Туннельное видение в психологии


Туннельное зрение от беспокойства и стресса • musanews

Туннельное зрение может буквально слепить нам часть реальности. Это явление обычно возникает, когда мы испытываем сильный стресс и сталкиваемся с опасностью. Тогда критическое мышление снижается, и мы принимаем импульсивные решения, которые могут быть неуместными.

Что такое туннельное видение в психологии?

Когда мы едем слишком быстро, наше видение сужается, так что мы не можем видеть, что происходит в нашем более широком окружении. Предполагается, что на скорости 130 км / ч наш угол обзора составляет всего около 30 градусов, поэтому мы можем четко видеть только то, что перед нами. То, что находится по бокам, исчезает, пока не исчезнет полностью.

Очевидно, что чем быстрее увеличивается скорость, тем уже становится наше поле зрения. Как будто мир вокруг нас внезапно перестает существовать. Однако этот «туннельный эффект» возникает не только при движении с определенной скоростью. Мы также можем страдать от туннельного зрения, вызванного тревогой и стрессом.

Фактически, определение туннельного зрения указывает на узкое поле зрения, в котором мы сохраняем центральное зрение, но почти полностью теряем периферическое зрение. Мы хорошо видим по прямой, но обзор с обеих сторон очень ограничен. Это явление также называют «трубчатым полем», потому что оно похоже на просмотр сквозь трубку.

- Рекламное объявление -

Эффект туннеля влияет на наше восприятие глобально

Туннельное зрение может быть вызвано стрессом и тревогой. В данном случае это относится к сужению внимания и не ограничивается только полем зрения. На практике мы видим меньше не потому, что у нас проблемы со зрением, а потому, что наше внимание ограничено.

Фактически, туннельный эффект влияет не только на наше зрение, но и на слух. Мы не только перестаем видеть какие-то раздражители, но и ощущаем их. Мы перестаем обращать на них внимание, потому что в этот момент они нам не интересны.

В этом смысле эксперимент, проведенный в Университете Джона Хопкинса, показал, что когда мы страдаем от туннельного зрения, наша способность слушать также снижается. То есть туннельное зрение приводит к снижению слуха, как будто, фокусируя взгляд на чем-то, слуховая кора также снижает громкость.

Точно так же, когда эти исследователи спровоцировали туннельное прослушивание, они обнаружили, что производительность центра управления также снизилась. Эти результаты привели их к выводу, что существует туннельный эффект, который влияет на наши чувства и восприятие целостным образом.

В некоторых случаях при достаточно сильном стрессе слуховые рецепторы в головном мозге могут полностью отключаться. У нейробиологии есть термин для этого. Это называется исключением слуха.

Туннельное зрение от стресса и беспокойства

Туннельное зрение от тревоги и стресса может быть результатом вызванного страхом выброса адреналина, вызванного конкретной угрозой.

Когда мы попадаем в угрожающую ситуацию, в нашем теле происходит ряд физиологических изменений, которые подготавливают нас к встрече с опасностью. Эти изменения, однако, заставляют нас сосредоточить внимание на опасности, обостряя наши чувства в этом направлении и размывая все остальное, чтобы это не отвлекало нас.

Когда наш эмоциональный мозг обнаруживает угрозу, он быстро настраивает фокус нашего взгляда на опасность, что создает туннельный эффект. Зрачки расширяются из-за действия адреналина, который вырабатывается надпочечниками и проникает в кровоток.

- Рекламное объявление -


В этот момент в глаз попадает огромное количество света, и он не успевает адаптироваться. Увеличение освещенности влияет на способность наблюдать за происходящим периферически, создавая так называемое туннельное зрение. На практике мы реагируем так, как если бы камера убрала из своего объектива что-либо несущественное, чтобы сосредоточить внимание на элементе, представляющем угрозу.

Фактически, на видео ниже вы можете увидеть туннельное зрение, вызванное стрессом. В конце видео в двух случаях можно увидеть, как один из воров дважды проходит перед женщиной, на которую нападают, но она не видит его, потому что слишком сосредоточена на двух других ворах.

 

 

Как отключить эффект туннеля?

Туннельное зрение, вероятно, помогло нашим предкам выжить, но в большинстве ситуаций, в которых мы живем сегодня, бесполезно сосредоточивать так много внимания на конкретной точке, пренебрегая окружающей средой.

Всплески адреналина могут спасти нам жизнь, но они также ограничивают наше критическое мышление, чувства, моторику и могут заставить нас принимать импульсивные решения, о которых мы позже пожалеем.

Первый шаг к отключению или, по крайней мере, уменьшению туннельного эффекта - это осознание его существования, особенно в ситуациях стресса и тревоги. Следовательно, попытка снизить уровень напряжения важна для восстановления большего внимания.

Дыхательные упражнения очень эффективны для снижения стресса и восстановления контроля над собой. Физиологические эффекты можно увидеть всего за 5-8 минут. Когда наш мозг находится в более расслабленном состоянии, он может тратить ресурсы на анализ своего окружения.

Мы также можем попытаться активировать наш сознательный разум. Туннельное зрение в значительной степени связано с захватом эмоционального мозга, поэтому иногда, чтобы разблокировать чувства, нам просто нужно попытаться проанализировать окружающую среду. Мы должны спросить себя с любопытством, а не со страхом: что я упускаю? Это поможет нам расширить поле зрения.

 

источники:

Шомштейн, С. и Янтис, С. (2004) Контроль сдвигов внимания между зрением и слухом в коре головного мозга человека. J Neurosci; 24 (47): 10702-10706.

Диркин, Г. Р. (1983) Когнитивное туннелирование: использование визуальной информации в условиях стресса. Навыки восприятия Mot; 56 (1): 191-198.


 

Вход Туннельное зрение от беспокойства и стресса был впервые опубликован в Уголок психологии.

Тоннельное мышление - журнал Ани-Эл — LiveJournal

Термин "тоннельное видение" взят из медицины и подразумевает офтальмологические проблемы, при которых периферическая область сетчатки глаза страдает по тем или иным причинам, и потому у человека ухудшается или вообще отсутствует периферическое зрение. Такие состояния встречаются, например, при пигментных ретинопатиях (синдром Ушера).

Психология позаимствовала этот термин и обозначила им концентрированность человека на какой-либо одной идее, ощущении, воспоминании мешающим охватывать ситуацию целиком.
Этот же термин в наркологии применяется в ситуации, когда пациент имеет одно единственное желание - употребить алкоголь или наркотики. Если коротко и в одной фразе, то: "тоннельное видение, когда все мысли прямо или косвенно сконцентрированы на употреблении".

Та же психология довольно подробно описывает этот феномен прибегая к определениям "тоннельное мышление", или "тоннельная психика", объясняя как при этом работают эмоции, память и мышление.

Приведу отрывок из статьи врача-психиатра Стеценко Олега Викторовича, который подробно описывает это влияние "тоннельного видения" на психологию чувств алкогольно-зависимого:

Эмоции:

У людей, носящих в себе зависимость, в оценке окружающих событий, в области чувств и переживаний очень часто приходиться видеть некую узость. В описании эмоций, как правило, мало прилагательных. Человек даже не пытается искать синонимы для более подробного описания чувств. Некоторые специалисты это называют эмоциональным оскудением. Но хочется подчеркнуть, что интенсивность эмоции может быть достаточно высокой. «Непоэтичность» описания чувств часто понимается окружающими, да и самим человеком, как признак «простоты»: «... чего нюни разводить! Я человек конкретный, Сказал – хорошо, значит отлично!» Вопрос: «А что больше понравилось?» часто вызывает у таких больных удивление. Иногда ответом служат философские реакции: «Как это можно сравнивать?», а чаще просто раздражение. Если проанализировать речь такого человека, можно заметить некий набор стандартных оценок, которыми эти люди и пользуются. Обращает внимание, что в этом наборе практически нет градаций: два-три определения для понятия «хорошо», немного побольше для понятия «плохо», и несколько для понятия «никак». «Насколько хорошо», как правило, не оценивается.

Память:

Объем воспоминаний часто ограничен. Мы не будем причислять сюда палимпсесты – отсутствие воспоминаний того, что произошло во время запоя. В трезвом состоянии, как правило, память начинает «возвращаться». Люди начинают вспоминать некоторые подробности их жизни за довольно длительные периоды, но, все-таки, эти воспоминания носят фрагментарный характер. Воспоминания пребывания в отпуске, в командировке, как правило, связаны с употреблением алкоголя. Иногда это воспоминания каких-то ярких эмоциональных переживаний. К сожалению, большинство воспоминаний связаны с особенно яркими переживаниями, и не распространяются во времени. Человек помнит момент переживания, но плохо восстанавливает картину до и после. Зачастую это отрицательные переживания, что иногда создает у человека полное ощущение «кошмара» его прошлой жизни. Люди осознают, что не могло быть настолько все так плохо. Но вспоминается, почему-то именно плохое. И эти воспоминания потом долго не уходят...

Мышление:

- оценка ситуации

Давно подмечено, что больные алкоголизмом категоричны в суждениях. Иногда это даже интерпретируется, как признак инфантилизации, но, судя по всему, это не совсем верно. В случае инфантильного суждения человек может легко испытать сильное чувственное переживание, привязанность к человеку, объекту или явлению. Подростки склонны создавать кумиры, в «идеальности» которых они уверенны. Однако, в этом случае люди начинают собирать информацию об этом феномене, охотно его обсуждают, склонны к общению с другими «фанатами». На этих встречах объем знаний об объекте учитывается при социальной оценке и т.п. Главное условие таких сообществ – это неизменность оценки.

- анализ

Больные алкоголизмом не склонны к анализу. Это совсем не значит, что они не любят поговорить о «теме». Наоборот, некая болтливость довольно часто встречающийся феномен. Как правило, эти разговоры носят характер некоего резонерства, сходного с шизофреническим, но без разорванности логики. Долго говорить о каком-то определенном вопросе больным трудно. Тема легко сбивается на другую. Такое впечатление, что человек уже сделал все выводы, и больше его это не интересует.

- принятие решения

У больных алкоголизмом решения принимаются импульсивно. Нет желания, или возможности принимать решение обдуманно, взвешенно. Больные склонны к простым решениям. Принятие решения «разорвано» во времени: «Я сделаю сейчас, и потом получу» Как правило, отсутствует планирование самого процесса реализации. Дела кажутся или предельно простыми, или неосуществимыми. Начиная что-то, человек не предполагает кропотливой деятельности.

Наблюдая за потенциальными или реальными пациентами во время своей психологической практики я довольно часто сталкивалась с подобным явлением. Это не обязательно алкогольное или наркологическое пристрастие . Скорее, это зависимость, которая сужает коридор сознания. Поэтому в психологии чаще этот термин применяется в случаях, когда люди не желают выходить за рамки тоннеля.
Носитель этого феномена напоминает беговую лошадь, которой надевают шоры, чтобы она видела только дорогу.
Панорамное обозрение и динамика развития событий закрыты для таких пациентов.
"Тоннельное мышление" вынуждает пациента бегать по кругу, не давая выйти за "флажки", которые он сам же себе и поставил в сознании.

Я намеренно привела вам развернутое описание этого явления, чтобы вы понимали то, о чем я скажу дальше.

Люди с подобным явлением не способны стать великими стратегами. Их потолок - это четкое исполнение заданного. Всё. Поэтому не стоит ждать от подобных людей великих свершений или переворота устоявшего строя. Тем более, государственного, какой бы он ни был при этом.

Не хочу переходить на персоналии, но кто-то, возможно, прочтет между строк знакомую фамилию и узнает персонаж. Этот персонаж себя уже ограничил одной идеей, выбрав стиль жизни и свое окружение, сузив таким образом поле для маневра.

Так что, не возлагайте больших надежд на него и не живите в мире иллюзий, - иначе вы рискуете загнать себя за те же флажки и лишить возможности видеть обзорно или целостно.

6 мощных психологических эффектов, которые меняют наше поведение

А вам нравится, когда кто-то манипулирует вами и вы начинаете делать то, что не хотите? Без вашего согласия и часто даже не спросив вашего мнения?

И этим манипуляторам даже не нужно влезать в ваш мозг. Они просто знают некоторые психологические приемы, которые меняют наше поведение. Они нажимают на ваши тайные кнопки, про которые вы даже не догадываетесь.

Проводится множество исследований, чтобы узнать, что влияет на наше обычное поведение. Иногда их результаты шокируют.

Когда вы знаете, как именно мозг воспринимает окружающие мир и принимает решения — вы фактически проникаете за кулисы работы мозга, чтобы узнать точный рецепт успеха. И защитить себя от манипуляций.

Взгляните на эти 6 психологических эффектов, как на руководство по базовым настройкам мозга. Ваш пропуск в тайную кухню того, как функционирует мозг. Чтобы избежать самых распространенных заблуждений, и получать то, что вы хотите, а не наоборот.

# 1. Эффект полного провала

Вы нравитесь другим больше, когда вы не совершенны.

Не бойтесь споткнуться или упасть перед вашим другом — это сделает вас только привлекательнее для него. Не бойтесь рассказать друзьям о своих неудачах —  благодаря этому вы понравитесь им еще больше.

Ошибки делают вас привлекательнее под действием «эффекта полного провала».

Те, кто никогда не ошибаются, кажутся нам менее симпатичным, чем те, кто совершают промахи. Ошибки делают вас более человечным и привлекательным. А совершенство создает дистанцию и раздражающую ауру непобедимости. Побеждают те, у кого есть недостатки.

Эту теорию проверил психолог Эллиот Аронсон. Его испытуемые слушали записи людей, отвечавших на викторину. На некоторых записях было слышно, как некоторые участники роняли чашку кофе. Результаты показали, что самыми симпатичными назвали именно тех, кто пролил кофе.

Практическое применение:
Ошибаться – это нормально. Случайные ошибки не просто допустимы. Они могут быть очень полезны. Если они не критичны и не слишком ужасны — случайные промахи сделают вас привлекательнее в глазах окружающих.

 

# 2. Эффект Пигмалиона

Большие ожидания повышают производительность.

Суть этого психологического феномена – концепция самоисполняющегося пророчества. Если вы верите во что-то – однажды это случится.

Первое изучение эффекта Пигмалиона провел психолог Роберт Розенталь в начальной школе со школьниками первого и второго класса. В начале года все они прошли тест на IQ. Розенталь показал учителям список тех, кто показал очень высокие результаты. Розенталь выбрал фамилии случайно, независимо от фактических результатов IQ.

В конце года, при повторном тестировании, эти школьники показали заметное лучшие результаты по сравнению со сверстниками.

Почему?

Дополнительные тесты показали, что учителя подсознательно выделяли этих школьников, давали им больше шансов, внимания и обратной связи. Их ожидания для особой группы были выше, и эти ожидания создали новую реальность.

Розенталь так объяснил свое открытие: То, что один человек ожидает от другого – может стать самоисполняющимся пророчеством.

Эффект получил название «Пигмалиона», в честь рассказа Овидия о скульпторе, который влюбился в одну из своих статуй.

Помните поговорку «Если человека называть свиньёй, то рано или поздно он захрюкает»? Тоже эффект Пигмалиона, только его негативный вариант.

Практическое использование:
Эффект Пигмалиона будет полезен и для личного развития, и для лидера группы. Вы можете ставить себе более трудные цели и задачи, пытаясь затем соответствовать этому вызову, и расти над собой. Как лидер, если вы ждете своей команды больше — вы можете получить лучшую производительность.

 

# 3. Парадокс выбора

Чем больше выбор, тем меньше вероятность, что мы будем им довольны.

Знакомо ли вам раскаяние покупателя? Купишь что-нибудь – а потом начинаешь жалеть: можно было купить дешевле, или другую модель, или через 2 недели со скидкой. Это действие «Парадокса выбора».

Даже если наше окончательное решение совершенно верное – мы можем быть остаться недовольны, если у нас слишком большой выбор.

Конечно, это бывало со всеми. Ужинаешь в ресторане – и потом думаешь, что надо было заказать другое блюдо. Покупаешь холодильник —  и потом считаешь, что можно было взять и другую модель.

Когда выбор слишком велик — бывает сложно найти удовлетворение от решения.

Чтобы доказать этот парадокс, психологи Марк Леппер и Шина Айенгар провели знаменитый эксперимент с вареньем. В магазине для гурманов выставили образцы высококачественного варенья.

В первом тесте был выбор из 6 сортов; во втором — 24 сорта.

Результаты показали:

  • при меньшем выборе баночку варенья купили 30% людей;
  • при большем — только 3%.

Ставший известным эксперимент с вареньем плюс популярная книга и интервью психолога Барри Шварца на сайте TED сделали парадокс выбора одним из самых разрекламированных (и ругаемых) психологических феноменов.

Парадокс выбора можно объяснить простой логикой:

  • лишние усилия при трудном выборе снижают удовольствие;
  • избыток альтернатив уменьшает ценность покупки;
  • процесс выбора становится слишком утомительным;
  • плюс давит вина – а вдруг наше решение окажется не самым лучшим?

 

Практическое следствие
Простое решение парадокса выбора: давайте себе меньше возможностей.

Как пишет в своей книге Барри Шварц: Сосредоточьтесь на том, что делает вас счастливым, и делайте то, что придает смысл вашей жизни.

 

# 4. Эффект свидетеля

Чем больше людей видят, что кому-то нужна помощь — тем ниже вероятность, что человеку помогут.

На самом деле, вероятность получить помощь  находится в обратной зависимости от количества людей вокруг. Если вы нуждаетесь в помощи – не ищите ее в толпе.

Эффект свидетеля было описан в исследовании социальных психологов Бибб Латане и Джона Дарли. Они наблюдали, как студенты реагируют на избиение сокурсника в соседней комнате.

Когда испытуемый считал, что он единственный свидетель – на помощь бросились 85%. Когда рядом находился еще один человек – помогать кинулись 65%. Когда студент знал, что есть еще четыре свидетеля – на помощь пришли только 31%.

Часто свидетели аварии или преступления не пытаются помочь пострадавшему. Каждый считает, что кто-то другой вызовет полицию, и т.д. А вот единственный очевидец понимает, что помочь может только он, и действует гораздо решительнее.

Впервые этот эффект был сформулирован после случая с Китти Дженовезе в 1964 году.

Практическое применение
Когда вам нужна помощь – будьте конкретны. Обратитесь к конкретному человеку – лучше по имени, чтобы избежать перекладывания ответственности. Попросите его сделать что-то одно (например, вызвать скорую). Затем, если необходимо, обратитесь к следующему — с просьбой сделать что-то еще.

Это кажется нелогичным, ведь чем больше людей – тем больше смогут вам помочь. Все наоборот. Все будут стоять, смотрети и ждать, что кто-то другой возьмет все на себя. Чтобы избежать разочарования, каждый раз выбирайте одного конкретного человека для просьбы.

# 5. Эффект прожектора

Ваши ошибки не так заметны, как вы думаете.

Ощущение, что на нас все время смотрят — всего лишь игра воображения. Паранойя и неуверенность в себе, которые мы чувствуем каждый раз, когда ошиблись – на самом деле не отражает реальность. В соответствии с «эффектом прожектора», люди замечают наши промахи  намного реже, чем мы думаем.

Для проверки «Эффекта прожектора» команда психологов из Корнуэлла просили  группу испытуемых целый день носить странную футболку, а потом оценить, сколько людей заметили ее. Оценки испытуемых оказались вдвое выше, чем фактическое количество.

Практическое следствие:
Вы находитесь в центре внимания реже, чем вы думаете. Зная это, можно чувствовать себя в общественных местах намного спокойнее, быть самим собой. Когда вы делаете ошибку – не переживайте слишком, ведь ее влияние гораздо меньше, чем вы думаете.

Психолог Кеннет Савицкий говорит так:

Вы не сможете полностью избавиться от смущения, когда чувствуете, что совершаете ошибку. Но вы можете осознать, насколько вы преувеличиваете ее влияние.

# 6. Эффект фокусировки

Люди придают слишком большое значение одному аспекту события и не замечают другие факторы.

«Ничто в жизни не так важно, как Вы об этом думаете, пока вы думаете об этом» — Дэниел Канеман

Какова разница в настроении между теми, кто зарабатывает много и теми, кто зарабатывает меньше?

Разница существует.

Но она на  треть меньше, чем ожидает большинство людей.

Это иллюстрирует «эффект фокусировки». В данном примере влияние фактора дохода на настроение затмевает тысячи других важных обстоятельств.

Насколько счастливее калифорниец, чем житель Среднего Запада? Когда психологи задали этот вопрос жителям обеих областей, все ответили, что калифорнийцы должны быть намного счастливее.

А на самом деле?

Между ними не было выявлено никакой разницы в фактическом рейтинге счастья.

Испытуемые считали солнечную погоду Калифорнии и спокойный образ жизни главными факторами счастья. На самом деле есть много других, менее разрекламированных аспектов счастья, которыми наслаждаются жители Среднего Запада: низкий уровень преступности, отсутствие землетрясений и т.д.

Маркетологи используют «эффект фокусировки» (т.н. «иллюзию фокусировки») на потребителях. Они убеждают нас в необходимости какого-то продукта, его нового вкуса или цвета. Политики тоже используют эффект фокусировки, чтобы преувеличить важность конкретных вопросов.

Под влиянием эффекта фокусировки у нас возникает туннельное зрение. Мы не видим «слона» целиком, а различаем только хобот, или хвост, или уши.

Практическое следствие:
Чтобы устранить или хотя бы смягчить действие эффекта фокусировки, нужно:

  • помнить о перспективе,
  • смотреть на проблемы с разных точек зрения,
  • и взвесить несколько факторов, прежде чем принимать решение.

Влияние «эффекта фокусировки» приводит к ошибкам в прогнозировании будущих результатов. Если вы можете избежать туннельного зрения (или хотя бы помнить о нем) — вы повысите шансы на правильный выбор.

 

А где вы сталкиваетесь с этими психологическими эффектами? И как справляетесь с ними? Пишите в комментариях. Предупрежден – значит вооружен.

 

Первоисточник — «6 Powerful Psychological Effects That Explain How Our Brains Tick». С небольшими изменениями.  Помощь с переводом — vothouse.ru. Всем спасибо!
 

 

%d0%9f%d1%81%d0%b8%d1%85%d0%be%d1%84%d0%b8%d0%b7%d0%b8%d0%ba%d0%b0 — со всех языков на все языки

Все языкиРусскийАнглийскийИспанский────────Айнский языкАканАлбанскийАлтайскийАрабскийАрагонскийАрмянскийАрумынскийАстурийскийАфрикаансБагобоБаскскийБашкирскийБелорусскийБолгарскийБурятскийВаллийскийВарайскийВенгерскийВепсскийВерхнелужицкийВьетнамскийГаитянскийГреческийГрузинскийГуараниГэльскийДатскийДолганскийДревнерусский языкИвритИдишИнгушскийИндонезийскийИнупиакИрландскийИсландскийИтальянскийЙорубаКазахскийКарачаевскийКаталанскийКвеньяКечуаКиргизскийКитайскийКлингонскийКомиКомиКорейскийКриКрымскотатарскийКумыкскийКурдскийКхмерскийЛатинскийЛатышскийЛингалаЛитовскийЛюксембургскийМайяМакедонскийМалайскийМаньчжурскийМаориМарийскийМикенскийМокшанскийМонгольскийНауатльНемецкийНидерландскийНогайскийНорвежскийОрокскийОсетинскийОсманскийПалиПапьяментоПенджабскийПерсидскийПольскийПортугальскийРумынский, МолдавскийСанскритСеверносаамскийСербскийСефардскийСилезскийСловацкийСловенскийСуахилиТагальскийТаджикскийТайскийТатарскийТвиТибетскийТофаларскийТувинскийТурецкийТуркменскийУдмуртскийУзбекскийУйгурскийУкраинскийУрдуУрумскийФарерскийФинскийФранцузскийХиндиХорватскийЦерковнославянский (Старославянский)ЧеркесскийЧерокиЧеченскийЧешскийЧувашскийШайенскогоШведскийШорскийШумерскийЭвенкийскийЭльзасскийЭрзянскийЭсперантоЭстонскийЮпийскийЯкутскийЯпонский

 

Все языкиРусскийАнглийскийИспанский────────АймараАйнский языкАлбанскийАлтайскийАрабскийАрмянскийАфрикаансБаскскийБашкирскийБелорусскийБолгарскийВенгерскийВепсскийВодскийВьетнамскийГаитянскийГалисийскийГреческийГрузинскийДатскийДревнерусский языкИвритИдишИжорскийИнгушскийИндонезийскийИрландскийИсландскийИтальянскийЙорубаКазахскийКарачаевскийКаталанскийКвеньяКечуаКитайскийКлингонскийКорейскийКрымскотатарскийКумыкскийКурдскийКхмерскийЛатинскийЛатышскийЛингалаЛитовскийЛожбанМайяМакедонскийМалайскийМальтийскийМаориМарийскийМокшанскийМонгольскийНемецкийНидерландскийНорвежскийОсетинскийПалиПапьяментоПенджабскийПерсидскийПольскийПортугальскийПуштуРумынский, МолдавскийСербскийСловацкийСловенскийСуахилиТагальскийТаджикскийТайскийТамильскийТатарскийТурецкийТуркменскийУдмуртскийУзбекскийУйгурскийУкраинскийУрдуУрумскийФарерскийФинскийФранцузскийХиндиХорватскийЦерковнославянский (Старославянский)ЧаморроЧерокиЧеченскийЧешскийЧувашскийШведскийШорскийЭвенкийскийЭльзасскийЭрзянскийЭсперантоЭстонскийЯкутскийЯпонский

Методическое пособие «Теоретические и практические основы психологической профилактики дезадаптации современных школьников»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №24 города Ставрополя имени генерал-лейтенанта юстиции М. Г. Ядрова

«Теоретические и практические основы профилактики социально-психологической дезадаптации современных школьников»
Методическое пособие

Разработано:

педагогом-психологом высшей категории

Бондаренко И.Ю.

г. Ставрополь, 2015
Предлагаемое методическое пособие «Теоретические и практические основы психологической профилактики дезадаптации современных школьников» посвящено методам работы с детьмииспытывающими трудности в адаптации в социуме.

В методическом пособии представлены особенности психического развития детей всех возрастов, современные представления о сущности понятия «дезадаптация», о девиантном и суицидальном поведении как основных форм проявления дезадаптации.

Материалы, содержащиеся в пособии, адресованы работникам системы образования, прежде всего педагогам - психологам, а также социальным педагогам, классным руководителям.

В пособии представлена программапсихологической профилактики дезадаптации школьников, в которую входят: разработки групповых занятий для учащихся, родительских собраний, лекций для педагогов, а также диагностический инструментарий для выявления ранних признаков дезадаптационных процессов у детей.

Содержание
Введение
Глава 1. Современное состояние исследований социально - психологической дезадаптаци личности школьников.

1.1. Проблемы социализации личности в современных условиях.

1.2.  Понятие, классификация, причины и основные проявления дезадаптации у детейи подростков.

1.3. Особенности психического развития личности школьников.

1.4. Классификация дезадаптированных детей и подростков.
Глава 2. Девиантное и суицидальное поведение как основные формы проявления дезадаптации.

2.1.Сущность понятия «девиантное поведение».

2.2. Причины девиантного поведения.

2.3. Классификация девиантного поведения.

2.4.Понятие суицидального поведения. Динамика его развития. Признаки и классификация.

2.5. Причины и мотивы суицидального поведения.

2.6. Факторы суицидального риска.

2.7. Возрастные особенности суицидального поведения детей и подростков.




Поделитесь с Вашими друзьями:

Психологический час "Мальчики и девочки – два мира"

Цели: развитие осознания полоролевой идентификации у подростков, формирование представлений о традиционных, общепринятых стереотипах поведения мужчины и женщины.

Мальчики и девочки, мужчины и женщины разные особи.

Не хуже, ни лучше - разные.

Здравствуйте, ребята! Начнем мы наше занятие с просмотра видео, а потом ответьте на вопрос, о чем вы сегодня будем вести речь? (ответы обучающихся)

Современный мужчина мало отличается от своего предка, и почти не изменился за последние столетия. Мужчина охотник, добывающий еду, защитник от свирепых зверей и врагов.Роль женщины – воспитывать детей, следить за своим  ближайшим окружением. И не смотря на то, что современные мужчины и женщины меняют свои приоритеты в жизни, заложенные природой гендерные отличия сохраняются и сейчас.

Сегодня мы посмотрим насколько вы знаете гендерные различия (связанных с различиями людей по полу).

Мы не будем касаться строения тела. Наше занятие направлено на психологические особенности, т.е. личностные и поведенческие различия. Мальчик и девочка, мужчина и женщина по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Давайте же разберемся с этими особенностями.

1. Учебная деятельность. Назовите предметы, которые любят мальчики и девочки? Какие предметы труднее даются разным полам? 

Как правило, мальчики больше любят технологию, физкультуру, историю. Им трудно дается изучение языков. Девочки предпочитают гуманитарные предметы, а среди нелюбимых часто оказываются физика, математика.

2. Кто меньше времени тратит на «раскачку» в начале урока? Девочки, однако, во 2 половине устают. Мальчики – раскачиваются к середине урока.

3. Способности или кто же умнее?

Никто. Нельзя сравнивать мужчину и женщину в плане интеллекта, так как каждый пол прекрасен в своей сфере и соответственно превосходит противоположный:

  • У женщин отмечаются более развитые способности к чтению, письму, языкам, эстетике, то есть гуманитарные.
  • У мужчин в большей степени развиты технические способности в сфере точных наук.
  • Среди мужчин чаще встречаются гении и умственно отсталые.

4. Работа полушарий. У какого пола работает два полушария одновременно?

У женщин. Женщины задействуют сразу два полушария, мужчины – какое-то одно. Именно поэтому мужчинам сложнее сочетать анализ и эмоции. От того же женщины быстрее и эмоциональнее разговаривают.

Зато мужчины лучше ориентируются в пространстве.

5. У кого лучше развито зрительное восприятие, а у кого слуховое?

У мужчин из всех типов восприятия лучше развито зрительное. Женщины же лучше воспринимают на слух. Да-да, мужчины и правда любят глазами, а женщины – ушами.

6. Различается ли восприятие цвета у разных полов?

Да.  Восприятия цвета развивается у женщин раньше. Кроме этого, женщины могут видеть больше оттенков. Мужчины обладают контрастным зрением - хорошо видят яркие цвета, но не фиксируют полутона. «Бордовый» и «красный» для них синонимы.

7. Зрение. Кому присуще «туннельное» видение (т.е. видят чётко и ясно перед собой, но на большое расстояние (охотник) – мужчине или женщине?

Виденье мужчины «туннельное». У женщин периферийное зрение достигает 180 градусов (следит за гнездом). Зато ночью мужчина видит лучше.

Тестовые ситуации

1. Два человека пробуют конфеты. Один разворачивает обертку и сразу кладет конфету в рот, а другой надкусывает и смотрит, какая в конфете начинка.

Вопрос. Кто интересуется начинкой: мужчина или женщина?

Ответ. Женщина. Женщины более любопытны в области хозяйственно-бытовых отношений, поэтому ее будет больше интересовать содержание конфеты.

2. Муж и жена находятся вечером дома. Вдруг обнаруживается, что заболел их маленький ребенок. У него насморк, недомогание, но температуры нет. Один из супругов хочет вызвать скорую помощь, а другой уговаривает его подождать до утра и, если состояние ребенка ухудшится, вызвать участкового врача.

Вопрос. Кто предлагает успокоиться и вызвать врача только утром: мужчина или женщина?

Ответ. Мужчина. Мужчины более рациональны и менее подвержены эмоциям, они склонны более трезво оценивать обстановку. Женщины чаще тревожатся и сильнее, чем мужчины, переживают чувство страха.

3. Муж и жена, путешествуя в машине, попадают в незнакомый город. Им нужно отыскать гостиницу. Один из них пытается расспросить прохожих, а другой говорит, что этого делать не надо. Лучше отыскать местоположение гостиницы по имеющейся у него схеме.

Вопрос. Кто из супругов расспрашивает прохожих, как добраться до гостиницы, а кто при этом пользуется схемой?

Ответ. Жена расспрашивает прохожих, так как женщины лучше владеют разговорной речью, более общительны. Муж использует схему. Мужчины имеют более развитое пространственное воображение, лучше ориентируются по картам и схемам.

Подведение итогов. Рефлексия

Различия между мальчиками и девочками, между мужчиной и женщиной, конечно есть. От них никуда не денешься. Просто нужно научиться уважать и попытаться понимать мнение противоположного пола.

6 советов как развить эмоциональный интеллект и улучшить отношения

Вы когда-нибудь чувствовали себя настолько подавленными или переполненными своими эмоциями, что сказали или сделали нечто, о чем после быстро пожалели? Пожалуй такое случалось с каждым. Возможно потом вам пришлось бороться за то, чтобы восстановить или улучшить отношения.

Большинству из нас наверняка будет полезно научиться справляться со своими эмоциями более конструктивно и умело. Эмоциональный интеллект (EQ), как способность человека распознавать и управлять эмоциями, становится все более популярной в современной психологии. Исследования показывают, что развитие эмоционального интеллекта влияет на большую удовлетворенность отношениями, лучшую эффективность труда и повышенную способность справляться со стрессом.

Поэтому, если вы хотите создать более глубокие и качественные взаимоотношения с близкими, друзьями, коллегами, повышение уровня EQ должно стать вашим приоритетом.

Что такое EQ?

В двух словах, эмоциональный интеллект — это способность распознавать и регулировать свои эмоции, а также сочувствовать другим людям и понимать их эмоциональные реакции. Как следствие, EQ позволяет вам эффективно управлять отношениями, даже когда возникает конфликт.

Хорошая новость: EQ можно развить с помощью упражнений и практики. Эти шесть советов помогут вам развить эмоциональный интеллект и наладить отношения в семье и коллективе.

Как развить эмоциональный интеллект

1. Познай самого себя — узнай свои ценности.

Основа эмоционального интеллекта — это самосознание, поскольку глубокое понимание себя дает вам более точное представление о том, как вы взаимодействуете с другими. Чтобы повысить самосознание, приложите усилия — определите свои ценности, сильные стороны и зоны развития.

Знание ценностей поможет вам принимать решения и находить единомышленников — именно ценности соединяют нас, а не Nokia. С другой стороны, когда коллега или друг, часто неосознанно, задевает наши принципы и ценности, это часто становится причиной конфликта. Знание своих ценностей — ключ к управлению собой, когда вам «наступили на мозоль». Следующий шаг — научиться распознавать ценности окружающих и не наступать на «больные мозоли» — не ранить чувства близких.

2. Будьте открыты для обратной связи и критики.

Эмоционально развитые люди умеют слушать и учитывать фидбек окружающих. Вы можете согласиться или не принять точку зрения другого человека, тем не менее, взвешенная оценка обратной связи может помочь вам увидеть свои «слепые пятна» и определить, оказывает ли ваше поведение то воздействие, которое планировали.

Если же вы получили не тот эффект, то можете скорректировать действия или извиниться, а возможно осознанно решите не делать этого. Так или иначе, вы защищаете себя от незнания и развиваете свой EQ, приняв взвешенное решение.

3. Отслеживайте свои эмоции в различные моменты дня.

Особенно полезно замечать их, когда вы испытываете сильные переживания. Если комментарий коллеги зацепил вас, запомните, что именно вы почувствовали. Определите, назовите эту эмоцию — возможно это злость, обида, раздражение, может быть даже презрение, или наоборот обычная фраза показалась комплиментом и вызвала неожиданную радость. Такой анализ не только поможет развить ваш эмоциональный словарный запас, но также поможет вам осознать свои «триггеры» и уберечься от спонтанных бурных реакций, нередко переходящих в конфликт. Таким образом, вы сможете лучше понять свои эмоциональные реакции и использовать их себе на пользу, когда будете выбирать, как взаимодействовать с окружающими.

4. Начните практиковать осознанность в различных сферах вашей жизни.

Джон Кабат-Зинн, первым предложивший использовать практику медитации в борьбе со стрессом, определяет термин осознанность очень просто — это означает «обращать внимание на цель действий, и безоценочно наблюдать за раскрытием происходящего от момента к моменту».

Научившись наблюдать за своими мыслями и чувствами без суждения, вы сможете повысить осведомленность о них с большей точностью, чем когда будете затуманивать ситуацию предположениями. Другими словами, осознанность снижает вероятность того, что вы неосознанно испытываете негативные эмоции. Частый пример неосознанного поведения — когда мы «накручиваем себя» превращая сомнение «а вдруг …» во все большее и большее тревожное переживание.

5. При стрессе дышите действительно глубоко.

Мы испытываем эмоции физически. Поэтому, когда мы испытываем эмоциональный стресс, активируется древняя часть головного мозга (часто называемый «рептильный мозг») и мы действуем, как если бы мы реагировали на угрозу жизни в тех давних ситуациях, когда опасности поджидали за каждым деревом. Это химическая реакция: кровеносные сосуды сжимаются, наше дыхание становится более поверхностным, а частота сердечных сокращений увеличивается.

Но если вы сможете успокоить реакцию организма на стресс, эмоциональная реакция снижается. Так что предотвратите стресс вашего тела на этапе зарождения, и вы обнаружите, что ваше эмоциональное напряжение уменьшится. Когда вы чувствуете напряжение, дышите медленно и глубоко, дышите «животом» и концентрируйтесь на вдохе и выходе — наполнении воздухом и сжатии брюшной полости. Уже через 2-3 минуты вы почувствуете, что «на сердце полегчало» и «туннельное видение» сменилось на более широкое и светлое. Несомненно, такое состояние лучше для конструктивного взаимодействия с окружающими.

6. Ставьте под сомнение ваши истории, даже если вы им доверяете.

Согласитесь, в большинстве случаев есть несколько способов взглянуть на жизненную ситуацию. Вместо того, чтобы поддаваться рефлекторной отрицательной реакции, когда вы расстраиваетесь из-за чужих действий, замедлитесь (дыхание в помощь) и подумайте, каковы другие способы объяснить ситуацию?

Конечно, гнев — ограничивающая эмоция, поэтому мы часто чувствуем упорную привязанность к нашим конкретным историям, касающимся такой эмоциональной ситуации. Но если вы можете, попробуйте такое упражнение. Даже если вы не измените свое мнение относительно произошедшего события, дополнительное время, затрачиваемое на спокойные размышления о нем, поможет успокоиться настолько, чтобы выбрать более конструктивный ответ. Часто в этом помогает «взгляд с балкона» — когда вы рассматриваете ситуацию глазами стороннего наблюдателя. Такой навык требует сноровки, которую вы сможете обрести практикой, особенно если потренируетесь сначала на более спокойных ситуациях.

Читайте также:

Стоит также прочитать:

Туннельное зрение от тревоги и стресса • musanews

Туннельное зрение может буквально ослепить нас от реальности. Это явление происходит в основном, когда мы сильно напряжены и находимся в опасности. Тогда критическое мышление ограничено, и мы принимаем импульсивные решения, которые могут быть неправильными.

Что такое туннельное зрение в психологии?

Когда мы едем слишком быстро, наше зрение сужается, и мы не можем видеть, что происходит в нашем большом окружении.По оценкам, при скорости 130 км/ч наш угол обзора составляет всего около 30 градусов, поэтому мы можем четко видеть только то, что находится перед нами. То, что по бокам, исчезает, пока не исчезнет совсем.

Очевидно, чем быстрее увеличивается скорость, тем уже становится наше поле зрения. Как будто мир вокруг нас внезапно перестал существовать. Однако этот «туннельный эффект» возникает не только тогда, когда мы едем с определенной скоростью. Мы также можем страдать от туннельного зрения, вызванного беспокойством и стрессом.

На самом деле определение туннельного зрения указывает на узкое поле зрения, при котором мы сохраняем центральное зрение, но почти полностью теряем периферийное зрение. Мы можем хорошо видеть по прямой, но видимость в обе стороны очень ограничена. Это явление также называют «полем трубы», потому что оно похоже на взгляд сквозь трубу.

Туннельный эффект оказывает глобальное влияние на наше восприятие

Туннельное зрение может быть вызвано стрессом и беспокойством.В данном случае речь идет о сужении внимания и не ограничивается только полем зрения. На практике мы видим меньше не потому, что у нас проблемы со зрением, а потому, что наше внимание ограничено.

На самом деле туннельный эффект влияет не только на наше зрение, но и на слух. Мы перестаем не только видеть некоторые раздражители, но и ощущать их. Мы перестаем обращать на них внимание, потому что в данный момент они не имеют к нам отношения.

В этом смысле эксперимент в Университете Джона Хопкинса показал, что, когда мы страдаем от туннельного зрения, наша способность слышать также снижается.Это означает, что туннельное зрение приводит к снижению слуха, это как если бы мы фокусировали взгляд на чем-то, слуховая кора также снижает громкость.

Точно так же, когда эти исследователи спровоцировали туннельный дозор, они обнаружили, что производительность центра управления также снизилась. Эти результаты привели их к выводу, что существует туннельный эффект, который интегрально влияет на наши чувства и восприятие.

В некоторых случаях, когда стресс достаточно сильный, слуховые рецепторы в мозгу могут полностью отключиться.В нейробиологии есть термин для этого. Это называется исключением слуха.

Туннельное зрение от стресса и беспокойства

Туннельное зрение, вызванное беспокойством и стрессом, может быть результатом вызванного страхом выброса адреналина, вызванного конкретной угрозой.

Когда мы находимся в чрезвычайной ситуации, в нашем организме происходит ряд физиологических изменений, которые подготавливают нас к встрече с опасностью. Однако эти изменения заставляют нас сосредоточиться на опасности, обостряя наши чувства в этом направлении и размывая все остальное, чтобы мы не отвлекались.

Когда наш эмоциональный мозг обнаруживает угрозу, он быстро настраивает фокус наших глаз на опасность, создавая эффект туннеля. Зрачки расширяются, когда адреналин вырабатывается надпочечниками и поступает в кровоток.

- Реклама -


В этот момент в глаз попадает огромное количество света, не успевая адаптироваться. Увеличение освещенности влияет на возможность наблюдения за происходящим периферийно, порождая так называемыеТуннельное зрение. На практике мы реагируем так, как будто камера убрала из своего объектива все ненужное, чтобы сосредоточить наше внимание на угрожающем элементе.

На видео ниже вы можете увидеть туннельное зрение, вызванное стрессом. В конце фильма вы можете увидеть, как один из грабителей дважды проходит перед напавшей женщиной, но она его не видит, потому что слишком сосредоточена на двух других ворах.

Как отключить туннельный эффект?

Туннельное зрение, вероятно, помогло нашим предкам выжить, но в большинстве ситуаций, в которых мы живем, бесполезно сосредотачивать так много внимания на конкретной точке, пренебрегая окружающей средой.

Прилив адреналина может спасти нам жизнь, но также ограничивает наше критическое мышление, чувства и двигательные навыки и может привести к импульсивным решениям, о которых мы будем сожалеть позже.

Первый шаг к деактивации или, по крайней мере, уменьшению эффекта туннеля — осознать его, особенно во времена стресса и беспокойства. Поэтому, пытаясь снизить уровень стресса, необходимо привлечь больше внимания.

Дыхательные упражнения очень эффективны для снятия стресса и восстановления контроля.Физиологические эффекты можно увидеть через 5-8 минут. Когда наш мозг находится в более расслабленном состоянии, он может выделить ресурсы для анализа нашего окружения.

Мы также можем попытаться активировать наше сознание. Туннельное зрение в значительной степени вызвано тем, что эмоциональный мозг берет на себя управление, поэтому иногда, чтобы разблокировать свои чувства, все, что вам нужно сделать, это приложить усилия, чтобы проанализировать свое окружение. Нам нужно спросить себя с любопытством, а не со страхом: что мне не хватает? Это поможет нам расширить поле зрения.

Артикул:

Шомштейн С. и Янтис С. (2004) Контроль переключения внимания между зрением и слухом в коре головного мозга человека. Дж. Нейроски; 24 (47): 10702-10706.

Диркин, Г.Р. (1983) Когнитивное туннелирование: использование визуальной информации в условиях стресса. Навыки восприятия; 56 (1): 191-198.


 

Видение входа в тоннель от беспокойства и стресса было впервые опубликовано в Уголке психологии.

.

что такое периферийное зрение? Лечение

Периферийное зрение – это способность видеть объекты, находящиеся за пределами центра поля зрения. Нарушение зрения, связанное с потерей этого навыка, называется туннельным зрением. Узнайте, каковы причины туннельного зрения и как его можно лечить.

Что такое периферийное зрение?

Периферийное зрение , также известное как периферийное зрение, — это способность видеть предметы, которых у нас нет, прямо перед собой, то есть в центральном поле зрения.Другими словами, это видение объектов, которые находятся вокруг объекта, на котором сфокусированы ваши глаза. Некоторые люди страдают от нарушения зрения, называемого туннельным зрением , то есть ограниченным полем зрения.

Поле зрения человека без нарушений зрения простирается по горизонтали от 60 градусов в сторону носа до 107 градусов в сторону, а в вертикальной плоскости от 70 градусов до 80 градусов вниз. В случае туннельного зрения у человека уменьшается угол обзора.Он перестает воспринимать изображения, видимые в стороны, сверху и снизу из центрального поля зрения. Туннельное зрение сравнивают с наблюдением за миром как бы через дверной глазок. Люди с периферическим нарушением зрения часто жалуются на так называемое скотом в поле зрения.

Причины туннельного зрения

Туннельное зрение чаще всего поражает пожилых людей, но может возникнуть в любом возрасте. У одних он возникает внезапно, у других прогрессирует постепенно.Возраст, в котором проявляется порок и как он прогрессирует, зависит прежде всего от его этиологии.

Среди причин туннельного зрения перечислены :

  • глаукома ,
  • катаракта ,
  • отслойка сетчатки,
  • Пигментный ретинит,
  • мигрень,
  • рассеянный склероз ,
  • опухоль головного мозга,
  • ход,
  • прием определенных лекарств,
  • хронический стресс,
  • углубление .

Одной из наиболее частых причин туннельного зрения является глаукома, заболевание, характеризующееся прогрессирующей атрофией зрительного нерва. По оценкам, около 70 миллионов человек во всем мире страдают от глаукомы. Основным признаком заболевания являются различного рода дефекты поля зрения, в основном туннельное зрение. Заболевание обычно развивается в результате повышения внутриглазного давления, хотя внутриглазное давление повышено не у всех больных.

Туннельное зрение - диагностика

В диагностике туннельного зрения в основном используются два офтальмологических исследования - периметрия и кампиметрия.

Периметрия заключается в регистрации световых раздражителей, видимых обследуемому, с помощью периметра (или измерителя поля). Во время осмотра вы сидите перед полусферическим куполом, упираясь головой в подбородок и касаясь налобника. Один глаз должен быть закрыт. Все точки света, видимые испытуемому, вместе образуют поле зрения.

Существует два основных типа периметрии:

При статической периметрии световые стимулы стационарны. Во время теста на поверхности периметра появляется несколько точек света, которые постепенно загораются.Обследуемый должен нажать на кнопку, когда заметит данную точку света. Световые стимулы отображаются по одному, пока не будет создана карта поля зрения.

Кинетическая периметрия, в свою очередь, заключается в перемещении светового пятна по поверхности периметра по направлению к центру поля зрения. Обследуемый нажимает на кнопку, когда замечает движущуюся точку. Точки света движутся с разных сторон к центру, создавая границу поля зрения. Результат периметрического теста представляется в виде карт в различных масштабах — в том числе точечном и в градациях серого.Также имеется возможность трехмерной визуализации поля зрения.

Кампиметрия , в свою очередь, является тестом, дополняющим периметрию. Обычно его проводят пациентам, которые подозревают наличие скотом в поле зрения. В тесте используется кампиметр, то есть черный экран с центральной точкой фиксации белого цвета и концентрическими кругами и меридианами. Испытуемый сидит на расстоянии 2 метров от экрана и наблюдает за движущейся точкой. Как и в периметрии, испытуемый использует кнопку во время наблюдения.В настоящее время кампиметрия считается устаревшим исследованием и проводится все реже.

Лечение периферического зрения

Лечение периферической нечеткости зрения зависит от причины состояния. Например, если причиной поражения периферического зрения является глаукома, лечение заключается в определении т.н. целевое внутриглазное давление. Другими словами, офтальмолог должен определить значение давления, при котором риск прогрессирования заболевания наименьший, принимая во внимание как возраст пациента, так и степень тяжести глаукомы.Обычно целевое значение давления составляет от 14 до 18 мм рт.ст. Наиболее распространенным лечением является прием местных фармацевтических препаратов в виде капель. Врачи рекомендуют назначать больному один препарат, а при его неэффективности заменять другим. Обычно используются следующие препараты:

  • β-адреноблокаторы,
  • симпатомиметики,
  • простагландинов и простамидов.

Офтальмологи также рекомендуют пациентам выполнять зрительные упражнения для расширения поля зрения.Если консервативное лечение не приводит к нормализации внутриглазного давления, пациентов направляют на инвазивное лечение. В первую очередь используется лазерная трабекулэктомия.

Процедура проводится тремя типами лазеров:

  • Аргон (ALT),
  • диод (ДЛТ)
  • Неодим Яг (Nd: YAG).

Лазер Nd:YAG считается самым безопасным. Иногда прибегают к хирургическому лечению. В основном это касается пациентов с невропатией.

Была ли эта статья полезной для вас?

Да :-) Нет :-(

Спасибо, что дочитали нашу статью до конца.
Если вы хотите быть в курсе информации по
о здоровье и здоровом образе жизни,
, пожалуйста, посетите наш портал снова!

.

Туннельное зрение, что это такое и каковы его причины? / Клиническая психология

Туннельное зрение — это особое явление, влияющее на способность воспринимать раздражители в окружающей среде. Относительно часто, когда мы находимся в состоянии, отмеченном психофизиологическим стрессом, мы обращаем внимание только на то, что связано с задачей, угрозой или основной проблемой, которая нас волнует

В этой статье мы расскажем что такое туннельное зрение и что такое его причины .С этой целью мы кратко обсудим когнитивную теорию различных модальностей внимания, а также объясним разницу между концепцией туннельного зрения, которую мы используем в психологии, и ее применением в медицине. вам интересно: «11 частей глаза и их функции»

Внимание как физиологическая активация

Внимание — это широкая психологическая функция, и как таковые изменения, влияющие на нее, могут вызывать самые разные явления. Так, например, если рассматривать внимание как способность выбирать раздражитель и сосредоточивать на нем свои когнитивные ресурсы, то можно выявить нарушения этой функции при шизофрении или маниакальных эпизодах..

Изменения, связанные с вниманием, также описывались как концентрация (например, умственный абсентеизм и временный перерыв), как наблюдение (которое при генерализованном тревожном расстройстве является «гиперактивностью»), как ожидание (важный аспект психоза) и как физиологическая активация, связанная с переживанием стресса.

Феномен туннельного зрения является частью последней области анализа процессов внимания. Однако это неоднозначное понятие, которое использовалось не только в области психологии, но и о туннельном зрении говорилось в медицинском контексте, особенно в области офтальмологии..

  • Статья по теме: «Психология цвета: значение и интересные факты о цветах»

Из чего состоит туннельное зрение?

С точки зрения когнитивной психологии, туннельное зрение — это смещение внимания, которое происходит в ситуациях сильного стресса , особенно когда человек испытывает чувство незащищенности. Однако это не всегда может быть правдой, но некоторые люди более склонны к туннельному зрению, чем другие.

В частности, было высказано предположение, что интроверты имеют большую склонность к туннельному зрению, чем экстраверты, если понимать эти два конструкта, определенные Айзенком: как проявления базального уровня активации коры головного мозга.Таким образом, интроверты более склонны к этому явлению из-за более высокого уровня общей тревожности.

Туннельное зрение также реже встречается у детей и пожилых людей, чем у людей среднего возраста; это также связано с различиями в активации коры. С другой стороны, логически переживание объективно угрожающих ситуаций для определенного человека повышает вероятность туннельного зрения.

В общем медицинском контексте термин «тоннельное зрение» обычно используется для обозначения потери периферического зрения, например, при глаукоме.Люди с этим расстройством могут ясно видеть центральную часть своего поля зрения; отсюда его восприятие с приблизительной формой тоннеля.

Однако в психологии внимания этот термин имеет более абстрактный характер ; Многие специалисты охватывают не только ухудшение зрения, вызванное стрессом, но и то, что внимание к тому, каким оно должно быть, может таким же образом повлиять на другие органы чувств. Обратите внимание на ухо, почти такое же важное, как и зрение для людей.

  • Возможно Вас интересует: "7 видов мигрени (особенности и причины)"

Причины этого явления

Туннельное зрение понимаемое как феномен внимания вызывается специфической гиперактивностью, т.е. избирательным вниманием к стимулам, связанным с потенциальной угрозой безопасности или выживанию.Это облегчает учет раздражителей, которые мы считаем важными, но снижает способность воспринимать другие факторы ситуации.

Активация коры во многом зависит от выброса гормонов стресса в кровоток, наиболее важными из которых являются кортикостероиды. Это происходит тем отчетливее, чем сильнее чувство стресса у человека, чем интенсивнее его физическая и умственная деятельность, чем больше требований, связанных с ситуацией.

Многие модели когнитивного внимания акцентируют внимание на том, что ресурсы нашего внимания ограничены, поэтому мы можем фокусировать наше восприятие только на том или ином стимуле, по-разному разделяя эти способности.В этом смысле важно помнить об этих различных типах внимания: избирательном, сфокусированном, разделенном...

Когда имеет место туннельное зрение, наш взгляд, а часто и остальные наши чувства, сосредотачиваются только на раздражителях, которые мы ассоциируем с тем, что нас больше всего волнует. Это означает, что наша вероятность правильного восприятия остальных стимулов очень заметно снижается, что снижает качество нашего поведения.

.

Туннельное зрение - причины, симптомы, диагностика, лечение

Туннельное зрение, или периферическое зрение, описывается как отражение взгляда из глубины колодца, туннеля или через тонкую трубу. Это ограничение области знаний — воспринимать объекты сбоку, снизу и вверх.

Такая ситуация может возникнуть у любого человека, независимо от возраста. Любые проблемы со зрением могут быть симптомом различных заболеваний глаз, травм и заболеваний головы и шеи.Их никогда нельзя недооценивать.

Необходимо посещение врача и в случае сопутствующих головных болей, болей в глазах, рвоты, проблем с сохранением равновесия следует немедленно вызвать скорую помощь. Нельзя вводить лекарства.

В настоящее время существует множество причин туннельного зрения, и не все они хорошо известны. К ним относятся мигрень, рассеянный склероз, глаукома, катаракта, отслоение сетчатки, прием лекарств и многое другое.

Течение этих заболеваний и симптомы очень разнообразны.Следует обратить особое внимание на любые сопутствующие симптомы, такие как: головные боли и головокружения, тошнота, рвота, сильная боль в глазах, онемение лица и многие другие.


Diseases and conditions in which tunnel vision may occur include:

  • glaucoma
  • cataract
  • migraine
  • retinal detachment
  • stimulants (alcohol, drugs)
  • drugs
  • physical effort
  • strong , длительные негативные эмоции (психологическая проблема)


Проблема туннельного зрения очень сложная, требующая детального наблюдения и диагностики.Их никогда не следует недооценивать и ждать, пока они утихнут сами по себе. Посещение врача позволит провести дальнейшую диагностику и консультации других специалистов (офтальмолога, невролога, психолога, психиатра).

Если необходимо лечение, оно будет напрямую зависеть от его причины.

Материалы, содержащиеся в разделе Консультации специалиста, носят информативный характер и должны рассматриваться как дополнительная помощь в оказании необходимой помощи больному и как возможное введение в лечение у специалиста.Редакция не несет ответственности за последствия применения информации раздела «Консультации специалистов» на практике.

.

Механизм центрального зрения - Клиническая психология

Зрение является, среди прочих органов чувств, основой ориентации человека в окружающей среде. Зрение является важным источником информации о пространственной ориентации. Область острого зрения связана с определенной анатомической деталью глаза, а именно со строением сетчатки. Как известно, на небольшом участке сетчатки возникает слишком большая концентрация фоторецепторов. Более того, два типа рецепторов имеют специфическое расположение на сетчатке глаза.И так палочки отвечают за черно-белое зрение, а колбочки – за цветовое и расположены в разных областях сетчатки. На этом уровне можно выделить две подсистемы: периферическое (палочковидное) зрение и центральное (колбочковое) зрение. Обе эти системы важны для ночного зрения (палочки) и дневного зрения (колбочки). В ходе эволюции человек создал особый сканирующий механизм, связанный с движениями глаз. Таким образом, для того, чтобы иметь возможность анализировать периферическую зрительную информацию, необходимо движение глаз.Движения глаз разделяем на мелкие (непроизвольные, в основном физиологического характера) и крупные (произвольные). Прыгающие движения (саккады) связаны с переводом взгляда с одного объекта на другой и с отслеживанием движений (следование за движущимся объектом). В глазу должен быть выработан сканирующий механизм, при котором глаз при движении берет определенную выборку информации из каждой части поля зрения и доводит ее до центральной области сетчатки глаза. Если бы мы обездвижили глазное яблоко, дав, например,атропина, мы бы вызвали туннельное зрение, то есть ясно видели бы только перед собой. Среди движений глаз следует выделить четыре: саккадические; связанные с отслеживанием; связанный с конвергенцией обоих глаз; связаны с вестибулярным аппаратом.
Отслеживание движений глаз
Знание этих движений важно в психологии, особенно когда мы изучаем процессы восприятия в определенной динамике, например тесты, основанные на так называемых отслеживание преследования. Это имеет большое практическое значение при обследовании водителей и пилотов - для описания количественного процесса получения информации и зрительно-моторной координации.

Статья посвящена следующим вопросам:
  • центральное зрение
  • саккадические движения глаз
.90 000 Что такое когнитивные искажения и почему они важны для нашего психического здоровья?

Каждый день в наших головах проносится много разных мыслей. Они могут быть началом определенного мыслительного процесса, частью его или появляться лишь временно, чтобы раствориться в клубке других подобных проявлений нашей психической жизни.

Смотреть видео: "Когда мне следует обратиться к психиатру?"

Часто наши воспоминания или ассоциации вызывают определенные чувства, например, когда мы вспоминаем свои любимые праздники, после которых мы чувствовали себя расслабленными и, вероятно, чувствовали бы себя полными сил.Точно так же эмоции, которые нам неприятны и с которыми иногда трудно справиться, такие как грусть или гнев, также могут быть вызваны каким-то мыслительным процессом.

Иногда негативные чувства вызываются ошибками в нашем мышлении, о которых мы не думаем и принимаем как должное. Обычно они являются автоматической реакцией нашего разума на ситуацию, с которой мы соприкасаемся, возможно, зафиксированной в результате предыдущего опыта. Способность нашего мозга к обучению — фантастический механизм, но он не всегда приносит положительные результаты.Лучше всего это иллюстрирует простой пример:

.

- Г-н Лукаш заметил, что все сотрудники, кроме него, получили электронное письмо с приглашением на корпоративный боулинг по случаю успешной рабочей недели. По этой причине г-н Лукаш сказал: - "Ну... наверное, я не нравлюсь менеджеру нашего филиала, или того хуже, я недостаточно хорошо работал"

Это, вероятно, вызвало чувство печали, а также стресс. Опыт г-на Лукаша – неприятная ситуация, но действительно ли это то, что думает г-н Лукаш? Да, он не получил приглашения, но мы не знаем, по какой причине.Самое главное появилась мысль, а точнее когнитивное искажение , которое называется "чтение мыслей". Причин неполучения приглашения может быть много, но в результате автоматического мышления наш герой выбрал только один вариант, не принимая во внимание остальные. Ведь может быть ситуация, при которой произошла программная ошибка, секретарь, набирая электронные письма, забыл о господине Лукаше или начальник собирается пригласить его лично для лучшей работы среди сотрудников.

На основании вышеизложенной ситуации можно сделать следующий вывод - когнитивные искажения приводят к переживанию негативно отмеченных эмоций, которые не обязательно могут быть адекватны событию . Избыток неприятных ощущений, таких как стресс, например, губителен для нашего психического здоровья, а также для нашего здоровья в целом.

Так что же делать? Остерегайтесь когнитивных искажений, вот некоторые из них:

  • чтение мыслей - (упомянутое выше) мы убеждаемся в том, что думают другие люди, не проверяя другие возможности.
  • сверхобобщение — это убеждения, которым предшествуют такие слова, как: всегда, никогда, все, все. Например: «Все здоровы, кроме меня».
  • черно-белое мышление — когда есть убеждение, что крайних значений всего две, например: «Я либо в чем-то хорош, либо в чем-то плох».
  • туннельное зрение — когда мы рассматриваем только одну категорию мыслей, например отрицательную: «Мой начальник плохой человек, потому что говорит только о моих ошибках».
  • катастрофический - когда на основании недостаточных доказательств убеждаемся в отрицательном окончании, например: "Я получил единицу по классной работе, теперь я точно провалю этот предмет, и в институт я никогда не попаду".
  • опускание положительной информации - когда мы игнорируем свои или чужие усилия, достижения и т.п.: «Я не делал ошибок на работе и получил повышение, но, вероятно, потому что мне повезло»
  • маркировка - когда мы присваиваем метку себе или кому-то на основании какой-то информации.Например: «Мой муж сегодня не ходил по магазинам, он безответственный!»

Простое осознание когнитивных искажений позволяет нам действовать. Когда мы обнаруживаем, что наши мысли попадают в одну из этих категорий, стоит проверить ее, попытавшись собрать доказательства за и против этого убеждения. На их основе можно сделать новый вывод, более соответствующий ситуации. Это позволит нам уменьшить или даже избежать ненужных негативных переживаний.

Воспользуйтесь медицинскими услугами без очередей. Запишитесь на прием к специалисту по электронному рецепту и электронному сертификату или на обследование в abcHealth Найти врача.

.

Когнитивные искажения – Когнитивно-поведенческая психотерапия

Что такое когнитивные искажения?

Когнитивные искажения — это преувеличенные и/или иррациональные модели мышления, которые поддерживают и увековечивают наличие симптомов психических расстройств, особенно в кругах депрессии и тревоги. Пионером исследований в этой области является психиатр Аарон Бек — создатель когнитивно-поведенческой психотерапии (КПТ).

Наличие когнитивных искажений в мышлении приводит к предвзятому, искаженному и часто негативному восприятию действительности.Можно сказать, что они убеждают разум человека в том, что то, что он видит, реально, когда это не так. Они, мягко говоря, неточны и обычно усиливают негативные мысли и чувства. В результате человек, который часто воспринимает мир на основе когнитивных искажений (сам не осознавая этого), может иметь весьма негативное представление о мире, других людях и самом себе.

Когнитивные искажения возникают у всех людей, в том числе у тех, у кого нет проблем с психическим здоровьем.Только их значительное усиление, высокая частота встречаемости и характер индивидуальных искажений могут привести к возникновению аффективных расстройств (депрессий) или тревожных расстройств.

Наиболее частые когнитивные искажения

Ниже приведен список распространенных когнитивных искажений:

  • Думать по принципу «все или ничего»

, также известный как дихотомизация или черно-белое мышление, заключается в восприятии событий с точки зрения «единиц», а не реальных оттенков серого или континуума.Оно может проявляться утверждениями «всегда», «все», «все», «никогда», когда они не соответствуют действительности.

Примеры: Человек, которым восхищаются, совершает незначительную ошибку, и восхищение превращается в презрение.

"Я не добился значительных успехов - я неудачник"

(также известное как чрезмерное обобщение) — это поспешные обобщения без достаточных доказательств или очень далеко идущие выводы из одного события.

Пример: «Я чувствовал себя некомфортно на общественной встрече, поэтому у меня нет качеств, необходимых для дружбы»

(также известное как избирательное внимание) — фокусируется только на негативных аспектах ситуации и игнорирует позитивные элементы. Это отражает склонность мозга отвергать информацию, несовместимую с ранее существовавшими убеждениями.

Примеры: "Один человек зевал во время моей лекции, я упал безнадежно"

"Отчет на работе намекнул, что одну вещь мне следует улучшить (среди множества положительных отзывов), так что я плохой сотрудник"

- основан на предвзятом игнорировании, отрицании ценности положительных переживаний.

Пример: «Меня поздравили с моим проектом — я этого не заслужил. Мне просто повезло. Они не знают, что говорят, или они наивны. А может, от меня чего-то хотят?»

  • Перейти к запросам

- делать серьезные выводы (обычно отрицательные) на основании расплывчатых (или фиктивных) посылок. Здесь мы выделяем два подтипа:

- Вывод о мыслях других людей на основе их поведения или невербального общения, предполагающий наихудший сценарий без проверки, спрашивая человека, что он на самом деле думает.

Пример: "При встрече со мной он посмотрел на часы - должно быть, ему до смерти скучно, и он думает, что я безнадежный человек"

  • Гадание

- предвзятое предсказание негативных исходов событий без какой-либо фактической основы.

Пример: "Я точно провалю этот экзамен"

  • Преувеличение/Уменьшение

- придание неадекватно большего значения предполагаемым ошибкам, слабостям и угрозам и, соответственно, неадекватно меньшее значение успехам, преимуществам и возможностям.

Пример: "Мои низкие оценки в аттестате явно говорят о моей некомпетентности, а мои хорошие оценки не имеют никакого значения"

— подтип искажения, описанного выше, фокусируется на маловероятном наихудшем сценарии.

Пример: "Если я получу водительские права, я обязательно попаду в аварию"

- предполагая, что отрицательные чувства раскрывают истинную природу вещей, переживая реальность как отражение насыщенных эмоциями мыслей.Вера в то, что что-то реально, основана исключительно на эмоциях.

Пример : «Я чувствую себя дураком, так что, наверное, я такой»

"Я чувствую, что может произойти что-то плохое, так что, вероятно, это произойдет"

- принятие на себя ответственности за события, на которые влияние человека ограничено или незначительно.

Примеры: "Мой ребенок плачет, поэтому я безнадежная мать"

"Механик был неприятный, я наверное сказал что-то глупое"

  • Злоупотребление императивами

- заключается в чрезмерном использовании жестких, всегда обязательных и даже абсолютных правил поведения.Проявляется в частом мышлении в терминах «надо», «следует», «надо». Тогда у нас есть жесткое и точное представление о том, как мы должны себя вести. Это относится и к другим людям. Мы переоцениваем негативное значение ситуации, если кто-то не соответствует нашим ожиданиям или мы не соответствуем собственным стандартам.

Пример: «Ужасно, что я сделал ошибку. Я всегда должен быть на 100%».

Во время когнитивно-поведенческой психотерапии пациент и терапевт часто пытаются идентифицировать используемые ими когнитивные искажения.В результате они становятся менее жесткими и менее автоматическими, благодаря чему восприятие действительности становится более реальным.

Подготовил д-р Гжегож Мончка, MD

.

Смотрите также