Народы крыма


кто такие караимы и крымчаки — Российская газета

Крым - один из самых многонациональных регионов России. Тут проживают 175 народов, в том числе коренные - крымские татары, караимы и крымчаки. Первых 200 тысяч, вторых и третьих - по несколько сотен.

Крымские татары: можно попробовать сосватать невесту

Название "крымские татары" осталось в русском языке с тех времен, когда почти все тюркоязычные народы Российской империи именовались татарами. С историческими татарами или татаро-монголами (за исключением степных) они имеют мало общего, будучи потомками тюркоязычных, кавказских и других племен, населявших Восточную Европу до монгольского нашествия.

После победы России над Османской империей (1783 г.) сотни тысяч крымских татар эмигрировали - большей частью в Турцию. Оставшиеся не раз восставали против царской власти. Обвинение крымских татар, а также других народов полуострова в сотрудничестве с немцами стало поводом для их выселения с полуострова в мае 1944-го - в основном в Среднюю Азию. Всего было выселено 228 543 человека, 191 014 из них - крымские татары (47 тыс. семей). В отличие от других депортированных народов, которым разрешили вернуться на родину в 1956 году, в "оттепель", крымские татары были лишены этого права до 1989 года. В местах компактного проживания (южнобережье, Бахчисарайский, Белогорский, Судакский районы, Симферополь) до сих пор можно услышать крымско-татарскую речь, попробовать восточную кухню, остановиться в гостинице, оформленной в этническом стиле.

- Познакомиться с нашими традициями лучше в Бахчисарае, - говорит старший научный сотрудник Музея истории и культуры крымских татар Ленара Чубукчиева. - У нас возрождается ювелирное искусство, традиционная вышивка, керамика, резьба по дереву. В Симферополе работает этнографический музей, в Евпатории - культурно-этнографический центр "Одун-Базар", где желающим предлагают кулинарный и обрядовый туры. Например, поучаствовать в старинном ритуале сватовства невесты. В том числе в главной роли. Вас облачат в традиционный наряд и окрасят пальцы хной. Гостей угостят кубете - блюдом, которое печет невеста, чтобы продемонстрировать жениху свои кулинарные способности.

По словам Ленары, невесте до сих пор обязательно готовят приданое. В основном это вещи, которые можно использовать для оформления спальни. В семьях по-прежнему принято иметь много детей, которых называют восточными именами: Зарема, Эльвира, Ленур, Эдем, Айдер и т.д. Смешанные браки бывают, но не приветствуются. В домах, даже самых современных, присутствуют элементы восточного стиля. Обычно на стене висит декоративная тарелка или кожаное полотно в рамке с выдержкой из Корана.

До сих пор в Крыму сохранились тюркские названия населенных пунктов и водоемов. Переименованные в XVIII-XX веках города крымские татары между собой нередко называют по-прежнему: Симферополь - Акъмесджитом, Евпаторию - Гезлевом, Севастополь - Ахтияром.

535 караимов...

Некоторые традиции, присущие крымским татарам, близки еще одному коренному народу региона - караимам. Это один из самых малочисленных народов планеты. И 535 человек, то есть четверть представителей этнической группы, проживают в Крыму. В начале XX века их было 8 тысяч. Количество караимов катастрофически сократилось из-за войн, репрессий, голода и ассимиляции.

- Это единственные ныне существующие жители Крыма - потомки обитателей пещерных городов, - рассказывает председатель научного совета крымских караимов Юрий Полканов. - Сейчас самая большая в мире община (300 человек) находится в Симферополе.

Родовое гнездо караимов располагается на Чуфут-Кале (сами они настаивают, что правильное название "Джуфт-Кале" - "Двойная крепость"). Это известный в Крыму экскурсионный объект, ежегодно принимающий тысячи туристов. В Бахчисарайском районе можно увидеть, как выглядели типовая караимская усадьба и кладбище. Кенассы (молитвенные дома) караимов вы увидите в Евпатории. Поблизости можно попробовать традиционную кухню.

"Рецепты национальных блюд в наших семьях сохраняются, - говорит Полканов. - Наиболее известны караимские пирожки с бараниной, катлама (лепешки), хамур-долма (маленькие пельмешки)".

Из караимов происходят и Нарышкины - известный русский дворянский род. Родоначальник рода - караим Мордка Кубрат, по прозвищу Нарыш, или Нарышко, выехавший в Москву в 1465 году. Его внук Исаак первым носил фамилию Нарышкин.

...и 228 крымчаков

Многие путают караимов с крымчаками. У них действительно есть общие черты культуры и языка, но религия отличается. Первые исповедуют караизм, вторые - иудаизм. Это одна из причин, по которой сегодня в регионе крымчаков осталось так мало (228 человек). Во время войны фашисты уничтожили 6 тыс. крымчаков вместе с евреями.

В симферопольском крымчакском музее целый зал посвящен жертвам Холокоста, а на 10-м км Феодосийского шоссе стоит памятник тысячам расстрелянным в течение нескольких декабрьских дней 1941 года. Среди них были и родные председателя культурно-просветительского общества крымчаков Доры Пирковой, которая выросла в семье, где разговаривали на крымчакском языке и готовили традиционные блюда. Но сегодня, говорит она, таких осталось мало.

- Крымчаки ассимилировались, - поясняет Дора. - Дети в основном крымчаки уже даже не наполовину, а лишь на четверть. Имена родители дают русские. Язык знают только старики.

В обществе стараются сохранить традиции: ежегодно в конце лета в разных городах проводят дни крымчакской культуры, собираются на праздники. И все же может случиться так, что уже через 30-50 лет народ ассимилируется полностью. Так что соприкоснуться с его культурой в Крыму лучше сегодня.

Кстати

Самая красивая девушка Крыма-2015 - 21-летняя Ава Сейтумерова из Бахчисарая. В конкурсе "Крымская красавица" традиционно участвуют девушки русской, украинской, крымскотатарской, армянской, немецкой, чешской, болгарской и греческой национальностей. В этом году впервые были представлены эстонки, крымчаки и турчанки.

В Крыму официально существуют три государственных языка.

На русском языке в республике учится 96,2% школьников, на украинском - 1,1%, на крымско-татарском - 2,7% (еще 7% изучают его как предмет). По желанию дети посещают уроки армянского, болгарского, греческого и немецкого. Родные языки преподаются в греческой общине "Элефтерия", обществе болгар "Извор", воскресной школе при армянской церкви, немецких центрах "Содружество" и "Людвигсбург".

В Совфеде отказались считать крымских татар коренным народом Крыма

Русские, венгры и румыны не будут признаны коренными народами, следует из внесенного президентом Украины Владимиром Зеленским в Верховную раду законопроекта. Зато к таковым будут причислены крымские татары. Сенатор от Крыма Сергей Цеков в комментарии «Газете.Ru» назвал действия украинских властей попыткой внести диссонанс в ситуацию в Крыму, а их самих — популистами и дилетантами.

Законопроект украинского президента Владимира Зеленского о коренных народах Украины — это попытка внести определенный диссонанс в то, что происходит в Крыму, сказал «Газете.Ru» член Комитета Совета Федерации по международным делам, сенатор от Республики Крым Сергей Цеков.

«Тема коренных народов непростая с точки зрения международно-правовых определений. Коренные народы — это народы-первопоселенцы, которые с древних веков живут и ведут традиционный образ жизни», — отметил он.

По словам сенатора, с точки зрения международно-правовых стандартов, крымские татары не могут считаться коренными, потому что их появление в Крыму произошло гораздо позже по сравнению с греками и славянами — в XIII-XV веках.

«Это все надо понимать. Но то, что они (украинские политики — «Газета.Ru») популисты, дилетанты и люди, устраивающие конфликты, — это факт. Если они будут считать коренным народом крымских татар, которые сегодня живут на Украине, — пусть считают, это их проблема», — заключил Цеков.

О чем законопроект

Накануне президент Украины Владимир Зеленский внес в Верховную раду законопроект о коренных народах страны. Согласно тексту документа, коренным народом признается «автохтонная этническая общность, которая сформировалась на территории Украины, является носителем самобытного языка и культуры, имеет традиционные, социальные, культурные или представительские органы, осознает себя коренным народом Украины, составляет этническое меньшинство в составе ее населения и не имеет собственного государственного образования за пределами страны».

Отдельно в законопроекте отмечены коренные народы Украины, которые сформировались на территории Крымского полуострова, — это крымские татары, караимы, крымчаки.

Согласно документу, коренные народы обладают правом на самоопределение, равную правовую защиту, собственный политический статус в рамках конституции и законов страны, определение собственной нацсимволики и на свободное экономическое, социальное и культурное развитие.

К тому же коренным народам разрешено соблюдать и развивать духовные, религиозные и культурные традиции и обычаи, а также сохранять материальное и нематериальное культурное наследие.

В законопроекте подчеркивается, что коренные народы имеют право создавать свои учебные заведения или сотрудничать с другими для изучения своего языка, создавать свои СМИ, а также получать финансирование своих представительских органов из госбюджета. К тому же представители коренных народов, исходя из законопроекта, могут быть включены в состав делегаций Украины для участия в международных организациях, конференциях и переговорах по вопросам их прав.

Особенно в документе отмечен вопрос равной правовой защиты коренных народов. Любая их дискриминация при реализации ими своих прав запрещается. К тому же им гарантируется право на правовую защиту от любых действий, направленных на лишение признаков этнической принадлежности и целостности как самобытных народов. Их запрещено выселять или принудительно перемещать из мест компактного проживания в любой форме. К тому же исключено поощрение или разжигание расовой, этнической или религиозной ненависти, направленной против них.

Государство, согласно законопроекту, гарантирует защиту коренных народов Украины от актов геноцида или любых других актов коллективного принуждения или насилия.

Примечательно, что законопроект был внесен в Раду 18 мая, в День памяти жертв геноцида крымско-татарского народа. В пресс-службе президента заявили, что цель этого документа заключается в содействии консолидации и развитию украинской нации, а также развитии этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности коренных народов. Зеленский выразил надежду, что депутаты рассмотрят документ в ближайшее время, закрепят статус коренных народов Украины «и наконец сделают то, что откладывали 30 лет».

Что этот законопроект значит?

Указанная в проекте закона формулировка подразумевает, что под определение коренных народов не подпадают проживающие на территории Украины нацменьшинства, у которых есть собственные национальные государства.

Это значит, что к таковым не будут относиться многочисленные проживающие на Украине представители русской, венгерской, румынской, польской, болгарской наций.

Как пояснил «Газете.Ru» директор киевского Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский, к коренным народам Украины относятся только украинцы, крымские татары и караимы.

«У нас уже несколько лет идет возня вокруг термина «коренные народы». Но смысл в том, чтобы исключить все претензии некоренных народов на какую-то защиту интересов. Коренные народы должны иметь приоритет. Ясно, что это будет воспринято негативно не только в России, но также и в Венгрии, Польше и т.д.», — сказал он.

Эта ситуация возмутила депутата от «Оппозиционной платформы — За жизнь» (ОПЗЖ), экс-кандидата в президенты Украины Юрия Бойко. Как он сказал «Газете.Ru», он негативно относится к этой инициативе, потому что она предполагает, что на Украине нет русского народа, российской нации.

«Это плохо, потому что русские — это тоже коренной народ», — подчеркнул украинский депутат.

Директор Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко назвал законопроект смешным, потому что он нарушает все возможные европейские конвенции, особенно в части о признании коренным только того народа, у которого нет своего государства.

При этом крымские татары, как он отметил, — это один из народов России, то есть у этого народа тоже есть свое государство.

В комментарии «Газете.Ru» эксперт выразил мнение, что в случае принятия этого законопроекта можно будет говорить о том, что нацменьшинства, не относящиеся к коренным народам, будут ущемлены. «Но они и так ущемляются, а теперь это будет закреплено на законодательном уровне», — констатировал он.

По его словам, этот закон предполагает отказ в идентичности. «Венгры, езжайте в Венгрию, русские, езжайте в Россию» — вот, как это называется», — считает эксперт.

Открытие выставки «Народы Крыма» в Белгородском государственном музее народной культуры

С 2015 года в различных регионах Российской Федерации был представлен выставочный проект Крымского этнографического музея «Народы Крыма».  В этом году презентация проекта проходит в г. Белгороде в рамках реализации Соглашения между Советом министров Республики Крым и Правительством Белгородской области о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве, которое было подписано в 2014 году.

При финансовой поддержке Министерства культуры Республики Крым и Белгородского фонда развития региона 11 июня 2019 года в Белгородском государственном музее народной культуры  в рамках выставочного проекта «Традиционная культура народа. Единая Россия» состоялось открытие выставки из собрания Крымского этнографического музея «Народы Крыма», приуроченной ко Дню России.

 

Данная выставка -  это результат сотрудничества между Крымским этнографическим музеем и Белгородским государственным музеем народной культуры.

На выставке представлены предметы, которые являются артефактами культуры народов Крыма. Всего около 300 экспонатов, составляющих гордость собрания Крымского этнографического музея: традиционный костюм, предметы хозяйственной деятельности, элементы религиозного культа, фотографии 17 народов Крыма (русских, украинцев, болгар, немцев, крымских татар, эстонцев, греков, армян, караимов, крымчаков, белорусов, чувашей, мордвы, чехов, итальянцев, евреев, цыган) периода к. XIX – сер. XX вв. Эти предметы служат не только уникальной источниковедческой базой для исследователей, но и представляют большой познавательный интерес для самых взыскательных посетителей музея.

Экспозицию гармонично дополняют исторические фотографии из фондов музея, посвященные быту народов Крыма. Эти интереснейшие памятники истории создают своеобразную атмосферу выставки и являются ее подлинным украшением.

В торжественной церемонии открытия приняли участие директор Крымского этнографического музея, заслуженный работник культуры Республики Крым Юрий Николаевич Лаптев, заместитель начальника департамента внутренней и кадровой политики Белгородской области – начальник управления культуры области Константин Сергеевич Курганский, директор музея народной культуры Елена Викторовна Спиридонова. Директора  обменялись издательской и сувенирной продукцией музеев и выразили надежду на дальнейшее сотрудничество.

Торжественную атмосферу праздника дополнил фольклорный коллектив музея народной культуры «Ладовицы». В его исполнении прозвучали песни «У наших воротьев», «У нас ноне белый день», «Да подумаю-погадаю».

Первую экскурсию по выставке провела заместитель директора Крымского этнографического музея Людмила Анатольевна Науменко.

На церемонии открытия выставки директор Крымского этнографического музея Юрий Николаевич Лаптев был отмечен благодарственным письмом Управления культуры Белгородской области (приказ от 06.06. 2019 г. № 200 – УК) за организацию выставки «Народы Крыма»  в Белгородском государственном музее народной культуры в рамках выставочного проекта «Традиционная культура народа. Единая Россия».

Выставка продолжит работу до 8 сентября 2019 года.

Крым стал независимым и просит принять его в состав России

Верховный совет Крыма принял постановление "О независимости Крыма". "На внеочередном пленарном заседании Верховного совета АРК 17 марта 2014 года принято постановление "О независимости Крыма". За него проголосовали 85 депутатов", — отмечается в сообщении пресс-центра Верховного совета Крыма, передает "Интерфакс". В принятом документе также указывается, что Республика Крым в лице Верховного совета обращается к Российской Федерации с предложением о принятии Республики Крым в состав РФ в качестве нового субъекта со статусом республики.

В принятом документе говорится: "Верховный совет автономной республики Крым, исходя из прямого волеизъявления народов Крыма на референдуме 16 марта 2014 года, которое показало, что народы Крыма высказались за вхождение в состав России, и, следовательно, за выход из состава Украины и за создание независимого государства, руководствуясь Декларацией о независимости республики Крым, принятой на внеочередном пленарном заседании Верховного совета автономной республики Крым 11 марта 2014 года, и внеочередном пленарном заседании Севастопольского городского совета 11 марта 2014 года, постановляет: провозгласить Крым независимым суверенным государством — Республикой Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус".

Верховный Совет Крыма переименован в Государственный Совет республики Крым. Соответствующее решение принято на внеочередном пленарном заседании Верховного Совета РК в понедельник. "В связи с выходом из состава Украины и провозглашением республики Крым независимым государством Верховная Рада Автономной республики Крым постановляет: именовать представительный орган республики Крым Государственным Советом республики Крым — парламентом республики Крым со дня провозглашения независимости республики Крым", — говорится в документе.

Государственный Совет Республики Крым

О независимости Крыма

466

 

Верховная Рада Автономной Республики Крым, исходя из прямого волеизъявления народов Крыма на референдуме 16 марта 2014 года, которое показало, что народы Крыма высказались за вхождение в состав России и, следовательно, за выход из состава Украины и за создание независимого государства, руководствуясь Декларацией о независимости Республики Крым, принятой на внеочередном пленарном заседании Верховного Совета Автономной Республики Крым 11 марта 2014 года и внеочередном пленарном  заседании Севастопольского городского Совета 11 марта 2014 года,

п о с т а н о в л я е т:

 

1. Провозгласить Крым независимым суверенным государством –Республикой Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус.

Республика Крым намерена строить свои отношения с другими государствами на основе равенства, мира, добрососедства, иных общепризнанных принципов политического, экономического и культурного сотрудничества между странами.

Республика Крым обращается к Организации Объединенных Наций, ко всем государствам мира с призывом признать независимое государство, созданное народами Крыма.

2. Со дня вступления в силу настоящего Постановления на территории Республики Крым не применяется законодательство Украины, не исполняются решения Верховной Рады Украины и иных государственных органов Украины, принятые после 21 февраля 2014 года.

Законодательство Украины, кроме указанного в абзаце первом настоящего пункта, применяется на территории Республики Крымдо соответствующих нормативных актов Республики Крым.

3. Деятельность государственных органов Украины на территории Крыма прекращается, их полномочия, имущество и денежные средства переходят к государственным органам Республики Крым, определенным Правительством Республики Крым.

4. В целях защиты прав и свобод граждан и субъектов экономической деятельности суды Украины на территории Республики Крым продолжают функционировать, при этом их решения, касающиеся применения законодательства Украины на территории Крыма, не должны противоречить настоящему Постановлению.

Высшими судебными органами на территории Крыма являются соответствующие апелляционные суды, находящиеся на территориях Республики Крым и города с особым статусом Севастополя.

5. Все учреждения, предприятия и иные организации, учрежденные Украиной или с ее участием на территории Крыма, становятся учреждениями, предприятиями и иными организациями, учрежденными Республикой Крым.

6. Государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего Постановления на территории Республики Крым, является государственной собственностью Республики Крым.

7. Собственность профсоюзных и иных общественных организаций Украины, находящаяся на день принятия настоящего Постановления на территории Республики Крым, является собственностью подразделений соответствующих организаций, находящихся в Республике Крым, а если таковых не имеется – государственной собственностью Республики Крым.

8. Республика Крым в лице Верховной Рады Автономной Республики Крым обращается к Российской Федерации с предложением о принятии Республики Крым в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта Российской Федерации со статусом республики.

9. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

Председатель

Верховной Рады

Автономной Республики Крым В. КОНСТАНТИНОВ

 

г. Симферополь,

17 марта 2014 года

№ 1745-6/14

 

"Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов" (Подписан в г. Москве 18.03.2014)

ДОГОВОР

МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И РЕСПУБЛИКОЙ КРЫМ О ПРИНЯТИИ

В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И ОБРАЗОВАНИИ

В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВЫХ СУБЪЕКТОВ

(Москва, 18 марта 2014 года)

Российская Федерация и Республика Крым,

основываясь на исторической общности своих народов и учитывая сложившиеся между ними связи,

признавая и подтверждая принцип равноправия и самоопределения народов, закрепленный в Уставе Организации Объединенных Наций, в соответствии с которым все народы имеют неотъемлемое право свободно и без вмешательства извне определять свой политический статус, осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, а каждое государство обязано уважать это право,

будучи преисполнены решимости обеспечить уважение и соблюдение достоинства, прав и свобод человека, включая право на жизнь, свободу мысли, совести, вероисповедания и убеждений, всем находящимся в пределах их территорий, без какого бы то ни было различия, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также осознавая тесную взаимосвязь других основных принципов международного права, закрепленных, в частности, в Уставе Организации Объединенных Наций и Хельсинкском Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, с принципом уважения и соблюдения прав и свобод человека,

выражая общую волю своих народов, неразрывно связанных общностью исторической судьбы, к совместному проживанию в составе демократического федеративного правового государства,

стремясь обеспечить благополучие и процветание своих народов,

основываясь на свободном и добровольном волеизъявлении народов Крыма на общекрымском референдуме, проведенном в Автономной Республике Крым и городе Севастополе 16 марта 2014 года, в ходе которого народы Крыма приняли решение о воссоединении с Россией на правах субъекта Российской Федерации,

принимая во внимание предложение Республики Крым и города с особым статусом Севастополя о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым, включая город с особым статусом Севастополь,

заключили настоящий Договор о нижеследующем.

Открыть полный текст документа

"Народы России и Крыма единодушны в желании жить вместе, в одном государстве"

19.03.2014
Российские парламентарии сделают все необходимое, чтобы завершить до конца недели все юридические процедуры по включению Республики Крым и города Севастополь в Российскую Федерацию. Об этом заявила Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко на встрече членов верхней палаты с парламентариями Республики Крым и Севастополя.

Спикер СФ заверила, что Крыму и Севастополю будут обеспечены все права субъектов Российской Федерации. При этом она отметила, что Севастополь получит статус города федерального значения.

«Мы сделаем все, чтобы переходный период до 1 января 2015 года прошел четко, организованно и была обеспечена быстрая адаптация Крыма, Севастополя к законодательству России».

Глава верхней палаты дала поручение установить к понедельнику флаги Крыма и Севастополя в галерее флагов субъектов Федерации в холле первого этажа здания на Большой Дмитровке.

Валентина Матвиенко высоко оценила мужество и стойкость властей Крыма и Севастополя, которые не испугались угроз, а твердо проводили волю народов Крыма. «Это действительно мужественный поступок, это действительно судьбоносное решение для народов Крыма, которые на референдуме единодушно высказались за воссоединение со своей Родиной».

Спикер СФ обратила внимание на широкую поддержку этого решения крымчан со стороны граждан России. «Вы видели, сколько было митингов во всех регионах, которые высказывались в поддержку народов Крыма, в поддержку принятого вами решения».

Тот подъем, то настроение, которое сегодня есть и в Крыму, и в России – убедительное свидетельство единодушия наших народов в поддержке такого решения, желания жить вместе, в одной семье, в одном государстве, подчеркнула глава верхней палаты.

Валентина Матвиенко напомнила о колоссальном давлении со стороны Киева и стран Запада, которое оказывается на Россию. По ее мнению, это происходит от бессилия, отсутствия правовых аргументов. «Пытаются попрать международное право, права людей, лишить их возможности самим определять свою судьбу. Но никакие угрозы на нас не действуют, потому что мы знаем, что поступаем в интересах народов Крыма и восстанавливаем историческую справедливость».

Председатель Совета Федерации также подтвердила заинтересованность России в сохранении отношений стратегического партнерства с Украиной. «Украина - наш сосед, наш братский народ. Россия заинтересована в мирной, стабильной Украине и будет делать все, чтобы как можно быстрее там разрешился политический, экономический кризис. Мы заинтересованы сохранить Украину как нашего стратегического партнера».

Eksplor.linia.pl - Отчеты со встреч TE - Крым 9000 1

Крым - небольшой полуостров, соединенный с материком перешейком шириной в несколько километров, она сосредоточена на относительно небольшой территории разнообразных ландшафтов, флоры и фауны Животный мир из разных климатических зон. Рельеф очень разнообразный: скалистые утесы, голые возвышенности, пышные луга, плоские степи, прекрасные пляжи у подножия горы, обширные мелкие прибрежные воды. Благодаря прелестям крымского ландшафта эти земли были заселены различными народы.Здесь жили тавры, от которых древнее название Крыма, тавры, скифы, греки, основал несколько городов на западном и южном берегах Крыма, в т.ч. Херсонес и Феодосия, готы, хазары. Из-за таких сложных исторических железных дорог судьбы, на этих землях скопились элементы различных культур, представляющих населяющие народы Крымский полуостров. В середине XIII века, во время экспедиции внука Дынгиз-хана в Европу в западные районы В Азии и юго-восточной Европе было создано новое государство — Зота Орда.Из этого состояния она скоро изрыгала Кыпчатская Орда, в состав которой входит Крым. Это были зачатки Татарского государства – народа, рожденного из между монгольскими народами и местным населением, принявшим ислам в конце XIV века, и язык, относящийся к группе тюркских языков. Татары с самого начала имели тесные контакты с Литвой и Польшей, бд сражаясь с поляками и литовцами, или будучи их союзниками в битвах с великим князем московским. В В 15 веке Крымское ханство стало вассалом турецкого сутана, став его союзником на несколько сотен лет в сражения с Республика Польша.Только во второй половине 18 века Турция отказалась от суверенитета над Крымом. вещь русской царицы Екатерины II. После захвата Крыма Россией многие татары эмигрировали в их страну. на место царицы приходят русские и немецкие колонисты. Вскоре Крым стал качественно развиваться место отдыха российской элиты; на южном берегу были созданы летние курорты - Кроме аристократов, сюда приезжали многие известные деятели мира культуры, в т.ч. поэты Адам Мицкевич и Александр Пушкин.

Судьба татарского народа, когда-то составлявшего большинство населения Крым был драматичным, особенно в середине ХХ века. В конце Великой Отечественной войны, в 1944 г. По приказу Сталина практически все крымские татары были изгнаны с Крымского полуострова в Азию. Центральный - в Казахстан, Узбекистан и Киргизию. Татарские села были заброшены или заняты русскими и украинскими поселенцами. Почти на 50 лет крымские татары вернулись на родину быть очень трудно.Только 90-е годы ХХ века принесли изменения. В последнее десятилетие в Крым вернутся около 250 тысяч человек Татаров. Их культура, в т.ч. начать формировать команду культивирование татарского фольклора. Были установлены контакты с татарской общиной Польши, что нашло отражение в этом визиты фольклорных коллективов в нашу страну стали.

В районе полуострова много памятников, свидетельствующих о богатстве история Крыма. Здесь находятся остатки древнегреческих городов Херсонеса и Феодосии.Бывшая столица Чаньо Крыма, Бахчисарай привлекает посетителей хорошо сохранившимся дворцом и мечетями. Здесь тоже поют поэтов «Фонтан ез» и надгробие Марии Потоцкой, жены одного из правителей Крыма. На юге побережья стоит посетить бывший римский дворец в Ливадии, где в феврале 1944 г. конференция джатх, на которой было принято решение о границах Европы после Второй мировой войны.

Природа Крыма не менее красива. Крымские игры, крутой спуск обрывы в сторону Черного моря, с высокими полосами на северной стороне, с красивыми вершинами Чатырдах и Ажуда — прекрасное место для горных прогулок.Менее продвинутые туристы найдут живописные места для отдыха на т.н. Крымская Ривьера, то есть на Южном берегу Крыма. Самые известные курорты – Ята, Аушта, Гурцф, Аупка, Мисхор. Доминанта здесь нежная, средиземноморская. климат создает идеальные условия для выращивания винограда; один из старейших винных заводов на побережье Масандра. Поэтому Крым – регион с многочисленными туристическими достопримечательностями, являющийся одним из крупнейших достопримечательности черноморского побережья.


.90 000 Крымский хан - восточный деспот или первый среди равных?

Султан Мухаммед IV, правитель Турции и глава Крымского ханства, рисунок XIX века; Национальная библиотека

Крымское ханство образовано около 1430 года после распада Великой Орды, а его существование было прекращено царицей Екатериной II в 1783 году. В это время Татарским государством неизменно управляла одна династия, происходящая от Хаджи-Гирея. Ханское достоинство, занимаемое великанами, было не наследственным, а выборным, но тем не менее престол всегда закреплялся за одним из представителей их рода.

Выборы хана производил курулай, то есть собрание беев и крымских мирзов. Выборщикам пришлось учитывать волю турецкого султана, который с 1475 г. утвердил избрание нового хана.

Татарский правитель имел две не очень большие полномочия, которые, однако, узаконивали его власть. Это было право чеканить монету и упоминать свое имя во время пятничной молитвы в мечети. Более того, он осуществлял суверенитет над всем государством. Фактически власть хана ограничивалась его владениями.Немалое значение имели обычные права его вассалов и их клиентов, а также ограниченные возможности принуждения к повиновению татарских родов. На положение хана повлияло и то, что он имел небольшой доход, который позволял содержать лишь тысячный отряд телохранителей. Ханская казна была полна военных трофеев, доходов от крымских солончаков, жалованья и доходов от таможенных пошлин, а также даров, присланных Москвой и Речи Посполитой. Лишь в небольшой степени его доход приходился на земные блага.

Крымский правитель, хотя теоретически ни от кого не зависел, проводил политику, зависимую от Высокого Порта и татарских сановников и родовых предводителей. Часто именно их интересы решали вопрос о мире и войне. Иначе и быть не могло, ведь во время войны хан зависел от вооруженных сил отдельных семей. Теоретически командование осуществлял хан или назначенный им сановник, но фактически члены семьи, участвовавшие в сражении, подчинялись вождям рода (беям). Столь же проблематичным было господство над кочевниками-легами и горцами-черкесами.Зависимость последней сводилась в основном к уплате ежегодной дани и праву холопов. Эти горцы, однако, часто восставали против ханского владычества, отсюда и многочисленные, хотя и не всегда успешные татарские экспедиции на Кавказ.

Позиция крымского правителя была не столь сильна и больше напоминала роль польского короля, чем султана Турции. Хан находился в зависимости как от турецкого государя, так и от его последователей - вождей великих родов. Успехи и неудачи во многом зависели от личности и способностей самого хана, а также от умения балансировать между интересами отдельных семей и интересами государства.Так что хан был не восточным деспотом, а скорее первым среди равных и символом единства Крымского ханства.

.90 000 скифских сокровищ: Суд стоит больше, чем 90 001 золото

Апелляционный суд Амстердама постановил, что собрание экспонатов крымских музеев, застрявшее в Нидерландах в 2014 году, должно быть передано украинскому государству. Во вторник суд заявил, что экспонаты «являются частью культурного наследия Украины, которая существует как независимое государство с 1991 года».

Это коллекция, которую СМИ всего мира провозгласили «золотом скифов» — кочевых народов, живших в VIII-IV веках.CE и они были заселены, среди прочего, северное побережье Черного и Каспийского морей. Более 2000 изделия из золота, бронзы, дерева и керамики поступили в Нидерланды в феврале 2014 года из четырех крымских музеев и киевского Музея исторических ценностей Украины. «Золото скифов» появилось в Европе на выставке «Крым: золото и тайны Черного моря» в Археологическом музее Университета Алларда Пирсона в Амстердаме. Когда спустя несколько месяцев выставка закончилась, в Крыму уже реяли российские флаги.Киевские экспонаты вернулись, а крымские ушли на склад амстердамского музея и застряли в судебных баталиях.

Они воруют Крым

И для Киева, и для Москвы это дело дороже золота. Украина выиграла первый суд в 2016 году, но музеи аннексированного Крыма подали апелляцию.

- Мы всегда забираем свое. Сначала мы вернем «скифское золото», а потом Крым, прокомментировал во вторник приговор Президента Владимира Зеленского.К делу привлекались украинская дипломатия и министерства культуры и юстиции еще при Петре Порошенко.

- Это означает, что и голландское, и международное право на стороне украинского государства. Экспонаты не могли попасть в оккупированный Крым, потому что мы видим, как Российская Федерация вывозит оттуда самое ценное в Москву или в питерский Эрмитаж. Это напоминает времена, когда колонизатор хотел выжать все, что мог, с оккупированной территории, потому что знал, что оккупирует эту территорию временно, - говорит «Речи Посполитая» родом из Крыма Эмине Дзапарова, ныне первый заместитель министра иностранных дел Украины. .- Русские, наверное, захотят продлить этот процесс, подав через своих марионеток обращение в руководство крымских музеев. Мы готовы к любому сценарию, но не ожидаем, что голландский суд передумает, добавляет он.

Подробнее

Представители четырех крымских музеев, сменивших названия на более русскоязычные вскоре после аннексии полуострова, заявляют, что обратятся в Верховный суд Королевства Нидерландов. «Речь Посполитая» пыталась связаться с руководством каждого из этих учреждений, но никто не захотел дать даже краткий комментарий.- У нас есть директивы Минкультуры России, мы не можем общаться с зарубежными СМИ и комментировать этот вопрос, - поясняет сотрудник одного из музеев, отправлявших экспонаты в Нидерланды до российской аннексии.

Адвокат, представляющий Россию в голландском суде, заявил, что «скифское золото» останется в Амстердаме на три месяца до истечения срока подачи кассационной жалобы.

Дело не в деньгах

Крымская журналистка Анна Андриевская, переехавшая в Киев в 2014 году, указывает, что крымские музеи с начала судебных баталий ссылались исключительно на украинские документы и договоры, заключенные до аннексии.- Они судились с украинским государством как субъекты украинского права. Если бы они ссылались на российское право, а у них уже была российская регистрация, никто бы даже не рассматривал такой случай, потому что международное право не признает оккупацию полуострова, — говорит Андриевская из крымской редакции «Радио Свобода» (krymr.com ). - Это большая манипуляция, они подчиняются российской власти, а в голландском суде делают вид, что это внутриукраинский спор. Не в первый раз. Подобные попытки предпринимаются в международных судах, например, по поводу приостановления Киевом подачи воды в Крым.Хорошо, что голландский суд не открыл ворота в Россию для дальнейших манипуляций, - добавляет он.

Самореклама

Новый Parkiet.com


90 032 счетчики для углубленного анализа

»ПРОВЕРКА

По решению голландского суда Украина должна выплатить 111 000 злотых. евро Амстердамскому музею за сохранность экспонатов. Эта сумма увеличивается с каждым годом, а стоимость всей коллекции колеблется от 1 до 10 миллионов евро. Это может стоить дороже, потому что цена многих скифских предметов неизвестна, а исторически они «бесценны».«В Киеве уже шутят, что стоимость боя будет больше стоимости коллекции, но все знают, что дело не в деньгах», — говорит Андриевская.

.

Институт книги 9000 1

Прозван "поэтом перевоплощений" и "славянским бардом". Один из трех польских поэтов – наряду с Юлиушем Словацким и Зигмунтом Красинским – великий поэт, журналист, драматург, переводчик, философ и политический деятель. 26 ноября исполнилось 165 лет со дня смерти Адама Мицкевича.

Он родился 24 декабря 1798 года в Новогрудке или Заосье близ Новогрудка в сегодняшней Литве. Его отец Миколай, юрист, происходил из мелкой знати Порайского герба.После окончания восьмилетней школы в Новогрудке Адам Мицкевич отправился учиться в Вильнюс, где учился на факультете физико-математических наук, участвовал в чтении лекций на факультете моральных и политических наук, литературы и гуманитарных наук, окончил учительской семинарии. Там в 1817 году он стал участвовать в сотворчестве тайного Филоматического общества, члены которого обсуждали научные и литературные темы, а также стремились к нравственному совершенствованию через работу над собой.В таком виде общество действовало до 1821 г., когда оно было преобразовано в Филаретово собрание и Лучезарный союз - национально-патриотические организации.

Литературный дебют Адама Мицкевича состоялся во время учебы в Вильнюсе. Его первым опубликованным текстом было стихотворение Zima Miejska , опубликованное в 1818 году в Tygodnik Wileński. Фактическим дебютом, однако, считается « Баллада и романс » (1822 г.), которая в то же время является манифестом, положившим начало эпохе романтизма в польской литературе.В этом сборнике поэт обратился к фольклору и связанным с ним метафизическим странностям. Ballady i romanse также вызвала некоторые споры из-за авторского создания героини Romantyczny — простой девушки с неустойчивой психикой. Этот первый этап творчества Мицкевича (длившийся до 1824 г.) называют вильнюсско-каунасским периодом. Именно тогда он написал «Оду молодежи» и «Песнь о филаретах» — произведения революционного характера.В других произведениях этого периода поэт также ссылался на произведения лорда Байрона и Жана де Лафонтена.

В 1819–1823 годах Мицкевич работал учителем в уездной школе в Каунасе. За это время он защитил степень магистра философии (1822). В ноябре 1823 г. он был арестован по делу о тайных союзах молодежи. После почти пяти месяцев, проведенных в тюрьме, расположенной в базилианском монастыре в Вильнюсе, он был приговорен к ссылке вглубь России.Однако ему было предоставлено право выбора своего местонахождения. Из Вильнюса он отправился в Петербург, затем в Одессу, Москву и Крым. Во время этих поездок он установил контакты с представителями русской культуры, в том числе с Александром Пушкиным и Василием Жуковским, а также с более поздними декабристами: Александром Бестужевым и Миколаем Рылеевым. Именно их он написал позже в части III « Дзяды », озаглавленной « Москвичам », в которой провозгласил: «Ваши иностранные лица / Имеют гражданство право в моих снах».

Во время путешествия Мицкевича по России были написаны и другие произведения, в том числе Крымских сонетов (изданы в Москве в 1826 г.). Он состоит из восемнадцати стихотворений, изображающих тоску по родине, а также великолепие пейзажей Крымского полуострова. Цикл содержит многочисленные отсылки к ориентализму, персидской мифологии и исламу, а также отсылает к ранним произведениям Байрона, характеризующимся, помимо прочего, чувством одиночества и внутренней терзаемости субъекта, а также бунтом против социальных шаблонов.Через два года после выхода в свет « Крымских сонетов » в Петербурге вышел поэтический роман « Конрад Валленрод », сюжет которого Адам Мицкевич поместил в Средневековье. Несмотря на это, историческая фигура, герой произведения, великий магистр тевтонского ордена XV века Конрад фон Валленроде, использовалась для представления Мицкевичу проблем современной Польши. Это произведение также ввело в язык еще при жизни автора понятие «валленродизм» — отношение героя, прибегшего к обману и предательству ради собственного государства.

«

» Одно из самых популярных произведений Адама Мицкевича, получившее десятки интерпретаций, « Дзяды » — открытая и фрагментарная драма. Этот цикл драм, состоящий из четырех частей, был написан между 1823 г. (затем были опубликованы части II и IV, получившие общее название « Дзяды Вильнюс-Каунас») по 1860 г. (часть III опубликована в 1832 г., часть I, неоконченная, после смерть поэта в 1860 г.). Весь цикл содержит множество отсылок не только к народным обрядам (отсюда и название), но и к жизни и творчеству самого автора — прежде всего, к несчастливым чувствам к Марии (Мариле) Верещаковне, с которой она познакомилась в конце 1920-х гг., которая, несмотря на взаимные чувства, семейные требования, вышла замуж за графа Путткамера.Мицкевич также посвятил ей несколько стихотворений, в том числе « Do M… ».

В 1829 году Адам Мицкевич уехал из России в Германию, где остановился у И.В. Гете. Оттуда он отправился в Швейцарию и Италию. В Риме он познакомился с графиней Анквичевной, на которой хотел жениться. Однако его планы закончились провалом. В это время поэт пережил и углубление своей духовной жизни, что выразилось в написанных им в то время стихах, таких как Вечерняя беседа или Разум и вера .После начала Ноябрьского восстания Адам Мицкевич уехал в Великую Польшу, откуда вскоре вернулся в Германию, на этот раз в Дрезден, где была создана третья часть Дзяды (т.н. « Дзяды Дрезден»). . В эту часть автор включает автобиографическую историю расследования тайных молодежных союзов в Вильнюсе, а также знаменательную сцену внутреннего перевоплощения героя (Густава в Конрада), который отныне становится борцом за свободу родины. . Здесь также четко прослеживается мессианство - сравнение страданий Христа со страданиями гонимых и лишенных родины поляков. Эта часть Дзяды была признана (еще при жизни художника) национальным шедевром непреходящей важности.В том же 1829 году Мицкевич приступил к созданию никогда не публиковавшейся «Истории будущего » — произведения фантастического и научно-популярного характера. Ни один из вариантов этого произведения не сохранился, его следы сохранились лишь в переписке автора с его друзьями.

Адам Мицкевич навсегда поселился в Париже, куда приехал в 1832 году. Он женился на Целине Шимановской, от которой у него было шестеро детей. Активно участвовал в жизни эмиграции, призывая к согласию и готовности к революции — эту позицию он выразил в политической брошюре «Книга польского народа и польского паломничества », изданной в 1832 г., в то же время критикуя другие страны (Францию) за то, что не помог Польше в восстании Ноябрь.Это произведение, пользовавшееся большой популярностью, было переведено на несколько языков и тайно распространено в Польше.

В то время поэт работал редактором журнала «Польский странник», а также начал работу над Пан Тадеуш (издана в 1834 году). В Эпилоге к этому произведению автор выразил свое разочарование отношением эмиграции, разделенной спорами, и ноябрьским восстанием, притупившим надежду на восстановление независимости Польши. Несмотря на это, вся поэма оптимистична и жизнерадостна, она провозглашает видение независимой Польши, а герои, принадлежащие к мелкому дворянству, несмотря на свои недостатки, крепко едины в борьбе за судьбу нации.Несмотря на огромное значение « Пан Тадеуш » не только для польской, но и европейской культуры, это произведение изначально подверглось критике. Его обвинили, в том числе, в слишком свободном содержании и мало приподнятых выражениях. Первая восторженная рецензия была опубликована только через два года после публикации произведения, но только после смерти художника, в 1863 году, Пан Тадеуш считался шедевром.

"Я не сразу понял, что Эмиграция была важным органом, необходимым для спасения Польши.В общем, я о ней плохо представлял. Сегодня, после того, что нам открылось, у меня совершенно иное убеждение!.. Эмиграция имела важную миссию, и жена, хотя и не совсем еще, выполнила... .

В конце 1930-х годов Мицкевич отошел от политической жизни, посвятив себя работе. Он писал пьесы для французских театров (в том числе Барских конфедератов и Якуба Ясинского ), сказки, историческую прозу ( Первые века польской истории ) и поэзию (стихи под названием «Лозаннская лирика»).В 1839–1840 годах он читал лекции по латинской литературе в Лозаннском университете, а затем вернулся в Париж, чтобы читать лекции по славянской литературе в Коллеж де Франс. Лекции, собранные аудиторией, были опубликованы полностью в 1849 году.

В 1941 году Адам Мицкевич стал президентом Исторического отдела Литературного общества в Париже. В том же году он присоединился к Анджею Товянскому и его Кругу Божьего Дела. Принадлежность к этой организации, основанной на мессианстве и мистицизме с элементами экуменизма, провозглашающей культ Наполеона и миссию отдельных наций в борьбе за демократизацию мира, послужила причиной отстранения Мицкевича от Коллеж де Франс в 1844.После этого события поэт взял на себя руководство «Коллегами» в Париже. Однако через три года он покинул организацию в результате конфликта убеждений — Мицкевич считал, что нужны реальные действия, а не идея внутреннего совершенствования членов.

После начала Весны народов в марте 1848 года Адам Мицкевич создал в Италии Легион Мицкевича численностью около двухсот солдат, принимавший участие, в частности, в сражениях в Ломбардии, Генуе и Риме. Вернувшись в Париж, он стал соучредителем периодического издания «Trybuna Ludów», а также работал библиотекарем в библиотеке «Арсенал».После начала Крымской войны (1853 г.) и смерти жены (1855 г.) Мицкевич отправился в Стамбул, чтобы сформировать воинское формирование для борьбы с Россией, состоящее из поляков, казаков и евреев. Там же он и умер 26 ноября 1855 года. Хотя в качестве причины упоминается холера, также предполагалось, что он был отравлен мышьяком или перенес инсульт. Его тело перевезли во Францию ​​на польское кладбище в Монморанси, а в 1890 году торжественно перенесли на Вавель.

Величие и значение произведений Адама Мицкевича не подвергались сомнению еще при жизни автора.Нравственные, социальные и духовные проблемы, содержащиеся в его произведениях, интерпретируются по-новому и по сей день влияют на художников из разных областей искусства. Кроме того, увековечение его фигуры в публичной сфере во многих странах (названия улиц, зданий, памятников, музеев) доказывает, что он действительно был одним из величайших творцов европейского масштаба.

- Катажина Вуйчик

.

татар - национальные и этнические меньшинства

Татары являются этническим меньшинством, о принадлежности к которому заявили 1828 польских граждан в ходе Национальной переписи населения и жилищного фонда 2011 года (по данным предыдущей Национальной переписи 2002 года, численность татарского меньшинства составляла 447 человек) , в том числе: в Подляском воеводстве - 539 человек (по данным Всероссийской переписи населения и квартир 2002 г. - 319), Мазовецком - 332 (по данным Всероссийской переписи населения и квартир 2002 г.- 22), поморских - 175 (по данным Всероссийской переписи населения и жилищного фонда 2002 г. - 28). Татары проживают в коренных татарских колониях Белостокского края (Бохоники и Крушиняны), а также в городах Белосток, Сокулка, Домброва-Белостоцка, Варшава и Гданьск.

польских татар проживало на территории Великого княжества Литовского с конца XIV века. Их предки были эмигрантами или беженцами из районов тогдашней Золотой Орды и из Крыма. Татары в Польше утратили знание родного языка, при этом остались верными мусульманской религии.Деятельность Мусульманского религиозного союза в Республике Польша играет значительную роль в жизни татарского меньшинства.

Основная организация:

Основные пресс-релизы: