многие старообрядцы в первом поколении, напр.Протопоп Аввакум долгое время был убежден, что царь ничего не знает о беззакониях и страданиях, перенесенных старообрядцами, и что он сам был обманут злым Никоном. Однако потом миф о добром царе предался забвению, и антихристом в разное время считался Петр I, Наполеон, а в более поздние времена - Михаил Горбачев.

Откр. 13.1: «И увидел я зверя, выходящего из моря, с десятью рогами и семью головами, и с десятью диадимами на рогах его, и с именами богохульными на головах его».Копия, находящаяся в собрании Национальной библиотеки, создана в районе расцвета их культуры - на севере России, вероятно, в начале XIX века. Рукопись содержит 72 миниатюры, являющиеся иллюстрациями к книге Откровения. Способ разработки свода, его украшения, а также появляющаяся здесь иконография глубоко уходят корнями в традицию древнерусского искусства, но также соответствуют специфической духовности и представлениям о мире, существовавшим в старообрядческих общинах.

Откровение 6.8: "И я увидел: вот конь бледный, и имя сидящему на нем было Смерть, и бездна следовала за ним" Откровение 8.9: "и третья часть существ - те, которые имеют души - а у третьего часть кораблей погибла» Откр. 8:10-11: «И третий ангел вострубил: и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источниках воды. И имя звезды Полынь. И третья часть воды сделалась полынью, и многие люди умерли от вод, потому что они стали горькими: лица их, как у мужчин, и волосы у них, как у женщин, и зубы у них, как зубы у львов, и лица их, как железо. снарядов, и грохот крыльев их был подобен гулу многоконных повозок, мчащихся на бой" Откр 12:15-16: "И пустил змей вслед жене воду, как реку, из пасти своей, так что река понес бы ее.Но земля пришла на помощь Жене, и разверзла земля свою пасть и поглотила реку, которую Дракон выпустил из своей глотки» Откр 17.3-5: «И увидел я жену, сидящую на звере багряном, полном богохульные имена, имеющие семь голов и десять рогов. И жена была одета в пурпур и багряницу, вся украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и в руке у нее была золотая чаша, наполненная мерзостями и нечистотами ее блуда. И на челе ее написано имя - тайна: "Великий Вавилон. Мать блудницам и мерзостям земным»» Откровение 13:14-15: «Она обольщает живущих на земле знамениями, которые Ей дано было сделать пред зверем, говоря живущим на земле, чтобы они образ зверя, пораженного мечом и ожившего.И дано было ей даровать образ зверя своим духом, чтобы и образ зверя говорил, и чтобы были убиты все, кто не поклонится образу зверя.У него был ключ от Бездны и ключ большая цепь в руке. И он взял дракона, древнего змия, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет. И бросил его в бездну, и запечатал его, и запечатал его, чтобы уже не прельщать народы, доколе не окончится тысяча лет. И тогда он должен быть отпущен на короткое время» Откр 20:10: «А диавол, прельщающий их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк».И будут мучиться день и ночь во веки веков»

Цитаты из Апокалипсиса св. Иоанна в переводе Библии Тысячелетия.



Чудовище рядом… Александра Суликовская находится под лицензией Creative Commons Attribution-Alike 4.0 International License.

.

Правила создания гербов, флагов, знамен и печатей единиц местного самоуправления в Польше - Министерство внутренних дел и администрации

Вопросы, связанные с созданием символов единиц местного самоуправления, регулируются Законом от 21 декабря, 1978 г. о знаках отличия и форме одежды (Законодательный вестник от 2016 г., ст. 38). В соответствии с его положениями органы местного самоуправления имеют право устанавливать (по решению принимающего решения органа) свои гербы, долговые обязательства (флаг, знамя, знамя, настольный флаг, знамя и т.п.).), печати, знаки различия (цепь, трость, колокольчик и т. д.), а также эмблемы и другие символы (например, значок члена совета, статуэтка, ключ).

Кроме того, органы местного самоуправления имеют право учреждать почетные знаки. Эти символы должны быть выполнены в соответствии с принципами геральдики, вексилологии и местной исторической традиции. Это понятие также включает в себя традицию использования символов в прошлом.

В дополнение к вышеуказанным установленным законом критериям Геральдическая комиссия руководствуется выводами Краковского геральдического коллоквиума, посвященного геральдике местных органов власти.Дизайн символов подлежит утверждению министром, отвечающим за государственное управление.

В связи с требованиями, изложенными в Законе, дизайнер должен следовать двум тесно связанным критериям: контентному и историческому. Первый критерий означает необходимость следования общепринятым, универсальным принципам данной области. Вторым определяющим фактором правильности является соблюдение правил, связанных с созданием символов, соответствующих местной традиции, вытекающих из многовековых польских обычаев или особенностей регионализма.

Требование соблюдения местной исторической традиции означает, что, приступая к работе над тем или иным символом, органы местного самоуправления должны иметь в своем распоряжении тщательно проведенный историко-геральдический запрос, охватывающий как минимум текущее опубликованное состояние исследований. В таком исследовании следует ссылаться на такие элементы, как гербы или печати, использовавшиеся в прошлом.

При отсутствии старых гербов и печатей следует указать такие элементы, как первоначальное значение местных названий, имущественные отношения, важные события и личности, связанные с территорией части, местное религиозное богослужение, церковное заклинание, памятники материальная и духовная культура и др.

Помимо необходимости ссылки на историческую традицию, о которой говорилось выше, отдельные символы должны соответствовать критериям, указанным ниже.

Трава

Правильный герб имеет следующие особенности:

Гербы коммун
Гербы воеводств и повятов

Векселя

Флаг
Баннер

Штамп

.

Смотрите также