Перо для письма это


ГУСИНОЕ ПЕРО ДЛЯ ПИСЬМА - Жизнь такая, какая она есть — LiveJournal

Кто-то сказал однажды, глядя на чернильницу, стоявшую на письменном столе в кабинете поэта: «Удивительно, чего-чего только не выходит из этой чернильницы! А что-то выйдет из нее на этот раз?... Да, поистине удивительно!»

— Именно! Это просто непостижимо! Я сама всегда это говорила! — обратилась чернильница к гусиному перу и другим предметам на столе, которые могли ее слышать. — Замечательно, чего только не выходит из меня! Просто невероятно даже! Я и сама, право, не знаю, что выйдет, когда человек опять начнет черпать из меня! Одной моей капли достаточно, чтобы исписать полстраницы, и чего-чего только не уместится на ней! Да, я нечто замечательное! Из меня выходят всевозможные поэтические творения! Все эти живые люди, которых узнают читатели, эти искренние чувства, юмор, дивные описания природы! Я и сама не возьму в толк — я ведь совсем не знаю природы, — как все это вмещается во мне? Однако же это так! Из меня вышли и выходят все эти воздушные, грациозные девичьи образы, отважные рыцари на фыркающих конях и кто там еще? Уверяю вас, все это получается совершенно бессознательно!

— Правильно! — сказало гусиное перо. — Если бы вы отнеслись к делу сознательно, вы бы поняли, что вы только сосуд с жидкостью. Вы смачиваете меня, чтобы я могло высказать и выложить на бумагу то, что ношу в себе! Пишет перо! В этом не сомневается ни единый человек, а полагаю, что большинство людей понимают в поэзии не меньше старой чернильницы!

— Вы слишком неопытны! — возразила чернильница. — Сколько вы служите? И недели-то нет, а уж почти совсем износились. Так вы воображаете, что это вы творите? Вы только слуга, и много вас у меня перебывало — и гусиных и английских стальных! Да, я отлично знакома и с гусиными перьями и со стальными! И много вас еще перебывает у меня в услужении, пока человек будет продолжать записывать то, что почерпнет из меня!

(«Перо и Чернильница», отрывок), Х.К. Андерсен

Гусиное перо — перо гуся, использовали в качестве письменного инструмента на протяжении VII—XIX веков, до изобретения металлического пера.


Гусиное перо, в отличие от перьев других распространённых птиц (чаще всего домашних), представляет собой толстый полый стержень, имеющий объёмное пористое основание, поэтому перо "ухватисто", т. е. его удобно держать в руке при письме. При наклонном срезе кончика пера ножом обнажается пористая внутренность, хорошо впитывающая чернила, что позволяет реже окунать кончик пера в чернильницу. Умеренно мягкий кончик пера хорошо сохраняет свою форму при письме, тем самым исключая необходимость частой заточки. Однако кроме гусиных перьев при письме могли использовать и перья других птиц с жесткими перьями, а именно ворона, павлина, индюка, глухаря или лебедя.

Затачивание кончика пера специальным ножом называется очинкой (или очином, обчинкой. Нож для очинки перьев называли перочинным ножом, однако в настоящее время это название распространилось на все карманные ножи.

Перед очинкой перо необходимо было подвергнуть предварительным подготовительным операциям:

— С пера обрезалась часть бородки для того, чтобы пишущему было удобнее браться за стержень;
— Перо вываривалось в щелочи для обезжиривания. Время варки составляло не менее 10—15 минут;
— Вываренное и высушенное перо обжигалось и закаливалось в горячем песке с температурой не  более 60—65°С, после чего кончик пера был готов к очинке.

Гусиное перо довольно быстро списывалось – приходилось чинить его заново или поворачивать верхней стороной вниз. В 1809 году была изобретена машинка для очинки гусиных перьев, но в России это изобретение не привилось.

При письме гусиным пером появившиеся помарки в тексте исправляли специальным скребком.

Люди, хорошо владевшие техникой письма гусиным пером, назывались писцами (писарями), никогда не оставались без работы и чрезвычайно ценились.

Очинка пера была очень важной операцией, поскольку от правильного её проведения во многом зависело качество почерка. Многие поэты и писатели никому не доверяли очинку своих перьев. Хорошие перья принято было даже дарить. В кабинете Пушкина в богатом футляре хранилось собственное перо Гёте, присланное им в подарок великому русскому поэту.

Так как гусиное перо было, по своему происхождению, природным материалом, оно имело ряд определённых недостатков.

Один из самых основных — необходимость частой заточки, поскольку кончик пера от трения о бумагу постоянно стачивался, издавая характерный скрип. Николай Васильнвич Гоголь в "Мертвых душах" пишет:

"Шум от перьев был большой и походил на то, как будто бы несколько телег с хворостом проезжали лес, заваленный на четверть аршина иссохшими листьями…"

Александр Сергеевич Пушкин при работе исписывал свои перья почти до самого основания. До настоящего времени сохранились два его гусиных пера, обгрызенных сверху и настолько коротких, что их едва можно удержать в пальцах. Одно из этих перьев находится на письменном столе А.С. Пушкина в его квартире на Мойке, второе — в настоящее время экспонируется в Государственном музеи Пушкина в Москве. Иван Иванович Пущин в своих «Записках о Пушкине» вспоминал:

"…везде разбросаны исписанные листы бумаги, всюду валялись обкусанные, обожженные кусочки перьев (он всегда с самого Лицея писал оглодками, которые едва можно было держать в пальцах)."

При письме гусиным пером все линии, выводившиеся справа налево, снизу вверх, овалы и прочее, давались с трудом, зачастую даже в умелых руках писаря нередко вызывая чернильные брызги.

Гусиным пером можно было писать лишь на хорошей плотной бумаге. Также из гусиного крыла для письма годилось всего три или четыре пера, вследствие чего их приходилось экономить, разрезая на несколько частей и затачивая каждую в отдельности.

Гусиные перья поступали в розничную продажу в пучках, обвязанных бечевкой по 25 штук в пучке. В поместьях обычно перья не покупали, а пользовались перьями своих, домашних гусей.

Что написано пером?

История создания ручки для письма уходит своими корнями за пределы 6000 лет назад.  За это время произошла существенная модернизация пишущих приспособлений.

В  IV  тысячелетии до нашей эры человек, вооружившись каменной, бронзовой или железной палочкой, выцарапывал  письмена на бересте деревьев, табличках из глины. В Древнем Риме записи делались на восковых дощечках с помощью заостренных на одном конце металлических палочек — стилусов. Другой конец стилуса был закругленным, при необходимости этим концом запись стирали. Древние египтяне для письма на папирусе использовали тростниковые кисти или ручки из тростника. Тростниковое перо расщеплялось и заострялось на конце. Чернила делали из сажи, разведенной водой, в смесь добавляли клей. В Китае писали кистью из шерсти крысы или верблюда, макая ее в чернила, составленные из смеси сажи, желатина из кожи осла и лампового масла. Примерно в VIII столетии папирус был вытеснен пергаментом, который изготовлялся из козьих и овечьих шкур. На пергаменте, с его гладкой поверхностью, легче было писать мелким почерком, и это, по всей вероятности, способствовало появлению птичьего или гусиного перьев. Их делали из прочных маховых перьев гуся или другой крупной птицы и затачивали кончик, который был прочнее, нежели расщепленный конец тростникового пера, а потому мог прослужить дольше, прежде чем его требовалось заточить снова. Гусиное перо стало основным инструментом для письма повсюду, кроме некоторых стран Востока, где по-прежнему пользовались тростниковым пером.

Гусиное перо применяли для письма, уже начиная с VII века. Перья кур, индюшек, цесарок, голубей для этого не годились. Только гуси! Ведь и Пушкин, и Лермонтов, и Гоголь писали свои бессмертные произведения, обмакивая в бронзовые чернильницы-непроливашки гусиные перья. Однако только что выпавшие перья к использованию не годились – были они слишком гибки, необходимо было время, чтобы дать им немного затвердеть и подсохнуть. После просушивания внешняя оболочка и перьевая сердцевина легко удалялись. В результате оставалась полупрозрачная трубочка. Чтоб было комфортно писать, кончик пера срезали специальным острым ножичком, который именуется перочинным. От того, как обрезано и заточено перо, во многом зависело качество написанного. Гусиные перья, взятые из левого крыла, гораздо лучше, красивее выписывают буквы, потому что их изгиб удобнее для руки.

Хорошее перо считалось ценным подарком. Гёте, известный немецкий поэт, прислал в подарок Пушкину прекрасно отточенное перо в богатом футляре. Оно и сейчас хранится в музее-квартире поэта в Санкт-Петербурге.

Гусиные перья успешно прослужили пишущему человечеству целое тысячелетие.  Десять веков упругое гусиное перо скрипело по пергаменту рукописных книг. Сколько  указов подписано им!

Ближе к концу XVIII века назрела нужда в использовании более долговечных и простых канцелярских принадлежностей.  На смену птичьему перу пришло перо из стали. Его высокая стоимость компенсировалась более продолжительным сроком службы и удобством пользования. Если верить одним сведениям, стальное перо изобрёл в 1748 году германец  Йоханнес  Янссен, если слушать другую точку зрения – то окажется, что это произошло на территории Англии в 1803 году. Механизированное производство стальных перьев началось в XIX веке в английском городе Бирмингем. Именно тогда братья Митчеллы организовали массовый выпуск ручек с металлическим пером. Через несколько лет появился станок для массового производства стальных перьев путем штамповки. Его изобрел в 1826 г. Мазон. Технология изготовления постоянно улучшалась, и к 1850-му году предприятия Бирмингема выпускали половину мирового объема металлических ручек и перьев. К концу 19-го столетия гусиных перьев фактически не стало, на смену им пришло стальное перо.  Однако металлическое перо, как и птичье, приходилось постоянно окунать в чернильницу. Для задержки чернил изобретались желобки, крылья, или перо вообще делали двойным. Попытки создание ручки, которая содержала бы чернила внутри себя, продолжались на протяжении всего времени использования перьев и перьевых ручек. К 1884 году удалось создать небольшую практичную ручку с капиллярными протоками, которая стала прообразом нынешних авторучек. Её изобретателем стал американец Льюис Ватерман, который использовал принцип капилляра. Заключался он в заполнении резервуара ручки воздухом, который подавался по очень узким каналам. Каналы были столь узки, что чернила в них не просачивались, а воздух без труда втягивался.

В дальнейшем совершенствовал авторучку известный Джордж Паркер, сельский учитель из штата Висконсин. Его изобретение было запатентовано в 1889 году и отличалось высоким качеством за счет точной подгонки деталей. Первым изобретателем шариковой ручки был неизвестный американец Джон Лауд. Еще в 1888 году он получил патент на ручку с вращающимся наконечником в виде шарика. Однако тогда ручка для письма так и не стала товаром. Чернила были основным препятствием. Жидкие чернила постоянно оставляли кляксы, а густые застывали на наконечнике. С окончания Первой мировой войны до 1950 года популярность шариковых ручек носила волнообразный характер, многие пытались усовершенствовать изобретение и выпустить в продажу. Среди них были и венгерские братья Биро, конструкция ручки которых была не слишком удачна. Именно эта конструкция в 1950 году была серьезно усовершенствована французским фабрикантом перьевых ручек Марселем Бишем. Стальные шарики диаметром 1 мм изготавливались с точностью до сотых миллиметра. Марселю Бишу удалось добиться того, что чернила не просачивались через пишущий узел. С 1953 года началось серийное производство ручек во Франции, а в 1958 году Биш основал компанию BiC и вышел на рынок Америки. Компания начала массовый выпуск дешевых одноразовых ручек из легчайшей пластмассы. Постепенно другие пишущие инструменты были вытеснены с рынка, а известные всему миру ручки BiC активно используются и в наши дни.

Из истории письменности и инструментов для письма

30 декабря 2008

Скачать весь выпуск (pdf, 15 M) 

Н. И. Смирнова,
заместитель начальника Управления информации и внешних связей
Главного управления Банка России по Санкт-Петербургу.
Т. М. Образцова,
эксперт 1 категории Управления информации и внешних связей
Главного управления Банка России по Санкт-Петербургу.

В Музейно-экспозиционном фонде Главного управления Банка России по Санкт-Пеrербургу внимание многих участников экскурсий привлекают выставки с экспозицией старинных книг, деловых писем, рукописных записей в книгах, а также инструментов для письма.

Нередко посетителей восхищают аккуратность сделанных записей, особый стиль изложения писем, подпись и почерк на документах, а также высокое качество бумаги и стойкость цвета чернил на рукописных записях, хотя некоторым из них уже более 100 лет.

Вопросы посетителей музея навеяли необходимость познакомиться с материалами современных исследователей по теме истории письменности и инструментов для письма и отметить её значимость в эволюционном развитии эпох и народов, как историю самой мировой цивилизации.

Принадлежности, используемые для письма, знакомят нас со всеми ступенями в развитии общества, в формировании взаимоотношений между отдельными людьми и целыми народами. На протяжении веков совершенствовались инструменты для письма. В более ранние периоды человек рукой и палкой стал рисовать на песке, заострённым камнем изображал рисунки на стенах пещер.

Около 4 тыс. лет до нашей эры человек в качестве поверхности для письма стал использовать глиняные дощечки.

Древние греки писали деревянными заострёнными палочками (стилусами) на дощечках, покрытых тонким слоем воска. Писать по воску перестали после изобретения пергамента.

В VIII веке для письма на пергаменте был изобретён новый инструмент - появилось знаменитое гусиное перо. С помощью особого способа использования заточенного гусиного пера можно было изменять почерк письма - сделать его прописным или наклонным. Так появились прописные буквы.

До XVI века на Руси материалом для письма служил пергамент - специально обработанная телячья кожа, очищенная от шерсти и вымоченная особым способом.

Для написания на пергаменте европейцами по особой технологии были изготовлены чернила. Чернила делались из наростов на листьях дуба, чернильных орешков, вишнёвого клея и смеси кислого и пресного мёда. Был и другой способ их изготовления - из ольховой коры, кислых щей и окиси железных опилок. Цвет чернил получался настолько стойким, что не изменялся в течение столетий.

Процесс подготовки пера к работе был трудоёмким и сложным.

Весной у сильного молодого гуся надо было вырвать одно из пяти внешних перьев, при этом обязательно из левого крыла. Перо обжигалось в горячем песке и становилось сухим и жёстким. Кончик пера заострялся перочинным ножом.

Гусиное перо стало основным инструментом для письма повсюду (кроме стран Востока, где использовалось тростниковое перо). В XVIII веке из России в Англию отправлялось в год более 25 млн. штук гусиных перьев.

Хорошие перья нередко преподносили в качестве подарка. Так, Александр Сергеевич Пушкин в своём кабинете хранил в богатом футляре перо, присланное ему в подарок всемирно известным поэтом Гёте.

Птичьими перьями, преимущественно гусиными, пользовались в течение десяти веков - до конца XVIII века. В России же (как отмечают современные исследователи) не только в XVIII веке, но даже и в XIX веке были в употреблении исключительно птичьи перья, а в учреждениях (канцеляриях) долгое время были «специалисты по чинке перьев».

Первые сведения о металлических перьях относятся к XIII - XV столетиям. Следует отметить, что металлические перья в XV веке стоили дорого и были грубо сделаны, в связи с чем доступные гусиные перья оставались наиболее популярными.

Изменения в технологии изготовления гусиных перьев и приготовление чернил лучшего качества заметно повлияло на почерк. Новые материалы и инструменты для написания письма повлияли также на его слог и стиль. Люди стали писать с лёгкостью, а в манере письма нередко отражались черты собственной личности.

Для русских писем XVII столетия характерны многословие и витиеватый стиль, но уже к середине XIX столетия стиль письма стал более простым, требующим соблюдения светских обычаев.

Необходимо было знать и соблюдать правила написания письма для лиц различного общественного положения, возраста и пола, соблюдать такт, приличия и вежливость. Эти правила распространялись не только на личную, но и деловую переписку. Письмо должно было быть написано чисто, опрятно, чётко, без помарок.

Такие, казалось бы, не столь значимые детали, как складывание письма, качество бумаги, почерк определяли положение и характер пишущего, а по слогу письма судили о его такте и светскости.

Так, например, выглядит сопроводительное письмо к отчёту государственных сберегательных касс за 1906 год на имя И. И. Кауфмана - основоположника российской финансовой статистики (на выставочном стенде Музейно-экспозиционного фонда Главного управления Банка России по Санкт-Петербургу).

Во второй половине XVIII века в связи с повышением грамотности возникла необходимость использования более простых и долговечных перьев, поэтому стальное перо становится наследником гусиного. Хотя в первой половине XIX столетия появляются перья, изготовленные из других материалов: из рога, черепахового панциря, это были редкие экземпляры и не пользовались большим спросом.

Механизированное производство стальных перьев началось в начале XIX столетия в промышленном городе Бирменгеме (Англия). С 1816 года стальные перья широко входят в обыденную жизнь, а к концу XIX века ручки с металлическим пером полностью вытеснили гусиные перья.

Металлические перья изготавливались самой различной формы и продавались по всему миру. Делали их из стали, серебра и золота. В России они продавались во всех писчебумажных магазинах.

Металлические перья по конструкции были довольно простыми, но для них предлагалось обширное разнообразие ручек: деревянные простые для клерков и учащихся, элегантные и декоративные из слоновой кости, жемчуга, золота и серебра. Можно было увидеть ручки, изготовленные в форме гусиного пера, на смену которого они и пришли.

Тем не менее, все перья приходилось окунать в чернила, поэтому изобретатели весь XIX век конструировали ручку с пером, имеющим свой собственный запас чернил. Эта задача была решена в 1883 году, когда Льюис Эдисон Уотерман (Lewis Edson Waterman), в то время страховой маклер, житель Нью-Йорка, создал чернильную ручку Regular: компактную, надёжную ручку с капиллярными протоками, ставшую прообразом современных авторучек.

В 40-х годах ХХ столетия была изобретена шариковая ручка, а в 1980-90 гг. появились роллеры - более современная технологическая модификация шариковых ручек. В наше время появилось великое множество инструментов для письма и фирм-изготовителей.

В итоге можно отметить, что с развитием письменности и совершенствованием инструментов для письма создавалась тысячелетняя кладовая мудрости человечества, о значении которой К. Г. Паустовский писал: «Никакие провалы истории и глухие пространства времени не в состоянии уничтожить человеческую мысль, закреплённую в сотнях, тысячах и миллионах рукописей и книг».

До середины XVI века русская литература была исключительно рукописной. Многие рукописи стали памятниками письменности различных эпох и народов. Древнерусские рукописные памятники представляют огромную ценность как источник для исследований важнейших событий в истории нашей Родины - это память человечества, которая несёт в себе залог бессмертия.

Литература:
1. О. Д. Голубева, А. А. Гольберг «На полках публичной библиотеки», М,, «Книга», 1983.
2. В. Самокатов «Полезное изобретение отправят на свалку», статья 09.06.07 г.
3. «WATERMAN» ИСТОРИЯ
// www.penclub.ru.
4. В. Г. Васильев «История пера для письма» // www.lib.tstu.tver.ru.
5. 3анимательная техника в прошлом. История пера и пишущей машинки // www.inventors.ru
.
6. История Министерства народного просвещения // http://patl.narod.ru
.
7. История ручки // www.2var.ru
.
8. Краткая история шариковой ручки //www.з74.ru
, От сложного к Простому, № 32, 2007 г.
9. Перо и чернильница на Руси XVII века // www.officemart.ru
.
10. Перья, перья, перья!... // www.toponline.ru
.
11. Развитие письменности и инструментов для письма // www.omni-media.ru
.
12. Вадим Самокатов «Полезное изобретение отправят на свалку истории» // www.utro.ru
;
13. Дмитрий Тартаковский «Письма русского света XIX
столетия // Почта России, № 1, 2005 г.
14. Александр Эсаулов «Сказка о перьях» // www.proza.ru

Статьи

Что написано пером… — Журнал «Читаем Вместе. Навигатор в мире книг»

Изобретение пишущих орудий неразрывно связано с возникновением письма и ритуальной живописи. Вероятно, самым древним инструментом был указательный палец. Первобытный человек окунал его в сок растений или кровь животного, чтобы нанести грубые контуры. Шумеры изготовляли глиняные плитки с ровной поверхностью, на которых выдавливали клиновидные знаки при помощи острых предметов. Древние египтяне усовершенствовали технику письма путем использования тростниковой кисти. Это орудие предназначалось для работы с материалом, изготовленным из стеблей папируса. Кисть изготовляли из тонкого стебля тростника, конец которого расплющивали и размягчали. Кисть впитывала чернила и при надавливании оставляла их на поверхности папируса. Подрезая различным образом волокна, можно было проводить тонкие или широкие линии.

У древних греков появляется тростниковое перо. Полый стебель тростника имел твердую оболочку. Кончик такого пера заостряли по-разному, чтобы изображать буквы различной формы. Вдобавок его можно было сделать более эластичным, прорезав расщеп. Этот же принцип используется и в современных перьях. Греческое тростниковое перо было прочнее, чем египетская тростниковая кисть. В качестве материала для письма греки широко применяли пришедший из Египта папирус. Однако в Древней Элладе также пользовались вощеными табличками, изготовленными из самшита, слоновой кости или металла. Для нанесения письменных знаков на этих поверхностях употребляли стилусы – заостренные с одной стороны палочки. Стилусы изготовляли из бронзы или слоновой кости. Заостренный конец стилуса использовался для нанесения букв на дощечку, покрытую воском. А противоположный конец делали плоским, чтобы стирать написанное. Стилус, иначе стиль, дал свое имя манере письма, художественному стилю, причем не только в литературе, но и в изобразительном искусстве, моде и дизайне.

Тростниковое перо – калам – унаследовали от античной культуры мусульмане. В Исламе слово стало главным проводником божественного откровения, Коран точно следует словам Всевышнего, сказанным на языке арабском, «чистом и ясном». Поэтому к искусству письма, каллиграфии, на Ближнем Востоке в Средние века было особое отношение. Были регламентированы различные способы письма и способы изготовления перьев.

Примерно в VIII столетии в Европе папирус был вытеснен пергаментом, который изготовлялся из козьих и овечьих шкур. На пергаменте, с его гладкой поверхностью, легче было писать мелким почерком, и это, по всей вероятности, способствовало появлению птичьего пера. Полагают, что впервые ручка из гусиного пера появилась в испанской Севилье в начале VII века. Если в русском языке слово ручка происходит от слова рука, то, например, в английском pen, в итальянском penna, а во французском plume образованы от латинского penna, то есть перо птицы.

Процесс подготовки птичьего пера был сложным и трудоемким. Особо ценились для письма пять маховых перьев с внешней стороны крыла гуся или лебедя. Свежевыпавшие перья слишком гибки: нужно время, чтобы дать им слегка подсохнуть и затвердеть. После просушки тонкая жирная внешняя оболочка и сердцевина пера легко удалялись. В результате оставалась только твердая полупрозрачная трубочка. Ее кончик обстругивался специальным коротким и острым перочинным ножом. Затем уже кончик пера разминали в руке и расщепляли посередине. Наконец, положив острие пера на твердую поверхность, лезвием ножа писец удалял самый конец, буквально долю миллиметра, так, чтобы получился идеально ровный, квадратный кончик. При письме усечение кончика приходилось совершать довольно часто, поскольку острие пера расходилось от постоянного нажима. В течение дня хорошему писцу нужно было очинять свое перо не менее шестидесяти раз.

Птичьими перьями, преимущественно гусиными, пользовались более десяти веков – до конца XVIII века. В России же не только в XVIII, но даже в XIX столетии были в употреблении преимущественно гусиные орудия письма, а в государственных канцеляриях долгое время были даже свои «специалисты по чинке перьев».

Во второй половине XVIII века с ростом грамотности возникла необходимость использования более простых и долговечных письменных принадлежностей. И на смену гусиному перу пришло перо стальное. По одним сведениям, стальное перо изобрел в 1748 году немец Йоханнес Янссен, а по другим – это случилось в Англии в 1803 году. Но так или иначе, механизированное производство стальных перьев началось в начале XIX столетия в Англии в промышленном городе Бирмингеме.

С 40-х годов XIX века стальные перья широко стали входить в обыденную жизнь, а к концу того же столетия они уже полностью вытеснили гусиные перья. Хотя большинство стальных перьев были довольно простыми по конструкции, неограниченный простор открывался при изготовлении ручек для них. Потребителям предлагались не только простые по внешнему виду деревянные ручки, хорошо известные клеркам и учащимся. Публика повзыскательней могла приобрести элегантные декоративные ручки из различных материалов – слоновой кости, золота и серебра. Для изготовления самих перьев применялись такие материалы, как нержавеющая сталь и золото. Но поскольку и сталь, и золото достаточно быстро изнашивались при письме, острие пера стали изготавливать из более дорогого и твердого металла. Как правило, это были металлы платиновой группы – иридий или родий. Все это давало возможность перу служить десятилетиями, оставаясь таким же качественным.

Перьевые ручки с чернильницами окончательно ушли в прошлое лишь в середине XX века. У пришедших им на смену авторучек также были перья. Но это уже совсем другая история.

Что написано пером, то не вырубить топором

Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Вычитать и умножать, малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе…

 

Слова этой, знаменитой всем, песни каждый год звучат 1 сентября. И она уже давно стала своеобразным гимном для всех первоклашек. Песня оказалась настолько популярной, что не теряет своей актуальности и сегодня. Вот только буквы уже давно пишутся не перышком. А давайте вспомним, как же это было раньше.

История перьевой ручки начинается с того момента, когда для письма начали использовать перья различных птиц. Самым популярным было гусиное перо, ведь именное его удобнее всего было держать в руке.

Считалось, что для тех, кто пишет правой рукой перо должно было браться из левого крыла, а вот для левшей – из правого.  Прежде чем пользоваться таким пером его обезжиривали и очищали, погружая в раскаленный песок, затем обрезали под определенным углом и затачивали. Затачивание пера специальным ножом называли очинкой, а вот нож назывался перочинным. А затем, острый кончик пера немного надрезался вдоль, чтобы при нажатии на бумагу, эти кончики расходились в разные стороны. Постепенно, пишущая часть пера размокала, перо оставляло нечеткий след, широкую линию и кляксы. Его снова затачивали, после чего оно писало, как новое. И так продолжалось до тех пор, пока перо не становилось совсем коротким и тогда его заменяли на новое. Эпоха гусиных перьев канула в Лету, когда было изобретено металлическое перо. Произошло это не сразу, ведь многие предпочитали пользоваться именно гусиными перьями, которые по мягкости своей, удобнее для письма, чем стальные. И все же стальные перья одержали победу.

Впервые они появились в начале XIX века, но были неудобны и не пользовались популярностью.  Лишь к 1850 годам качество стальных перьев значительно улучшилось, и они стали более доступны. По конструкции металлические перья были простые, но к ним предлагалось большое разнообразие  ручек: деревянные, из слоновой кости, серебра и золота.

В России производством стальных перьев занималось русское общество «Рига». В нашем музее хранится очень интересный экспонат пера под номером 86. Правда перо это довольно-таки больших размеров и для письма оно не использовалось. Скорее всего его использовали как указатель. А может это перо было своего рода рекламой металлических перьев. Почему же номер 86? Дело в том, что перья делились на канцелярские, биржевые, ученические и каллиграфические и каждое имело свой номер. Перо под номером 86 было самое распространенное и универсальное.

Одним из самых главных предметов в школе было чистописание. В ходе занятий у детей вырабатывался безупречный почерк, который оставался с ними на всю жизнь. Хороший почерк ученика первого класса был настоящим произведением каллиграфии. Буквы писали с наклоном и с нажимом. Ведешь перо вниз — делаешь нажим, вверх — нажим не нужен. Написанный текст получался из линий, меняющих по ходу свою толщину. Написанный текст был мокрый, поэтому его нужно было после написания промокнуть. Для этого использовалась специальная бумага - промокательная или бюварная. Наложение листа на только что написанное ускоряло процесс высыхания чернил и предотвращало размазывание чернил по тетради, рукам и одежде школьников. Такая бумага также могла использоваться, будучи надетой на пресс-папье. И, вот пожалуйста, ещё один забытый предмет – пресс-папье.

 

Это предмет в виде бруска, который обязательно входил в письменный набор в эпоху перьевых ручек. Название происходит от французского «presse-papiers» – от presser – «нажимать» и papier – «бумага». Пресс-папье применяли не только для промокания текста, но и для придавливания листов бумаги, лежащих на письменном столе, чтобы они не разлетались. До появления промокательной бумаги написанный текст посыпали мелкозернистым песком из специальной песочницы. Как правило чернильница и песочница соседствовали в письменном наборе.

Интересным изобретением были и чернильницы-непроливайки. Они представляли собой стеклянный цилиндрический стаканчик, верхняя часть которого имела форму опрокинутого конуса с небольшим отверстием для ручки. Благодаря особой конструкции, препятствующей вытеканию чернил при наклоне или переворачивании, чернильница-непроливайка позволяла носить готовые к использованию чернила при себе.

Позднее появились автоматические ручки с открытыми и закрытыми перьями. Там чернила заливались в специальный резервуар с помощью помпового или поршневого механизма. Пользоваться авторучками детям было гораздо удобнее, и чернильница уже была не нужна.

А вот шариковые ручки появились в СССР в 1960-х годах. Правда школьникам пользоваться ими запрещалось, считалось что они очень плохо влияют на почерк. Первые шариковые ручки писали гораздо хуже перьевых. Но с улучшением качества шариковых ручек запрет был снят.

Как мы видим технический прогресс не стоит на месте. Уже сейчас практически все документы и письма составляются в электронном формате. Кто знает, возможно совсем скоро нам не понадобятся ручки, карандаши и прочие канцелярские принадлежности, которые останутся только в музеях в качестве экспонатов и будут напоминать нам о далёком прошлом.

Первоисточник: Музей Мариинско-Посадского района

Основы. Выбираем перьевую ручку: перо

Вы узнали, что письмо перьевой ручкой улучшает почерк, позволяет разгрузить руку при больших объёмах письма, это модно и вообще полезно для работы человеческого мозга, и решили попробовать?

Но какую ручку выбрать? Что за буквы написаны на пере? Какое перо подходит для каллиграфии? Что лучше: перо из золота или стали? Давайте разбираться.

Устройство ручки и принцип работы пера

Строение перьевых ручек практически не изменилось со времени их изобретения – менялись материалы, технологии производства, системы заправки, но составные части остались неизменными: корпус, механизм подачи чернил к перу, или так называемый « фидер» (от англ. feed – подавать, питать), грип-секция (от англ. grip – захват) и само перо.

Перо

Перо представляет собой металлическую пластинку с прорезью и воздушным отверстием (иногда без него),

плотно прижатую к фидеру,

что позволяет подавать чернила к бумаге за счёт капиллярных сил (по узким каналам чернила непрерывно подаются на перо).

Перья различаются по нескольким параметрам: материал, форма, толщина, гибкость, материал изготовления. Обо всём этом подробнее.

Форма пера

Существует довольно много форм, которые используются как для повседневного письма, так и для каллиграфии.

Самые распространённые: остроконечное перо с шариком на конце, используемое в большинстве современных ручек, и широкое перо (стаб), установленное, например, на ручках Rotring Artpen, Sheaffer Viewpoint, Lamy Joy и др. Оба этих пера подходят для повседневного письма: шарик на пере позволяет получить традиционную линию одной толщины, а широкое перо способно преобразить любой почерк, придавая линиям букв вариацию ширины.

Гибкость пера

Остроконечное перо может быть гибким, или flex-пером. Это перо популярно среди каллиграфов, так как толщина линии, которую оно даёт, меняется при нажиме. Различают гибкие (flex), полугибкие (soft или semi-flex) и жесткие перья.

Если вы увидите на пере маркировку SEF (soft extra-fine), SF (soft fine), SM (soft medium) - это полугибкие перья определенной толщины; а маркировка HEF (hard extra-fine), HF (hard fine), HM (hard medium) означают жёсткие перья.

Современные стандарты письма больше ориентированы на письмо шариковыми ручками (с фиксированной толщиной линии), что привело к почти полному исчезновению ручек с гибкими перьями. Но сейчас мода на письмо гибкими перьями возрождается, и помимо классических японских моделей (таких как Pilot Falcon), ручки с гибкими перьями уже появились в ассортименте европейских фабрик, например у Aurora или Visconti.

Если вы хотите попробовать себя в каллиграфии, присмотритесь к гибкому или полугибкому перу.

Итак, первое, с чем нужно определиться при выборе перьевой ручки: для каких целей она нужна?

Вот некоторые варианты:

Остроконечное или жесткое перо Широкое (стаб) или гибкое (флекс) перо

На каждый день

В школу, институт, офис

Для быстрых заметок

Для рисования и скетчинга

Для исправления почерка

Для каллиграфии

Для медитативных практик

Для подписания открыток

Для красивых записей

Толщина линии при письме

Информацию о толщине линии ищем на пере. Эта маркировка является условной и реальная толщина может варьироваться от производителя к производителю.

Маркировка стандартных перьев

Маркировка Адаптированное русское название Приблизительная толщина, мм
SABI-TOGI самое тонкое перо в мире, производит фабрика Sailor меньше 0.1
UEF (или XXF) - ultra extra-fine ультра-тонкое перо 0.1-0.2
EF (или XF) - extra-fine очень тонкое перо 0.2-0.4
F - fine тонкое перо 0.3-0.5
MF - medium-fine средне-тонкое перо 0.4
M - medium среднее перо 0.4-0.7
B - broad толстое перо 0.6-0.9
BB - double broad очень толстое перо 0.9-1.0
3B - triple broad очень-очень толстое перо 1.1-1.3
Music музыкальное, у пера есть 1-2 прорези 1.0-1.2
Stub широкое перо, стаб от 0.7

PO

FA

WA

выпускает фабрика Pilot 0.2

0.3

0.5

A- аnfaenger детское перо 0.6-0.7
Zoom зум 1.0
IT - italic италик 1.0-1.4
OM - oblique medium скошенное среднее перо 0.6-0.8
OB - oblique broad скошенное толстое перо 0.8-1.0
OBB - oblique double broad скошенное очень толстое перо 1.0
Lh - left-handed перо для левшей 0.5-0.6

Наиболее распространённые среди них EF, F, M.

При этом важно заметить, что также отличаются европейские и японские стандарты толщины перьев: японские перья при схожей маркировке на порядок тоньше европейских: так, японское перо с маркировкой М будет давать линию, схожую по толщине с европейской F.

Ручки с перьями европейского стандарта Ручки с перьями японского стандарта

Lamy

Ohto

TWSBI

Diplomat

Rotring

Parker

Waterman

Sheaffer

Franklin Covey

Pelikan и др.

Pilot*

Platinum*

Sailor и др.

* Кроме ручек Pilot Vpen, Pilot Metropolitan, Platinum Preppy.

Толщина линии, которую оставляет перо на бумаге, зависит не только от подачи чернил пером, но и от типа бумаги и самих чернил. Тонкие перья, как правило, имеют более умеренную подачу, за счет чего линия может оставаться ровной даже на бумаге плотностью менее 80 г/м2, однако они требуют более бережного обращения, так как при неосторожном письме и слишком сильном нажиме могут проткнуть или порвать лист бумаги.

При выборе бумаги следует обратить внимание на её гладкость и плотность – именно эти два параметра больше всего влияют на толщину линии. Рыхлая на ощупь бумага плотностью менее 80-90 г/м2 и текучие чернила могут привести к проявлению надписи на обратной стороне листа и появлению так называемой «ёлочки».

Итак, второй важный критерий вашего выбора: толщина линии

Здесь советуем в первую очередь ориентироваться на ваш почерк: чем он крупнее, тем более широкое перо вам нужно.

Если вы часто пишете на обычной офисной бумаге, при прочих равных берите более тонкое перо.

Материал пера

Большинство перьев изготавливаются из золота или нержавеющей стали: такой выбор продиктован тем, что перо не должно окисляться или вступать в реакцию с чернилами, чтобы обеспечить бесперебойное письмо в течение продолжительного времени. Однако не всегда можно определить материал пера по цвету, здесь также необходимо обратить внимание на маркировку на пере. На золотых перьях обязательно стоит проба золота 14к, 18к и т.д. Не стоит путать данную маркировку с довольно редкой 14kgp (эта аббревиатура означает, что перо стальное с позолотой).

Чтобы перо служило долго и не стиралось о бумагу, и у золотых, и у стальных перьев на кончике присутствует шарик из более твёрдого металла (иридия, осмия или вольфрама), и касаемся бумаги мы именно этим шариком.

Считается, что золотые перья пишут на порядок мягче и плавнее, ведь золото пластичнее и мягче нержавеющей стали. Но на характер письма влияют не только пластичность и упругость самого металла, но и форма пера, и общий вес ручки, и сила нажима.

Итак, при выборе ручки обязательно проверьте:

1. хорошо ли отполирован шарик на пере, просто проведя кончиком пера по подушечке пальца

2. проведите незаправленной ручкой по бумаге и оцените насколько ручка "шуршит", не цепляет ли она бумагу (если перо очень острое, волокна бумаги могут забиваться между усиками пера)

3. посмотрите, насколько равномерный по всей длине зазор между усиками пера, усики не должны торчать в разные стороны и находиться одно выше другого.

При выборе также имейте в виду, что обычно при производстве золотых перьев контроль качества гораздо более строгий, многие золотые перья подвергаются ручной полировке.

Писать пером в век компьютеров.

Loading...

В социальную сеть недавно выложили школьную тетрадь ученика первого класса 1964 года, являющуюся просто образцом каллиграфического почерка. Плавные линии — одна к одной, все завитки и крючки четко прописаны, твердые штрихи чередуются с мягкими…

Пользователи не преминули выразить восторг: «Вот это культура письма!», «Умели ставить руку в советской школе!», «Современным детям это не под силу, они пишут как кура лапой».  

Но, как выяснил «МК», дело не только в эстетике. Искусство красивого и изящного письма развивает мелкую моторику, что, в свою очередь, является стимулом для интеллектуального развития ученика. А пластика усилий и расслаблений при письме перьевой ручкой соответствует нашему внутреннему ритму.

В России есть немало школ, которые работают по здоровьесберегающим технологиям, разработанным доктором и педагогом-новатором Владимиром Базарным.

Каково это — писать пером в ритме биения сердца, решила проверить спецкор «МК», для чего отправилась в земскую гимназию — муниципальное автономное общеобразовательное учреждение городского округа Балашиха.

фото: Светлана Самоделова

Образцовая тетрадь ученика первого класса 1964 года вызвала шквал отзывов в Интернете. Пользователи разделились на два лагеря.

Одни сожалели, что каллиграфия незаслуженно забыта, что вместе с ней из школ ушла культура письма.  

«Недавно на почте заполняла бланк на посылку, приемщица заметила: «Какой четкий, красивый почерк. Сейчас редко кто так пишет». А я из той, еще советской школы, где под чистописание отводили большое количество часов, — делится Людмила Васильевна. — Это то хорошее, что досталось нам в наследство от царской России. Прописи были нашей настольной книгой. Заставляя по сотне раз выводить пером одни и те же крючки и петельки, у нас вырабатывали усидчивость и концентрацию внимания. Мне 74 года, а я, как бы ни торопилась, всегда пишу четко и ровно. По-другому не могу, так научили».

«Перечитал вчера письма деда, адресованные бабушке, и записки отца, которые он писал маме в роддом. В эпоху чернильных ручек, похоже, у всех был отличный почерк. В рукописных текстах лучше чувствуются эмоции, которые переживали близкие», — рассказывает Иван.

Многие в ленте сходились во мнении, что каллиграфия — это еще и приобщение к красоте. «Сейчас эта «буржуазная дисциплина» исчезла из школьной программы. Что в результате? У меня дочь — учитель русского языка и литературы. Проверяя дома тетради, иной раз показывает мне сочинения учеников. Мы вдвоем не можем разобрать почерк детей. Я считаю, что косое, неразборчивое письмо — это в чем-то неуважение к учителю. Каллиграфия в свою время «дисциплинировала» руку и учеников в целом», — делится Нина Георгиевна.

Собеседники в ленте сетовали, что каллиграфию сейчас можно встретить только на логотипах, отпечатанных открытках и в надписях на памятниках на кладбище…

«В паспорте на штампе о регистрации брака работник ЗАГСа вписала фамилию жены небрежным почерком, к тому же шариковой ручкой, — возмущается Евгений. — Стал перебирать документы. Вот в свидетельстве о рождении все сведения написаны красивым каллиграфическим почерком. Чувствуется, что это — документ. Его приятно взять в руки».  

Среди пользователей было немало тех, кто по собственной инициативе начал изучать каллиграфию.

«Свой почерк у меня неважный, а когда беру в руки перо, пишу очень красиво, — признается Анна. — Пока вывожу букву за буквой, полностью успокаиваюсь. Для меня занятие каллиграфией — это и творчество, и профилактика стресса».

Но у любителей красивого, изящного письма нашлось немало противников.

«К чему в наш цифровой век эта экзотика? Писать сейчас стальным пером — все равно что варить обед в русской печи…» — высказывался Геннадий.

«Меня в детстве учили писать перьевой ручкой. До четвертого класса у нас шариковые ручки были запрещены. Впечатления — самые ужасные, врагу не пожелаешь. Говорили, что потом почерк будет хорошим. Ничего не вышло. Пишу плохо», — откровенничает Сергей.

Пользователи сожалели, что столько сил и энергии, достойной лучшего применения, уходило на то, чтобы овладеть технической стороной этого письма…

Вот и коллега напомнил, что Наполеон настолько неразборчиво писал, что его письма расшифровывал специально обученный секретарь. А рукописи Льва Толстого могла разобрать только его жена. Она и переписывала их начисто. И это не помешало полководцу и писателю стать великими.

Оппоненты спрашивали: «Зачем ныне умение красиво писать?» «Зачем сейчас вообще нужна ручка, когда есть «клава» (клавиатура на компьютере. — Авт.), электронная почта и принтер? В Америке, например, в некоторых штатах чистописание вообще переведено в разряд необязательных предметов».

Зато в Германии письмо перьевой ручкой в начальной школе закреплено федеральным законом. Считается, что чернила в ней подаются в пишущий узел плавно, дети меньше устают, пишут более осознанно и концентрированно.

Чтобы понять, что еще очень важное закладывается в раннем возрасте вместе с умением красиво писать, я отправилась в земскую гимназию, в подмосковную Балашиху.

фото: Светлана Самоделова

«Обучение в движении»

Школа это муниципальная, но очень необычная. Идею земской школы, которые ранее действовали в сельской местности в земских губерниях, подсказал организаторам писатель и общественный деятель Александр Солженицын. 

— Обучение у нас осуществляется с соблюдением таких принципов, как народность и духовность, — говорит директор Галина Викторовна Кравченко. — Во главу угла мы ставим воспитание и здоровьесбережение учеников.  

Школяры осваивают знания по особым технологиям, разработанным педагогом-новатором, доктором медицинских наук Владимиром Базарным. В итоге ученики в процессе учебы не только сохраняют, но и укрепляют свое здоровье.

В этой гимназии никто не скажет ученикам на уроке: «Не вертись!», «Сиди смирно!». Система Базарного построена на раскрепощении.

— В обычной школе детей заставляют часами сидеть в одной позе, склонившись над партой. Но уже доказано, что при обездвиживании геном не работает, — говорит автор метода, академик Российской академии творческой педагогики, руководитель научно-внедренческой лаборатории Владимир Базарный. — При многочасовом сидении ионы кальция выпадают в соли кальция, а это путь к атеросклерозу. Поэтому у нас уроки проходят в движении.

Половина урока часть учеников сидит за партами, другая часть — стоит за конторками, которые напоминают трибуны для выступлений со сцены. Обувь дети при этом снимают. Стоят в носках на специальных массажных ковриках, сплетенных из мелких деревянных шариков.

Через 20 минут звучит звонок — фрагмент из классического произведения, — и ученики встают на зарядку. Она особенная. Идет разминка не только мышечно-телесная, но и выполняются упражнения для глаз.

Потолки в кабинетах гимназии все разлинованы. Штрихпунктирными линиями нанесены овалы красного и зеленого цветов, квадраты желтого и восьмерки синего. По ним ученики и следят — водят на разминке глазами. 

Зарядку проводят сами школьники. Когда мы заглянули на урок немецкого языка, ученик, выполняя упражнения на зрительную координацию, подавал команды одноклассникам на немецком. Такой вот офтальмологический тренажер.  

После зарядки те, кто сидел за партами и стоял за конторками, меняются местами.

— У нас происходит обучение в движении, — говорит заместитель директора по воспитательной работе Марина Анатольевна Боярчук. — Есть те, кто говорит: «Можно я не буду садиться?» А есть дети медлительные, им хотелось бы, конечно, подольше посидеть. Но необходимость требует для всех сесть-встать. Около конторки можно поменять позу, походить рядом с ней, присесть, помассировать ноги. При таком методе у учеников не нарушается осанка и не замедляется рост.

При этом вся школьная мебель регулируется под рост ребенка.

— Заметили на двери при входе в кабинеты цветные наклейки? — спрашивает Галина Викторовна Кравченко. — Это ростовые ленты. Ребята встают рядом, измеряют свой рост и выбирают ту парту и конторку, которые помечены тем же цветом.

фото: Светлана Самоделова

«Шарики за ролики»

Второй важный момент — все ученики гимназии пишут перьевыми ручками. В чернильницы перья, конечно, не макают. В арсенале у школяров современные ручки с металлическим пером и сменными чернильными картриджами.

Учителя говорят, что перо требуется держать под определенным углом, в нужной позиции, иначе ручка просто не будет писать. И таким образом кисть ребенка приручается к правильному положению руки.

— Перьевые ручки очень важны, — говорит в свою очередь академик Владимир Базарный. — Наша внутренняя жизнь устроена по ритмическому строю. Это и импульс мозга, и частота дыхания, и биение сердца… И этим ритмам как раз отвечает утонченное, каллиграфическое импульсно-нажимное письмо.

По мнению ученого, в процессе письма перьевой ручкой ребенок постепенно вырабатывает моторный автоматизм, сообразный природе его эндогенных биоритмов: чередования усилий — нажимов и расслаблений — отрывов.

— Наш мозг — это итог совершенствования функциональных способностей руки и речевых мышц. Наши пальцы сотни тысяч лет, как спицы, вяжут ажурную вязь. Только вязь эта — наша нейродинамика мозга.

Владимир Базарный предлагает использовать перьевую ручку не все школьные годы. По мнению ученого, главное — выработать ритмику, пластику усилий и расслаблений. Потом этот ритм сохраняется при использовании любой ручки.

Но шариковую ручку, массовое производство которой в Советском Союзе началось осенью 1965 года на швейцарском оборудовании, Базарный считает для младших школьников абсолютным злом.

— Сегодня во главу угла поставили скоропись и скорочтение. Ребенка за уши потянули за скоростной информатизацией без учета его потенциала и развития. Что такое шариковая ручка с ее безотрывным письмом? Зайдите сегодня в школу, посмотрите, как дети ими пишут. Сидят все скрюченные, напряженные. Потрогайте их мышцы живота и спины. Они же окаменелые! При безотрывном письме, при постоянной мышечной напряженности угнетается и разрушается ритмическая основа в организации непроизвольной моторики. Отсюда у современных детей боли в спине и куча болезней. Как только ввели шариковые ручки, многие психологи и психиатры стали бить в набат. У детей упали учебно-познавательные способности, изменились психика, интеллект. Такая вот трагедия на кончике пера.

Учителя гимназии всецело поддерживают Базарного.

— Перьевыми ручками ученики пишут более осознанно и грамотно, темп замедляется, есть время на обдумывание, — говорит преподаватель истории и обществознания Ирина Николаевна Павлова. — Частота нажатий на перо совпадает с биением сердца. Все происходит гармонично, появляется внутреннее спокойствие.

Мне приходилось наблюдать, как дети настолько давят на шариковую ручку, что след от нее отпечатывается аж на трех-четырех страницах.

— Перьевая ручка же не предполагает таких усилий, она сама скользит по бумаге очень плавно. При этом снимается нагрузка с руки, — говорит преподаватель Павел Николаевич Лозбенев.

Я сама в школьном музее попробовала писать перьевой ручкой, окуная ее в чернильницу. Сначала буквально скребла металлом по бумаге. Потом интуитивно нашла нужный наклон и определила то количество чернил, которое требовалось, чтобы не посадить кляксу. Скользящее по бумаге перо само подсказывало, где нужно было надавить, чтобы получилась более толстая линия, а где ослабить нажим. В результате вывела: «В ворота гостиницы губернского города въехала рессорная бричка…» Рука на самом деле не напрягалась, за каждым нажимом следовала легкая, волосная линия, во время которой рука отдыхала. Оторваться от завораживающего письма было сложно, но меня ждали ученики.

фото: Светлана Самоделова

«Мальчики предлагают сюжет, а девочки — описание»

Еще одна особенность гимназии — раздельные классы для мальчиков и девочек.

По мнению Базарного, девочки в начале обучения на 2–3 года духовно и физически опережают по своему развитию мальчиков. Их нельзя смешивать в классах по календарному возрасту.

— Согласно исследованиям, если мальчики оказываются окруженными более сильными девочками, то у одних мальчишек формируются женские черты характера: прилежность, послушание, усидчивость, стремление услужить, понравиться, отсутствие протестных установок. У других мальчиков складывается комплекс невротического неудачника, — считает академик Владимир Базарный. — Самое саморазрушительное переживание для мальчиков — быть слабее девочек.

Поэтому для них лучше учиться раздельно.

— По этой программе мы работаем уже 15 лет, — говорит директор гимназии Галина Викторовна Кравченко. — Содержание образования одинаковое, а требования разные. Что касается мальчиков, мы учитываем, что они следуют инструкции, не любят повторений, долгих объяснений. Им импонирует смена событий, всевозможные соревнования, они любят самостоятельно искать новые пути, быть первооткрывателями. У девочек все по-другому. Им нужно подробно объяснять тему, приводить примеры и только потом предложить решить задачку. Или, например, по литературе мальчики предлагают, как правило, сюжет, а девочки — описание.

Раздельно-параллельное обучение с большим воодушевлением поддержала побывавшая в гимназии княгиня Ольга Николаевна Куликовская-Романова (вдова Тихона Куликовского-Романова — родного племянника Николая II).

Учителя считают, что в раздельных классах дети лучше развиваются. Особенно это касается мальчиков, которые принимают мужскую модель поведения. 

— Девочки в младших классах развиваются быстрее, но мальчишки зато потом «выстреливают», — считает преподаватель Павел Николаевич Лозбенев.

— Я веду уроки в классах мальчиков и девочек. Они действительно по-разному взрослеют, и уроки мы строим по-разному, — поддерживает коллегу преподаватель истории Татьяна Алексеевна Назмиева.

Заместитель директора по воспитательной работе Марина Анатольевна Боярчук признается, что любит больше работать в классе мальчиков

— Парни, как мне кажется, более искренние, жалостливые, активные, открытые. Они очень надежные, принципиальные, самостоятельные, правдивые, — говорит Марина Анатольевна. — У девочек среднего и старшего возраста чаще бывает, что думают они одно, говорят другое, а поступают совершенно другим образом.

Учителя говорят, что даже литературу для внеклассного чтения они стараются подбирать с учетом гендерных особенностей детей. 

— Для мальчиков рекомендуем произведения, где есть примеры чести, совести, благородства, силы духа, мужества, — говорит Марина Анатольевна. — Для девочек подбираем книги, где есть примеры чистоты, девичьей скромности, трудолюбия, женской верности. Когда у нас проходят совместные мероприятия, а это праздники, вечера, спектакли, поездки, мы это все разумно сочетаем.

— А я больше люблю классы девочек, — говорит преподаватель Елена Андреевна Харламова. — Девочки — это непостижимый мир женской логики и интуиции. Мне очень интересно наблюдать, как они взрослеют и хорошеют, как у них меняются акценты.

Своими наблюдениями также делится преподаватель истории и обществознания Ирина Николаевна Павлова:

— Мальчишки быстрее схватывают мысль, умеют хорошо анализировать и сравнивать. Дисциплину в классе мальчиков всегда наладить проще. У девочек урок проходит более размеренно, с ними приходится отвлекаться. Могут обидеться, и мне приходится их успокаивать. Мальчишки же пошутили друг над другом, посмеялись, тут же забыли, начали дальше работать.

Дискуссию продолжает преподаватель английского языка Мария Евгеньевна Журавлева:

— Мальчики на самом деле здорово конкурируют между собой. Они все хотят быть лидерами, в отличие от девочек. С девочками работать труднее. Например, если одна из них не знает ответ на какой-то вопрос, молчат все. Девочки боятся ошибиться, они очень эмоционально и остро реагируют на неудачу. 

Кстати, особую роль в жизни гимназии играет Совет отцов. И собрания в классах здесь проводят сами родители. Как и утверждают меню в столовой, которую в гимназии называют трапезной. У детей есть возможность заранее выбрать себе блюдо по вкусу.

За здоровьем гимназистов скрупулезно следят. Ученики регулярно проходят экспресс-диагностику. Гимназию курирует НИИ гигиены детей и подростков.

— У нас дети в четыре раза реже болеют, — говорит Владимир Базарный. — Они быстрее растут. К выпускному классу средний рост парней составляет 182 сантиметра. У них нет сколиоза, сохраняется и даже улучшается зрение.

По «Базарному» в России и ближнем зарубежье работают свыше тысячи школ и детских садов, в одной только Республике Коми — 490 образовательных учреждений. Сейчас метод активно внедряется в школы Азербайджана. В то время как в Москве по здоровьесберегающим технологиям Базарного работает только одна-единственная школа №760 имени Маресьева.

Дешевые ручки для письма - канцелярские товары онлайн

Настройки файлов cookie

Здесь вы можете определить свои предпочтения в отношении использования нами файлов cookie.

Требуется для работы страницы

Эти файлы cookie необходимы для работы нашего веб-сайта, поэтому вы не можете их отключить.

Функциональный

Эти файлы позволяют использовать другие функции сайта (кроме необходимых для его работы).Включив их, вы получите доступ ко всем функциям веб-сайта.

Аналитический

Эти файлы позволяют нам анализировать наш интернет-магазин, что может способствовать его лучшему функционированию и адаптации к потребностям Пользователей.

Поставщики аналитического программного обеспечения

Эти файлы используются поставщиком программного обеспечения, под которым работает наш магазин.Они не объединяются с другими данными, введенными вами в магазине. Целью сбора этих файлов является выполнение анализа, который будет способствовать разработке программного обеспечения. Вы можете прочитать больше об этом в политике использования файлов cookie Shoper.

Маркетинг

Благодаря этим файлам мы можем проводить маркетинговые мероприятия.

.

Ручка для обучения письму BIC Kids Beginners Twist Girls

Настройки файлов cookie

Здесь вы можете определить свои предпочтения в отношении использования нами файлов cookie.

Требуется для работы страницы

Эти файлы cookie необходимы для работы нашего веб-сайта, поэтому вы не можете их отключить.

Функциональный

Эти файлы позволяют использовать другие функции сайта (кроме необходимых для его работы).Включив их, вы получите доступ ко всем функциям веб-сайта.

Аналитический

Эти файлы позволяют нам анализировать наш интернет-магазин, что может способствовать его лучшему функционированию и адаптации к потребностям Пользователей.

Поставщики аналитического программного обеспечения

Эти файлы используются поставщиком программного обеспечения, под которым работает наш магазин.Они не объединяются с другими данными, введенными вами в магазине. Целью сбора этих файлов является выполнение анализа, который будет способствовать разработке программного обеспечения. Вы можете прочитать больше об этом в политике использования файлов cookie Shoper.

Маркетинг

Благодаря этим файлам мы можем проводить маркетинговые мероприятия.

.

Ручка для обучения письму BIC Twist Beginners SAP Состав бумажных статей

Настройки файлов cookie

Здесь вы можете определить свои предпочтения в отношении использования нами файлов cookie.

Требуется для работы страницы

Эти файлы cookie необходимы для работы нашего веб-сайта, поэтому вы не можете их отключить.

Функциональный

Эти файлы позволяют использовать другие функции сайта (кроме необходимых для его работы).Включив их, вы получите доступ ко всем функциям веб-сайта.

Аналитический

Эти файлы позволяют нам анализировать наш интернет-магазин, что может способствовать его лучшему функционированию и адаптации к потребностям Пользователей.

Поставщики аналитического программного обеспечения

Эти файлы используются поставщиком программного обеспечения, под которым работает наш магазин.Они не объединяются с другими данными, введенными вами в магазине. Целью сбора этих файлов является выполнение анализа, который будет способствовать разработке программного обеспечения. Вы можете прочитать больше об этом в политике использования файлов cookie Shoper.

Маркетинг

Благодаря этим файлам мы можем проводить маркетинговые мероприятия.

.

Ручки - Письменные принадлежности

Настройки файлов cookie

Здесь вы можете определить свои предпочтения в отношении использования нами файлов cookie.

Требуется для работы страницы

Эти файлы cookie необходимы для работы нашего веб-сайта, поэтому вы не можете их отключить.

Функциональный

Эти файлы позволяют использовать другие функции сайта (кроме необходимых для его работы).Включив их, вы получите доступ ко всем функциям веб-сайта.

Аналитический

Эти файлы позволяют нам анализировать наш интернет-магазин, что может способствовать его лучшему функционированию и адаптации к потребностям Пользователей.

Поставщики аналитического программного обеспечения

Эти файлы используются поставщиком программного обеспечения, под которым работает наш магазин.Они не объединяются с другими данными, введенными вами в магазине. Целью сбора этих файлов является выполнение анализа, который будет способствовать разработке программного обеспечения. Подробнее об этом можно прочитать в Политике домашних файлов cookie.

Маркетинг

Благодаря этим файлам мы можем проводить маркетинговые мероприятия.

.

Набор письменный - ручка и перо Издательство "Познания Сити"

Настройки файлов cookie

Здесь вы можете определить свои предпочтения в отношении использования нами файлов cookie.

Требуется для работы страницы

Эти файлы cookie необходимы для работы нашего веб-сайта, поэтому вы не можете их отключить.

Функциональный

Эти файлы позволяют использовать другие функции сайта (кроме необходимых для его работы).Включив их, вы получите доступ ко всем функциям веб-сайта.

Аналитический

Эти файлы позволяют нам анализировать наш интернет-магазин, что может способствовать его лучшему функционированию и адаптации к потребностям Пользователей.

Поставщики аналитического программного обеспечения

Эти файлы используются поставщиком программного обеспечения, под которым работает наш магазин.Они не объединяются с другими данными, введенными вами в магазине. Целью сбора этих файлов является выполнение анализа, который будет способствовать разработке программного обеспечения. Подробнее об этом можно прочитать в Политике домашних файлов cookie.

Маркетинг

Благодаря этим файлам мы можем проводить маркетинговые мероприятия.

.

Письменные принадлежности, канцтовары

Комплектация школьного пенала невозможна без приобретения соответствующих карандашей. Карандаш обычно является первым инструментом, с помощью которого ребенок учится писать. Приключение с письмом обычно начинается в дошкольном возрасте с рисования узоров - от простых графических структур до более сложных, требующих точности, - а затем переходят к первым буквам и целым словам. Карандаш — это изящный инструмент для обучения письму, мы всегда можем стереть нарисованный узор или букву ластиком, если эффект неудовлетворителен.Для обучения письму всегда выбирайте мягкие карандаши (HB) , потому что они дают четкий цвет на листе бумаги без необходимости применения силы. Однако для черчения, рисования или геометрии давайте покупать карандаши с более высокой твердостью. Задумываясь о самых маленьких, потянемся к толстым треугольным карандашам, которые благодаря своей нестандартной конструкции будут лежать в детской руке более надежно, чем стандартные модели, а главное - помогут развить письменный хват, необходимый для обучения записывать.

Одними из наиболее часто выбираемых учащимися, родителями и педагогами являются карандаши Bambino, Stabilo, Zenith, Faber-Castell, Colorino, Maped, Astra, Paso и Koh-i-Noor. В зависимости от возраста, предпочтений и уровня писательской и художественной подготовки мы можем подобрать толстые треугольные карандаши, классические карандаши для правшей, классические карандаши для левшей, а также профессиональные наборы карандашей разной степени твердости. Набор карандашей разной степени твердости станет отличным подарком школьнику на любой праздник, а также станет отличным дополнением школьной тетради.Мы можем выбрать между набором из 12 карандашей Koh-i-Noor (мягких и средних - от 8B до 2H), которые не только высочайшего качества, но и упакованы в элегантный металлический футляр. Также заслуживает внимания набор из 12 карандашей Colorino (в том числе 2 угольных карандаша), который станет хорошим решением для школьников, которые только начинают свое приключение с письмом, рисованием и черчением, а также для профессионалов. Альтернативой двум предыдущим станет изящный набор из 12 кедровых карандашей от St.Правая (от 9В до 2Н), отличающаяся от остальных применением технологии СБС, защищающей графит от разрушения.

.

Краткая история письма ручкой — Parker

Store

Первая коммерчески успешная ручка поступила в продажу в 1940-х годах. Это относительно молодое изобретение прочно обосновалось в наших домах и офисах. Благодаря своему очень функциональному дизайну ручка быстро стала популярным инструментом для письма, который начал постепенно заменять авторучки. Их простота и надежность сегодня ценятся во всем мире, а число поклонников постоянно и неизменно растет.

Кто изобрел ручку?

Мы знаем, что ручка поступила в продажу в 1940-х годах. Но кто стоит за его изобретением? За это отвечает журналист венгерской прессы Ласло. В его честь британцы и по сей день называют ручки «биро».

Вышеупомянутый журналист был тем, кто выпустил ручки в обращение. Однако изобретение ручки не было простым делом. Биро сделал делом чести изобрести инструмент, который заменит перьевую ручку.Работа над изобретением была продолжением исследований, ранее проведенных другими известными ему изобретателями, разочарованными тем, как работают перьевые ручки. Эти ручки не смогли оправдать ожидания и требования, которые предъявляли к ним изобретатели. Например, кожевник Джон Лауд хотел, чтобы его перо четко писало по коже. Он запатентовал первую ручку, которая, однако, имела весьма несовершенный дизайн. Позднее журналист работал над совершенствованием этого и ряда других проектов.Его главной целью было создать продукт, который помог бы ему в его профессиональной деятельности. Он и его брат начали исследовать новую конструкцию ручки, в которой использовались чернила другого типа, чем те, которые использовались до сих пор, и, кроме того, использовался другой тип пера. В 1938 году им удалось создать конструкцию ручки, которая затем была запатентована. Первые ручки были переданы пилотам RAF в 1943 году. Оказалось, что это были единственные пишущие средства, способные писать на больших высотах во время полетов.Это ускорило и закрепило коммерческий успех ручек.

.

Смотрите также